Лавров Владимир Сергеевич : другие произведения.

Поучения мудреца Чанакьи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод поучений


  
     
     Поучения мудреца Чанакьи
     
   Мудрец Чанакья известен тем, что взял на воспитание мальчика, который впоследствии объединил всю Индию после захватов Александра Македонского в единое государство. Это был будущий император Чандрагупта. Поучения, благодаря которым мальчик неблагородного происхождения стал императором, и составляют этот трактат.
   Перевод - авторский, с английского языка. С небольшими изменениями оригинала, сделанными в соответствии с принципом учёта времени, места и обстоятельств. Так, вместо Господа Вишну в переводе присутствует "Всевышний", вместо общества преданных Господа - общество нравственных людей, вместо брахманов - мудрецы и т.д.
   Перевод сделан в 2015 году с целью воспитания у подрастающего поколения благородных качеств, с помощью которых можно достичь богатства и успеха.
   Владимир Лавров, 30 декабря 2015 года
  
   ГЛАВА ПЕРВАЯ
  
   1. Смиренно склонившись перед всемогуществом Всевышнего, я изложу всё, что мне известно о нравственности из священных текстов.
   2. Тот человек, который изучит эти наставления, получит понимание своего долга, поймёт, чему нужно следовать, а чему не нужно, что хорошо и что плохо.
   3. Поэтому с оглядкой на общественное благо, я расскажу о том, что приведёт к пониманию вещей в их истинном свете.
   4. Даже мудрец терпит неудачу, давая наставления глупому ученику, поддерживая безнравственную жену или чрезмерно сближаясь с несчастным.
   5. Безнравственная жена, неверный друг, дерзкий слуга и проживание в одном доме со змеёй, не приводят ни к чему, кроме смерти.
   6. Следует сохранять своё богатство в трудные времена, спасать свою жену даже ценой утраты богатства, но неизменно следует сохранять свою душу, даже ценой своей жены и богатства.
   7. Сохраняйте своё богатство от грядущих бедствий. Не говорите "Зачем бояться бед имеющему богатство?". Когда богатство покидает человека, все накопленные запасы быстро истощаются.
   8. Не следует жить в стране, где вас не уважают, где вы не можете честно заработать средства к существованию, где у вас нет друзей и где вы не можете приобрести знания.
   9. Не задерживайтесь даже на один день там, где нет пяти особ: богатого человека, учёного, хорошо осведомлённого в законах нравственности, царя, реки и врача.
   10. Мудрый человек никогда не должны заходить в страну, где нет возможности честно добывать средства к существованию, где люди не имеют страха перед законом, не имеют чувства стыда, разума и склонности к благотворительности.
   11. Испытывайте слугу при исполнении им своих обязанностей, родственника - в трудностях, друга - в бедах, а жену - в несчастьях.
   12. Настоящий друг тот, кто не оставляет нас в трудную минуту, в несчастье, голоде или войне, на царском суде и у крематория.
   13. Тот, кто отказывается от вечного ради бренного, утрачивает то, что вечно, и вслед за этим,
   несомненно теряет также и бренное.
   14. Мудрый человек должен жениться на девушке из хорошей семьи, даже если она неприглядна. Ему не следует брать в жёны девушку из недостойной семьи только из-за её красоты.
   15. Не следует доверять реке, человеку с оружием, зверю с клыками или рогами, женщине и членам царской семьи.
   16. Даже из яда извлекай нектар, отмывай и подбирай золото, если оно упало в грязь, получай высшее знание даже у невежественного человека, и выбирай девушку, обладающую нравственными качествами, даже если она рождена в неуважаемой семье.
   17. Женщина в два раза голоднее, в четыре раза пугливее, в шесть раз нахальнее и в восемь раз похотливее, чем мужчина.
  
   ГЛАВА ВТОРАЯ
  
   1. Неправдивость, безрассудность, лукавство, глупость, жадность, нечистоплотность и бессердечность - это семь женских природных изъянов.
   2. Только обуздав свои чувства посредством аскез можно обрести способность довольствоваться небольшим количеством пищи, быть надёжным и мужественным с женой и развить разум для совершения благотворительности.
   3. Тот, у кого послушный сын, верная жена и кто довольствуется тем богатством, которое имеет - тот живёт на Земле словно в раю.
   4. Только тот является настоящим сыном, кто послушен своему отцу. Только тот является настоящим отцом, кто заботится о своих детях. Только тот является настоящим другом, кто никогда не подведёт. Только та является настоящей женой, которая создаёт для мужа приятную и доброжелательную атмосферу.
   5. Избегайте того, кто льстит вам в глаза, но за спиной критикует, ибо он подобен кувшину с ядом, наполненным сверху молоком.
   6. Не доверяйте свои секреты плохому товарищу и не доверяйте их даже другу, ибо если он разгневается на вас, то выдаст все ваши секреты.
   7. Не открывайте того, что задумали сделать, но по мудрому совету, держите это в тайне до тех пор, пока не осуществите свои замыслы.
   8. Глупость и неопытность приводят к страданиям, но ещё больше страданий испытывает тот, кто стал должником в чужом доме.
   9. Не в каждой горе есть рубин, не каждый слон украшен жемчугом, не в любом месте можно найти святых людей и не в каждом лесу растёт сандаловое дерево.
   10. Мудрые родители воспитывают в своих детях нравственность, ибо они своим достойным поведением будут прославлять всю семью.
   11. Те родители, которые не воспитывают своих детей, являются их врагами, ибо невоспитанные дети в обществе будут подобны цаплям среди лебедей.
   12. Многие пороки [у детей] развиваются благодаря потаканию их чувствам, и многие добродетели - благодаря наказанию, поэтому не потакайте им, а наказывайте их [за проступки] как нерадивых учеников.
   13. Не позволяйте ни одному дню проходить без заучивания стиха, половины стиха, одной строчки из стиха или хотя бы одной буквы из стиха, а также без участия в благотворительности, учёбе или другой благочестивой деятельности.
   14. Разлука с женой, немилость соотечественников, победа врага в битве, служение безнравственному царю, нищета и пренебрежение со стороны близких - эти шесть видов зла сжигают человека без огня.
   15. Деревья у берега реки, женщина в чужом доме и царь без советников - обречены на погибель.
   16. Сила учёного - в его знаниях, сила царя - в его армии, сила купца - в его богатстве, а сила батрака - в его служении.
   17. Как куртизанка покидает мужчину, у которого закончились деньги, как слуга покидает царя, не способного защитить его, как птица покидает дерево, не приносящее плодов, и как гости покидают дом, когда заканчивается трапеза...
   18. ...Так и мудрецы оставляют своих покровителей, получив подаяние, ученики оставляют своих учителей, получив образование, а животные покидают лес, выгоревший дотла.
   19. Беды ждут того, кто дружит с порочным, корыстным и изворотливым человеком.
   20. Дружба между равными будет крепкой, служение царю будет вызывать уважение, забота об обществе будет достойным делом, красавица будет в безопасности у себя дома.
  
