Кинороман Елены Лавровой посвящён Марине Цветаевой. Рассказывая о жизни великого русского поэта от её рождения до смерти, автор опирается на дневники, письма, прозу, поэзию Цветаевой, а также на воспоминания о ней современников.
ISBN 978-966-2649-00-0
МАРИНА ЦВЕТАЕВА:
РОЖДЁННАЯ МИМО ВРЕМЕНИ
кинороман
Свежее солнечное утро. Во дворе городского морга Елабуги стоит чёрная лошадёнка со спутанной гривой, запряжённая в телегу. Возле лошадёнки стоит, поправляя сбрую, небритый полупьяный мужичонка лет пятидесяти. Из дверей морга два пожилых санитара в нечистых халатах выносят длинный, завязанный бечёвкой мешок из дерюги. В мешке - нечто. Лица санитаров заспаны и равнодушны. Санитары забрасывают нечто в мешке в телегу. Один из санитаров говорит возчику:
- Трогай, Васька.
Возчик подходит к телеге, смотрит на нечто в мешке. Не спеша вынимает из кармана старенького пиджака небольшой кисет, газету, свёртывает "козью ножку", закуривает. Санитары тянут руки к его кисету. Возчик недоволен, но не возражает. Все курят, смотря на нечто в мешке на дне телеги. Возчик спрашивает:
- Почто не в гробу?
Один из санитаров, молча, сплёвывает под ноги. Другой санитар отвечает:
Никто не заказывал, гроб-то. Даром - кто даст? Гроб денег стоит. И могилу отдельную никто не заказывал. В общую свалишь.
Молча курят. Возчик спрашивает:
- Мужик иль баба?
- Баба. Руки на себя наложила.
Возчик дёргает рукой - перекреститься, но передумывает:
- Ни хрена себе! У неё, что - нет никого?
- Вакуированная. Хрен её знает! Видно, никого.
Молча, курят, отойдя от телеги.
Дребезжат, поскрипывают по сухой земле, по камням разбитой дороги деревянные колёса, обитые железом. Чёрная лошадёнка устало перебирает ногами, таща тяжёлую телегу. Возчик держит вожжи в левой руке. Правая рука привычно подносит к губам "козью ножку". Улицы, по бокам которых стоят деревянные домишки с палисадниками, пустынны. Время от времени возчик оглядывается на груз, который лежит на дне телеги, покачиваясь, когда колесо попадает на камень. Высокое прозрачное небо с белыми пушистыми облаками смотрит вниз на дорогу и на телегу, на дне которой лежит нечто в дерюжном мешке.
Летнее утро 1896 года. Дом профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева в Трёхпрудном переулке. Трёхпрудный переулок расположен в самом сердце Москвы. Неподалёку - Патриаршие пруды, Бронная, Страстной бульвар с памятником Пушкину и Страстным девичьим монастырём. Тверская улица с магазинами. Ещё дальше - Московский Кремль. С улицы дом Цветаевых кажется одноэтажным. Он выкрашен в шоколадный цвет. Семь больших окон по фасаду, каменный цоколь, а сам дом деревянный. Так часто ставили дома в XIX веке в Москве. За домом зелёный двор в тополях, акациях, сирени, флигель в семь комнат, каретный сарай, два погреба, сарай со стойлами, отдельно стоящий от дома флигель, где размещается кухня. В глубине двора под деревьями крытый колодец с деревянным насосом. От ворот, через весь двор, к дому и кухне ведут дощатые мостки. Двор зарос густой травой. У ворот столетний, серебристый тополь. Его тяжёлые ветви перевешиваются через забор на улицу. Со двора видно, что дом - двухэтажный. Вход в дом со двора. Парадный подъезд имеет полосатый тамбур в красную и белую полоску. Тёмные ступени ведут к тяжёлой двери с медной ручкой старинного звонка-колокольчика. На двери медная табличка, на которой выгравировано: профессор И. В. Цветаев. В доме одиннадцать комнат. Лучшие комнаты в доме - белый высокий просторный зал с пятью окнами. Рядом тёмно-красная большая гостиная. Дальше кабинет Ивана Владимировича с большим письменным столом, книжными шкафами по стенам. Книги по истории, филологии, искусству, философии. Наверху книжных шкафов белые бюсты Зевса, Платона, Сократа, Марка Аврелия, Сенеки и других великих людей древности. Сразу видно, что это - кабинет учёного. Далее - родительская спальня. На втором этаже - детские комнаты. Хотя дом стоит в центре Москвы, он больше похож на помещичью усадьбу. Этот дом был дан в приданое отцом первой жены Ивана Владимировича, умершей после рождения второго ребёнка, от чахотки, Варваре Дмитриевне. Отец первой жены Цветаева - знаменитый историк Дмитрий Иванович Иловайский, писавший труды по истории государства Российского. Дмитрий Иванович друг Ивана Владимировича. Он тоже преподаёт в Московском университете. Из окон дома слышна музыка. Кто-то великолепно играет на рояле: полонез Шопена сменяет фантазия Шумана.
