По стеклу медленно ползли простуженные капли. Холодный осенний дождь нехотя поливал окна, дома и улицы. Ещё вчера стояла золотая осень, на пронизанных солнцем бульварах сидели художники с мольбертами, орудуя кистями и лазерными карандашами, они спешили запечатлеть осеннюю Москву. Но за одну ночь налетевший вдруг сердитый ветер оборвал жёлтые листья с ветвей и разметал их по улицам.
Прямо под окнами школы стоял старинный четырёхэтажный дом. Сквозь косые штрихи дождя Алиса смотрела на его облезлую жёлтую стену. По рыжим карнизам из тёсаного кирпича стекала вода, вода капала с крыши, дом был такой же унылый, как обтрёпанные ветром деревья перед ним.
Уроки уже кончились, школа была почти пуста, но вместо того, чтобы пойти домой, Алиса сидела на подоконнике в полутёмном холле.
За окном, едва не задевая крыш, ползли мрачные серые тучи.
Настроение у Алисы было такое же мрачное. Сегодня вечером они с папой должны будут лететь на космобиологическую конференцию. То есть лететь должен был только папа, а Алиса просто напросилась в попутчики. Сказала, что это необходимо для её специальности, что будет представлять там станцию юных биологов, и так далее. Папа, профессор космобиологии, естественно усомнился, что работы Алисиных коллег заинтересуют ведущие умы галактической биологии. Но согласился взять её с собой. Ведь галактическая конференция - это больше развлекательное мероприятие, возможность для учёных пообщаться вживую, заодно и с новой планетой познакомиться. В общем, это такая старинная традиция - собираться всем в одном месте, и наперебой обсуждать различные непонятные вопросы. Потому что просто обмениваться научной информацией можно не выходя из лабораторий - это быстрее и проще, но не так интересно. Сейчас Алиса жутко переживала, вспоминая сколько всего успела наговорить и наобещать. А обещала она немало: подготовить доклад о конференции, сделать в день отлета контрольную по поверхностным интегралам, и многое другое. Контрольную она сделала, и успешно, доклад можно сверстать на обратном пути и отправить с лайнера прямо на урок. Это будет здорово. Но вот учителю лингвистики Алиса пообещала выучить финский язык. Почему именно финский, она сама не знала, но именно это произвело на учителя огромное впечатление: Алиса не любила лингвистику. Кроме нескольких земных языков и космолингвы, которые прививают ещё в детском саду, она выучила еще лишь два или три редких инопланетных, вне школы и неизвестно зачем.
Теперь все обещания придется выполнять, на то они и обещания.
Но пасмурно на душе у Алисы было вовсе не поэтому.
А почему?
Сегодня ей пришлось едва ли не впервые в жизни соврать. Да не кому-нибудь, а лучшему другу, Пашке Гераскину. Дело было так.
Буквально на днях прилетал в гости старый папин друг, археолог Громозека, и оставил папе на время загадочный предмет, найденный при раскопках. Он рассказал, что когда один из археологов отыскал в культурном слое этот артефакт, и поднял его манипулятором робокопателя, к нему из окружающих кустов потянулись хумрики, родроны, вяки, и прочие звери и зверушки без названия. И что удивительно - никто никого не пытался съесть. Даже если присмотреться повнимательнее, то почти никто. Только между делом, если более мелкие твари попадались крупным на их пути к археологу. Или грызлись между собой, стремясь обратить на себя внимание и выражая безграничную преданность. Изумлённый археолог, сопровождаемый такой странной стаей, поспешил к вездеходу. Следом за ним ползли бурые мурамиты и недоеденные ими букашки, к нему слетались птицы и мотыльки, а с окрестных холмов поднялись в воздух громадные хищные птерохореи. Недоуменно озираясь, археолог положил артефакт в контейнер... и тут вдруг началось такое! Звери, птицы, насекомые вмиг потеряли интерес к робокопателю-вожаку, хищники кинулись на добычу, добыча кинулась врассыпную, раздались визги, хрипы, смачный хруст тонких крылышек и косточек, да и сам бывший вожак едва унёс ноги от этой кутерьмы.
- Я думаю, Селезнёв, это по твоей части. Изучи, и прославься, - сказал Громозека.
А Пашка, узнав об этом, тотчас же стал упрашивать Алису принести ему этот предмет. Он вознамерился с его помощью приручать белых акул, барракуд, и прочих хищных морских обитателей. С утра Алиса зашла в лабораторию Космозо, и взяла там Громозекин контейнер. Но когда она открыла его по дороге в школу, ей расхотелось отдавать находившийся внутри предмет Пашке. Это был небольшой чёрный жезл, похожий на фалангу паучьей ноги, с шипами и колючками по концам. Неприятного вида. Никакие пауки не вызывали у Алисы такой неприязни. Не хотелось брать его в руки. И почему-то очень не хотелось, чтобы его взял Пашка. И когда Пашка спросил о нём, Алиса неожиданно для себя сказала, что эту вещь нельзя брать. Никому. Ведь она ещё не изучена. И не созналась Пашке, что контейнер лежит у неё в сумке. То есть обманула друга.
До сих пор непонятно - зачем...
Алиса взглянула в окно. Возле старого дома кучкой стояли художники-реставраторы, что-то живо обсуждая. Они уже недели две работали здесь, создавая живую картину. Стенам дома придавали живописный вид. Облезлые пятна и потёки воссоздавали с помощью специальных скребочков и едких химикатов.
Странное дело, новый облик дома не казался гримом актёра. Наоборот, дом теперь был похож на усталого артиста, снявшего грим. И вот уже другие художники вновь наносят его на холсты. Казалось бы, рисование - это лишняя трата времени. Куда проще сделать снимок, и мгновенно запечатлеть все детали. Но рисунок - это живой образ, и в этот образ художник может вложить то, чего не сможет уловить ни одна камера. Алиса всегда восхищалась этому умению художников. Рисунок может состоять всего из нескольких штрихов, как восточный иероглиф, но также как каждый иероглиф, он таит в себе яркий образ. Каждое слово - это тоже образ.
Слово "осень" по-японски надо бы писать жёлтым и серым. Можно и жёлтым с небесно-голубым, но не в такую погоду.
