В наше время богатству придаётся несоразмерно большее значение, чем оно того заслуживает. А бедность, как добровольно принятый нравственный принцип нуждается в осмыслении и защите.
Доминирование материальной ориентации характерно для феминистического типа развития цивилизации с доминированием ценностей преимущественно женского типа - защищённости, удобства, благополучия, стабильности.
Добровольно принятая бедность может способствовать увеличению жизненной энергии и стать источником многих достижений. Материальное благополучие, напротив, источник опасности. Когда достигнуто материальное изобилие, нужда не заставляет двигаться вперёд. Кажется, что богатство освобождает человека от ежедневных забот, даёт возможность развивать высшую энергию, но, в действительности, такое происходит редко. Сакраментальная фраза - пройти медные трубы богатства и славы фиксирует проблему испытания изобилием. Разбогатевший или прославившийся человек отягощен материальным, он во многом теряет свою свободу, опасается потерять своё положение, богатство и, в результате, становится нравственным, интеллектуальным, творческим банкротом, ведёт изнеженную и практически бессмысленную жизнь. Особенно неумолимо проявляется эта закономерность, когда у обретшего материальное благополучие не были сформированы высшие потребности. В таком случае неизбежный регресс нередко отягощается серьёзными аддикциями и разрушительная метаморфоза происходит значительно быстрее.
Сильная личность не потеряет свои жизненные принципы в любой ситуации, с честью вынесет испытание богатством. Личность с высокими нравственными идеалами и здоровыми силами для их воплощения, ни в каких условиях не станет поклоняться "золотому тельцу". Человек с такими представлениями расценивает богатство как жизненную удачу, позволяющую посвятить себя творческой деятельности и достичь в этом случае максимальных результатов без сопротивления внешней среды. На более слабых людей, а таких, увы, большинство, преимущества слишком сытой жизни действуют разрушительно. Приспособленность исключительно к материальному бытию, в сущности, самый трагичный вариант развития личности. Человек, ориентированный преимущественно на материальное, самим своим существованием ставит под вопрос смысл развития культуры человечества и, в итоге, его отрицает.