Помещение кухни, как уже было сказано, расположено во дворе, отдельно от барского дома. Так удобнее. В барском доме нет неприятных кухонных запахов, которые нередко присутствуют на кухне: то подгорит жаркое, то молоко убежит, то капуста прокиснет. Мало ли что! Да и кухарке Насте так удобнее - подальше от барыниных глаз. Хотя нет-нет, да и зайдёт барыня, Мария Александровна, проверить, что да как. Барыня всё контролирует: какие продукты куплены, да сколько куплено, да по какой цене, да как готовит Настя то, что барин с барыней заказали, да надет ли на Насте фартук, когда она готовит, да моет ли руки, прежде, чем начнёт готовить. Не любит Настя барыниных посещений, да ничего не поделаешь! Вот сейчас можно и расслабиться. В полдень барыня точно не придёт. Отдыхает, поутру на рояле всласть наигравшись. У прислуги маленькая передышка. Возле плиты стол, за которым кухарка Настя и дворник Илья угощаются баранками и чаем из сверкающего ведёрного самовара. Кухарка заботливо ухаживает за Ильёй - наливает чай, кладёт в чашку больше сахару, и по всему видно, что она сильно заинтересована во внимании Ильи. Илья снисходительно позволяет ухаживать за собою.
- Всё играет? - спрашивает Илья, шумно отдуваясь и отрыгиваясь.
- Играет, подтверждает словоохотливая кухарка. - Цельными днями играет. Аж, надоедает, иной раз. А ей - всё нипочём. Вот щас немножко отдохнёт, и опять заиграет. Да пусть её - днём. Иной раз ночью как начнёт! Всех перебудит. И что ей неймётся? Дня што ль не хватает на музыку эту? И барабанит, и барабанит! До утра! Не высписся как следует, а утром завтрак свежий подавай. А ей, как с гуся вода! Сидит, приказывает, ровно всю ночь спала. Странная она.
- А прежняя-то барыня, всё пела? - снова спрашивает Илья, придвигая к себе огромную полную чашку чая, налитую Настей.
- А прежняя-то всё пела, - подтверждает кухарка. - Чистый соловей! Пела-пела и в одночасье от чахотки-то и сгорела. То горлом песня шла, а то кровь хлынула, и нет её, голубки.
Кухарка вытирает кулаком увлажнившиеся глаза. Затем громко сморкается в край белоснежного фартука.
- Хорошая барыня была. Весё-ё-ё-лая. Никогда не бранила.
- А эта - бранит? - спрашивает Илья, утирая пот со лба стареньким, серым, много в своей жизни повидавшем, картузом.
- А эта - бранит. Крутенька! Нервенная! Чуть что не так, чуть что не по ней, так отчихвостит, аж вспотеешь иной раз. И деткам ейным от неё достаётся.
- А старшенькой что-то не видно, Леры-то.
- Старшенькую отдали в институт благородных девиц, кухарка явно гордится тем, что умеет всё это выговорить. Что-то с мачехой не заладили. Да и что сказать! Мачеха, она и есть мачеха!
- А младшенького-то не обижает?
- Андрюшу-то? Нет, не обижает. Она же его с года воспитывает. А Лере-то, когда новая барыня пришла в дом, уже восемь годков было. Так и не привыкла она к мачехе. Нет, младшенького не обижает. Свою старшенькую обижает, Марусю. Асю не скажу, не обижает. Ася слабенькая родилась. Вот она, мать-то, на неё и не надышится. А Марусю-то я слышала, всё шпыняет, да шпыняет. А девочка хорошая. Ходит всё вокруг матери, или вокруг няни, или вокруг Августы Ивановны, гувернантки ейной, и всё слова какие-то произносит, всё какие-то песенки складывает. И ловко так. Барыня однажды и говорит: "Марина - поэт будет". А потом ручку её взяла в свои руки-то, поглядела и говорит: "Хорошая рука. Пусть лучше пианисткой будет". Значит, чтобы девочка, как сама барыня, весь день-деньской бы на рояле играла. Но Марусю она больше всех шпыняет. И то ей не так, и это - не так. Намедни Маруся за столом спрашивает барыню, я как раз суп подавала, кто такой Наполеон? А барыня как вскричит. - (Кухарка вскакивает, и пытается изобразить барыню в гневе). "Как, Маруся! Ты до сих пор не знаешь, кто такой Наполеон?! И это - моя дочь! Да это же в воздухе носится!". - (Кухарка пощелкивает в воздухе пальцами). - Как это Наполеон может в воздухе носиться?! А дитю-то всего пять лет!