   ГЛАВА ТРЕТЬЯ
  
   1. Есть ли семья в этом мире, что лишена пороков? Есть ли кто-то, кто свободен от болезней и горя? Есть ли кто-то, кто вечно счастлив?
   2. Происхождение человека можно определить по его манерам, родину - по произношению, дружелюбие - по сердечной теплоте и отзывчивости, а аппетит - по размерам тела.
   3. Выдавайте свою дочь замуж в хорошую семью, позаботьтесь об образовании сына, наблюдайте, как ваш враг терпит неудачи и занимайте своих друзей служением.
   4. Негодяй хуже змеи, ибо змея жалит только один раз, тогда как негодяй - на каждом шагу.
   5. Поэтому царю нужно окружить себя благородными людей, которые никогда не подведут.
   6. Во время разрушения Вселенной всё подвержено изменениям и даже океаны выходят из берегов, но святой человек никогда не меняется.
   7. Не поддерживайте общения с глупцом, ибо он, словно двуногий зверь, будет жалить своими колкими словами словно шипами.
   8. Хотя люди могут быть наделены красотой и молодостью, и родиться в благородных семьях, однако без образования они словно цветы, лишённые благоухания.
   9. Красота кукушки - в её пении, красота женщины - в её бескорыстной преданности мужу, красота уродливого человека - в его учёности, а красота аскета - в его способности прощать.
   10. Ради спасения семьи можно пожертвовать одним её членом; ради спасения деревни можно пожертвовать одной семьёй; ради спасения страны можно пожертвовать деревней, а ради спасения души можно пожертвовать страной.
   11. Для трудолюбивого не бывает нищеты. Грех не привязывается к человеку, устремлённому ко Всевышнему.
   12. Те, кто погружён в молчание, не ссорятся с другими. Они бесстрашны и готовы к любым трудностям.
   13. Есть ли что-то, с чем не справится сильный? Есть ли такое место, куда не дойдёт тот, кто прилагает усилия? Есть ли такая страна, где чуждаются образованного? Найдётся ли кто-то, кто будет враждебным к тому, чьи речи приятны?
   14. Как весь лес наполняется благоуханием благодаря существованию одного дерева с душистым ароматом, так и семья наполняется счастьем благодаря рождению добродетельного сына.
   15. Как одно загоревшееся сухое дерево может сжечь весь лес, так и один непутёвый сын может погубить всю семью.
   16. Как ночь выглядит восхитительной в свете луны, так и добродетельный сын красит всю семью.
   17. Какая польза от множества сыновей, если они изматывают душу и приносят беспокойства? Лучше иметь только одного сына, от которого вся семья сможет получить поддержку и спокойствие.
   18. Балуйте сына до пяти лет, используйте наказания следующие десять лет, но когда он достигнет шестнадцати лет, относитесь к нему как к другу.
   19. Тот, кто убегает от страшных бед, иностранного вторжения, повального голода и компании порочных людей, будет в безопасности.
   20. Не развивший склонности к благочестивым поступкам (дхарме), не достигший успеха (артхи), не удовлетворивший своих желаний (камы) и не достигший освобождения от страданий (мокши) рождается вновь и вновь лишь для того, чтобы умереть.
   21. Богиня процветания, Лакшми, сама приходит туда, где не почитаются глупцы, запасено достаточное количество зерна, а муж с женой не ссорятся.
  
   ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
  
   1. Продолжительность жизни, вид деятельности, уровень богатства, образование и время смерти определяются для человека ещё в утробе матери.
   2. Дети, друзья и родственники отворачиваются от того, кто предан Всевышнему, однако если они последуют за таким человеком, то принесут благо своим семьям.
   3. Рыбы, черепахи и птицы воспитывают своё потомство с помощью взгляда, сосредоточенного внимания и прикосновения. Так же поступает и святой человек, воспитывая людей теми же средствами.
   4. Пока ваше тело здорово и подчиняется вам, а смерть далека, старайтесь спасти свою душу, ибо когда смерть будет близка, разве вы успеете это сделать?
   5. Полученные знания подобны щедрой корове, - они дают урожай круглый год и, словно заботливая мать, кормят вас на вашем жизненном пути.
   6. Как луна, в одиночку рассеивающая тьму, лучше многочисленных мерцающих звёзд, так и один добродетельный сын лучше сотни беспутных.
   7. Мертворожденный сын лучше глупого сына, который живёт долго, поскольку первый приносит кратковременное горе, а второй, словно пылающий огонь, всю жизнь сжигает сердца родителей.
   8. Проживание в небольшой деревне, лишённой нормальных условий для жизни, служение недостойному человеку, несвежая пища, сердитая жена, глупый сын и овдовевшая дочь сжигают без огня.
   9. Есть ли прок от коровы, не дающей ни молока, ни приплода? И точно так же, есть ли прок от рождения сына, если он вырастает невоспитанным и безнравственным?
   10. Когда человек погружается в скорбь, утешение ему могут дать три вещи: дети, жена и общество нравственных людей.
   11. Царь отдаёт распоряжение один раз, мудрец говорит один раз и дочь выдают замуж тоже только один раз.
   12. Аскезы следует практиковать в одиночку, учиться - вдвоём, петь - втроём. В путь следует отправляться вчетвером, пахать землю - впятером, а воевать - всем вместе.
   13. Настоящая жена та, которая чиста, искусна, целомудренна, ласкова с мужем и правдива.
   14. Дом без детей пуст, родина без родственников пуста, сердце глупца также пусто, но для нищего человека пуст весь мир.
   15. Пища - это отрава для того, кто страдает от несварения желудка; окружающие люди - отрава для нищего человека; молодая жена - отрава для старика, а непрактичное знание - отрава для всех.
   16. Неблагочестивого и бессердечного человека следует отвергнуть. Учителя, не имеющего духовных знаний, следует отвергнуть. Сердитую жену и неприветливых родственников следует отвергнуть.
   17. Человек старится от непрерывных скитаний, лошадь старится от долгого стояния на месте, женщина старится от недостатка внимания со стороны мужа, а одежда - от долгого пребывания на солнце.
   18. Всегда учитывайте время, место и обстоятельства. Честно зарабатывайте средства к существованию и разумно их расходуйте. Общайтесь с теми, кто делает вас сильнее.
   19. Для мудреца Всевышний предстаёт в образе огня, для глупца - как идол на алтаре, а для верующего Всевышний становится другом и поселяется в его сердце, в результате чего он может созерцать Всевышнего повсюду.
  
