Считается неизвестным происхождение касситских племён. Касситский язык почти не сохранился, но и то, что известно совсем не похоже на какие-либо языки, существовавшие в те времена. Известные касситские слова не похожи на семитские; родство с изолированным эламским языком также весьма сомнительно, одним из первых эту точку зрения высказывал Г. Хюзинг в одной из своих работ.
Касситы изначально были скотоводческим пастушеским племенем и жили у северо-западных пределов Элама. По долине реки Диялы касситы совершали набеги на Месопотамию в конце периода I-ой Вавилонской династии.
Одна из групп касситских племён ещё в XVIII веке до н. э. продвинулась даже в Северную Месопотамию и вышла к притоку среднего Евфрата - Хабуру. Несколько ниже впадения Хабуру в Евфрат в связи с их вторжением было воссоздано старое Ханейское царство с центром в г. Терке. Воцарившая здесь династия, по-видимому, первоначально была аккадско-аморейской, опиравшейся на вооружённые силы касситов. Но затем касситы сами захватили власть и сделались царями.
Кто же такие касситы и откуда они взялись в горах Загрос? Их язык не похож ни на один язык народов, окружавших их. Это были племена, вторгавшиеся на территорию Вавилонии в целях элементарного грабежа, захвата имущества, животных и провизии у более продвинутых в экономическом отношении соседей. Об их богах и верованиях известно мало, но если сравнить по аналогии с шумерскими богами, то их божества очень похожи на шумерские, только носили другие имена. После того, как Инанна/Иштар стала строить Третий регион, они стали испытывать её влияние. Им стали знакомы бог Солнца Шамаш/Уту и бог грозы и молнии - Адад. Ничего удивительного в этом нет, ведь эта тройка богов в то время была дружна между собой. Если земли Адада находились севернее Шумера, а регион Инанны - на востоке, то Уту уже давно обосновался на западе Загросских гор, взяв под свою опеку жившие там племена. Он и обучил их земледелию, виноградарству, разведению коз и овец. Уже в 8 тысячелетии до н. э. они изготавливали сосуды из керамики, статуэтки животных и людей. А касситы - это потомки, тех же гутиев и луллубеев. У них уже были лошади, они владели технологиями изготовления металлов и впервые применили колесницы в войнах с соседями. Но лошади и колесницы это уже позже 15 в. до н. э., так как впервые колесницы были применены хеттами при захвате Вавилона.
Вот так, оказывается, что эти кочевые племена применяли колесницы, владели металлическим оружием из меди и бронзы, знали земледелие и неплохо разбирались в тактике войны!
Современные археологические исследования в Загросских горах опровергают существовавшую прежде теорию о проживании там примитивных племён охотников-собирателей, таких как гутии и луллубеи. Да, они там жили и с очень давних времён, но вовсе не были примитивными племенами!
Известно, что примерно до 11000 г. до н. э. охотники-собиратели жили в основном в пещерах Загросских гор. По сравнению с предыдущими культурами охотников-собирателей увеличилось разнообразие употребляемых в пищу животных и растений (в частности, к рациону добавились фисташки и дикие фрукты, а также улитки и крабы) (Flannery 1973)., а 12 тыс. лет назад была обитаема пещера Али-Садр.
О периоде в 2500 тыс. лет после 11000 г. до н. э. почти ничего не известно. Много информации принесло открытие стоянки Асиаб (около 8500-8000 гг. до н. э.) в окрестностях Керманшаха. Асиаб был небольшим лагерем охотников-собирателей, которые населяли его не постоянно, а в определённые сезоны. В пищу стали употреблять диких коз и овец; кроме того, на стоянках того периода обнаружено большое количество раковин улиток. Археологи считают, что последние употреблялись в пищу, только когда охота была безуспешной. А наличие в этих местах большого количества ракушек и улиток свидетельствует, что воды Потопа в своё время побывали и здесь.
Несколько поселений, существовавших относительно постоянно в Загросских горах, относились к периоду 8000 - 6800 гг. до н. э. Культура стоянок Ганджи-Даре и Абдул-Хосейн всё ещё не обладала керамикой, поэтому данный период обозначается как докерамический неолит. Этот термин также применим к наиболее ранним слоям холма Гуран в Луристане, а также к памятникам Али-Кош и Чога-Сефид на равнине Де-Луран, к западу от Загросских гор. В этих местах впервые начался выпас стад коз и овец. Переход к скотоводству означал совершенно новый тип хозяйства. Он сопровождался многочисленными инновациями, в частности, в архитектуре жилищ.
