Проблем с покорением местных племён у ариев почти не возникало. Обладая знаниями, чёткой системой иерархии, оружием, как обычным для людей, так и "божественным" - они без труда подчиняли себе жившее там дравидийское население. Но для удержания власти, сохранения порядка и управлением большим регионом была необходима чёткая организационная система. Этой организующей силой становятся Веды и ведийская литература. Эти древние тексты, помимо чисто религиозных функций, являлись хранилищем знаний во всех областях жизни: военном деле, медицине, градостроении, математике, астрономии, музыке. Арии вводят кастовую систему, чётко разделяющую общество на группы по происхождению. Всего было 4 касты (варны):
Брахманы - священнослужители, эта каста считалась самой высокой. Только брахманы имели право толковать Веды и ведийские законы. Это был своего рода Верховный суд, стоящий над всем обществом.
Кшатрии - воины, из этой касты выходили цари и военачальники.
Вайшья - рабочие люди, ремесленники и торговцы, эта варна и считалась народом.
Шудры - разнорабочие и слуги - все "не арии".
Начинается Ведический период в истории Индии, который стал направляющим религиозным фактором для коренного населения и остался для индусов таковым по сей день. Веды составлялись в течение тысячелетнего периода. Он начался с составления ""Ригведы" около XVI века до н. э. и завершился во времена Будды и Панини в V веке до н. э. Веды записывались постепенно. В течение многих веков существовала устная традиция их передачи.
Языком Вед является санскрит: "Санскри́т (деванагари: संस्कृता वाच्, saṃskṛtā vāc IAST, "литературный язык") - древний литературный язык Индии со сложной синтетической грамматикой. Само слово "санскрит" означает "обработанный, совершенный". Возраст ранних памятников доходит до 3,5 тыс. лет (середина II тыс. до н. э.)"
Но сам язык Вед остался прежним - языком людей из Арики. Также это язык Нинурты и хеттов. Изменилась только система записи, упрощённая и сделанная для лучшего понимания и возможности прочтения Вед менее образованными людьми, чем брахманы. Санскрит не получил большого распространения среди коренного населения, он остаётся языком брахманов и высших каст, т. е., - ариев.
В основе Вед лежит тема извечной борьбы добра и зла, созидательного и разрушительного - девов и асуров. "Богов называли дева ("сияющий", "светлый"), что связано с принципом солнца и света в разных проявлениях, воплощением силы, порядка и гармонии. Не менее сильные существа, враждующие с богами, назывались асурами, от слова "асу" (особая магическая жизненная сила). Это древние божества часто представляются как змееподобные". Что явно отражает извечное клановое соперничество, включая войны..
Брахманы постоянно стремятся упрочить своё привилегированное положение. Они дополняют Веды толкованиями отдельных положений и законов: араньяками - наставлениями для отшельников, упанишадами - размышлениями, поучениями по поводу устройства мира, сущности человека и смысла ритуала. Древние арии обожествляли и одухотворяли животных, растения, явления природы, по отношению к богам у них был политеизм, в основе которого лежит вера во множество Богов. Во главе пантеона стоит триада: Вишну - творец мира, Брахма - хранитель мира, Шива - разрушитель мира. Главным религиозным действием был ритуал жертвоприношений и связанные с этим обряды, брахманы строго следили за их точным исполнением. Но не все брахманы живут в храмах. По мере роста их численности из среды брахманов, у которых нет своих приходов, выходят монахи и странствующие дервиши, они приносят жертвы и проводят культовые мероприятия, существуя на подаяния мирян. Так появляются из касты брахманов первые профессиональные "нищие".
Довольно оригинально брахманы решали "пенсионную программу". Они учили, что если человек родил детей, а у его детей родились внуки, то такому человеку пришло время покаяния в грехах и очищения души, т. е., он обязан осуществить мокшу (освобождение из сансары - круговорота рождения и смерти). Такой человек должен был оставить всё и идти доживать свои годы в лес, питаясь его дарами и подаяниями. Это значит, - вести полностью аскетический образ жизни, не роптать, а думать о своей душе. Появляется учение о карме (карман), то есть о "деяниях" человека, определяющих тот или другой порядок странствия. Это учение объясняло несправедливости судьбы отдельных людей и тесно связывало догмат переселения душ с требованиями морали. Переселение душ прекрасно гармонировало и с неумолимым характером, который приняло в более поздние эпохи кастовое разграничение, вырабатывавшееся постепенно. Такое вот "оригинальное" решение, как пел Владимир Высоцкий: "Хорошую религию придумали индусы"...
