В компании моих соплеменников была рассказана притча. Жил-был наш человек, работавший у очень богатого управляющим всего хозяйства. Дела он вёл нечестно, приворовывал в размерах немалых, часть товаров отдавал в долг, имея на этом хороший навар.
И вдруг - ну надо же! - нашелся стукач, сообщивший хозяину о нечистоплотности управляющего. Разобравшись, глава объявил, что в ближайшее время будет увольнение.
Что делать? Физически работать - не может, попрошайничать - стыдится.
Идея созрела сразу. Вызвав первого должника, взявшего сто мер масла, предложил переписать расписку на пятьдесят мер; второму, вместо ста мер пшеницы - на восемьдесят, и т.д. Надежда - в дальнейшем, когда будет невмоготу, эти люди ему тоже помогут.
И об этом тоже узнал господин! Несмотря на то, что был обманут, сама идея ему очень понравилась! Ну и еврей, ну и разумный! И, при расставании, он даже похвалил воришку.
В заключение рассказчик неожиданно произнёс: "И я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители!"
Около двух тысяч лет христиане пытаются понять, что имел в виду Иисус (а это был он!), когда произносил сии слова ученикам [1]. Добрый, справедливый учитель, призывает к обману и воровству!?
Давайте разбираться.
ЛУКА. Немножко странно - такая непонятка, а в остальных трёх Евангелиях на эту тему - ни слова! Может быть, он придумал или исказил этот эпизод? Но всё Писание - Богодухновенно, т.е., по идее, рукою пишущего как бы "водил" Сам Творец!
Так и кто он?
Родился в Сирии, время - неизвестно, имя - явно не еврейское, из фразы ап.Павла [2] логично следует вывод, что Лука - не еврей.
Из разных источников: Евангелие написано им в пределах 30-70 лет после смерти Иисуса из Назарета.
Общался ли Лука с Учителем? Христианская традиция вещает: конечно - да! Обоснований - несколько. Хотя в состав 12 апостолов он однозначно не входил [3], считается, что он - один из 70-ти приближённых, имён которых никто не знает; он - встретил с другом Клеопой воскресшего Христа [4], хотя даже намёка на его имя в этом эпизоде тоже - не имеется; он присутствовал при распятии Иисуса: "Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за ним, из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это" [5], тоже - не конкретно...
Можно, конечно спорить, что и длится веками, но - не нужно. Ведь сам Лука начинает своё Евангелие словами: "Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать..." [6], т.е. последователю Иисуса, в своём кругу, стали известны детали жизни Учителя от тех, кто знал Его.
Хотя и в этом находятся оппоненты, доказывающие, что, т.к. Лука был не из 12-ти, а из 70-ти, то мог не знать некоторые детали.
Исходя из посланий ап.Павла видно, что с Лукой он часто общался, и тот получил при этом много информации. Но Павел-то живого Иисуса вообще не видел, а, по смерти того вначале активно боролся с зарождающимся христианством!
ИДЕОЛОГИЯ ПОКОРЁННОГО НАРОДА. После светлых лет правления великого Соломона, умело использовавшего для существования мира и блестящий ум и постельный режим, не было спокойных лет без внешнего ига у маленького государства, разделившегося ещё вдобавок по собственной инициативе на два - Северное (Израиль) и Южное (Иудея). Кто-то нас покорял, устанавливал свои правила, взымал дань. В анализируемый период мы были под римлянами. Как всегда, обе стороны презирали и ненавидели друг друга.
Но что бы там ни было, за очень малыми, тёмными в истории древности промежутками, нашей основой была, есть и будет - Святая Тора. Её корни - любовь и справедливость, общечеловеческие принципы порядочности.
Проанализируем сквозь её призму поступок управляющего и слова Иисуса. Цитата из 10 заповедей: "Не кради..." с дополнительной расшифровкой, в том числе "Не желай ничего, что у ближнего твоего" [7].
По законам иудаизма нарушитель Торы наказывается, украденное с лихвой возвращается, с работой и прибылью остаются и служители Храма.