Встречаются орудия для сбора урожая и изготовления продуктов из злака, но находки обожжённого зерна чрезвычайно редки.
Статуэтки животных и людей возрастом около 9000 лет обнаружены в Тепе-Сараб в провинции Керманшах, наряду с другими артефактами. В 8 тыс. до н. э. в западном Иране начали формироваться аграрные общины, такие, как Чога-Бонут (древнейшая известная деревня в Сузиане). Примерно в то же самое время были изготовлены наиболее ранние из известных в Иране глиняные сосуды и человеческие фигурки из терракоты, найденные в Ганджи-Даре, также в западном Иране. Юго-западная часть Ирана входила в Плодородный полумесяц - регион, где впервые стали культивироваться основные сельскохозяйственные культуры в таких деревнях, как Сузы (ныне - город, существующий с 7000 г. до н. э.) и Чога-Миш, чей возраст датируется около 6800 г. до н. э. В ходе раскопок в Загросских горах обнаружены сосуды с вином возрастом около 7 тыс. лет (ныне выставлены в Университете Пенсильвании) и руины того же времени в Сиалке и ряде других мест. Двумя основными поселениями неолита среди археологов Ирана считаются культура реки Заянде-Руд и Ганджи-Даре.
Керамический сосуд, 4 тыс. до н. э., найденный в Загросе. Национальный музей Ирана.
"На территории Ирана обнаружено большое количество поселений, в том числе городского типа, относящихся к 4 тыс. до н. э. Одной из наиболее ранних цивилизаций была джирофтская культура на юго-востоке Ирана, территория остана Керман. Это одна из самых богатых артефактами культур Среднего Востока. Обнаружено большое количество объектов, украшенных гравированными изображениями животных и архитектурными мотивами. Многие из объектов изготовлены из мягкого серо-зелёного камня хлорита, а также из меди, бронзы, терракоты и даже лазурита".
С большой долей вероятности можно предположить, что это потомки игигов и земных женщин, а также потомки людей, которым удалось выжить после Потопа в высоких Загросских горах. А касситы - это уже более позднее образование древних племён, которые проявили себя значительно раньше в войнах с Аккадом, находившимся под покровительством Нанны/Сина. В результате военных походов и оккупации Аккада гутии и луллубеи в значительной степени перемешались с семитскими народами и частично - с хурритами, во многом переняв образ жизни побеждённых ими народов.
Одна из групп касситских племен появились на границах Месопотамии вскоре после смерти Хаммурапи. Около 1742 г. до н. э. касситский вождь Гандаш вторгся в Вавилонию и присвоил себе высокое звание "царя четырех стран света, царя Шумера и Аккада, царя Вавилона", однако реального завоевания страны еще не произошло. И лишь после разгрома Вавилона хеттами в 1595 г. до н. э. касситские цари обосновались на вавилонском троне. Оставшаяся без централизованного руководства Вавилония не могла оказать касситам серьёзного сопротивления и в результате оказалась под их властью, но не сразу.
После ухода армии Мурсили I город на какое-то время был захвачен царём Приморья Гулькишаром (так называемая II Вавилонская династия или I династия Приморья).
В первой половине XVI века до н. э. царь Агум II захватил Вавилон, основав там новую, III династию. Правление касситских по происхождению III и V династий, а также II династии Исина очерчивает рамки Средневавилонского или касситского периода в истории Нижней Месопотамии (ок. 1595 - 1004 г. до н. э.)
Постепенно касситы вернули Вавилону былое величие и вывели его на новый уровень развития. Царь Агум II доставил в город статую бога Мардука, некогда увезённую захватчиками в Хану; в его правление царство уже включало Аккад, бассейн реки Диялы и некоторые области Загроса. При последующих правителях был присоединён Шумер (разгромлено Приморское царство), некоторые территории на Тигре. Под властью касситов оказалась вся Нижняя Месопотамия. Начиная с правления Куригальзу I царская резиденция какое-то время находилась в заново выстроенном городе Дур-Куригальзу (аккад. "Крепость Куригальзу"). Вместе с тем, централизация государства при касситах ослабевает.