- Наполеон нас воевал, с гордостью, что он это знает, произносит дворник. - А мы этому Наполеону пинка под жопу дали. Мой прадед с ним воевал.
- Да знаю я! - досадует кухарка.- И мои деды воевали. Только дитю-то, объясни! А то (передразнивает барыню) - "в воздухе носится"!
- Набздел, вот до сих пор и носится в воздухе, резюмирует дворник. И ржёт, довольный собственной шуткой.
- Да ну, тебя! - сердится кухарка, но и сама начинает смеяться, игриво подталкивая плечом Илью. Перестав смеяться, кухарка задумчиво говорит:
- Стала я замечать за новой барыней, что она кыхыкать стала. Прежняя-то всё кыхыкала да кыхыкала, пока горлом кровь не пошла. Как бы и с этой беды не случилось. Барину што ль сказать?
- Ты в эти дела барские не вмешивайся, солидно говорит Илья, норовя ущипнуть кухарку половчее за толстый зад. - Барин и сам всё видит и слышит. У тебя-то чахотки нет! Ишь, пышная какая!
Зала в доме Цветаевых - угловая пятиоконная комната, очень высокая, как и все фасадные комнаты. В белом зале - огромный чёрный концертный рояль. Между окон - два зеркала. Зеркала узкие, высокие, с подобием столиков-полок. По наружным стенам - филодендроны в кадрах. В наружном углу - полукруглый зелёный диван. Спинка его из трёх полуовалов, пружинная, как и сиденье, окаймлена выгнутыми ободками орехового дерева. По дереву - резьба: гирлянды. На белых с золотом обоях высоко висит портрет молодой женщины в раме из красного дерева. Голубой шёлк корсажа, роза, волна каштановых волос, удлинённый овал лица, большие карие глаза, тонкий нос. Это первая жена Ивана Владимировича Цветаева - Варвара Дмитриевна Цветаева, урождённая Иловайская. Она родила Ивану Владимировичу дочь Валерию и сына Андрея. Сбоку от портрета и немного ниже его матовый шар стенной лампы. Когда вечером лампа загорается, портрет погружается во тьму. Напольные часы показывают 9 утра. Весь зал выдержан в чёрно-белых, строгих тонах. За роялем, как и по стенам, расположены филодендроны в кадках. Цветы и рояль отражаются в зеркальном полу. У рояля сидит Мария Александровна Цветаева (в девичестве - Мейн). Она играет самозабвенно, откинув назад темноволосую, коротко стриженую голову, полу-прикрыв веки. Вся её поза свидетельствует о гордом, непреклонном, строгом характере. Когда она чуть-чуть больше приоткрывает глаза, то видит перед собою на стене портрет красавицы Варвары Дмитриевны. Встретившись глазами с глазами первой жены Ивана Владимировича, Мария Александровна морщится, слегка отворачивает голову вбок, и снова опускаются тяжёлые веки. Пока она самозабвенно играет, где ползком, где на четвереньках пробираются по блестящему сверкающему полу под рояль Марина, пяти лет, и за нею - Ася, трёх лет. Они устраиваются под роялем у ног матери. Бледная хрупкая Ася, высунув набок от усердия язык, вырезает из картона нарисованную куклу и её придание - одежду. Марина, крепкая, круглолицая, обхватив чёрную ножку рояля ручонками, следит за работой ног матери, нажимающих педали рояля. Часы показывают половину одиннадцатого. В дверном проёме залы показывается верхом на деревянной лошадке шестилетний Андрюша, корчит страшные рожи и грозит кулаками девочкам, которые, впрочем, не обращают на него ни малейшего внимания. Наконец, Ася поднимает глаза и видит усилия Андрея:
- А я маме скажу! - звонко кричит она. - Мама, а Андрей опять дразнится.
Андрей мгновенно исчезает. Мария Александровна перестаёт играть, наклоняется, и заглядывает под рояль. Её лицо строго.
- Немедленно выходите оттуда! Музыкальное ухо не может вынести этого грома! Ведь оглохнуть можно! - грозно гремит над детьми голос матери.
- Так лучше слышно! - объясняет Марина.
- Лучше слышно! Барабанная перепонка треснуть может! - продолжает сердиться мать.
- А я, мама, ничего не слышала, честное слово! - торопливо и хвастливо вклинивается в диалог матери и Марины Ася. - Я всё думала про этот маленький, маленький, ма-ленький зубчик!
Ася сует матери под нос кукольные панталонные фестоны.
- Как, ты вдобавок ещё острыми ножницами резала! - мать совершенно сражена этим новым открытием. Снова вскипая гневом она кричит:
- Фройляйн! Няня! Где вы? Одной лучше слышно, а другая вовсе ничего не слышала. И это дедушкины внучки, мои дочери! О, Господи!