Алиса слезла с подоконника, приоткрыла окно, до нее донёсся шелест падающих на облетевшую листву капель, и запах дождя - скучного, осеннего.
Выходить на улицу, под этот дождь, не хотелось. Но надо было ещё зайти на биостанцию и на две тренировки, собрать вещи в дорогу, и сделать уйму дел. Ветер стал забрасывать в окно холодные брызги. Робот, возившийся где-то рядом, посоветовал закрыть окно.
Роботы очень настырны, могут часами стоять рядом и монотонно повторять свои увещевания. Алиса не стала спорить, закрыла окно и пошла к лестнице.
Включив зонтик, Алиса вышла из школы. Над головой запрыгали мелкие капли, раскатываясь в стороны по невидимой поверхности. Первым делом надо зайти в секцию пузыристов, и не забыть предупредить тренера. Тренировка должна начаться минут через пятнадцать.
Алиса вышла на площадку рядом с флип-стоянкой. Здесь из тротуара росли пищевые столбики-автоматы. На белый столбик, выдававший мороженое, никто не обращал внимания. За исключением одного томпудийца, изнывавшего от жары. Томпуда - планета вечной зимы, снега тают там лишь в исключительно жаркие месяцы, и октябрьские плюс четыре для него были нестерпимым зноем. Люди же в основном брали горячий чай и свежую выпечку. Алисе сейчас почему-то тоже не хотелось мороженого, хотя она запросто могла съесть несколько порций и в зимний мороз. Но одно дело зима, мороз и солнце, и совсем другое - сырая и промозглая осень. Алиса пробежалась пальцами по клавишам на розовом столбике - появилось пирожное "Осенний букет", затем с соседнего столбика аппетитного золотистого цвета взяла пирожок с вареньем, а с коричневого - кружку курильского чая. Она решила не ходить автобусом - не очень-то удобно жевать на ходу, а флипнуть. Стоянка ведь рядом.
Когда Алиса вышла на площадку перед флип-стоянкой, сразу четыре флип-пузыря взлетели в воздух. Стоянка опустела. Но тут же несколько пустых пузырей, дежуривших в высоте, опустились у тротуара. Пешеходная дорожка поднесла Алису и мягко остановилась у свободного флипа. Алиса дотронулась до прозрачной стенки пузыря, стенка раскрылась, приглашая садиться. Забравшись в кресло, Алиса нажала на пульте кнопку "Зал пузыристов". Флип плавно взмыл над землёй, и набрав высоту, пристроился в общий поток.
Внизу проплывала залитая дождём и засыпанная листьями Москва - белые, розовые, небесно-голубые коралловые здания, разноцветные пластиковые крыши, старинные затейливые дома со стенами цветов листопада. Показалась серая лента Москвы-реки. Флип нырнул в тучу, словно в молочное озеро. Не поймёшь этих метеорологов, то солнце, то дождь и ветер. Пригнали с Атлантики циклон и удивляются его причудам. С другой стороны, так жить интереснее. Только как бы они от скуки наводнение не устроили... Алиса вспомнила, что в воскресенье собиралась слетать по рыжики. Конечно, грибы можно собирать и в дождь. Но в хорошую погоду тихая охота гораздо приятнее. Так или иначе, рыжики придётся отложить до следующей недели. Алиса покончила с пирожным и принялась за пирожок. Варенье в нем оказалось земляничным. Заботливый домроботник Гришка обещал приготовить на ужин брамбулет. Успеть бы его съесть на дорогу...
Через минуту-другую сквозь облачную муть проступили освещенные изнутри купола стадиона. Флип стал снижаться. Выйдя из пузыря на террасу, Алиса сунула пустую кружку в утилизатор и направилась в тренировочный зал. Там уже собралась её группа, ребята смотрели записи своих выступлений на летних соревнованиях. Где-то за плоскостью стены, словно в громадном окне, парили цепочки ярких пузырей. Они выстраивались в кольца, клинья, вились змейкой, рассыпались и собирались вновь. Это были групповые полеты.
- Здорово, Алиса! - приветствовал её Алеша Наумов. Чего так поздно?
- Я улетаю, - сказала она, обращаясь больше к тренеру, Ярославу Барионовичу. - Мне придётся пропустить несколько тренировок.
- Не беда, мы сейчас переключаемся на индивидуальные программы, - сказал Ярослав Барионович. Ты враз догонишь.
- Куда летишь, если не секрет? - спросила Дина Прилепская, Алисина партнёрша в парных полетах.
- На планету Юотра, там будет биологическая конференция, - ответила Алиса.
Ребята посмотрели на нее понимающе: в самом деле, если ты пузырист и относишься к спорту серьёзно, то ты должен выступать на соревнованиях. А если ты еще и космобиолог, то тебе необходимо бывать на галактических конференциях.
- А далеко эта планета? Я про неё ни разу не слышала, - спросила Дина.
- Почти в центре Галактики, - ответил за Алису Еговров. - Ты на "Крузенштерне" летишь?
- Угадал, - сказала Алиса.
- Не угадал, а догадался. Понедельник-четверг-пятница, рейс триста сорок два, Земля - Патрапатанга, с посадкой на Юотре.
Еговров знал все типы кораблей, все рейсы лайнеров, и в астрографии разбирался ещё лучше Алисы.
- А кто на этой планете живёт? - спросила Дина у Еговрова.
- Там живут жёлтые веслоногие лумбы.
- Они что, плавают?
- Ага, под водой.
- Точно, - вспомнила Алиса. - У меня про них марки есть. Архитектура Юотры. У них дома вверх ногами в воде плавают, потому что вся планета - океан.
- Как же туда корабли садятся? - удивился Алеша.
- Там есть подводные космопорты, - сказала Дина.
- На той планете в океане нету дна. То есть оно начинается на глубине в тысячи километров, и там такое давление, что туда невозможно проникнуть, - сказал всезнающий Еговров.
- Для гостей там есть плавучий остров, с космопортом и гостиницами, - сказала Алиса. - Я его на марке видела.
- Искусственный остров? - переспросила Дина.
- Он ледяной, построен на дрейфующей льдине, - сказала Алиса.