По мере увеличения арийского населения происходит его распространение по центральной Индии. Местные племена вытесняются с их исконных мест, а земли передаются вайшьям для занятий земледелием и скотоводством. На страже стоят отряды кшатриев, за защиту которых вайшьи обязаны снабжать их всем необходимым для жизни. Распространяются по новым территориям торговцы, ремесленники и, сответственно, - брахманы. Их значение в обществе возрастает. "Сословные границы становятся все твёрже и жёстче. Судья должен всегда решать дело в пользу брахмана, даже если его противник (небрахман) был прав. Убийство небрахмана почти не считается за убийство. Материальное благосостояние жрецов при брахманизме всё увеличивается. При жертве Соме нельзя дать жрецам менее 100 коров. Брахман, совершавший обряд посвящения в цари, получает золото, 1000 коров и кусок земли". "Увеличивающаяся регламентация личной жизни, изучение священных книг предписывается ревностно; каждый арья должен знать Веды, которые не составляют привилегии одних брахманов. Одни только шудры лишены этого знания.
"Хотя самая почитаемая каста - брахманы, к словам которых обязаны прислушиваться абсолютно все, и обязаны оказывать им всевозможные услуги. Но кшатрии - истинные правители и аристократы, олицетворяют законную власть и силу. У этой касты есть свои боги, которые помогают и в войне и в делах управления государством. Кшатрии не менее религиозны, нежели брахманы, но имеют свои особые ритуалы. Верховный Бог кшатриев - Индра - бог неба, бог-воитель. Он - храбрый, сильный и упорный в достижении цели. Его изображают на золотой колеснице со стрелами и копьем в руках. Он живет в самом центре земли у горы Меру. Митра и Варуна - олицетворяют верховную абсолютную власть, величие и богатство. Они следят за соблюдением законов, клятв и обещаний, они хранят порядок в мире людей и в мире богов, достижение гармонии также в их власти. Варуна в Ведах - верховный хранитель справедливости и судья, а также бог мировых вод; он имеет тенденцию к совмещению этих функций, но в то же время он в первую очередь Бог-Владыка. Он также считается владыкой ночи и правителем царства мёртвых. Варуна - старший из братьев-Адитьев - наряду с Индрой являлся одним из главных богов ведийского пантеона, только Индру и Варуну называют "вседержителями".
Здесь под именем Варуна угадывается Энки - Господин Земли. Под имененм Индра - Нинурта, под именем Митра - Уту/Шамаш, - земли и народы древней Персии находятся под его покровительством. После разрушения игигами Индской цивилизации и ударов по Мезоамерике, произошедшими с ведения Мардука, - боги находятся в смятении. Несмотря на соперничество, они принимают ариев на своих территориях, так же, как и Адад в Анатолии принял хеттов. Тем более что Нинурта не претендует на первенство, а в Ведах ставит их даже выше себя. И Энки, и Уту весьма доброжелательно принимают народ Нинурты, оставшийся без своего дома. Им нравится переселенцы: они цивилизованные люди, владеют ремёслами, умелые воины. У каждого из этих богов вызревают свои планы на будущее, и в прибытии ариев они видят положительный аспект, который впоследствии поможет осуществлению их задумок. Это было необычное время, когда их всех устраивал такой альянс.
Митра _(божествоМитра (др.-инд. Mitrá, авест. Miθra "дружба", букв. "то, что связывает") - отвечает за состояние физического тела человека, он - владыка дня. Бог дружбы, согласия, договора. В это время он находится в непростом положении. Его территория находится между Арийской Индией на востоке и Вавилонией на западе. Ему приходится балансировать между двумя грозными соперниками.