У Аси начинают дрожать губы, она готова вот-вот расплакаться. Мать замечает это.
- Асеньке - ещё простительно...Асенька ещё маленькая...Но ты, ты, которой на Иоанна Богослова пять стукнуло! Выходите оттуда немедленно!
Сконфуженные Марина и Ася вылезают из-под рояля. Вбегает на громкий голос Марии Александровны встревоженная гувернантка, высокая с пучком на темени немка Августа Ивановна:
- Што слючился? Пошему ви пересталь играть? Што сделаль дети?
За гувернанткой несется толстая раскрасневшаяся нянька Александра Мухина.
Мария Александрова напускается на гувернантку и няньку:
- Августа Ивановна, почему Вы не следите за детьми? Почему дети ничем не заняты? Почему дети сидят под роялем? Почему Андрюша не за книгой? Александра, почему у Аси - ножницы? Почему все бездельничают в этом доме? Почему я одна должна следить за порядком?
Расстроенные Августа Ивановна и нянька поспешно уводят детей. Августа Ивановна приговаривает:
- Всё карашо! Всё карашо! Дети пошёль гулять! Няня пошёль гулять с дети!
Мария Александрова кричит им вслед:
- Няня, с другими детьми не знакомьтесь и не играйте. Как бы заразные болезни не подцепить. - (И вполголоса добавляет, когда её уже никто не может слышать). - И дурное влияние ни к чему!
С видом мученицы, сухо покашливая, Мария Александровна снова садится за рояль. Из окон профессорского дома льётся на улицу и во двор страстный поток "Патетической" бетховенской сонаты.
Под звуки бетховенской сонаты из дома выходят и идут к воротам: расфуфыренная нянька Александра и девочки. На няньке новое сине-белое платье в мелкий цветочек, на голове белый чепец с голубыми лентами. Девочки одеты скромно в серые платьица с белыми воротниками и синие шерстяные кофточки. Дети, взявшись за руки, скачут впереди. Няньке Александре трудно угнаться за ними, и она то и дело жалобно покрикивает:
- Муся! Ася! Да не бегите вы! - и приговаривает тихо сквозь зубы. - Вот зараза! Вот сорванцы!
Нянька, переваливаясь с боку на бок, - ленты чепца развеваются - с трудом догоняет девочек у ворот, берёт Асю за руку:
- Ну, куды пойдём, на Патриаршие, аль к Пушкину?
Марина, подскакивая к няньке на одной ножке, кричит:
- Аль к Пушкину! Да не к Пушкину, а к Памятник-Пушкину! На Патриарших патриарха нет! К Памятник-Пушкину!
Компания выходит на улицу. Нянька крепко держит за руку Асю.
- Как хотите, мне что! Рядом с Памятник, рядом с Пушкину посидим. Хотя оно у пруда-то бы лучше. Муся, дай ручку!
Марина скачет впереди, срывая на ходу с себя тесную и слишком тёплую для летней погоды кофточку.
- Вот ещё! Ты - не моя нянька, а Аськина! Сколько раз тебе говорить, не к Пушкину, а к Памятник-Пушкину.
- Ну, пусть, Памятник-Пушкину! Нянька - неучёна! Нянька - дура! Что с няньки взять! Всё одно - посидим. Дай руку, неслух! Я вот барыне скажу! - ворчит Александра Мухина, впрочем, вполне добродушно.
Марина показывает няньке Александре и сестре язык, и продолжает бежать впереди них. Совсем не слушается, девчонка. Своенравная, упрямая, дерзкая, думает Александра. Другое дело - Ася. Ласковая девочка, послушная, одно удовольствие, а не ребёнок! Вдалеке высоко на фоне голубого неба показывается тёмная чугунная спина памятника Пушкину. Ася вырывает руку из руки няньки и девочки наперегонки бегут к Памятник-Пушкину. Позади вприпрыжку, тихо, чтобы барские дети не услышали, весело, матерно поругиваясь сквозь зубы, скачет толстая нянька.