- То есть по-русски - это айсберг, - сказала Дина. Ребята засмеялись. - И ничего смешного, айсберг - это давным-давно уже русское слово. Как, например, планета, или дрейф, - Дина подмигнула Алисе.
Робот принес Ярославу Барионовичу пузырь, и он стал показывать ребятам новые пилотажные фигуры - "гремучую змею" и "колибри". Сначала их надо было разучивать на тренажёрах.
Потом Алиса ещё полетала напоследок на своем пузыре. Изнутри он бесцветный и почти прозрачный, ты висишь внутри него, и он реагирует на каждое твоё движение. Иногда кажется, что ты сам по себе паришь в воздухе, словно птица. А снаружи пузыри яркие и разноцветные, с номерами и надписями. Правда, в зале их краски выглядят блекло. То ли дело - в яркий солнечный день, как на экране. Алиса зависла перед ним. Она разглядела там свой пузырь, переливчатый, словно мыльная плёнка. Он сверкал на солнце всеми оттенками красного, зелёного и лимонного цветов. Шла запись воздушного слалома. Затаив дыхание, Алиса наблюдала, как её пузырь нёсся с высоты, петляя между вешками. Тогда она заняла пятое место в личном зачёте, а их команда - второе, уступив ленинградцам. В зале так не полетаешь - высота всего сто двадцать метров. А на открытом воздухе сегодня полётов нет, погода нелётная.
Попросив робота сложить пузырь, чего обычно не делала, и попрощавшись с ребятами, Алиса побежала к выходу. Времени у неё оставалось не так уж много.
От спортзала до биостанции добираться недолго: один переход на автобусе, и немного пешком.
Автобусы стояли на краю площади, под старыми клёнами. На их круглых боках налипли жёлтые листья. Листья усыпали весь тротуар и площадку у автобусов, а на площадке стоял мрачный рободворник, выставив свою пневмометлу - он позировал. Поотдаль, накрывшись прозрачным зонтом, сидел за мольбертом художник-фиксианец. В каждой из шести рук он держал кисти, и работал ими с невероятной скоростью. Он прилетел в Москву писать исторические картины, и думал, что автобусы и дворники здесь такие же, как и сто лет назад. Потом знатоки старины ему скажут, как было на самом деле, и он дорисует рободворнику бороду, а автобусам - паровозные колёса.
Алиса поднялась в автобус, вошла в полупрозрачную перегородку, и вышла уже на Гоголевском бульваре. Здесь тоже сыпал дождь, и вдоль тротуара сновал робот-уборщик, загоняя истоптанные листья в волочившийся за ним по воздуху объёмистый мешок. Ветер выхватывал листья и разносил их по площади.
На пустой аллее, недоумённо оглядываясь по сторонам, топтался одинокий инопланетчик в дыхательной маске.
Турист, отметила про себя Алиса. Экскурсант. Отстал от группы и заблудился. С Алисой такое тоже случалось.
Инопланетчик был невелик ростом, чуть повыше Алисы, вида вполне человеческого - две руки, две ноги, голова одна. У него было бледно-фиолетовое лицо с длинным, похожим на трубку носом. Хотя это, наверное, вовсе не нос.
Увидев Алису он достал очки, вроде тех, что одевают скайсерферы и горнолыжники, и поспешно надвинул их на глаза.
Адаптер надел, подумала Алиса. Теперь видит вместо меня фиолетовую инопланетянку.
- Так, - раздался голос переводчика, когда Алиса подошла ближе. - Разумное существо. Значит, обитаема всё-таки планета?
Алиса остановилась и недоумённо уставилась на инопланетчика.
- Обитаема, - повторил он с сожалением, поглядев куда-то вдаль мимо Алисы. - Заселена, значит.
Алиса обернулась: среди серых ветвей с редкими жёлтыми листьями виднелись силуэты зданий на проспекте.
- А... вы что, до сих пор не замечали этого? - растеряно спросила Алиса. Странный какой-то турист. Спрашивает так, будто попал сюда минуту назад.
- Нет, - ответил пришелец просто. - Я думал, тут первобытный лес.
- Где?
- Там, за кустами, - махнул он рукой в сторону высоких кустов, стеною росших вдоль аллеи. - Ступай своей дорогой, абориген, я ухожу.
Куда он собрался уходить?
Сойдя с дорожки на мокрую траву, инопланетянин попытался протиснуться боком в узкий просвет между кустами. Сделать это было нелегко. Упругие ветки никак не хотели пропускать странного туриста и осыпали его холодными тяжёлыми каплями.
У него там, наверное, корабль, догадалась Алиса. Похоже, он отчаянный любитель приключений, или вся навигация у него поломалась, раз приземлился в центре города. Но из-за кустов ничего не видно, и ничего над кустами не торчит. Неужели такой маленький? Надо уточнить.
- У вас там корабль стоит? - спросила она пришельца, который уже почти скрылся в переплетении ветвей.
- Корабль... - раздражённо отозвался тот. - Ага. Выхожу - дремучий лес, отошел на десять шагов - дорога, и абориген по ней ходит.
- Я не абориген. Аборигены живут на тропических островах. А я... - тут Алиса запнулась. Как ей назвать себя? Землянкой, что ли?
- Я местный житель, - сказала она.
- А какая разница? - донеслось из кустов.
- А вы что, Москву сверху не заметили? Или проспали посадку?
- Откуда?! - изумленно вскрикнул фиолетовый турист. - Какая посадка? Я наверху не был!
Он хотел было повернуться к Алисе и сказать ещё что-то, но потерял равновесие и повис в гуще ветвей.
Всё-таки он потерялся. Испугался и стал нервничать. Иначе зачем ему лазить по кустам? Ему надо помочь. Хотя бы вытащить его оттуда.
Алиса подбежала к тому месту, где слышался треск ветвей, и где в середине широкого куста отчаянно извивался заблудившийся пришелец.
- Вам помочь? - спросила Алиса, протискиваясь вслед за ним.
- Не стоит, - отвечал тот, хотя его фиолетовое лицо стало сиреневым от натуги, и как показалось Алисе, слегка светилось.