При касситах в военном деле стала активно использоваться конница, а в транспорте - лошади и мулы. Несмотря на то, что в сельском хозяйстве в это время наблюдается некоторый застой, начинает применяться комбинированный плуг-сеялка. Создаются сети дорог и активизируется вешняя торговля. Однако, из-за прекращения притока рабов, в экономике ощущается застой.
Одновременно возрастает значение общественных структур: родовых объединений и больших семей, обозначаемых термином "биту" (дом) и возглавляемых "бэл бити" (господином дома. Касситские роды контролировали подопечную им территорию, следили за сбором налогов, выполнением общественных повинностей. Со временем укрепляются сельские общины. Вместе с этим идёт интенсивный процесс обогащения касситской родовой знати и создания крупного частного землевладения, отделяемого от общинного, что закрепляется царскими указами, удостоверяющего право собственности того или иного землевладельца на пожалованную землю и освобождение от повинностей и налогов. Эти указы высекаются на особых межевых камнях - "кудурру".
Куду́рру - грамота на владение землёй Хуннубат-Нанайе, дочери царя. Лувр.
Иммунитетная грамота, дарованная сыну и наследнику - Мардук-апла-иддину. Лувр.
Касситы перенимают высокую вавилонскую культуру, отождествляя своих богов с вавилонскими и покровительствуют традиционным культам месопотамской религии. Царь Агум II много сделал для реставрации и украшения их храмов. Мардуку было разрешено вернуться в свой храм Эсагила в Вавилоне. Однако он был лишён возможности назначать царей по своему усмотрению. На этом и закончилась его власть в качестве Верховного Правителя Земли. Он мог только обдумывать своё положение и наблюдать из окна спальни за восстановлением Вавилона. В дальнейшем эта почётная должность была устранена, каждый из царственных аннунаков стремился доказать своё величие и значимость. В XV в. до н. э. строится храм в Уруке в честь богини Инанны, к XIV в. осуществляется реставрация зиккуратов и храмов в Уре в честь Нанны. Энки остался Господином Земли и строил в Индии своё царство, основанное на религиозных культах.
Такие крупные города как Вавилон, Ниппур, Сиппар не только были освобождены от всех налогов и повинностей, но даже имели свои собственные воинские контингенты. Касситская знать постепенно сливается с местной вавилонской знатью. Из крупнейших храмов особое место принадлежало ниппурскому храму Энлиля (Культовый город Энлиля, где находился его главный храм Е.КУР - "дом, высокий, как гора").
Хотя касситские цари по традиции именовали себя "царями четырех стран света", однако влияние их было незначительно. Такие мощные военные державы, как Египет, Митанни и Хеттское царство вели жестокую борьбу за гегемонию, а касситский Вавилон был лишь одной из второстепенных фигур на военно-политической арене. В надписях египетских фараонов сообщается, что Вавилония признавала могущество Египетской державы, выражала почтение и приносила дары ее царям.
Во второй половине XV в. до н. э. между Египтом и Вавилонией установились стабильные мирные отношения: постоянно курсировали послы, ходили торговые караваны. Касситские цари обычно посылали в дар египетским фараонам упряжки лошадей и колесницы, сосуды из бронзы, ценные сорта масла, изделия из лазурита и др. В качестве ответных даров они получали золото, великолепную мебель из ценных сортов дерева, украшенную золотом и слоновой костью, ювелирные изделия. При временном ослаблении Египта вавилонское правительство становится более требовательным. В тоне писем звучит недовольство. Особенно недоволен был Бурна-Буриаш приемом в Египте ассирийского посольства, ибо считал Ассирию зависимым от себя государством. После разрыва с Египтом касситские цари ориентируются на враждебные ему Митанни и Хеттское царство. Вавилон поддерживает притязания Митанни на земли Восточносредиземноморского побережья, за хеттского царя выдается дочь Бурна-Буриаша II.
Но сравнительно слабый касситский Вавилон не пользуется влиянием у могущественных держав. Усиливается Ассирия, в XIII в. до н. э. она наносит касситскому Вавилону ряд ощутимых ударов. Хетты, ведущие ожесточенные войны со своим сильным соперником - Египтом, практически не оказывают поддержки своему младшему союзнику. В борьбе с Ассирией, Эламом и местными правителями закончила в середине XII в. до н. э. свое существование касситская династия. Касситы к этому времени совершенно ассимилировались с вавилонянами.