Ася с другими детьми качается на цепях, окружающих памятник Пушкину. Александра Мухина сидит среди других, таких же, как она, нянь на скамейке, с упоением сплетничая о своих барынях. Марина сначала обскакивает чёрного великана на одной ножке, затем подходит вплотную к подножию памятника и смотрит вверх на лицо чёрного гиганта. Над чёрной головой поэта величаво проплывают белые кучевые облака. Марина вынимает из кармана фартучка белую фарфоровую куколку, величиной с мизинец, и приставляет её к подножию памятника. Белая куколка - на чёрном подножии. Марина шепчет:
- Белое - чёрное! Белое - чёрное! Маленькая большой! Маленькая - большой! Интересно, сколько фигурок можно поставить одна на другую, чтобы получился памятник Пушкину? Раз, два, три, десять. Сколько ни ставь... А сколько меня надо, чтобы получился памятник-Пушкину? Сейчас много. А потом - меньше. Куколка - не вырастет. А я-то - вырасту! Я - вырасту! И стану, как Памятник-Пушкину! Я вырасту, потому что я живая, а она - фарфоровая. Куколка для меня, всё равно, что я - для памятника. Но я вырасту, потому что я живая, а она никогда не вырастет, потому что она - фарфоровая. Я - вырасту, и стану, как ты!
Марина показывает язык Пушкину. И в полном восторге, что она вырастет и станет, как Памятник-Пушкину, Марина снова начинает на одной ножке обскакивать чёрного гиганта. Пушкин задумчиво смотрит сверху вниз на скачущую девочку.
Вечер. Мария Александровна сидит в белом пеньюаре за изящным туалетным столиком в спальне. Позади Марии Александровны - две широких деревянных кровати - изголовьем к глухой стене. Одна постель разобрана. Откинут край красного ватного одеяла в белоснежном пододеяльнике. Терпеливо ждёт подушка, взбитая горничной. Отошёл день. Можно лечь и отдохнуть. Самое милое время суток - предвкушение отдыха. Предвкушение грёз. Отошли дневные заботы. Можно побыть наедине с собой, со своими мыслями.
На стене, кроме портрета маменьки, Марии (Бернацкой) Мейн, картина художника Наумова "Дуэль Пушкина". Снег. Чёрные, чётко прочерченные на фоне светло-серого неба ветви деревьев, двое мужчин в чёрных сюртуках проводят третьего, под мышки, к саням, а ещё один, другой, отходит. Уводимый - Пушкин, отходящий - Дантес. Дуэль завершилась. Снег скрипит под ногами идущих людей. Бедный, бедный Пушкин! Жить осталось совсем немного. Храпят кони и косятся на подходящих к саням людей. Беда пришла! Сейчас секунданты положат раненого Пушкина в сани, и заскрипят полозья по белому снегу, и заскрипят белые зубы поэта от боли, и искривятся страдальчески полные негрские губы. И будет смотреть вслед саням раненый Дантес - орудие рока. Бедный Пушкин! Жизнь утекает, утекает, утекает с каждой каплей крови.
Полусонная Александра приводит Марину и Асю попрощаться с матерью перед сном. Ася быстро целует мать и убегает, провожаемая её ласковым любящим взглядом. Александра, вперевалку, позёвывая, уходит за Асей. Марина тоже целует мать, не сводя взора с картины Наумова:
- Мама, а можно спросить?
- Спроси, Муся.
- Кто этот, кого ведут двое?
- Это - Пушкин. Поэт Пушкин.
- Тот самый, к кому мы гулять ходим?
- Тот самый. "Руслан и Людмила", помнишь?
- Конечно. А что тут на картине случилось?
Мария Александровна задумывается, говорить или не говорить. Может быть, ещё рано. Затем решается:
- Это дуэль поэта Пушкина и француза Дантеса. Дантес возненавидел Пушкина за то, что Пушкин мог, а он не мог писать стихи. Поэтому Дантес вызвал Пушкина на дуэль, заманил на снег, и там ранил поэта из пистолета в живот. Представляешь, Маруся, нет, ты только представь себе, смертельно раненый, в снегу, Пушкин не отказался от выстрела! Прицелился, попал, и ещё сам себе сказал: браво!
В голосе Марии Александровны нескрываемое восхищение. Марина внимательно смотрит на мать, затем на картину. Её рука инстинктивно ложится на живот жестом защиты.
- Ступай, Муся! Спокойной ночи.
Мария Александровна наклоняется, целует дочь, и замечает в её глазах еле сдерживаемые слёзы:
- Что такое? О чём ты, Мусенька?
Марина отвечает шёпотом, чтобы не заплакать:
- Мне Пушкина жалко!
Жалко! Дантес хотел отнять жену, а отнял жизнь. Хотел отнять честь, а отнял жизнь. Отнял жизнь, и обрёл - нежданно-негаданно - славу и бессмертие Герострата. Мария Александровна отвела взор от картины. А вот Асенька, сколько раз видела эту картину, но ничего не спросила, что на ней изображено. Но Асеньке простительно. Она младше Марины. А Марина чересчур впечатлительна. Когда она наказана, от неё ни раскаяния, ни слёз не дождёшься. А тут - неожиданные слёзы. Пушкина жалко! Марина вещь в себе! Марина не только чересчур впечатлительна, но и чересчур, не по летам, развита. Надо строже следить за нею. Надо контролировать круг её чтения. Хватает с полок все книги подряд. Надо укротить и упорядочить буйную натуру старшей дочери. Труд, дисциплина, долг, ответственность! Только так! Мария Александровна нежно отирает слёзы со щёк Марины, целует её в лоб:
- Ступай спать, Муся! Ему уже не больно.