- Давайте я всё-таки вам помогу. Вы впервые у нас, и сразу заблудились? - Алиса говорила сочувствующе, ей всегда было жаль тех, кто потерялся, и неважно кто это - маленький котенок, или большой турист. Но тут завяз в ветвях зонтик, пришлось его выключить. Кусты были мокрые и скользкие, а вот ещё и сверху стали падать леденящие брызги. Не хватало ещё промокнуть.
- Вам куда надо? Давайте вызовем такси, оно вас отвезет, - Алиса все ещё была уверена, что перед нею заблудившийся, отставший от своей экскурсионной группы турист. Вообще-то в таких случаях надо сразу вызывать спасателей. Стоит лишь нажать оранжевую кнопку на любом видеофоне или спутнике, и в ту же минуту примчится оранжевый флаер с робоспасами и корреспондентом из "Новостей". Спутник лежит во внутреннем кармане комбинезона, но не доставать же его вот так, зависнув в гуще кустов. Прилетят, и начнут спасать всех подряд, и её тоже, да ещё покажут по всем каналам. Когда она подобралась вплотную к фиолетовому пришельцу, он неожиданно и резко рванулся, кусты, затрещав, отпустили его и он плашмя рухнул на траву, тут же вскочил, и не оглядываясь, пошёл прочь.
"Подождите!" - хотела крикнуть Алиса, ринувшись вслед за ним, но зацепилась воротником за какой-то сучок, да так, что чуть не свалилась назад, в кусты. Она рванулась ещё раз - сучок громко треснул, и не удержавшись на ногах, Алиса повалилась на землю. Пришелец развернулся и пошел к Алисе, глядя куда-то перед собой. Сделав два шага, он вытянул руку вперёд, будто нажимал невидимую кнопку. Алису он вроде бы и не замечал.
- Эй, - позвала его Алиса. Он испуганно оглянулся куда-то в сторону, и Алиса непроизвольно посмотрела туда же. Никого нет, кусты и деревья. Она посмотрела на то место, где только что стоял фиолетовый инопланетянин.
Пусто.
Исчез.
Достав из ветвей сумку, Алиса подошла поближе. На пожухлой траве не осталось никаких следов. Так, он дошел примерно до этого дерева и повернул назад. Нету здесь никакого корабля, и не мог же он взлететь мгновенно и совсем бесшумно. Алиса огляделась по сторонам. Может, за дерево спрятался этот пришелец? Краем глаза заметила у себя за спиной что-то большое, белое. Она обернулась. Перед ней возвышался белый овал высотой метра два, совершенно плоский. Он неподвижно висел в воздухе в нескольких сантиметрах от земли. На всякий случай Алиса отступила на шаг и сказала:
- Здравствуйте...
Кто его знает, может быть, это тоже пришелец. Странный, конечно, но Алиса видела и не таких. Овал никак не реагировал.
Алиса дотронулась до него - твёрдый, гладкий, холодный. Постучала - звук получился слабый, глухой. Наверняка это не инопланетчик. А если инопланетчик, то очень невоспитанный - не отвечает, когда с ним здороваются, или не воспринимает человеческую речь. Или просто не замечает окружающих, задумался о чем-то.
Дождь пошел сильнее. Алиса включила зонтик и решила, что пора уходить. Пусть он тут себе философствует. Или просто стоит, если это всего лишь неживая вещь. Через кусты лезть, конечно, не стоит. Вконец промокнешь, да еще может прийти робот-садовник. Придет и будет скрипучим голосом говорить, что природа наш общий дом и берегите зелёного друга. От одной такой мысли делается стыдно. Кусты можно обойти и выйти на боковую дорожку.
Пройдя шагов десять, Алиса оглянулась. Овал стоял, точнее, висел так же неподвижно, и даже сильный порыв ветра, растрепавший Алисины волосы, не смог его поколебать. А между тем отсюда, сбоку, он казался невероятно тонким, словно нарисованным на стекле. Интересно, как же он стоит? Алиса вернулась и стала обходить непонятный предмет кругом. С каждым шагом овал становился всё тоньше, и когда Алиса зашла точно сбоку, пропал совсем.
Алиса медленно отступила обратно на полшага. Липовые стволы и засыпанную листьями траву сверху вниз перечеркнула белая нить, плавно расплывшаяся в полосу.
Снова шаг вперед, другой...
Ничего нет!
И абсолютно непонятно, что это такое и зачем оно здесь. И куда исчезает. Вот тот камешек лежал точно под ним... Алиса выставила руки перед собой, и, замирая от любопытства, шагнула за камешек.
Пусто.
Обернулась, и в нескольких сантиметрах от лица увидела белую поверхность. Она попыталась сделать шаг сквозь нее - ведь прошла же она оттуда, но с таким же успехом можно было пытаться пройти сквозь каменную стену.
А тот пришелец, перед тем как исчезнуть, стоял здесь. Он поднял руку вот так - Алиса дотронулась рукой до края белой плоскости. Не пропасть бы, как он, пронеслось в голове...
Но в то же мгновение матовая белизна исчезла, и за ней открылся невысокий и неярко освещенный коридор.
Поток воздуха, устремившийся в коридор, ударил в спину. Алиса хотела лишь заглянуть внутрь, но потеряла равновесие и переступила через край. Нога провалилась в пустоту, Алиса едва удержалась, чтоб не упасть - до пола было добрых полметра. Сумка слетела с плеча и упала на пол. Тут же подхватив её, Алиса выскочила назад - стоять наполовину неведомо где было страшновато.
Если этот лиловый турист искал здесь необитаемую планету, значит, он на Земле не был, думала она. Это, наверное, что-то вроде космического автобуса. Входишь на Земле, выходишь где-нибудь на Дельте Андромеды. Или Тау Кита. Если я войду туда и пройду немного по коридору, ничего не случится. Ведь я только что вышла оттуда. А заодно спрошу этого туриста, как называется его планета.
Рассуждая так, Алиса ступила вниз, и решимости у нее поубавилось. Она слишком хорошо знала, чем могут закончиться подобные экспедиции. Но стоять одной ногой на другом краю Галактики, а может быть, и Вселенной, и упустить шанс побывать там - это было выше её сил. Она сказала себе, что отойдёт не дальше чем на двадцать шагов, а в случае чего будет возвращаться против ветра, дующего из проёма.
