...В Хайфе я живу в нижней части города, а любимая синагога находится на знаменитой горе Кармель. Домой (более часа) всегда возвращаюсь пешком. После молитвы, под гору, прекрасно и дышится, и думается.
-Адон! (господин - евр) Извините, у меня кончились деньги, а до дома добираться - не близко. Дайте, пожалуйста, пару шекелей на автобус, - обратился ко мне на чистом русском молодой человек при галстуке.
-Что за вопрос, возьмите, ведь в жизни всё бывает!
Через минутку - мысль: "Лох! Сегодня вечером уже начался шаббат, автобусы не ходят! И в какой раз вешают спагетти на твои еврейские уши?"...
Есть ли нищие в Израиле, и, в частности, в Хайфе?
Да. Например, в подземном переходе на центральной улице - двое, один играет на электропиано и поёт; метрах в двухстах от них, у сигнала светофора, "передвижной" чуть согбенный муж с ручным синтезатором просит у водителей авто; против главпочтамта - ещё один. Думаю, что в сумме десяток-другой на 270 тыс. жителей - насобирается.
К слову, через пару месяцев после указанного случая днём, в будний день, услышал: "Адон.. помогите... на проезд..." Передо мной стоял "старый знакомый". Я внимательно присмотрелся - да, следы наркоты - налицо...
Приехав в Обетованную на ПМЖ, как и все, начал изучать иврит в ульпане. После первого занятия ко мне обратился сосед по парте: "Пошли, пообедаем. Рядом - столовая, за два шекеля сытно покушаешь".
-Ты чё, так дёшево (4 шек = 1 долл) - не бывает!
-Давай, проверишь.
И действительно - чистенькое помещение, хлеб на столах, обед из трёх блюд, на второе обязательно очень приличный кус мяса с гарниром. Так как на стене большой портрет Любавического Ребе, пища, естественно, кошерная.
Всё - класс. Удручает только одно - у некоторых посетителей на лицах отражены следы употребления нерекомендуемого.
(Позже узнал, что в Тель-Авиве еда в аналогичном общепите обходится всего в один шекель, а совсем недавно в Хайфе появились две бесплатных столовых - на ул. Рафаэль 1 и ул. Михаэль 41...)
Вы знаете, как питаются в Израильских тюрьмах? А в кииле, где за бесплатно лечат наркоманов? Мясо, фрукты, овощи - ежедневно!
Когда-то в Рязани "прожил" трое суток в КПЗ (камера предварительного заключения). И как там "кормили"? Утром на день - три кусочка хлеба и горка сахарку - ложки две, плюс кружка темноватого кипятка, именуемого чаем, днём - щи (жиденький супчик с капустой и картохой) да каша, вечером - ещё один стаканчик "чая". Хлеб и сахар уничтожаешь утром, поэтому вечером - просто кипяточек. Очевидно, в матушке России хорошо знают, что на ночь кушать - вредно-с.
Так как я попал случайно (мои пижонские усики и короткое коричневое пальто совпадали с приметами разыскиваемого воришки), то с удовольствием вспоминаю этот случай. А как тем, для кого КПЗ - нормальное явление?...
В Израиле нынче умереть с голода просто невозможно. Сразу попадёшь в книгу достижений товарища Гиннесса.
Всегда ли так было?
Посмотрим на 2000 лет назад.
Обескровленная Иудея - под римлянами. Голод. Очень многие ели мясо только по праздникам.
Нищих - навалом. Безработица. Ежели, к примеру, муж выгнал жену, а в отчий дом по каким-либо причинам возврата нет, то спасение - только в проституции. А коли телом не вышла?...
Господь знал, насколько многоступенчат, сложен и тяжёл будет путь его Сына - первенца, поэтому в Святой Торе предусмотрены все варианты - что делать. А вот когда и как - вопрос другой и очень серьёзный...
Итак - принцип - помоги нуждающемуся - в ТаНаХе констатируется чётко и однозначно, от главного указания "Возлюби ближнего как самого себя" [1], и различных вариантов помощи продуктами питания [2], до выдачи денежной ссуды [3].
Также Тора напоминает: "К концу семи лет установи отпущение. И вот в чём заключается отпущение: пусть каждый заимодавец простит долг ближнему своему и не притесняет ближнего своего и брата своего, когда объявлено отпущение от Бога") [4].
По расчётам наших мудрецов недавно закончился год прощения долгов (шмиты) - 5768-й (2007-2008).
Итак, если Изя занял у Нохума сто шекелей, то по завершению последнего дня 5768 года долг автоматически аннулируется.
Что получалось в те времена, когда ещё подавляющее большинство нас, евреев, несмотря на колоссальные трудности, старалось жить по указаниям раввинов?
-Взаймы давали своему родственнику и вообще еврею?
-Конечно - да.