   ГЛАВА ПЯТАЯ
  
   1. Огонь является объектом для поклонения мудрецов, знание - объектом для поклонения учёных, муж - для жены, а гость, пришедший на обед - для всех остальных.
   2. Золото проверяют с помощью трения, разрезания, нагревания и расплющивания, а человека оценивают по степени его отречения [от чувственных удовольствий], по нормам поведения, которых он придерживается, по качествам характера и поступкам.
   3. Событие может пугать вас до тех пор, пока не настигнет вас, но как только оно настигнет вас, постарайтесь избавиться от своего страха без колебаний.
   4. Хотя близнецы могут родиться из одного чрева и под одной звездой, их судьба может так же сильно отличаться друг от друга, как судьба двух плодов одного дерева.
   5. Тот, чьи руки чисты, не держится за свою должность; тот, кто отрекается от чувственных удовольствий, не носит украшений; тот, кто плохо образован, не проявляет уважения к другим; а тот, кто говорит ясно, не может быть обманщиком.
   6. Глупцы завидуют мудрецам, нищие - богатым, неверные жёны - целомудренным, уродливые женщины - красавицам.
   7. Лень разрушает разум, [излишняя] доверчивость приводит к потере денег, урожай гибнет, если земледелец сеет семя слишком скудно, а армия рушится в отсутствие генерала.
   8. Знание проверяется посредством применения на практике, репутация семьи поддерживается нравственным поведением, уважаемый человек узнаётся по добродетельным качествам, а гнев распознаётся по взгляду.
   9. Нравственность бережёт богатство, усердная практика сохраняет полученные знания, доброжелательность хранит власть царя, а заботливость хозяйки оберегает домашний уют.
   10. Тот, кто бесчестит ведическую мудрость, высмеивает образ жизни, рекомендованный в священных текстах и осуждает доброжелательных людей, неизбежно погубит себя.
   11. Благотворительность избавляет от нищеты, нравственность - от страданий, благоразумие - от невежества, а понимание - от страха.
   12. Нет болезни более разрушительной, чем похоть; нет врага более страшного, чем безрассудство; нет огня более гибельного, чем гнев; и нет счастья более сильного, чем духовное знание.
   13. Человек рождается и умирает в одиночку, в одиночку он пожинает плоды своих благочестивых и неблагочестивых поступков, и в одиночку он отправляется в ад или рай.
   14. Живущий духовной жизнью воспринимает небеса как пучок соломы; точно так же храбрец воспринимает свою жизнь, подчинивший свои чувства - красивую женщину, а непривязанный к миру - всю Вселенную.
   15. Знание является поддержкой в пути, жена - в семье, лекарство - в болезни, а благочестие - после смерти.
   16. Также, как бесполезен дождь, выпадающий над морем и пламя огня днём, точно также бесполезна пища для того, кто сыт, и напрасен подарок для богатого.
   17. Нет воды ценнее дождевой, нет силы ценнее собственной, нет света ценнее сияния глаз и нет богатства дороже, чем запас зерна.
   18. Бедные жаждут богатства, животные - способности говорить, люди - жизни в раю, а благочестивые - освобождения.
   19. Правдивость обладает великой силой: она поддерживает Землю, заставляет сиять Солнце и помогает дуть ветрам.
   20. Богиня процветания непостоянна, дыхание неустойчиво, продолжительность жизни непредсказуема, и во всём этом непостоянстве незыблемо одно лишь благочестие.
   21. Среди мужей хитрее всех цирюльник, среди птиц - ворона, среди зверей - шакал, а среди женщин - цветочница.
   22. Эти пятеро должны почитаться как отцы: тот, кто дал рождение, воспитал, обучил, накормил и защитил от опасности.
   23. Эти пятеро должны почитаться как матери: жена царя, жена наставника, жена друга, тёща и родная мать.
  
   ГЛАВА ШЕСТАЯ
  
   1. С помощью слуха человек постигает предназначение, избавляется от злости, обретает знание и освобождается от материального рабства.
   2. Самая мерзкая среди птиц - ворона, среди животных - собака, среди аскетов - предавшийся греху, но тот, кто поносит других - хуже всех.
   3. Бронза очищается пеплом, медь - тамариндом, женщина - менструацией, а река - течением.
   4. Царь, мудрец и йог-аскет, покидающие жильё, почитаются, но странствующая женщина неизбежно погубит себя.
   5. Богат тот, у кого есть друзья. Богат тот, у кого есть родственники. Только богатый является настоящим человеком, и только богатый почитается как мудрец.
   6. Как судьба пожелает, так и функционирует разум человека; поступки также зависят от судьбы; и по воле судьбы человека окружают единомышленники.
   7. Время вскармливает всех живых существ, а также уничтожает их; лишь оно бодрствует, когда остальные спят. Время непреодолимо.
   8. Тот, кто родился слепым, не может видеть; точно также ослеплён и тот, кто находится в объятиях похоти. Гордецы не замечают зла, [которое творят], так же стремящиеся к богатству не видят греха в своих поступках.
   9. Душа сама выбирает, какие поступки совершать и сама же несёт ответственность за полученные результаты. Своими собственными действиями она запутывается в круговороте рождений и смертей, и своими собственными усилиями выпутывается.
   10. Царь принимает на себя грехи подданных, жрец принимает на себя грехи царя, муж принимает на себя грехи жены, а наставник принимает на себя грехи своих учеников.
   11. Отец, являющийся хроническим должником, распутная мать, привлекательная жена и невоспитанный сын - это враги в собственном доме.
   12. Войти в доверие к жадному можно с помощью подарков, к упрямому - складывая руки в приветствии, к дураку - угождая ему, к мудрецу - говоря правду.
   13. Лучше вовсе не иметь царства, чем править отсталой деревней; лучше вовсе не иметь друзей, чем дружить с негодяем; лучше вовсе не иметь учеников, чем обучать дураков; и лучше вовсе не иметь жены, чем жениться на недостойной.
   14. Разве могут люди быть счастливы в отсталой деревне? Разве может принести счастье дружба с негодяем? Разве можно обрести славу, наставляя дураков? Разве можно стать счастливым в компании недостойной жены?
   15. Учись одной вещи у льва, одной - у журавля, четырём - у петуха, пяти - у вороны, шести - у собаки и трём - у осла.
   16. Одна отличная вещь, которой можно научиться у льва, состоит в том, чтобы любое дело, за которое мы берёмся, делать от всего сердца и напрягая все силы.
   17. Подобно журавлю, мудрый человек должен сдерживать свои чувства и добиваться своей цели с должным пониманием времени, места и обстоятельств.
   18. Пробуждаться в положенное время, принимать вызов и бороться, справедливо распределять богатство среди родственников и добывать свой хлеб собственными усилиями - вот четыре отличные вещи, которым можно научиться у петуха.
   19. Верность супруге, смелость, накопление полезных вещей, осторожность, недоверчивость - вот пять отличных вещей, которым можно научиться у вороны.
   20. Удовлетворённость малым, немного еды, чтобы поесть, хороший аппетит, постоянная бдительность, несмотря на глубокий сон, непоколебимая преданность хозяину и храбрость - вот шесть отличных вещей, которым можно научиться у собаки.
   21. Несмотря на усталость, осёл продолжает нести свою ношу, не обращая внимание на холод и жару и при этом всегда доволен - этим трём вещам можно научиться у осла.
   22. Тот, кто будет придерживаться этих двадцати добродетелей, будет успешным во всех своих начинаниях.
  