Пройдя несколько шагов, она обернулась. В глухой стене тупикового коридора зияло отверстие, через которое Алиса вошла. Ветер заносил внутрь жёлтые листья и дождевые капли. Присмотревшись, Алиса увидела белый прямоугольник, раскатанный по стене. На нём-то и светился выход на Землю.
Алиса сделала несколько шагов и повернула за угол.
Никого.
Как-то слишком все тут незатейливо. Ничего, похожего на приёмный шлюз - на случай, если атмосфера другая. Инопланетчик-то был в маске! А ветер больше не толкает в спину, значит это герметичный отсек, и давление выровнялось с земным.
Двери по сторонам плотно закрыты и угадываются лишь по волосяной толщины щелкам. Потолок светится неровным светом, где ярче, где темнее. Ещё поворот. Непонятно где находишься, и окон нет. Даже неинтересно.
Всё, тупик. Нет, это похоже на задраенную дверь...
Алиса вдруг ощутила, что у неё закладывает уши, как при резком подъёме на высоту. Автоматически выполняя продувание, чтоб не лопнули перепонки, Алиса с ужасом поняла: воздух рвался в другую сторону!
Она кинулась назад. Голова закружилась, чтобы не упасть, Алисе пришлось опереться на стену и продвигаться вдоль неё. Сейчас прямо, потом направо, затем налево этот тупик, вспоминала Алиса путь назад. Вдохнуть было невозможно, дыхание помимо воли превратилось в сплошной затяжной выдох, в голове зашумело как при резкой декомпрессии, в висках застучал участившийся пульс. Такое бывает с неопытными летунами, когда они пытаются сразу взлететь как можно скорее и как можно выше в стратосферу, и в крови закипает азот.
Алисе показалось, что она слышит удаляющиеся голоса, но слова были неразличимы. Собрав все силы, Алиса побежала следом. Ноги слушались плохо, она то и дело натыкалась на стены. Завернув за угол, Алиса увидела две расплывчатые фигуры, хотела их окликнуть, но перед глазами все поплыло, и она обнаружила себя лежащей на полу. Инопланетчики ушли, о чем-то препираясь, и не заметили Алису. Алиса не разглядела их, только запомнила голоса. Один - низкий, булькающий, а другой сиплый и высокий.
Больше надо тренироваться, сердито думала Алиса, тщетно пытаясь набрать воздуха в легкие, чтобы крикнуть. Ты ведь хорошо чувствуешь себя и на восьми тысячах... но не за десять же секунд... Потом в поле зрения оказался её браслет - с часами, компьютером, и множеством разных полезных приборов, в числе которых был и газоанализатор. Там горел зеленый огонёк - дышать можно. Анализатор выдавал сведения о составе воздуха: кислород, аргон, водяной пар, давление тридцать семь... тридцать шесть сотых...
Через минуту-другую, придя в себя, Алиса поднялась, подобрала сумку. Она уже чуть привыкла к здешнему воздуху, голова почти не кружилась. Голоса и шаги затихли вдали. Вот и этот тупичок. Алиса заглянула туда - выход исчез! Не закрылся, а исчез. Белого полотнища на стене не было. Может, не здесь? Нет, вот на полу набрызгано, и листья лежат. Булькающий голос сказал: - "Ты напустил сюда вредного азота", а сиплый ответил: - "Я же закрыл дверь"... - вдруг сообразила Алиса. Они говорили и ещё что-то, совсем непонятное. На космолингве! Значит, это наша Галактика. Здесь знают лингву. Уже легче. Стоит ли искать именно этих инопланетчиков, чтобы попросить их отправить её обратно на Землю? Наверное, нет. Они наверняка рассердятся, и придется выслушать немало неприятных слов о том, что не следует совать нос куда не надо. До Земли далеко, но не очень. Сколько-то парсек. Или килопарсек. Предположим, я теперь на другом краю Галактики. До Земли не больше сотни килопарсек. В крайнем случае, двести. На обычном корабле лететь неделю, или даже целый месяц. А то и больше. Долго. Может быть, здесь есть корабли быстрее? Или космический автобус, вроде этой белой двери? Позвонить бы на Землю, сказать папе, чтобы летел на Юотру без меня. А я сама отсюда доберусь, подумала Алиса. Здесь наверняка есть космопорт. Надо спросить у местных жителей. Только вот где они? Кругом ни души.
Она пошла в ту сторону, куда вроде бы ушли инопланетчики. Через двадцать шагов - развилка. Куда идти? Ей показалось, что она видит мокрые следы в правом коридоре. Она повернула туда.
Снова развилка - влево-вниз и вправо-вверх. И никаких следов. Алиса решительно двинулась вперед. Одинаковые гладкие стены, наклонный то вверх, то вниз пол. Создатели этого сооружения не заботились о соблюдении прямых углов и параллельности этажей. Оно напоминало гигантский муравейник. Ходы пронизывали его во всех направлениях, но были чрезвычайно запутаны. С равной вероятностью оно могло быть аэрогородом, подводной станцией, или просто орбитальным складом. Через пять минут Алиса потеряла счёт пройденным развилкам, а ещё через три минуты поняла, что заблудилась.
Алиса решила идти строго в одном направлении - куда-нибудь да придёшь. Но это оказалось невозможным. Коридоры пересекались под разными углами, и было непонятно, идешь ли ты вперёд, или уже назад. Она попыталась открыть одну из дверей. Там не было ни ручек, ни кнопок, ни глазка, куда прикладывают палец. Дверь не поддалась ни словам, ни ментальному импульсу "Сим-сим, откройся!", ни даже пинкам. Алиса принялась стучать во все двери.
Тщетно.
...Бродя по коридорам, Алиса строила догадки насчет того, зачем понадобилась лиловому туристу необитаемая планета.
Может быть, планета на которой он живет перенаселена, и необитаемая планета нужна для того, чтобы отправить туда часть населения. Чтобы было не так тесно. Но почему же тогда в этих коридорах до сих пор никого не повстречалось?