В особые дни кшатрии - правители приносят жертвы своим богам, а на домашних алтарях всегда можно увидеть человека на белом слоне (Индру) или на драконе с бичом в правой руке (Варуна)".
Веды разрастаются, но долгое время остаются устной традицией, недоступной непосвящённым. Для коренного населения они остаются неизвестными, так как излагаются брахманами на санскрите, а сами брахманы с шудрами не общаются. Санскрит не получил распространения среди коренного населения Индии, он так и остался языком, понятным только высшим кастам, т. е. - ариям, а в настоящее время - только брахманам.
В Индии разговаривают на 447 различных языках, 2 тыс. диалектов. В Конституции Индии оговорено, что хинди и английский являются двумя языками работы национального правительства, то есть государственными языками. Кроме того представлен официальный список из 22 языков (scheduled languages), которые могут использоваться правительствами индийских штатов для различных административных целей.
Санскрит - "мёртвый язык", сохранившийся как язык культа.
"Арийский бог Индра описан как разрушитель городских укреплений. Сами индоарии жили в неукреплённых селениях, не имели письменности (Ригведа первоначально передавалась изустно), кораблей и политической организации. Товарообмен обычно включал скот, то есть денег индоарии тоже не знали".
Позже в "Яджурведе" сословия являются уже совершенно выработанными:
1. брахманы - жреческое сословие, принадлежность к этой варне передавалась только по наследству;
2. раджанья (королевские) и кшатрия (господствующие, благородные);
5. прочие (нечистые) шудра (также "черные" шудра) - прочее не арийское или смешанное население.
Расселение ариев по Индостану продвигалось медленно. Это не было связано с военными проблемами. Изначально численность ариев была невелика. Для овладения большой территорией, а затем и удержанием её, необходимо было достаточное количество людей всех трёх высших варн. Освоение территории продвигалось по мере разрастания арийского населения. Поэтому нижнего течения Ганга они достигли лишь к VI веку до новой эры. В Южную Индию арии не стали вторгаться, так как к 15 веку до н. э. перед ними стояли уже иные цели и задачи.
В Ведах существуют рассказы о неких чудесных образцах оружия, которым сражались боги ариев. Это виманы - летательные аппараты, с помощью которых можно было с огромной скоростью перемещаться по воздуху. Или ужасное оружие бога Индры, действие которого напоминает ядерные бомбардировки.
В более поздней санскритской литературе появляется понятие Арьяварты (Āryāvarta, "страна ариев"), сердце брахманистской цивилизации.
- страна ариев. Карта ведийской Индии по (Витцелю) (1989). Гипотетические местонахождения различных ведийских шакх показаны зелёным цветом.
Согласно Законам Ману, основе брахманистского общества, (Законы Ману - памятник древнеиндийского права, древнеиндийский сборник религиозно-нравственных и правовых предписаний, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества - Ману. Является одной из девятнадцати дхарма-шастр, которые входят в литературу смрити) Арьяварта простирается от Гималаев до гор Виндхья и от восточного моря до западного, то есть охватывает Северную Индию от долины Инда до Бенгалии и прежде всего междуречье Ганга и Джамны.
Брахманы объявляют сами себя богами, образуя особый класс богов. В Майтраяни Самхита и некоторых других памятниках это утверждается в выражениях, не допускающих сомнения, а в законах Ману брахман уже в силу своего рождения является божеством. Отношение брахманов в этот период времени к другим классам нередко является крайне своекорыстным.
Для ведийской литературы характерно использование (ārya - в качестве общего этнонима всех арийских племён, исповедовавших ведийскую религию и противопоставленных anārya - "неарий", dasyu, dāsa "враги-аборигены" (дасы), mleccha - "варвар". В значении "благородный" он объединял три "дваждырождённых" варны (брахманы, кшатрии и вайшьи), противопоставленные шудрам, как не арийской по происхождению варне. В значении "народ" им обозначались преимущественно вайшьи (то есть "простой люд") в отличие от брахманов и кшатриев.