   ГЛАВА СЕДЬМАЯ
  
   1. Мудрый человек не должен раскрывать своих потерь, своего раздражения, недостойного поведения жены, подлых слов завистников и позора, обрушившегося на него.
   2. Тот, кто избавляется от стеснительности в деловых отношениях, учёбе, питании и важных делах, - становится счастливым.
   3. Жадные и беспокойные люди не могут получить счастья и умиротворённости, которые обретает человек, удовлетворённый нектаром духовных знаний.
   4. Человек должен быть удовлетворён следующими тремя вещами: собственной женой, пищей, полученной по воле Провидения и богатством, нажитым честным трудом; но никогда не следует удовлетворяться следующими тремя вещами: образованием, духовной практикой и милосердием.
   5. Не становитесь между двумя мудрецами, между мудрецом и его жертвенным огнём, между мужем и женой, между хозяином и его слугой, между плугом и быком.
   6. Не позволяйте своим стопам касаться огня, духовного наставника или мудреца; они никогда не должны касаться коров, женщин, стариков и детей.
   7. Держись подальше от слона, лошади и рогатых животных. Избегай общения с порочным человеком, даже если для этого придётся покинуть страну.
   8. Слона держат в повиновении с помощью стрекала, лошадь - шлепком ладони, рогатых животных - видом палки, а негодяя - демонстрацией оружия.
   9. Мудрецы находят удовлетворение в хорошей пище, павлины - в раскатах грома, святые - в созерцании чужого процветания, а негодяи - в чужих страданиях.
   10. Заслуживай уважение сильного подчинением, порочного - сопротивлением, а равного тебе - вежливостью или могуществом.
   11. Сила царя - в его подчинённых, сила мудреца - в знаниях, а сила женщины - в красоте, молодости и чарующих словах.
   12. Не будь слишком прямолинеен с другими людьми, ибо зайдя в лес ты можешь увидеть, что прямые деревья срубают, в то время как кривые продолжают стоять.
   13. Лебеди живут там, где есть вода и покидают засушливые места. Человеку следует поступать также - идти туда, где ему хорошо и уходить оттуда, где ему плохо.
   14. Накопленное богатство сохраняется [постоянной] тратой, подобно тому, как проточная вода сохраняется, когда утекает застоявшаяся.
   15. Тот, кто богат, имеет друзей и родственников; он один по-настоящему живёт и его уважают как человека.
   16. Следующие четыре добродетели, характерные для небожителей, можно обнаружить у людей: милосердие, приятная речь, поклонение Всевышнему и удовлетворение нужд мудрецов.
   17. Следующие пять пороков, характерных для демонов, можно обнаружить у людей: гнев, грубая речь, вражда со своими родственниками, общение с подлецами и служение недостойным.
   18. Зайдя в логово льва, можно найти жемчужину размером с голову слона, но посетив нору шакала можно найти только телячий хвост или кусок ослиной шкуры.
   19. Жизнь необразованного человека так же бесполезна, как собачий хвост, который не может ни прикрыть зад, ни защитить от насекомых.
   20. Чистота речи, помыслов, чувств и сострадательное сердце необходимы тому, кто желает подняться на уровень небожителей.
   21. Как ищешь аромат в цветке, масло в зёрнах сезама, дрова в лесу, топлёное масло в молоке и пальмовый сахар в сахарном тростнике, так же ищи душу, которая скрывается в твоём теле.
  
   ГЛАВА ВОСЬМАЯ
  
   1. Порочные люди желают богатства, обычные люди - и богатства, и уважения, а добродетельные - только уважения, поскольку оно и есть настоящее богатство.
   2. ... [отсутствует в первоисточнике]
   3. Лампа убирает тьму, но оставляет за собой тёмную сажу. Подобным же образом, в соответствии с природой питания (благостной, страстной и невежественной), люди оставляют потомство с соответствующими качествами.
   4. О мудрец! Отдавай богатство только достойным! Вода, получаемая тучами из морей, всегда ценна; проливаясь на землю, она оживляет всё живое, а затем снова возвращается в моря, чтобы однажды вновь пролиться дождём!
   5. Мудрый, понимающий суть вещей, считает, что проходимец по низости равен тысяче мерзавцев, и следовательно, проходимец - самый низкий из людей.
   6. После натирания тела маслом, соприкосновения с дымом погребального костра, полового сношения и бритья, человек остаётся нечистым до тех пор, пока не примет омовение.
   7. Вода - это лекарство при расстройстве желудка; она укрепляет силы, когда съеденная пища уже переварена и подобна нектару во время приёма пищи, но подобна яду сразу после приёма пищи.
   8. Знание увядает без применения на практике, человек увядает из-за невежества, армия увядает без командира, а женщина увядает без мужа.
   9. Несчастлив человек, когда соприкасается с тремя вещами: смертью супруги в старости, распределением наследства между родственниками и зависимостью от других в пропитании.
   10. Воспевание гимнов и проведение положенных ритуалов без преданности бесполезно. Совершенство достигается только через преданность, поскольку преданность - основа любого успеха.
   11. ... [отсутствует в первоисточнике]
   12. ... [отсутствует в первоисточнике]
   13. Нет аскетизма, равного усмирению уму, нет счастья, равного удовлетворённости, нет болезни, равной жадности и нет добродетели, равной милосердию.
   14. Гнев является олицетворением бога смерти, жажда - адской реки, знание - богини процветания, а удовлетворённость - райского сада.
   15. Высокая нравственность украшает человека, добродетельное поведение приводит к рождению в достойной семье, получение знаний - к успеху, правильное использование денег - к богатству.
   16. Безнравственность губит человека, необдуманные поступки губят репутацию, неверные знания разрушают достижения, а неправильное использование денег ведёт к нищете.
   17. Чисты: вода, просачивающаяся сквозь землю, верная жена, благодетельный царь и довольный мудрец.
   18. Обречены на гибель: недовольный мудрец, самодовольный царь, стыдливая проститутка и бесстыдная домохозяйка.
   19. Какая польза от благородного происхождения, если человек необразован? Человек низкого происхождения почитается даже небожителями, если он образован.
   20. Образованный человек уважается всеми за свои знания. Без сомнений, знание уважается повсюду.
   21. Те, кто наделены красотой и молодостью и те, кто родом из благородных семей никчёмны, если не имеют образования. Они как цветы кимшука, которые красивы, но лишены аромата.
   22. Земля обременена тяжестью мясоедов, пьяниц, дураков и бездельников, которые есть животные в телах людей.
   23. Государству не страшны враги, если в нём проводится достаточно жертвоприношений, народ накормлен, доволен и обеспечен.
  
   ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
  
   1. Мой дорогой друг, если ты хочешь быть свободным от цикла рождений и смертей, откажись от яда чувственных наслаждений. Вместо этого принимай нектар терпеливости, достойного поведения, милосердия, чистоплотности и правдивости.
   2. Негодяи, сплетничающие за спиной у своих друзей, разрушают сами себя подобно змеям, заползающим в муравейник.
   3. Самим Всевышним сотворено так, что золото не пахнет, сахарный тростник не даёт плодов, сандаловое дерево не цветёт, образованный не стремится к [иному] богатству, а царь не живёт долго.
   4. Небесный нектар (амрита) является лучшим среди лекарств, хорошая пища - важнейшим среди всех видов материального счастья, глаза - важнее любых других органов, а голова важнее любых других частей тела.
   5. Ни один посланник не может добраться до небес и вестей оттуда нет. Голоса небожителей никто не слышал и никто не может установить контакт с ними. Поэтому человек, предсказывающий затмения солнца и луны, которые происходят на небе, должен почитаться как мудрец.
   6. Ученик, слуга, путешественник, голодный человек, испуганный человек, казначей и распорядитель - этих семерых нужно будить, если они засыпают.
   7. Змею, царя, тигра, жалящую осу, маленького ребёнка, чужую собаку и дурака - этих семерых будить от сна не нужно.
   8. Тот, кто зарабатывает на священных текстах и принимает пищу из рук невежественных людей, слаб словно беззубая змея.
   9. Тот, кто не вызывает трепет свои гневом или расположение своей щедростью, не способен ни контролировать, ни защищать. На что он вообще годится?
   10. Безобидная змея может [подобно ядовитой] широко раздуть капюшон, и этого будет достаточно, чтобы напугать человека.
   11. Мудрые люди утром обсуждают азартные игры, днём - женщин, а перед сном - кражи. (Имеются в виду события, описанные в священных текстах: первый пункт относится к азартным играм царя Юдхиштхиры из "Махабхараты", второй пункт - к поведению добродетельных женщин из "Махабхараты" и "Рамаяны", а третий - к детским шалостям Кришны, воровавшем масло у пастушек и описанных в "Бхагавата-пуране". Чанакья намекает на серьёзное изучение этих трёх священных книг, - "Махабхараты", "Рамаяны" и "Бхагавата-пураны", чтобы было о чём поговорить в кругу единомышленников)
   12. Готовя гирлянды для божеств своими руками, размалывая сандаловую пасту для божеств своими руками и собственноручно переписывая священные тексты можно получить в награду неисчислимое богатство.
   13. ... [отсутствует в первоисточнике]
   14. Разум компенсирует бедность, чистота одежды компенсирует её потёртость, разогревание пищи компенсирует её несвежесть, а добродетельность компенсирует уродливость.
  
   ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
  
   1. Потерявший деньги не беден, он несомненно богат (если разумен), но потерявший разум беден во всех отношениях.
   2. Нужно тщательно проверять место, куда мы ступаем (чтобы не наступить в грязь и не раздавить насекомых), пить только чистую воду (профильтрованную через чистую ткань), говорить только правду, подтверждённую в священных текстах и совершать поступки только после тщательного обдумывания.
   3. Тот, кто стремится к чувственным наслаждениям, может не надеяться получить знания, а тот, кто имеет знания, должен оставить мысли о чувственных наслаждениях. Ибо как может ищущий наслаждений думать о чём-то другом [кроме наслаждений], и как может мудрый удовлетвориться тем, чем удовлетворяются животные?
   4. Чего только не подметит проницательный поэт! На что только не отважится женщина! О чём только не болтает пьяный! Чем только не кормится ворон!
   5. Судьба делает нищего царём, а царя - нищим. В её власти сделать богатого бедным, а бедного - богатым.
   6. Скупой терпеть не может попрошаек, глупый - мудрых советников, распутная жена - мужа, а вор - луну.
   7. Тот, кто лишён воспитания, образования, искренности, порядочности и доброжелательности - это животное, бродящее по земле в человеческом теле.
   8. Пустоголовому не помогут наставления. Бамбук не обретает качества сандалового дерева, где бы он ни рос.
   9. Что могут дать книги человеку, если он не умеет читать? Какая польза слепому от зеркала?
   10. Негодяй не может стать достойным человеком, сколько его не наставляй, подобно тому, как зад не может стать головой, сколько его не намывай.
   11. Оскорбляя родственника - потеряешь здоровье, оскорбляя друзей - потеряешь богатство, оскорбляя царя - потеряешь всё, оскорбляя мудреца - пострадает вся семья.
   12. Лучше жить в лесу, населённом тиграми и слонами, поддерживая себя опавшими плодами и родниковой водой, спать на траве и носить кору, содранную с дерева, чем жить с нищими родственниками.
   13. Мудрец подобен дереву: его намерения - это корни, его молитвы - ветви, его поступки - листья. Нужно стараться сохранить корни, ибо если корни разрушены, не будет ни ветвей, ни листьев.
   14. Моя Мать - богиня процветания, мой Отец - Всевышний, мои родственники - все достойные люди, а моя родина - все три мира.
   15. Всю ночь множество птиц сидит на дереве, но утром они разлетаются в разные стороны. Разве стоит скорбеть об этом? Точно так же, мы не должны скорбеть, когда уходит кто-то из тех, кто нам дорог.
   16. Тот, кто обладает разумом, силён, но неразумный - слаб. Могучий слон, впадая в безумие, теряет рассудок и маленький кролик обманом может завести его в болото, из которого он не выберется (эта история была рассказана в известном трактате Панчатантра, составленным мудрецом Вишнушармой 2500 лет назад).
   17. Зачем мне заботиться о поддержании своего тела, будучи погружённым в вознесение хвалы Всевышнему, поддерживающему всё? Лишь по Его милости поддерживается всё живое. Постоянно размышляя об этом, я всё своё время посвящаю служению Ему.
   18-20. ... [отсутствует в первоисточнике]
  
   ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
  
   1. Великодушие, вежливость, мужество и добропорядочность - врождённые, а не приобретённые качества.
   2. Тот, кто покидает свою родину и уезжает на чужбину, погибает как царь, вступивший на скользкий путь.
   3. Слон силён, однако его легко подчинить с помощью маленького стрекала; тьма беспредельна, но маленькая горящая свеча рассеивает тьму; гора огромна, на небольшая молния раскалывает гору. Могуч тот, кто концентрирует силы, а не обладает огромной массой.
   4. ... [отсутствует в первоисточнике]
   5. Погрязший в семейной жизни никогда не обретёт знания, мясоед никогда не станет милосердным, жадный - правдивым, а распутник - верным.
   6. Порочный человек не станет святым даже после сотни мудрых поучений, подобно тому, как дерево нимб не изменит свой вкус, даже если его облить от верхушки до корней молоком и маслом.
   7. Скверные мысли не отмыть и сотней омовений в священных водах, подобно тому, как винный горшок не очистить даже выпариванием на открытом огне.
   8. Нет ничего странного в том, что человек отказывается от ценных вещей, если не имеет о них представления, также как жена дикаря проходит мимо дорогой жемчужины, поднимая только семя травы гунджа, чтобы украсить ими себя.
   9. Тот, кто ест свою пищу молча (сосредотачиваясь на самой пище), живёт бесконечно долго словно в раю.
   10. Ученик должен полностью отказаться от восьми вещей: похоти, гнева, жадности, сладострастия, стремления украшать своё тело, чрезмерного любопытства, чрезмерного сна и чрезмерных усилий по поддержанию тела.
   11. ... [отсутствует в первоисточнике]
   12. Лишь тот настоящий мудрец, кто удовлетворён одним приёмом пищи в день, прошёл шесть видов очистительных обрядов и сходится со своей супругой один раз в месяц в благоприятный день после её месячных.
   13. Мудрец, который погряз в мирских делах, разводит коров и занимается физическим трудом, в действительности - вайшья (купец), а не мудрец.
   14. Мудрец, который имеет дело с многочисленными товарами, алкоголем и мясом, в действительности - шудра, а не мудрец.
   15. Мудрец, который мешает другим жить и работать, лицемерит, зазнаётся, лукавит и скрывает свою жестокость сладостной речью, в действительности, - кот, а не мудрец.
   16. Мудрец, который разрушает пруды, колодцы, источники, сады и храмы, в действительности, - варвар (млеччха), а не мудрец.
   17. Мудрец, который ворует чужое имущество, сожительствует с чужой женой и ест всё, что попадётся, в действительности, мерзавец (чандала), а не мудрец.
   18. Хвала тем, кто раздаёт всё, что в избытке. Слава о Карне, Бали и царе Викрамадитье до сих пор разносится по миру благодаря их щедрости. Взгляните на пчёл, которые дёргают в отчаянии лапками и причитают: "Увы! Мы сами не наслаждались собранным мёдом, и другим не дали. Теперь же кто-то в одно мгновение забрал его у нас!"
  
   ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
  
   1. Счастливый семьянин тот, в чьём доме благоприятная, гостеприимная атмосфера, дети талантливы, жена приветлива, слуги послушны, кому достаточно богатства, чтобы удовлетворить свои желания, кто ищет наслаждения только в обществе своей супруги, в чьём доме готовится вкусная пища и питьё, и кто находит радость в общении с единомышленниками.
   2. Тому, кто смиренно подаёт милостыню мудрецу, находящемуся в бедственном положении, воздастся многократно. Поэтому, о царевич, то, что отдано мудрецу, возвращается в намного большем количестве.
   3. В этом мире счастливы те, которые великодушны со своими родственниками, добры к чужеземцам, безразличны к порочным, любят добродушных, осторожны с подлецами, честны с мудрецами, отважны с врагами, смиренны со старшими и строги со своей супругой.
   4. О шакал, отойди от тела человека, чьи руки никому не давали милостыни, чьи уши были глухи к мудрости, чьи глаза не замечали нравственных людей, чьи стопы не ступали в святые места, чей живот наполнялся несвойственной человеку пищей, и чья от гордыни была высоко задрана.
   5. "Позор тем, кто сам себе на уме, кто не терпит славы других людей, чьи уши не готовы слушать наставления мудрых" - так поёт мриданга, издающая звук "дхик-там, дхик-там, джигатам".
   6. Разве виновата весна в том, что побег бамбука не имеет листьев? Разве виновато солнце в том, что сова не может видеть днём? Разве виноваты облака в том, что ни капли дождя не попадает в рот птицы чатаки? Разве виноват Всевышний в том, что предначертано нам в момент рождения?
   7. Негодяй может развить добродетельные качества в обществе нравственных людей, но нравственный человек не становится негодяем в обществе порочных людей, подобно тому, как запах цветка разносится по земле, но сам цветок не пропитывается запахом земли.
   8. Человек несомненно получает благословение, общаясь с нравственными людьми, ибо нравственные люди обладают способностью очищать всё, с чем соприкасаются, в то время как священные места очищают человека только после длительного пребывания.
   9. Чужеземец спросил мудреца: "Скажи мне, кто самый великий в этом городе?". Мудрец ответил: "Скопление пальмовых деревьев наиболее велико". Тогда чужеземец спросил: "Кто самый щедрый?". Мудрец ответил: "Прачка, которая утром забирает грязную одежду и вечером возвращает её чистой, самая щедрая". Тогда чужеземец спросил: "Кто самый искусный?". Мудрец ответил: "Все искусны в похищении чужих жён и чужого богатства". Наконец чужеземец спросил мудреца: "Как же тебе удаётся выживать здесь?". Мудрец ответил: "Как червяк выживает даже в грязи, так и я выживаю здесь!"
   10. Дом, в котором не омывались стопы мудрецов, в котором не читались священные тексты и в котором не проводились священнодействия, подобен могиле.
   11. Говорится, что святой, когда его спрашивают о семье, правдиво отвечает: "Истина - моя мать, духовное знание - отец, праведное поведение - брат, милосердие - друг, умиротворённость - жена, а доброжелательность - сын. Такова моя семья".
   12. Наши тела смертны, богатство - непостоянно, смерть крадётся по пятам. Поэтому мы должны немедленно начать делать добрые дела.
   13. Арджуна сказал Кришне: "Мудрец находит удовольствие в общении, корова - в свежей траве, жена - в обществе своего мужа, и знай, о Кришна, что таким же образом воина радует битва".
   14. Настоящий мудрец относится к чужой жене как к своей матери, к чужому богатству - как к комку грязи, а к чужим радостям и печалям - как к своим собственным.
   15. Великий мудрец Васиштха обратился к царю Раме в день его коронации с такими словами: "О, Рагхава, добродетельность, приятная речь, сильное желание заниматься благотворительностью, простодушие с друзьями, смирение в присутствии наставника, непоколебимое умиротворение, благородные манеры, различение добра и зла, глубокое знание священных текстов, красота форм и преданность Всевышнему, - это то, что есть в тебе".
   16. О Повелитель династии Рагху! Тебе нет равных! Ты во всех отношениях превосходишь и Древо желаний, и золотую гору Меру, и исполняющий желания самоцвет Чинтамани, и ослепительное Солнце, и непостоянную Луну, и безграничный Океан, и смертного небожителя Бали Махараджа, сына Дити, и райскую корову Камадхену.
   17. Практичное знание - опора в пути, жена - опора дома, лекарство - опора больного человека, а славные дела - опора после смерти.
   18. Научиться вежливости можно у аристократов, искусству беседы - у мудрецов, лжи - у игроков в азартные игры, а интригам - у женщин.
   19. Бездумный транжира, бездомный бродяга, конфликтный торговец, пренебрегающий своей супругой и легкомысленный в своих поступках - все они придут к нищете.
   20. Мудрый человек не беспокоится о пропитании; его заботит лишь честь, пища же никуда не денется и беспокоиться о ней бессмысленно.
   21. Тот, кто стремится добыть богатство, приобретает зерно, копит знания и не стесняется в приеме пищи, будет счастлив.
   22. Как маленькие капли постепенно наполняют горшок, так и знания, благочестие и богатство постепенно наполняют человека.
   23. Человек, который дожил до преклонного возраста и остался глупцом, уже не станет разумным, подобно тому, как горький плод не станет сладким, сколько бы он не созревал.
  
   ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
  
   1. Сколько бы человек не жил, всё отпущенное ему время он должен потратить на добрые дела. Бесполезно жить даже миллиарды лет, если приносить окружающим лишь беспокойства, хоть в этой жизни, хоть в следующей.
   2. Не стоит сожалеть о прошлом и беспокоиться о будущем; разумные люди заботятся только о настоящем моменте.
   3. Небожителей, доброжелательных людей и родителей легко удовлетворить. Близких и дальних родственников можно удовлетворить, если радушно их принять, накормить, напоить и дать отдохнуть. Мудрецов же можно удовлетворить лишь разговорами на духовные темы.
   4. Продолжительность жизни, род занятий, уровень богатства, сила разума и время смерти определены уже в утробе матери.
   5. Удивительно видеть то, как мудрец легко обретает богатство, словно [поднимает с земли] соломину, но разбогатев, сгибается под своей тяжёлой ношей.
   6. Тот, кто чрезмерно привязан к родственникам, испытывает страх и скорбь, рождающиеся из привязанности. Чтобы быть счастливым, нужно избегать привязанности.
   7. Тот, кто не боится трудностей и поступает разумно, тот счастлив. Но лентяй, полагающийся на удачу, гибнет.
   8. Когда царь благочестив, то и его подданные ведут себя как благочестивые; когда царь безнравственен, то и его подданные ведут себя безнравственно; когда царь глуп, то и его подданные ведут себя глупо. Поскольку слуга всегда берёт пример со своего господина, то каков царь, таковы и подданные.
   9. Неблагочестивый мёртв ещё при жизни, но тот, кто поступает благородно, - жив даже после смерти.
   10. Тот, кто не стремится ни к нравственности, ни к богатству, ни к удовлетворению желаний, ни к освобождению от привязанностей [дхарма, артха, кама и мокша], ведёт совершенно бесполезную жизнь, подобно "соскам", висящим на шее козла.
   11. Сердца негодяев переполняются завистью перед чужой славой и они клевещут на них от неспособности подняться на их уровень.
   12. Потакание чувствам ведёт к привязанности, а отказ от стремления к чувственным удовольствиям ведёт к освобождению от привязанностей, поэтому привязанность и освобождение зависит от наших собственных решений.
   13. Тот, кто с помощью духовных знаний перестаёт считать себя туловищем, будет постоянно погружён в созерцательное состояние сознание (самадхи), куда бы не уводил его ум.
   14. Разве есть тот, кто может обрести желанное счастье в полной мере? Всё в руках Всевышнего, поэтому учись радоваться тому, что есть.
   15. Как телёнок следует за мамой, не теряя её среди тысяч коров, так и дела человека (и дурные, и достойные) всегда следуют за ним.
   16. Тот, чьи поступки непорядочны, не может быть счастливым ни среди людей, ни в одиночестве. Среди людей его сердце будет истязать стыд, а в одиночестве - беспомощность.
   17. Как копающий землю добирается до подземной воды с помощью лопаты, так и постигающий знание добирается до сути с помощью служения наставнику.
   18. Люди пожинают плоды своих желаний и поступков, совершённых в прошлых жизнях, поэтому мудрые ведут себя очень осмотрительно.
   19. Следует уважительно относиться к тому, что понял глубокий смысл хотя бы одной буквы. Тот, кто неуважительно относится к таким людям, тот не лучше собаки.
   20. В конце эпохи гора Меру может разрушиться, морская вода - выйти из берегов, но разум святого человека останется непоколебимым.
   21. Есть три драгоценности на этой Земле: свежая пища, чистая вода и приятные слова; глупцы же считают драгоценностями камни.
  
   ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
  
   1. Нищета, болезни, сожаления, тюремное заключение и прочие трудности - это следствия своих собственных решений.
   2. Можно вернуть утерянное богатство, ушедшего друга, обиженную жену и потерянное царство, но тело, если оно оставлено, уже не вернуть.
   3. Как трава, объединившись друг с другом, может противостоять эрозии почвы, так и врага можно одолеть, если действовать сообща.
   4. Масло, пролитое на воду, секрет, поведанный подлецу, подарок, преподнесённый достойному человеку и наставления, данные разумному человеку, распространяются без усилий.
   5. Если бы люди постоянно пребывали в таком умонастроении, как во время мудрых наставлений или посещения крематория, во время пребывания в утробе матери или при недомогании, они легко бы достигли освобождения.
   6. Если бы человек ощущал раскаяние до совершения греха так же, как он ощущает его после, - разве не достиг бы он совершенства?
   7. Не нужно кичиться своим милосердием, аскетизмом, доблестью, разумом, скромностью и нравственностью, ибо всегда найдётся тот, кто превосходит тебя в этом.
   8. Тот, кто живёт в нашем сердце - близок, хотя на самом деле может находиться далеко, но тот, кому нет места внутри нас, - далёк, хотя может находиться рядом.
   9. Подобно тому, как охотник сладко поёт, чтобы приманить оленя, нужно говорить приятные слова тому, от кого мы ждём благосклонности.
   10. Губительно быть фамильярным с царём, огнём, наставником и женщиной. Но быть безразличным по отношению к ним - значит лишиться возможности извлечь для себя какую-то пользу. Нужно держаться с ними на безопасной дистанции.
   11. Нужно быть предельно осторожным с огнём, водой, женщиной, дураком, змеёй и родственниками царя, ибо при первой же неосторожности они могут стать причиной гибели.
   12. Тот, кто благочестив, - по-настоящему жив, а тот, кто лишён добродетелей - мёртв, даже если выглядит живым.
   13. Если нужно одним махом покорить весь мир, то обуздай пятнадцать блуждающих повсюду частей: пять чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус), пять органов чувств (глаза, уши, нос, кожа и язык) и пять органов действия (руки, ноги, рот, гениталии и анус).
   14. Мудрецом является тот, кто говорит по делу, старательно работает и может контролировать свой гнев.
   15. Одна и та же женщина для всех выглядит по-разному: аскет её видит как труп, распутник - как объект для удовлетворения своих чувств, а собака - как кусок мяса.
   16. Мудрец не разглашает рецепт хорошо приготовленного лекарства, не рассказывает о добрых делах, которые совершил, умалчивает о домашних конфликтах, не посвящает посторонних в отношения с женой, не возмущается по поводу плохо приготовленной пищи и не пересказывает случайно услышанные глупости.
   17. Кукушка может молчать длительное время, пока однажды её голос не зазвучит приятно, даря всем радость.
   18. Храни и защищай благословения на славные дела, богатство, зерно, наставления мудрого учителя и редкие лекарства. Без них жизнь невозможна.
   19. Избегай дурной компании и общайся с мудрыми людьми. Совершай добро и днём и ночью. Размышляй о вечном и не путай его с временным.
  
   ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ
  
   1. Если сердце человека наполнено состраданием ко всем живым существам, то ему нет нужды в знании, освобождении, спутанных волосах на голове и посыпании тела пеплом.
   2. На Земле не существует такого сокровища, которым можно было бы расплатиться со своим наставником за то, что он дал настоящее понимание даже всего одной буквы.
   3. Есть два способа облегчить свою жизнь: носить обувь для защиты от колючек и стыдить порочных людей, чтобы они держались на почтительном расстоянии.
   4. Тот, кто носит грязную одежду, не чистит зубы, сквернословит и спит после восхода солнца - теряет милость богини процветания.
   5. Тот, кто теряет деньги, лишается также и благосклонности жены, друзей, слуг и родственников; однако богатея, он возвращает себе благосклонность окружающих. Поэтому деньги, несомненно, позволяют улучшить отношения.
   6. Украденное богатство может сохраняться десять лет, но на одиннадцатый год оно уходит вместе с честно заработанным.
   7. Дурной поступок, совершённый великим человеком, никто не осуждает (ибо кто посмеет укорять его?), а достойный поступок, совершённый подлецом, осуждают все. кому не лень (ибо кто его уважает?). Только подумай: Раху выпил нектар бессмертия и поплатился за это жизнью, а Шива, выпив яд, спас Вселенную от уничтожения и синяя полоса на его шее стала его украшением.
   8. Лучшая пища - та, которую вкушал мудрец. Лучшая любовь - любовь к другим, а не к самому себе. Воздержание от совершения грехов - настоящая мудрость. Благотворительностью является любой бескорыстный поступок.
   9. Из-за невежества люди украшают себя осколками стекла, тогда как настоящие драгоценные камни валяются в пыли у них под ногами. Но не нужно думать, будто драгоценности обесценились, а стекляшки выросли в цене. Когда появится разумный человек, всё сразу встанет на свои места.
   10. Священные писания беспредельны, искусства многочисленны, но жизнь слишком коротка, чтобы изучить их полностью. Поэтому выбирай для изучения наиболее важное, подобно тому, как лебедь выбирает молоко, отделяя его от воды.
   11. Только мерзавец может спокойно есть свой обед, не делясь с уставшим путником, случайно забрёдшим к его дому.
   12. Человек может досконально изучить все священные тексты, но если он не понимает своей внутренней природы, то он подобен половнику, который зачерпывает пищу, но не ощущает её вкуса.
   13. Возвышенные души, пересекая океан жизни, принимают прибежище истинных мудрецов, подобных прочной лодке. Они не похожи на обычных людей, барахтающихся в океане жизни, пока не потонут.
   14. Луна, хоть и обитель нектара бессмертия, и верховное божество всех лекарственных трав - теряет свой блеск при восходе Солнца. Так же и разумный человек, посещая чужой дом, ведёт себя скромно.
   15. Скромная пчела, которая предпочитает жить в гуще мягких лепестков лотоса и в изобилии наслаждаться его сладким нектаром, может пировать и на обыкновенных цветках. Попав на чужбину, где нет лотосов, она считает пыльцу обычных цветов не менее изумительной.
   16. Когда Всевышний спросил свою супругу Лакшми о том, почему она сторонится мудрецов, она ответила: "О, Господин! Мудрец по имени Агастья в гневе выпил океан, из которого я была рождена; мудрец Бхригу изловчился и пнул тебя; мудрецы кичатся своим образованием, которое получают благодаря другим, и наконец, они каждый день срывают цветы лотоса, олицетворяющие мою обитель и используют их как подношение богу Шиве. Поэтому я опасаюсь мудрецов!"
   17. Есть множество способов порабощения в этом мире, но узы привязанности самые сильные. Например, трудолюбивая пчела, способная прогрызть твёрдую древесину, застрянет в объятиях своих любимых цветов, когда их лепестки закроются в сумерках.
   18. Сандаловое дерево сохраняет свой аромат даже после того, как его срубают; слон не теряет своей проворности даже в старости; сахарный тростник не утрачивает своего вкуса даже после того, как из него выжали сок. Точно так же и благородный человек не теряет своих качеств, даже если оказывается в полной нищете.
   19. ... [отсутствует в первоисточнике]
  
   ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
  
   1. ... [отсутствует в первоисточнике]
   2. Женское сердце неустойчиво: пока женщина говорит с одним мужчиной, она похотливо смотрит на другого и с нежностью думает о третьем.
   3. Глупец, возомнивший, что очаровательная юная девушка любит его, становится её рабом и вертится вокруг неё словно птичка, привязанная прочной ниткой.
   4. Разве, разбогатев, человек не становится гордым? Разве распущенный человек живёт спокойно? Разве устоит мудрец перед женскими чарами? Разве есть такой человек, к которому царь был бы всегда благосклонен? Разве есть тот, кто мог бы противостоять разрушительной силе времени? Разве нищий способен обрести славу? Разве может порочный стать счастливым?
   5. ... [отсутствует в первоисточнике]
   6. Человек становится великим благодаря своим достижениям, а не просто занимая высокий пост. Можно ли назвать ворону орлом только потому, что она уселась высоко?
   7. ... [отсутствует в первоисточнике]
   8. Когда человека прославляют другие, он остаётся уважаемым, даже если лишён всех достоинств. Но если человек прославляет себя сам, он теряет уважение, даже если обладает всеми достоинствами.
   9. Если судить о достойном человеке по его качествам, то блеск его качеств будет виден так же ясно, как блеск драгоценного камня, вставленного в золотую оправу.
   10. Без поддержки страдает даже мудрец, поскольку любой драгоценности нужна достойная оправа.
   11. Не нужно такое богатство, которое достигается большими страданиями, подлыми поступками или заискиванием перед врагами.
   12. ... [отсутствует в первоисточнике]
   13. Во все времена люди умирали, неудовлетворённые богатством, пищей и женщинами. И нынче они умирают неудовлетворёнными. И в будущем они будут умирать, ощущая себя неудовлетворёнными.
   14. Благотворительность и жертвоприношения, совершённые с корыстными целями, дают лишь временный результат, но дары, сделанные бескорыстно достойным людям - бессмертны.
   15. Травинка легка, хлопок ещё легче, но нищий человек гораздо легче их. Почему же ветер не уносит его? Потому что опасается, что тот будет просить у него милостыню.
   16. Лучше умереть, чем жить в позоре. Смерть тяготит лишь мгновение, но позор приносит разочарование всю оставшуюся жизнь.
   17. Добрые слова приятны всем, поэтому их нужно говорить как можно чаще, ибо их на всех хватит.
   18. Есть два нектарных плода, свисающих с дерева этого мира: один - это добрые слова, а другой - общество единомышленников.
   19. Доброта, образование и аскетизм, практикуемые хотя бы небольшое время, следуют за человеком из жизни в жизнь.
   20. Тот, чье образование ограничено книгами и чьё богатство находится в чужих руках, не может воспользоваться ни знаниями, ни богатством, когда в них возникает потребность.
  
   ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ
  
   1. Учёный, который обрёл знания из множества книг, без непосредственного общения с наставником, не будет сиять своим разумом в обществе мудрецов, подобно тому, как незаконнорожденный ребёнок не блещет своим воспитанием в обществе почтенных людей.
   2. Справедливо отплатить добром за добрые дела, а злом - за злые дела; в этом нет греха, ибо порочный человек должен получить то, что сам посеял.
   3. То, что кажется труднодостижимым, невозможным и нереальным, легко достичь с помощью аскезы, ибо ничто не может её превзойти.
   4. Есть ли порок хуже жадности? Что может быть греховнее клеветы? Зачем нужна аскеза правдивому? Зачем паломничество тому, чьи намерения чисты? Какие иные добродетели нужны добродушному? К чему ещё может стремиться прославленный? Зачем богатство тому, кто обладает практичным знанием? И что может помочь опозорившемуся, кроме смерти?
   5. Несмотря на то, что отцом раковины является море, из которого появляются все драгоценности мира, а сестрой - богиня процветания Лакшми, ей приходится в руках нищего ходить от двери к двери в поисках подаяния. Получается, что ничего нельзя получить в этой жизни, не отдав что-то в прошлом.
   6. Когда человека оставляют силы, он становится отшельником; теряя богатство - он становится послушником; теряя здоровье - он становится набожным; а когда женщина теряет молодость - она становится верной мужу.
   7. ... [отсутствует в первоисточнике]
   8. У змеи яд - в зубах, у мухи - во рту, у скорпиона - в жале, а порочный человек насквозь пропитан им.
   9. Женщина, которая постится и соблюдает религиозные обряды без разрешения мужа, сокращает свою жизнь и отправляется в ад.
   10. Женщина становится святой не от раздачи милостыни, соблюдения постов или питья святой воды, а от уважения к своему мужу.
   11. ... [отсутствует в первоисточнике]
   12. Ничто так не украшает руки, как раздача милостыни. Чистым становятся не от нанесения на тело сандаловой пасты, а от омовения. Гость удовлетворяется не столько предложенной пищей, сколько выказанным уважением. Освобождение достигается не столько церемониями, сколько постижением настоящих знаний.
   13. ... [отсутствует в первоисточнике]
   14. Плот тунди лишает человека чувств, а корень вача приводит обратно в чувства. Так же и женщина лишает мужчину жизненных сил, а молоко восстанавливает их.
   15. Тот, кто доброжелателен ко всем живым существам, легко преодолевает любые трудности и получает всевозможные блага на каждом шагу.
   16. Чем ещё может насладиться в раю тот, у кого любящая и заботливая жена, кто богат и у кого сын послушен и добродетелен?
   17. Люди едят, спят, обороняются и совокупляются наравне с животными. То, в чём люди превосходят животных - это благоразумие; следовательно, неблагоразумные люди ничем не лучше животных.
   18. Если опьянённый страстью слон разгоняет пчёл своими ушами, вьющихся вокруг него, то он сам теряет украшение своей головы. Пчёлы же вполне довольны лотосами на озере.
   19. Царь, проститутка, бог смерти, огонь, вор, малыш и нищий не в состоянии понять страдания других. Восьмым в этом списке является сборщик налогов.
   20. "О, Госпожа! Почему вы так пристально смотрите вниз? Вы что-то уронили?" Женщина отвечает: "Глупец! Разве ты не понимаешь, что жемчужина моей молодости выскользнула и пропала?"
   21. О цветы кетки! Вы даёте приют змеям, не даёте съедобных плодов, ваши листья покрыты колючками, вы растёте в грязи и к вам трудно подступиться. Но благодаря вашему благоуханию вас почитают. Так, одно-единственное достоинство может затмить любые недостатки.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"