Может быть, он большой учёный, и необитаемая планета нужна ему для того, чтобы поставить грандиозный научный опыт в планетарном масштабе. Да, но если учитывать что он такой недотёпа, это скорее авантюрист вроде Пашки Гераскина. Пашка тоже как-то раз хотел поставить опыт в планетарном масштабе. Он решил вывести гигантскую каменную черепаху, которая бы пожирала рудные пласты, а выделяла бы чистые металлы. Эдакий дрессированный металлургический комбинат. Он всем твердил, что с помощью его изобретения станет очень просто осваивать дальние планеты. Не надо будет строить шахты и завозить оборудование и стройботов. Но сразу же выяснилось, что кремниевые гиганты живут в тысячи раз медленнее, и поэтому Пашка вряд ли дождётся от них металлов. Он тут же охладел к этой идее, потому что предпочитал скорый результат.
А этот маленький лиловый человечек, наверное, один из последних жителей подземного города на какой-нибудь загубленной своей цивилизацией планете. Необитаемая планета нужна им для того, чтобы понастроить там городов и заводов, загадить материки и океаны, отравить воздух и снова уйти под землю.
...Алиса услышала, что кто-то прошел поблизости. Она поспешила на звук шагов, и увидела неторопливо идущего гуманоида. Он скрылся за поворотом.
- Эй! - крикнула Алиса вслед.
Послышался глухой тяжёлый стук, словно упало бревно. Алиса побежала туда. Серая тень бесшумно втянулась в стену, Алиса её почти не заметила, кинувшись к лежащему на полу гуманоиду. Тот не подавал признаков жизни. Алиса достала аптечку, по счастью оказавшуюся в сумке. Летали с Пашкой на Сихотэ-Алинь делать реферат по щитомордникам, брали с собой. Диагностик удивлённо заверещал, когда Алиса подключила его - пациент оказался робостюардом. Странно, с какой стати кибер может отключиться прямо на ходу? Не в тундре ведь, в обитаемом месте. Или... в необитаемом!? В заброшенных ярусах, из которых нет выхода. Срочно, срочно надо найти лилового, пока он не удрал на свободную планету, пока здесь есть ещё кто-то живой. Алиса подняла голову. От стены отделялась, понемногу густея, бледно-серая призрачная тень. Чем гуще тень становилась, тем труднее было ей выйти из толщи стены. Наконец, тень приобрела более-менее чёткие очертания, хоть и недостаточно резкие для того, чтобы углядеть в них сходство с каким-либо известным существом. Разве что с привидениями, которых как известно, не бывает. Алиса уже была бы рада и встрече с привидением, лишь бы узнать, где она очутилась. "Привидение" бесшумно двинулось к Алисе, и непонятно было, дружелюбно оно настроено или нет. А Алисе вдруг жутко захотелось чихнуть, и она чихнула. Подряд три раза, даже не успев толком отвернуться. Серая тень колыхнулась, отброшенная ударной волной, и сразу стала почти прозрачной.
- Я нечаянно, простите... - сказала Алиса. Тень, истаивая, улетала по коридору, увлекаемая ветром. В воздухе прошелестел едва слышимый вздох. В первый момент Алиса не сообразила, откуда взялся ветер. А потом кинулась за ветром вслед. Ветер вдруг исчез, так же внезапно, как и возник. Где-то впереди слышались неясные звуки, перемежаемые ворчливым бормотанием. Проскочив несколько развилок, она перешла на осторожный шаг. В соседнем отсеке кто-то был. Алиса различила знакомый сиплый голосок. Осторожно заглянув туда, она увидела белый прямоугольник на стене, и лилового человечка, колдующего перед ним. Он неуверенно нажимал нарисованные на краю кнопки, и что-то бормотал в свою записную книжку. Алису он не замечал. На стене появилось овальное отверстие, и оттуда дохнуло вулканическим жаром. В помещение ворвался грохот извержения, брызги кипящей лавы прилипли к потолку.
- Караул! - вскричал инопланетчик, испуганно бросаясь к пульту. Огнедышащее отверстие исчезло, а лиловый турист, которого ноги не держали, сел на пол.
- Вот те на! - сказал он вслух. - Как раз этого сейчас я и боялся больше всего. Здесь не маска нужна, а скафандр высокой защиты.
Маска почему-то висела рядом, на стене. Зато к поясу был пристегнут страховочный леер - видимо, в прошлый раз его выбросило наружу.
Вдруг инопланетчик вскочил, схватил бластер и с опаской двинулся в тот отсек, где была Алиса. Но Алиса уже неслышно отступила в полумрак, и даже встала в нишу громоздкого аппарата, что высился возле выхода из отсека.
Лиловый турист подошел уже совсем близко. Алиса плотней вжалась в нишу. И вдруг обнаружила, что стоит уже лицом к стене...
Алиса недоуменно обернулась. Отсек, где она находилась, стал иным.
Неужели опять меня куда-то перенесло, подумала она. Теперь ни на какую конференцию мне не попасть, да и домой вряд ли скоро вернешься.
Нет, отсек тот же, только она очутилась с другой стороны аппарата. Алиса шагнула на пол. Удивляться было некогда. Где-то тут лиловый турист с бластером. Заслышав шаги за аппаратом, Алиса на цыпочках отбежала к двери и притаилась. Прислушавшись, она вновь уловила чьи-то осторожные шаги.
- Руки вверх! - раздался сиплый голос совсем рядом. Алиса кинулась в путаницу отсеков. Турист за ней не погнался.
Немного погодя, Алиса решила вернуться. Но не тут-то было. Обратный путь найти было непросто. Пройдя немного, она заметила, что вокруг стало гораздо темнее, и стены вокруг совсем облезлые. Значит, она не там свернула. Помещения давно не убирались, в них было полно пыли, мусора и корродированных железяк. В углах белел пушок корабельной плесени. Все переходы вели теперь вниз, туда, откуда слышался ровный машинный гул. Алиса повернула назад.
Через некоторое время Алиса очутилась в галерее с большими иллюминаторами вдоль стены. За ними видна была бело-синяя планета, немного похожая на Землю. Корабль, или может быть, космический город, облетал планету по высокой орбите. Быстро показалась ночная сторона с блестками городских огней. Планета жила своей жизнью. Но здесь почему-то не встречалось никого.
