Аннотация: Предельно краткое изложение самых основ философии счастья в вопросах и ответах.
В чём причина страданий?
Причина всех страданий - волнения ума.
Когда ты наполняешь свой желудок гнилой пищей, что происходит? Он заболевает. То же самое происходит с умом, когда ты его наполняешь какими-то сплетнями, политическими новостями, криминальными сводками. Ум от этого начинает беспокоиться и в итоге в тебе невольно начинают просыпаться страх, зависть, гнев и прочие гадости. В итоге твоя жизнь наполняется страданиями.
Почему так происходит?
В какой-то мере ум похож на кастрюлю - чем ты его наполняешь, тем и будет наполнена твоя жизнь. То есть, если ты кидаешь туда одно гнильё (продукты страха, зависти, обмана, гнева) - откуда в твоей жизни взяться счастью и радости? Если ты сам заставляешь свой ум беспокоиться, набивая его всяким мусором, то неизбежно начнёшь страдать. И первые признаки этого: не хочется ставить перед собой какие-то цели, не хочется трудиться, не хочется утром вставать... Ты замечал, что утром не хочется вставать?
По тому, как утром встаёт человек, можно понять, насколько развит его разум: если он радостно просыпается и сразу бежит что-то делать - это значит у него развитый, сильный разум. А если он просыпается, переворачивается на другой бок и снова засыпает, а когда его будят - морщится и бурчит что-то типа: "фу, не хочу вставать", - это очень неразвитый, спящий разум. Для такого человека, сон - это жизнь.
То же самое с работой: если человек трудится с радостью, - это говорит о том, что у него развитый разум, а если человек только и думает, как бы побыстрее домой убежать - в тёплую постель, поближе к телевизору - это говорит о неразумности.
Чем ум отличается от разума?
Ум ищет наслаждения, а разум ищет то, что полезно. Если ум - сильный, а разум - нет, то человек будет жить исключительно ради получения сиюминутных удовольствий. А сиюминутные удовольствия - это то, что наслаждает чувства. А чувства имеют склонность быстро пресыщаться. В результате очень быстро человек вместо удовольствий начинает ощущать страдания.
Если же ум находится под контролем разума, то человек будет ставить перед собой цели и достигать их. И ради достижения цели иногда ему придётся ограничивать себя в чём-то. Это ограничение называется аскезой и она всегда приводит к тому, что человек начинает испытывать счастье от того, что он делает. И поскольку он наслаждает не чувства, имеющие такую неприятную особенность, как быстрое пресыщение, а разум, не имеющий такой особенности, то человек испытывает более-менее долговременное счастье.
Почему ум, не находящийся под контролем разума, хулиганит?
На ум постоянно влияют три силы, которые называются гуны. Каждая из них привязывает человека к определённому стереотипу поведения и наделяет человека определёнными качествами характера.
Первая гуна - тамас - привязывает человека к бездеятельности, нежеланию что-то делать и наделяет человека тупостью и ленью. Влияние этой гуны можно интерпретировать как полное игнорирование человеком своего разума, когда человек позволяет своему уму делать всё, что он хочет (а делать он, собственно, ничего не хочет - хочет только наслаждаться).
Вторая гуна - раджас - привязывает человека к бурной деятельности, спешке, суетливости, и наделяет человека активностью и страстью. Влияние этой гуны можно рассматривать как частичное игнорирование разума, когда ум делает только то, чему не противится разум.
Третья гуна - саттва - привязывает человека к спокойной, планомерной, разумной деятельности и наделяет человека спокойствием и радостью. Влияние этой гуны можно интерпретировать как полное игнорирование беспокойств ума и подчинение его разуму.
В соответствии с этим можно сказать, что неразумность - результат долгого влияния гуны тамаса, которая наделяет человека тупостью и ленью. Как от этого избавиться? Нужно уйти из под влияния гуны тамаса и попасть под влияние гуны раджаса, которая наделяет человека активностью и страстью, и, победив с помощью активности и страсти тупость и лень, нужно выйти из-под влияния гуны раджаса и попасть под влияние гуны саттвы, которая наделяет человека спокойствием и радостью. Это и есть путь к счастью.
Как это сделать?
Для того, чтобы выйти из-под влияния гуны тамаса, нужно начать что-то активно делать, даже если это не хочется. Тогда через какое-то время появляется вкус к активной деятельности и это означает, что гуна тамаса уступила своё влияние гуне раджаса.
Для того, чтобы выйти из-под влияния гуны раджаса, нужно поставить перед собой конкретные цели (чем более нравственные и высокие цели - тем лучше) и начать спокойно, планомерно, изо дня в день, что-то делать для их достижения, не давая уму беспокоиться о результатах. Для этого нужно учиться контролировать свой ум.
И для того, чтобы ум поставить под контроль разума, существует йога. С помощью физических, дыхательных и психических упражнений йоги ум из хулигана превращается в послушного исполнителя воли разума. Благодаря йоге человек обретает способность отказаться от лишнего, ограничить себя в чём-то, поставить перед собой цель и спокойно достигнуть её. Именно о таком человеке обычно говорят, что он разумный.