Мария Александровна, по-прежнему, сидя у туалетного столика, причёсывается у зеркала. Лицо её задумчиво и грустно. Странно, что именно Муся проявила такую чувствительность. Ася чувствительна, но Марина...
В дверь стучат.
- Войдите! - приглашает Мария Александровна.
Входит муж, Иван Владимирович Цветаев. Он в длинном халате, полуседые волосы на круглой голове слегка встрёпаны, вид слегка рассеянный, слегка отсутствующий, словно он слушает кого-то внутри самого себя.
- Пришёл попрощаться на ночь, Манечка. Я ещё поработаю в кабинете. Спокойной ночи, голубка!
Иван Владимирович тянется к жене, пытаясь поцеловать её в щёку. Жена наклоняет голову, и поцелуй приходится в лоб. Иван Владимирович слегка конфузится, и не повторяет попытки.
- Иван Владимирович, я хочу поговорить с Вами о детях.
Иван Владимирович озадаченно произносит:
- А что - дети? Что-то случилось? Кто-то заболел?
- Никто не заболел. Все здоровы.
- Слава Богу!
Иван Владимирович крестится.
- Так в чём же тогда дело?
- Андрюша не хочет читать. Я всё время дарю ему самые лучшие книги, а они лежат непрочитанные.
Иван Владимирович хмурит брови:
- Читать не любит? Плохо! Очень плохо! А что он любит?
- На мандолине играть.
- Ну, вот видите, Манечка, он же не бездельничает. Хорошо, очень хорошо! Может, музыкант растёт?
- Он часами играет. Музыканту тоже надо читать!
- Ну, да. Но что же я могу сделать?
Иван Владимирович в полном недоумении и затруднении разводит руками. Мария Александровна начинает слегка раздражаться:
- А Марина читает слишком много. Не успела научиться четырёх лет читать, и все Андрюшины книги уже перечитала. Она тайком книги для взрослых читает, хотя я ей это запретила. Берёт книги Валерии и читает.
Иван Владимирович расцветает улыбкой:
- Так это же - хорошо, Манечка.
Мария Александровна с трудом сдерживает раздражение:
- Вы не понимаете. Это слишком бурное умственное развитие меня беспокоит. Она слишком чувствительна. Это меня тоже беспокоит. Я решила переключить её внимание на музыку. Недаром же её первое слово было - "гамма". Я решила учить её сама.
Иван Владимирович разводит руки в стороны, недоумевая:
- Так, Андрюша не любит читать, любит играть на мандолине, будет музыкант. Марина любит читать, но будет пианисткой. Что-то я запутался! Да, запутался. Читать или не читать, вот в чём вопрос! Впрочем, я очень рад! Да, рад! Вы - прекрасно их научите, и читать, и на рояле играть. Вы - прекрасная пианистка! И Вы так много читаете!
Иван Владимирович норовит поймать руку жены, чтобы поцеловать её. Мария Александровна нервно отдёргивает руку.
- У Марины отличный музыкальный слух, хорошая рука. Из неё может выйти великолепная пианистка. Может быть, хоть ей удастся стать концертирующей пианисткой.
В голосе Марии Александровны вызов и невысказанный упрёк.
- Дай Бог! Дай Бог! - бормочет Иван Владимирович, но чувствуется, что мысли его далеко.
- Так вы повлияете на Андрюшу? Он должен больше читать.
Иван Владимирович рассеянно:
- Да, да, Андрюша - больше, Марина - меньше. Голубушка, Манечка, может быть, Вы как-то сами справитесь. Право, я не знаю, что должен сделать. Не пороть же мне Андрюшу! Как я могу его заставить? Может быть, вы его в угол поставите, если он читать не захочет? Ставите же вы в угол девочек.
Мария Александровна вспыхивает негодованием:
- Вы же понимаете, что его я не могу в угол ставить! Его - именно его! - не могу. Я - мачеха. А Вы - его родной отец.
Иван Владимирович искренне огорчается раздражительностью жены:
- Ах, Манечка, всё это для меня так сложно. Постарайтесь сами справиться с детьми. Я вас прошу. Мне завтра утром рано на службу. Лицо Ивана Владимировича внезапно просияло. Кажется, дело с музеем сдвинулось с мёртвой точки. Кажется, богатые люди дают деньги. И сам Государь сделает вклад. И правительство деньги даёт. Ах, Манечка, у меня столько забот, а Вы - с пустяками. Право, с пустяками. Ну, не читает, и не надо. Не всем же читать. Может, он писать будет. Хе-хе-хе!