Но вполне закономерно, что с приближением года шмиты резко возрастала вероятность того, что можно и не получить назад свои деньги.
И, вполне понятно, что по разным поводам и причинам в это время деньги в долг старались не давать.
Кто страдал от этого?
Конечно, в первую очередь - голодные. Но, не исключено, что хотя с еврея брать проценты категорически запрещалось [5], многие богатые находили обходные пути для получения прибыли, ведь, например, ежели бедный "от чистого сердца" помогает имущему или его родственнику выполнить за бесплатно какую-нибудь работу - какой же это грех?
Значит, и обеспеченным было невыгодно указание Торы.
Мы сильны тем, что в подавляющем большинстве случаев можем эксклюзивно думать. И - придумали.
Да, Нохум у Изи получить долг в год Шмиты и позже, в соответствии с указанием Торы - не имеет права. Но он может поручить кому-то, (вполне естественно, суду) забрать деньги у должника.
Для этого достаточно попросить трёх религиозных евреев, чтобы они образовали для него раввинский суд.
А как же запрет Торы?
А всё - по Торе! Вспомним, она вещает: "не сжимай руки твоей перед братом твоим".
НО У СУДА НЕТ НИ РУК, НИ БРАТЬЕВ! ОН - БЕСТЕЛЕСЕН! Вот Вам и вся любовь - к ближнему, Торе, Богу!
Так мы в древности, используя Сангедрин, "обошли" одно из указаний Святой Книги. Да, действительно, "нормальные герои всегда идут в обход"!
И это - несмотря на множество указаний Моисея о том, что в Тору нельзя вносить никаких изменений [6] и предупреждений о наказании [7]!
Сие "мероприятие" назвали прозболом.
Талмуд (5 век) узаконил его [8].
Естественно, что и свод еврейских законов "Шульхан Арух", (16 век) не стал на стражу Торы, как и краткий свод законов "Кицур Шульхан Арух" [9], появившийся всего полторы сотни лет назад.
Не правда ли - странно, ведь Сангедрин, Верховный суд раввинов, существует для того, чтобы соблюдать законы Торы!
И кто же конкретный идеолог?
По прошествии более 1000 лет со дня дарования Торы главой Суда Справедливости был назначен один великий еврей. Гиллель. И это он нашёл обходной вариант!
...И всё же - что-то гложет. Ведь не мог же он просто так, используя служебное положение...
А ежели война, стихийные бедствия, экономические кризисы? Они же изменяют условия жизни людей, и значительно возрастает угроза смерти.
И - вообще, чисто юридически, имел ли право наш Высший Суд на земле - далее звучит кощунственно - вносить корректировки в Святую Тору, т.е. в указания Верховного Судьи - Всевышнего?
Да, таки имел. "В исключительных обстоятельствах Тора наделяла пророков, мудрецов правом принимать решения, противоречащие Синайскому Закону" [10].
Но когда ЧП кончается, как правило, в жизни всё возвращается на круги своя.
Не мог же Гиллель считать, что голод в Обетованной - вечен, ибо Тора говорит о будущем: "Не должно быть у тебя нищего, ибо благословит тебя Бог в стране, которую Бог, Всесильный твой, даёт тебе в удел" [11].
А ежели это так, то обсуждаемое решение не может быть бессрочным.
Известно, что "в некоторых случаях мудрецы, принимая новый указ, заранее оговаривали, что при изменении обстоятельств он может быть отменен, и этот закон автоматически прекращал действовать без вмешательства бейт дина" [10].
Сознательно ли наш великий предшественник опустил "срок действия", или ошибся, сегодня не определит никто.
В Святой Книге нет ничего лишнего. И нет мелких вопросов. Ведь мы - народ, которому Творец доверил нести слово Истины всем людям земли. А для этого необходимо быть кристально чистыми, в первую очередь, нам самим.
Приведу жёсткий пример.
После того, как при попустительстве Аарона был вылит золотой телец (бык, которому поклонялись язычники), последовала команда вернувшегося от Творца Моисея: шашки - наголо. "Пусть каждый убьёт своего брата, и своего друга, и своего близкого, если тот преступник" [12].
Сразу же в бой бросились левиты. И кого они уничтожили первыми? Левитов, своих братьев, изменивших идеологии Творца. Т.е. самые страшные из врагов - те, кто с нами, внутри нас. Внешние враги - виднее и менее опасны. Да и когда бьют по физиономии - хоть и больно, но понятно; а вот ежели - в спину, то и опасней, и обидней...
Время диктует: одно было верно, а другое - не совсем так. Элементы "не совсем так" нужно исправлять. При всём колоссальном уважении к нашему великому прошлому.
Тем более, что мировая структура помощи нуждающимся кардинально изменилась: существуют благотворительные фонды (наиболее мощный, на мой взгляд, - американский "Джойнт"), просто безвозмездно помогающие, в частности ежемесячно - старикам, вплоть до доставки пищи больным на дом.