Алиса разглядывала планету целых полчаса, или больше.
За очередной дверью тянулся полутёмный ржавый коридор, в котором она еще не была. Но за поворотом, в той стороне откуда она вроде бы пришла, стены светились намного ярче. Чтобы сократить путь, Алиса пошла этим коридором.
Выбравшись в светлый тоннель, она увидела перед собой лилового человечка. Он стоял совершенно неподвижно, расставив ноги и сжимая в руках оружие. На нем теперь был непонятный мундир со множеством нашивок и побрякушек. Человечек тупо смотрел в неведомую точку перед собой. Тут в поле его зрения попала Алиса.
- Стоять! - коротко бросил он, наводя на нее ствол. - Кто идет?
- Я иду... - сказала Алиса.
- Вижу. Ты-то нам и нужна. Тебя уже все ищут.
- Зачем? - удивилась Алиса.
- Не разговаривай с часовым, это запрещено, - сказал человечек поучительно. - Я тебя сейчас задержу и препровожу... Ты куда!?
Алиса нырнула в темневшую рядом дверь.
- Стой! - прокатилось вслед за ней. А она, не оглядываясь, петляла по отсекам и переходам. Не то, чтобы она испугалась, но только ноги сами понесли её прочь. Не хотелось, чтобы задерживали.
Выскочив на площадку внутри темной шахты, Алиса перевела дух. Дно шахты терялось в темноте, вверх и вниз вела узкая металлическая лестница.
Наверху лязгнул металл. Алиса вскинула голову, и двумя площадками выше увидела фигуру лилового человечка, освещенную сзади. Он видимо знал, что Алиса выйдет именно к этой шахте, и пройдя кратчайшим путем, поджидал её здесь. Перегнувшись через перила он всматривался в темноту. Болтающийся на шее автомат ударялся о перила. Заметив Алису, инопланетчик расплылся в улыбке, которая показалась ей злобной гримасой.
Алиса кинулась наутёк.
- Куда ты?! - изумленно воскликнул турист-охранник, и затопотал следом. Но когда он спустился на площадку, Алиса была уже далеко.
...Пробежав метров двести, Алиса резко затормозила. Прильнув к стене, прислушалась. Погони не было. Похоже, он плохо бегает. Надо как-то перебраться отсюда на планету. Здесь про неё уже знают, её ищут... или устроили облаву?
Очередной коридор привел её в заброшенную оранжерею. Под прозрачным потолком кое-где сохранились пыльные засохшие растения, и даже одно дерево. Кряжистое, с толстыми сучьями и обломившейся макушкой. Кора его была тверда как камень, а внутри было пусто, древесина уже обратилась в прах.
В одном месте всё было покрыто пышным пушистым ковром зелёной травки. Она неплохо чувствовала себя без полива, удобрений, и почти без света. Воздух над ней казался намного приятней и свежее, и дышалось тут заметно легче. Вряд ли это опасное растение, подумала Алиса. В корабельных оранжереях таких не выращивают. И поддаваясь проснувшемуся научному интересу, сняла сумку и стала извлекать из неё свою любимую полевую мини-лабораторию. Внутренний голос подсказывал ей, что эта травка может быть разгадкой тайны. Вопрос только в том, какой именно. Травка оказалась удивительная - она могла разрушать любые горные породы, выделяя из них кислород. И что самое удивительное, всё говорило о том, что травка - живой ядерный синтезатор. Тогда ей по зубам должен быть не только камень, но и металл, и пластик, и все остальное...
Над изогнутым горизонтом неизвестной планеты полыхнула короткая белесая заря, вынырнуло жёлтое местное солнышко. Алиса достала из сумки шоколадку, подкрепилась немного.
И, наверное, слегка задремала.
Потом в глаза ударил яркий свет. Такое бывает при старте корабля. Алиса вскочила, смахнула шоколадные крошки, быстро свернула лабораторию. Потолок помутнел, переключился в походный режим.
Пойду, найду опять лилового туриста, решила она. Она уже прозвала про себя этого человечка туристом, хотя он вовсе никакой не турист. Может быть, зря я от него убегала?
Пушистая травка между тем зашевелилась, и как живая поползла к Алисиным башмакам, выпуская новые ветвящиеся стебельки. В минуту она оплела башмаки. Алиса с интересом наблюдала за ней, а потом с трудом вырвала башмаки из цепких стебельков. Они потянулись следом. Травка чуяла тепло, энергию, и тянулась к ней. Алиса отскочила и пошла прочь из оранжереи.
Всё ясно. Экипаж корабля съела хищная травка, которую случайно, по неосторожности, занесли с какой-то планеты. Уцелевшие боятся возвращаться домой, чтобы не заразить свою планету. И теперь скитаются по космосу и ищут себе необитаемую.
Так, а почему же травка не сожрала её, Алису, сразу? Принюхивалась? Непонятно.
А может быть, это аварийный биовыделитель кислорода? Почему бы и нет? В обычных условиях травка ведёт себя как обычное растение, а чтобы в нужный момент запустить её на полную мощность, необходим катализатор. Алиса попыталась в уме составить его формулу. Получалось что-то похожее на один из компонентов шоколада...
Тупик. Коридор закончился обширным отсеком, в котором когда-то начали большой ремонт. Или добывали детали, чтобы обменять их на топливо. Иначе как объяснить, что полы были вскрыты, а оборудование под ними разобрано. Алиса даже удивилась, сколько всего может там поместиться. Надо идти назад.
Все коридоры кажутся одинаковыми и вроде бы знакомыми.
Откуда-то стала доноситься музыка. Кто-то пел протяжную красивую песню. Мелодия показалась Алисе знакомой. Она различила слова:
Мне приснился шум дождя,
И шаги твои в тумане.
Я помню, в небо уходя,
Ты сказал всему - до свиданья...
Конечно, Алиса эту песню знала. В экспедиции на "Пегасе" её иногда пели вместе папа и Полосков с Зелёным. Полосков ещё рассказывал, что это старинная космофлотская песня, и ещё сто лет назад её пели первые космонавты, летавшие по земной орбите в своих допотопных кораблях.