Иван Владимирович добродушно смеётся, делает ещё одну неудачную попытку поцеловать жену, и удаляется в свой кабинет, напевая арию Радамеса из Аиды. Музыкального слуха и голоса у него явно нет. Мария Александровна, сухо и нервно покашливая, продолжает глядеться в зеркало. Выражение лица - мученическое. Она мерно и тщательно расчесывает свои короткие волнистые тёмные волосы. Слишком долго расчёсывает. Слишком пристально вглядывается в своё отражение в зеркале.
Послеполуденный отдых в доме. Дремлет, сидя на стуле возле кроватки Аси, нянька Александра. Дремлет в гостиной, сидя в креслах, гувернантка Августа Ивановна с немецкой книгой на коленях. Лёжа на своей постели, читает французский роман Мария Александровна. Тихо - босиком! - перебегает из своей комнаты Марина в комнату своей сводной, старшей сестры Валерии. Комната Валерии хранит тайну, которая притягивает Марину. Эта комната выдержана в красных тонах. Возле окна девичья кровать. На этажерке рассыпаны в беспорядке ноты. В углу комнаты - книжный шкаф с зеркальными дверцами. Крадучись, Марина подходит к шкафу и открывает дверцы. Шкаф забит книгами. Марина, разместившись между двух зеркальных створок шкафа сначала корчит страшные рожи, любуясь своим отражением. Затем пальчик Марины скользит по корешкам книг и останавливается на толстом сине-лиловом томе. Марина с трудом вытаскивает этот сине-лиловый том. На обложке написано - Собрание сочинений А. С. Пушкина. Марина, с трудом удерживая толстый том, раскрывает его, и, уткнувшись носом в книгу, - она очень близорука - шёпотом читает заголовок:
"Цыганы".
Зима. Окна в зале заледенели от стужи. Марина играет одна. Бегает от ларя к зеркалу, лбом в уровень подзеркальнику. Затем залезает под рояль, упираясь затылком в кадку с филодендроном. В передней звонят. Слышно, как в доме забегали горничная, нянька, гувернантка. Марина вылезает из-под рояля. В это время через залу в гостиную прошёл какой-то господин. Тотчас же из гостиной выходит Мария Александровна, и тихо говорит Марине:
- Муся! Ты видела этого господина?
- Да.
- Так это - сын Пушкина. Ты ведь знаешь памятник Пушкину? Так это его сын. Почётный опекун. Не уходи, и не шуми, а когда пройдёт обратно - гляди. Он очень похож на отца, поэта Пушкина.
Мария Александровна уходит в гостиную. Марина сидит одна на венском стуле в холодном зале, не шумит, и глядит. Как это - сын памятник-Пушкину? Значит, у Пушкина был сын? А может, и не один? Значит, у Пушкина была жена? Кто была его жена? Отчего мама не сказала ничего о его жене, когда говорила о дуэли Пушкина? Надо потом спросить. Часы показывают, что прошло полчаса. Марина сидит, не смея встать. Внезапно через зал вместе с отцом и матерью проходит тот самый господин. Марина теряется, не знает - куда глядеть. Глядит - на мать. Мать перехватывает взгляд Марины и гневно отшвыривает его на господина. Марина переводит взгляд на господина, и видит у него на груди - звезду. Через минуту мать и отец возвращаются. Мать спрашивает:
- Ну, Муся, видела сына Пушкина?
- Видела.
- Ну, и какой же он?
- У него на груди - звезда.
- Звезда! Мало ли у кого на груди звезда! У тебя какой-то особенный дар смотреть не туда и не на то...
Отец торжественно улыбаясь:
- Так смотри, Муся, запомни - что ты сегодня шести лет от роду, видела сына Пушкина. Потом своим внукам будешь рассказывать.
Часы показывают девять часов утра. Белый зал. Иван Владимирович, проходя мимо рояля, рассеянно кладёт на крышку газеты и шествует в свой кабинет. Мария Александровна и Марина входят в зал. Увидев на крышке рояля газеты, Мария Александровна вспыхивает, но сдерживается, и с мученическим выражением лица брезгливо берёт газеты и перекладывает их на шахматный столик. Начинается очередной урок музыки.
- И-раз, и-два, и-три, поёт сидящая подле Марины Мария Александровна, изредка поправляя пальцы дочери на клавиатуре.
Марина играет пьеску Скарлатти. Когда она заканчивает, мать хвалит её:
- Молодец, Муся! (и холодно прибавляет) - Впрочем, ты здесь не при чём. Слух - от Бога. Твоё - только старание, потому что каждый Божий дар можно загубить. А теперь - гаммы. Как всегда два часа. Я буду слушать из красной гостиной.