"В Индии темнокожие люди ассоциируются с бедностью и тяжелым физическим трудом. Светлокожие мужчины олицетворяют собой достаток, высокое происхождение и даже славу. И хотя арии не желали смешиваться с другими народами, сохранить кровь чистой все же не удалось. Внешность современных бенгальцев далека от эталонов красоты предков. Однако светлая кожа продолжает возводиться в культ, пишет Kulturologia.ru."
Голубоглазый индус
Актёр Болливуда Накул Мехта. Фото: peshera.org
"По этой причине представители высших каст большую часть времени избегают солнца, проводя время в закрытых помещениях. Среди мужчин очень популярны косметические средства, отбеливающие кожу. Это и специальное мыло, и солнцезащитные крема и даже особая пена для бритья".
Существуют четыре основные части Вед:
1. Ригведа - "Веда гимнов", состоит из 1028 гимнов, сложилась в северо-Западной Индии приблизительно в XV-X вв. до н. э. Состоит из гимнов, в которых восхваляются и описываются подвиги и величие божеств древних ариев.
2. Яджурведа - "Веда жертвенных формул", состоит из изречений и молитв, которым приписывается магическое значение, ими сопровождаются жертвоприношения, совершаемые жрецами.
3. Самаведа - "Веда песнопений", содержит 1810 стихов. Её текст почти полностью позаимствован из Ригведы.
4. Атхарваведа - "Веда заклинаний". - Состоит из заклинаний, которые используются в основном не в общеплеменных ритуалах, а в домашних религиозных обрядах. Данная Веда состоит из двадцати книг, в зависимости от редакции Артхарваведы численность стихов колеблется в промежутке от 6000 до 6500 стихов.
Позднее философские системы и религиозные традиции, развивавшиеся на Индийском субконтиненте, занимали разные позиции по отношению к Ведам. Философские школы, принимающие авторитет и богооткровенность Вед, называют астика. Другие традиции, такие как буддизм и джайнизм, - отвергают Веды и поэтому относятся к категории настика. Помимо буддизма и джайнизма, авторитет Вед не принимает также сикхизм. В ответ брахманы называли индуистов - "членопоклонниками". Так как Лингам и Йони лежат в основе шиваизма и почитаются адептами этой религии.
К середине II тысячелетия до н. э. на территории Северной Индии уже сложилась цивилизация ариев.
Веди́йская цивилиза́ция - индоарийская культура, ассоциируемая с Ведами, самыми ранними источниками об истории Индии.
Рядом с царской властью уже стоят верховные жрецы (пурохита), сан которых с течением времени также становится наследственным.
Индоарии тогда уже были земледельческим народом, обрабатывали землю плугом, запряжённым волами. Большую роль играло скотоводство, корова является предметом культа. Из домашних животных упоминаются овцы, козы, лошади, осел, собака.
Из ремесел известны: плотницкое, тележное, кузнечное, гончарное, дубильное, ткацкое, швейное и вязальное дело. Жили в деревнях (грама), которые иногда укреплялись, городов в настоящем смысле слова не было.
Из металлов индоариям ведийской эпохи были известны: золото, бронза, медь. Примечательно, что бронзу изобрёл Нинурта в Мезоамерике. В семейной жизни господствовало единоженство.
На понятиях Ведизма и Брахманизма возникает Индуизм, это уже не только религия, но и философская система, которая определяет правила поведения, нормы морали и нравственности в обществе, при этом кастовая система также является основой для индуизма. Верховными Богами являются - Брахма, Шива и Вишну. Брахма - верховный творец мира, Шива - охраняет мир и все созданное Брахмой, Вишну - Бог - разрушитель, он уничтожает мир после того, как поставленные перед ним задачи выполнены.
Как видим, верховные боги меняются местами и выполняемыми функциями. Каждый из богов может являться высшим богом, заслоняя собой остальных. Когда в Ведах призывается один какой-нибудь бог, ему приписывается все, что может быть сказано о других богах. В некоторых позднейших гимнах Ригведы появляется "Творец всего существующего" - Вишвакарман или Праджапати (владыка тварей), играющий видную роль в следующем периоде.