Наша история - фундамент жизни. И он должен быть безупречен. А некорректные элементы национальной юности (а они были, ибо "сказал Господь - помысел сердца человека зол от молодости его" [13]), необходимо искоренять.
Спокойно, без шума и громких дебатов. Ведь многое, и прозбол в том числе - понятия предельно ясные.
И что мешает?
-Шея. С нею у нас не всё в порядке. Это явление жестоковыйностью именуется, любимые евреи.
Сколько же можно жить по принципу: партия - сказала, комсомол - откозырял, т.е. древние решения остались навсегда?
Недруги иудаизма нынче внимательно изучают не только Тору, но и наши традиции. Ведь чтобы победить придуманного врага, им необходимо знать его оружие! Поэтому и возникли всякие кураевы - умные, грамотные, скользкие, перевирающие, берущие на вооружение неверные толкования, выдумки, и использующие любой повод, чтобы как-то облить нас духовной грязью. В результате появляются даже "судебные иски", например, требующие запретить Талмуд и "Кицур шулхан арух" (!), т.к. в них умудряются "найти" непорядочное, вплоть до еврейского национализма.
И поэтому мы должны исключительно щепетильно относиться ко всем постулатам Торы. Ведь ежели мы не аннулируем самые мелкие "ошибки нашей молодости", то нам всегда будут тыкать - вы, евреи, сами нарушаете свои религиозные ценности, даже по отношению к своим. Так как же к нам, чужим? Конечно, намного хуже.
Получается, что этой проблемой нелюбовь к евреям, грубо говоря, как-бы "подпитывается" нами самими.
И ещё. ГИЛЛЕЛЬ ВЕЛИК, И С ПРОЗБОЛОМ, И БЕЗ НЕГО. И даже, если допустить, что этот Человек в каких-то деталях ошибся, стараясь сделать лучше именно в тот период времени, когда основная масса евреев жила впроголодь, - не нам Его судить.
В любой системе управления, законодательстве, в том числе и религиозном, всё должно своевременно доводиться до логического конца.
Поэтому исправлять временные отклонения, коль это возможно, - просто необходимо, ибо, законсервировавшись, мы свершаем духовный грех.
А зачем нам это надо?...
PS1. Допустим - таки да, таки случилось невероятное и сегодняшние умы согласились - пришла пора отменить прозбол!
И кто рискнёт? Ведь идти против великого Гиллеля мог только Шаммай, но он, к сожалению, пока ещё не воскрес.
По идее - глава нынешнего бейт дина, раввин Адин Штейнзальц.
А имеет ли он вместе со своим Сангедрином такое право?
"Когда бейт дин выносил решение по какому-то алахическому вопросу, это решение становилось частью Устного Закона, и ни один последующий бейт дин не мог отменить его, "если он не превосходил (прежних судей) мудростью и числом" [10].
Ну, с числом - понятно: т.к. Сангедрин состоял из 71 члена, то, учитывая различные мнения мудрецов [10], возьмём за основу наиболее логичный из них постулат Рамбама - большим количеством.
А как - с умом?
Господь постоянно открывает нам новые горизонты как в духовном, так и в науке, искусстве, технике. Естественно, что раввины сегодняшнего дня по своему уровню, как минимум, не уступают мудрецам древности.
Казалось бы, здесь проблем нет...
Но есть параметр, по которому никто из сегодняшних самых-самых не сравниться с некоторыми нашими предшественниками. "В качестве примера Талмуд берет Сангедрин города Бейтара, в состав которого во 2-м веке входили величайшие Учителя Мишны - раби Элиэзер, раби Иегошуа и раби Акива. И все они знали по 70 языков. В результате многочисленных споров было принято галахическое постановление - достаточно двух судей, знающих 70 языков" [14].
А нынешние раввины даже не знают, что же это были за языки! [15]. Ведь сегодня "коренных" языков в мире - более 5000, а всех - около 7000! [16].
Но сие ещё не всё! Каждый судья должен быть знаком с приемами магии, которые "позволят ему нейтрализовать парапсихологическое и надматериальное воздействие на свидетелей"! [14].
И что делать?
Думаю, выход единственный - наконец-то признать, (а аналогичные мысли высказывались в разные времена многими уважаемыми евреями [17]), что в Талмуд с благороднейшими целями были вкраплены элементы сознательно придуманного. Они поучительны, интересны, и очень важно - заставляют нас рассуждать и дискутировать. Естественно - за круглым столом.
Как и сказки, они - увлекательны и зачастую - иносказательны! А сказка не только учит доброму, вечному, прекрасному, но может стать и былью!
Только всему - своё время...