Десять утра. Щёлкает мерно метроном. Красная гостиная пуста. Мария Александровна во флигеле на кухне даёт какие-то указания кухарке. В доме красная, потная Марина играет гаммы. Иногда она с ненавистью взглядывает на метроном, которому - всё равно. Он, знай себе, щёлкает. Ася подбегает к роялю, быстро шепчет Марине, не прерывающей игры:
- Мама на кухне!
Ася стремительно убегает, боясь быть застигнутой. Марина, ухом не поведя, упорно продолжает играть.
Появляется нянька Александра, которая довольно громко говорит в сторону кабинета Ивана Владимировича:
- Совсем дитя замучили!
И ещё громче, чтобы быть услышанной:
- Дитя, говорю, замучили совсем!
Марина закусывает нижнюю губу, продолжая играть. Мерно и равнодушно щёлкает метроном. Нянька ложится животом на крышку рояля, подпирает голову рукой и жалостливо смотрит на Марину.
В дверях залы показывается Иван Владимирович, волосы слегка встрёпаны, держит ручку - что-то перед этим писал, и робко говорит:
- А как будто два часа уже прошли? Я тебя уж точно полных три часа слышу.
Марина бросает взгляд назад на часы. Часы показывают половину одиннадцатого. Марина встряхивает головой и упорно продолжает играть. Немного постояв, шумно вздохнув, Иван Владимирович забирает со столика газеты и исчезает в кабинете.
Нянька, тяжело вздохнув, уходит по своим делам. Дворник Илья проносит через зал в кабинет Ивана Владимировича охапку дров. Проходя мимо Марины, он тихо говорит:
- Пойди-ка, Мусенька, пробегись! Маменька-то на кухне приказы отдаёт.
У Марины - каменное лицо, но глаза полны слёз. Мерно щёлкает метроном. Через заснеженный двор в дом спешит Мария Александровна. Часы показывают одиннадцать. Мария Александровна входит в зал. Марина оглядывается на часы, снимает руки с клавиатуры, и блаженно спрыгивает с табурета. Выключает метроном. Показывает ему язык. Корчит ему страшную рожу.
- И это - моя дочь! Нет, ты не любишь музыку! - сердится Мария Александровна, видя это неприкрытое, бесстыдное блаженство. - Какой позор! Ты музыку не любишь!
- Нет, люблю! - вспыхивает вдруг Марина. Я люблю, когда Вы играете. Я люблю слушать. А играть эти гаммы я ненавижу. Хотя и буду! А метроном урод! Дурак механический!
Мария Александровна несколько растерянно:
И что же из тебя выйдет? Ты, что, не хочешь быть концертирующей пианисткой?
Марина дерзко, с вызовом:
- Не хочу!
- А что же ты хочешь? - голос матери снова становится строгим. - Кем ты хочешь быть?
- А я уже есть! - неожиданно заявляет Марина. - Я - поэт! Как Пушкин!
- Что-о-о! Кто это тебе внушил? - смеётся и возмущается одновременно Мария Александровна. - Ничего себе - заявление!
- Я сейчас! - Марина срывается с места и несётся, сбивая всё на своём пути, в свою комнату. Через некоторое время она возвращается, держа обеими руками тоненькую гимназическую тетрадку, и подаёт её матери. Она напряжённо смотрит, как Мария Александровна открывает тетрадь и начинает читать. На строгом лице матери появляется нескрываемая усмешка, в глазах - ирония:
- Значит, как Пушкин? Ты вот тут рифмуешь "курицев - улицев", рифма-то есть, но это разве по-русски сказано? Так разве рифмуют? Это же безграмотно написано! Так только няньке простительно говорить, потому что она - безграмотная. А ты - Пушкина читаешь. Стыдно! Где ты у Пушкина видела слово такое "улицев"?
Красная от стыда и огорчения слушает шестилетняя Марина отповедь матери. Глаза девочки постепенно наполняются слезами.
- И вообще, продолжает мать, кто тебе сказал, что ты - поэт? Никакого поэта - не вижу! Вижу безграмотность и бумагомарательство. Вижу пустое рифмоплётство. И ничего больше! У нас в семье никогда не было поэтов. От кого тебе иметь способности стихи писать?
Марина - тишайшим шёпотом:
- От Бога!
Мать, как будто не расслышала, отдаёт тетрадь дочери:
- На, возьми, и больше этого стыда никому не показывай! Вечером - гаммы, как всегда - два часа! Ступай!
Марина прижимает тетрадку к груди и, опустив ресницы, чтобы мать не заметила слёз, неудержимо полившихся по щекам, отступает к двери.
Нянька Александра просовывает голову в дверь:
- Иловайские приехамши!
- Пригласи в гостиную, приказывает Мария Александровна.