Теперь самое главное. Разумность и счастье прямо связаны друг с другом. Чем более разумен человек, тем больше он имеет возможностей радоваться жизни во всех её проявлениях. Чем менее разумен человек, тем больше он видит вокруг поводов для беспокойства. Из этого можно сделать вывод о том, что страдания - удел неразумных людей, тогда как счастье - удел разумных.
Из чего складывается счастье?
Многие думают, что счастье - это обладание какими-то конкретными вещами: любовью, здоровьем, деньгами, знаниями. Нет. Любовь, здоровье, деньги и знания - это ресурсы человека, которые составляют его богатство. И своим богатством человек может распорядиться разумно (и тогда будет счастлив) или неразумно (и тогда будет страдать). А само счастье - это такое состояние сознания, которое способно радоваться тому, что есть и не беспокоиться о том, чего нет.
Как достичь такого состояния сознания, когда оно радуется тому, что есть и не беспокоится о том, чего нет?
Для этого нужно построить прочный фундамент. Чтобы его построить, нужно сделать 5 шагов:
1 шаг. Найти своё предназначение.
Не зная свою внутреннюю природу, сложно понять, чем нужно заниматься в жизни. Поэтому самое первое, что человек должен сделать - разобраться в том, кто он и к чему у него есть склонности и таланты. Обнаружив свои склонности и таланты, нужно развивать их и таким образом человек неизбежно придёт к той деятельности, которая для него наиболее благоприятна.
[Подробнее о поиске предназначения и связанных с этим четырёх основных направлениях разума - в книгах "Введение в йогу разума" и "Фундаментальные основы психологии"]
2 шаг. Получить необходимые знания в соответствии со своей внутренней природой.
Как только человек находит свой путь (путь приложения своих талантов) и понимает, чем он хочет заниматься, - он должен сделать следующий шаг. И этот шаг заключается в том, чтобы начать изучать то, что сделает его деятельность более эффективной. Например, человек, который хочет стать писателем, должен начать изучать шедевры мировой литературы (чтобы глубже понимать свою деятельность), родной язык (чтобы делать как можно меньше ошибок), ту сферу, о которой он намерен писать (чтобы его описания были интересны и похожи на правду) и т.д.
3 шаг. Найти единомышленников.
Для того, чтобы знания легче усваивались и для того, чтобы не было препятствий в их получении, нужно сформировать для себя круг единомышленников, - тех людей, которые ведут похожий образ жизни, разделяют твои ценности и интересуются тем же, что и ты сам. Общение с единомышленниками - это само по себе уже счастье, - маленькое, но счастье. А учитывая, что единомышленники всегда будут способствовать твоему развитию в выбранной тобой сфере, постоянно знакомя тебя с новыми знания и предоставляя тебе новые возможности, то это многократно укрепляет фундамент твоего счастья.
Кстати, именно среди единомышленников благоприятнее всего искать свою любовь: семья с единомышленником - это семья, в которой супруги друг друга понимают. И когда тебя понимают - это тоже счастье.
4 шаг. Начать делиться своими знаниями и своим опытом с единомышленниками.
Начать делиться своими знаниями и своим опытом - это важный шаг в формировании фундамента счастья. Об этом мало кто задумывается, однако именно этот шаг позволяет человеку почувствовать свою нужность, полезность для других людей.
По большому счёту делиться своими знаниями и своим опытом - это творчество в самом широком смысле слова, ибо имея какие-то знания, - ими можно делиться и через беседы, и через лекции, и через книги, и через рассказы, и через стихи, и через музыку, и через картины, и через театральные постановки - через любое творчество. А кроме этого можно ещё и бескорыстно помогать другим людям своими деньгами, своим жизненным опытом, своими дружескими связями и т.д. - всё это создаёт очень прочный фундамент для счастья.
5 шаг. Научиться контролировать свой ум.
Этот шаг самый важный и наиболее сложный. И именно от этого шага многое зависит, ибо неконтролируемый ум может отвергнуть полезные знания и распугать единомышленников, тогда как контролируемый ум должен поступить наоборот. Нужно укреплять разум, и тогда ум естественным образом перестанет беспокоиться по пустякам и не будет больше отравлять жизнь. И для того, чтобы этот шаг сделать, как уже упоминалось, существует йога. Именно йога поможет обуздать волнения ума.
[Подробнее о том, как научиться контролировать свой ум - в книгах "Введение в йогу разума" и "Радость творчества"]
О чём нужно помнить?
Нужно помнить о том, что существует 3 способа лишиться счастья, несмотря на любые усилия по его удержанию. Эти 3 способа следующие:
1. сожаления о прошлом;
2. страх перед будущим;
3. неблагодарность за настоящее.
Эти три способа реагирования на жизненные события очень непродуктивные и вредные.
Понятно, что иногда в жизни может что-то происходить, что выбивает из колеи и рушит фундамент. Однако даже если твой дом полностью разрушен, не нужно об этом долго и сильно жалеть, сидя на его руинах. Нужно строить новый дом, ещё более прочный, ещё более красивый и с оптимизмом смотреть в будущее. Это самая верная жизненная стратегия.