PS2. Когда произойдёт вышесказанное (не сегодня, так "завтра" - но обязательно), сразу же параллельно встанет масса нерешённых вопросов. Например, - а как же формально быть с многоженством? Ведь рабби Гершом, количественно сравнявший в законном браке оба пола в 10 веке, знал, что, с одной стороны, Тора говорит - "оставит мужчина отца и мать и прилепится к жене своей" [18], (т.е. к одной, единственной), а с другой - все наши праотцы имели по несколько жен, и Творец по этому поводу просто предупредил, что царь не должен иметь много коней и жен [19], а, естественно, все остальные - кто сколько может. Сангедрин в это время вообще не функционировал, и рав сделал все правильно - вероятно, пригласил ещё двух евреев для соблюдения установленных правил и определил срок запрета - 1000 лет, (может быть, потому, что царь Давид вещал о Творце: "Ибо тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний" [20]). Они действительно пролетели, как один миг. Т.е. введенный р.Гершомом закон автоматически прекратил своё действие, и вновь вступил в силу разрешающий постулат Торы!
Итак, чисто формально, для верующих евреев Израиля вновь пришла эра реализации существования гарема. И наступило равенство с сефардами, проживающими в арабских странах, которым разрешено иметь 4 жены; вернее - опять неравенство, но наоборот, ибо израильтяне получили преимущество, т.к., при всём уважении, для нас мусульманские ограничения четвёркой - не указ.
В Х веке функционировал Юлианский календарь, введённый в 45 году до н.э. римским императором Юлием Цезарем. Ну, уж от римлян, этих язычников, мы в своё время натерпелись! А раввины всех поколений чётко знали, что у многобожников ничего нельзя перенимать...
С учётом этого, существует реальная версия [21], что р.Гершом отменил многоженство не на 1000 лет, а до конца тысячелетия (естественно, по еврейскому календарю), а оно закончилось примерно в 1240-м...
И что же делать?
По идее разума, сегодня наш Сангедрин должен продлить срок действия постановления р. Гершома ещё хотя бы на один Божий день, а далее поживём - увидим.
Повторяю - несмотря на возражения многих уважаемых евреев, как обсуждаемые, так и некоторые другие элементы Галахи будут меняться, ибо РАЗВИТИЕ - БЕСКОНЕЧНО, А БОГ - РАЗУМНОЕ ПОСТОЯНСТВО, НО НЕ ЗАСТОЙ...
Литература:
[1] Тора, книга Ваикра (19:18).
[2] Тора, книги: Ваикра (19:9,10; 23:22; 25:35); Дварим (23:24; 24:19-21). ТаНаХ: Мишлей (22:9); Книга пророка Исаии (58:7) и др.
[3] Тора, книга Дварим (15:7-8): "Если же будет у тебя нищий из братьев твоих... то не ожесточай сердца своего и не сжимай руки твоей перед братом твоим нищим, но раскрой ему руку свою и давай ему взаймы по мере нужды его..."
[6] Тора, книга Дварим (4:2) "Не прибавляйте к тому, что я повелеваю вам, и не убавляйте от этого, чтобы соблюдать заповеди Бога", а также Дварим (5:32, 6:17, 7:11, 8:1, 8:6, 12:32, 13:1, 28:13,14).
[7] Тора, книга Дварим (30:15,16) "Предложил я тебе сегодня жизнь, и добро, и смерть, и зло, ибо заповедую я тебе сегодня любить Бога, Всесильного твоего, идти путями Его, и соблюдать заповеди Его, и установления Его, и законы Его", а также Дварим (11:26, 28:2, 30:19).
[8] Талмуд, пер. Н.Переферковича, том 1, Трактат "Шевиит", стр. 224.
[9] Рав Шломо Ганцфрид "Кицур Шульхан Арух", глава 180, стр. 499, перевод под редакцией Л.Городецкого, Москва 2006.
[10] Хаим Шиммель "Истоки Устного Закона. Воля Б-га, суда и народа" со ссылками на: Хидушей Меири, Авода зара 36а; При хадаш, Йорэ дэа 116; Эдуйот (1:5); Рамбам, Мамрим (2:2). http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=873#1
[15] Вопрос раву Лайтману: "Рав! Есть ли описание 70-ти народов мира - 70-ти желаний? Или это до махсома - абстракция?" Ответ: "И после махсома это раскрывается, как духовные корни, постепенно. Описать это невозможно, потому что нет в вас адекватных ощущений. 70 народов мира - надо брать в кавычки, потому что это определение, категория, а не существующее".
[16] Послание Коитиро Мацууры, Генерального директора ЮНЕСКО, 9 августа 2008, http://www.un.org/russian/events/indigenous/2008/unesco.shtml
[17] Раввин Григорий Котляр "От религиозных реформ к сионизму". Альманах Е.Берковича "Еврейская Старина", Љ 5(52), 2007 г.