Для религиозного еврея "не проходите мимо" в таких случаях - закон, ибо Бог всё видит, а память у Него - навсегда, и когда ты на земле, и когда с отчётом - повыше.
Итак, сей "герой" - воровал. И, судя по тексту, продолжительное время, и - безнаказанно!
Отметим, что в те времена всеми считалось, что приведенные выше слова "у ближнего твоего" относятся только к евреям. Получается, что он может украсть у нееврея!
Итак, можно предполагать, что или вор, или его начальник, или оба - не были евреями. Но вор - явно - еврей, ибо он надеялся, что в будущем свои ему помогут; в ином случае - размечтался!
Значит, гоем был хозяин. Тем более, что он и не собирался подавать в суд, зная, что будет саботаж. Платить "налево" тем, кто возьмёт (и такие бывают), наверное - "овчинка выделки не стоила".
А как же римляне? Не могли помочь хозяину? Нет, они в такие дела не вмешивались. Главное - получить дань с подвластного государства и следить, чтобы был максимум спокойствия. При очень крупных финансах вариант, может быть, и существовал. Но тогда хозяин получил бы врагов величиной в Иудею на всю оставшуюся жизнь!
...Я специально подчеркнул, что Лука и не родился на Святой Земле, и не был евреем. Естественно, этот порядочный, увлёкшийся идеями Иисуса человек, путешественник, очевидно, как Христос и Павел не имевший ни детей, ни жены, ни кола, ни двора, мог не знать Торы и тонкостей взаимоотношений в Иудее, поэтому и записал 1:1 то, что ему передали спустя десятки лет по смерти Учителя.
Вернёмся к Иисусу из Назарета. Это христиане считают, что он - интернационалист. Да ничего подобного! Это был махровый еврейский националист!
Одного примера - достаточно. Язычнице, которая просила вылечить дочь, он ответил: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева, ... нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их" [8]. Т.е. евреи - господа, гои - псы...
Умный, активный, любящий свою страну диссидент, несомненно, посланный Творцом с особым заданием [9], пытавшийся устранить недостатки религиозной знати и жить по Торе: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" [10], объясняет реальный вариант - обман гоя евреем и, естественно, стоит на стороне управляющего, тем более что неправедное богатство, это - деньги язычников. Получив их, трать на добрые, еврейские дела, ибо "вечные обители" это, скорее всего - прекрасное будущее в "Божием Доме"...
Следует отметить ещё один фрагмент [11]. Ранее, при беседе Иисуса с учениками присутствовал посторонний, задавший провокационный вопрос: "Кто мой ближний?" Учитель, как обычно, ответил притчей. На одного пешехода напали разбойники, ограбили и жестоко избили. По этой дороге шел священник, увидел еле живого человека и прошел мимо. Так же поступил и левит. Затем проезжавший самарянин сжалился, перевязал раны, посадил на своего осла, привёз в гостиницу и позаботился о нём.
-"Кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?"
Посторонний ответил: "Оказавший ему милость". Тогда Иисус сказал ему: "Иди и ты поступай так же".
Итак, в присутствии законника Иисус, житель Северного царства, ответил чётко по Торе. Главное в деятельности даже нерелигиозного человека - его дела. Именно с без дел говорящими Иисус и воевал, ибо среди фарисеев и др. таковых было предостаточно.
Очень интересен вариант, ежели бы в притче вместо самарянина (тоже жителя Северного царства, которых в Иудее считали язычниками, несмотря на еврейские корни и стремление выполнять законы иудаизма) оказался римлянин! Но тогда это был бы текст с иным содержанием...
Литература
[1] Евангелие от Луки 16:1-9
[2] Послание ап.Павла Колоссянам 4:10 - 14
[3] Евангелие от Матфея 10:2-4
[4] Евангелие от Луки 24:13-31
[5] Евангелие от Луки 23:49
[6] Евангелие от Луки 1:1-4
[7] 2 книга Моисеева Исход (Шмот) 20:15,17
[8] Евангелие от Матфея 15:24-27
[9] В.Леви "А знал ли Ты, зачем был послан?" http://www.proza.ru/2007/11/16/271