Пение доносилось из слабоосвещенного закоулка между ржавых переборок. Заглянув туда, Алиса увидела старого, потемневшего от времени и космических передряг робота.
"Точка нашего корабля В бесконечном летит пространстве" - пел робот на два голоса, синтезируя музыку за целый оркестр, и наполняя звучание металлическим дребезжанием. При этом он ритмично шоркал напильником пятнышко ржавчины на манипуляторе, производя легкий немузыкальный скрежет. Увидев Алису, робот замолчал, секунды две разглядывал её, мерцая фотоэлементами, и вдруг произнес: - Здорово, землячка!
- Здравствуй, - сказала Алиса. Уж кого она не ожидала встретить здесь, так это обыкновенного земного робота. Старого, металлического еще косморобота, какие работают на дальних планетах, в шахтах, и везде, где трудно и тяжело.
- Как ты здесь оказалась? - спросил робот. - Как тебя угораздило на эту развалину, которую в первом же порту снова отправят на свалку?
- Я здесь нечаянно, - Алиса не стала вдаваться в подробности. - Вошла, а выход унесли.
- Трап убрали, что ли?
- Нет, это был переносной телепорт. Через него лиловый человечек выходил на Землю.
- Так-так-так, - задумчиво протянул робот.
- Ты знаешь, кто он? - спросила Алиса.
- Не знаю, - сказал робот. - Я здесь ненадолго. До первой подходящей планеты.
- А что это за корабль, куда он идёт?
- Это старик "Ангодеган", мой знакомый. Астротанкер полуторного класса. Я застрял на Ситонее, а тут он подвернулся.
- Так ты пробрался сюда зайцем? - удивилась Алиса. Она впервые видела робота-бродягу.
- Нет! - сказал робот. - Старый Тумблер зайцем не летает. Я договорился с автопилотом. Ты про космостоп слышала? Меня знают практически все грузовики в Галактике... - и робот скрипучим голосом принялся излагать свою биографию. Алиса его не перебивала.
Тумблер был старым универсальным роботом и летал на многих кораблях. Поначалу он работал в Марсопорту, потом его отправили с экспедицией на одну неизвестную планету. Там он попал в катастрофу, и на корабль его погрузили в контейнере, по частям. Корабельный механик Рымский собрал его по винтикам, научил играть в трёхмерные шахматы, петь песни, и назвал Тумблером. Потом Тумблер много лет работал в Дальней Разведке и побывал на многих планетах. Он разгружал корабли, копал пионерные шурфы и падал в жерла вулканов. А ещё он стал настоящим ходячим справочником по внеземной геологии. Но вот однажды его завалило в шахте, и он полгода пробивался на поверхность. А когда выбрался, то оказалось, что его экспедиция давно уже улетела, а на планете обосновались колонисты с Баругана. А поскольку у баруган не было возможности найти достойное применение незнакомому роботу, он решил продолжить исследование космоса в одиночку. И стал собирать редкие камни и минералы на астероидах и дальних планетах. Туда он добирался на попутных кораблях. А камни потом дарил музеям или иногда менял на запчасти и смазку. Самые редкие и красивые он оставлял в своём контейнере для образцов - он хотел найти планету, где живут одни роботы, и устроить там музей космических минералов. Об этом он тоже рассказал Алисе, и открыв дверцу в боку, выгреб оттуда кучу искрящихся камешков и кернов.
- Это агденезит с Урогры, его находят только там, и только в одном действующем вулкане, это белза - встречается в открытом космосе, твёрже алмаза. Видела когда-нибудь такой?
- И не знала.
- У меня с собой ещё полный рюкзак - Тумблер пододвинул плоский титановый контейнер, в которых роботы иногда носят груз за спиной. - Тут столько всего, что за день не пересмотришь. Почти центнер. Вот, держи, землянка, - он протянул Алисе небольшой ребристый кристалл. Тёмно-синий и почти непрозрачный. - Носи его с собой. Защищает от психоизлучений.
- От гипноза, что ли?
- И от гипноза тоже. С ним тебе не страшны будут ни слизеползы с Куданка, убивающие взглядом, ни бледные шептуны с Элома, подчиняющие разум чужой воле. Если кто-то захочет вправить тебе мозги, у него ничего не выйдет.
- Что значит - вправить мозги? - спросила Алиса.
- Это значит заставить тебя думать так, как хочет кто-то другой. И ты не сможешь управлять собой и своими поступками. Станешь послушным орудием в чужих руках.
- Но я же замечу, что кто-то мной командует...
- В том-то и дело, что нет. Захочется тебе вдруг крушить всё вокруг, и будешь ты крушить не задумываясь.
- Не задумываясь?
- Вот именно. Захотелось, и всё тут. А это окажется чья-то злая воля.
- Так ведь это всё равно, что сойти с ума, - сказала Алиса.
- Вот именно. И люди при этом своего безумия не понимают.
- Да откуда ты, робот, можешь знать об этом? Что ты понимаешь в человеческой психике?
- Я много чего знаю, - сказал робот. - Например, знаю, что биологическому существу бывает достаточно ментального импульса, неуловимого никакими приборами, чтобы перестать существовать как личность. Так что помни - всё то колдовство и черная магия, от которых отмахивается наука - это не пустой звук.
- Магия уже сто лет как изучена, - возразила Алиса. - Целые институты ей занимаются.
- И всё-таки, тебе здесь надо быть предельно осторожной, не шуметь, не выдавать своего присутствия - сказал робот, понизив голос до скрипучего шёпота. Будто не он музицировал тут пять минут назад.
- Почему? - тоже шёпотом спросила Алиса.
- Разве я тебе ещё не сказал? Ну вот, как обычно - пытаешься мыслить по-человечески, и всегда забываешь о самом важном.
- Корабль, наверное, заколдован? - с серьёзным видом спросила Алиса. С абсолютно серьёзным видом, даже без тени насмешки.
- Тсс... А то они тебя могут услышать.
- Кто - они?
- Злодеи. На этом корабле кругом одни злодеи. Один, зловещий тип, пытался заманить меня в захватчики. Обещал весёлую жизнь и много запчастей на захваченных планетах.
- Что ещё за зловещий тип? Кто он такой?
- По земным понятиям он - насекомое. Точнее - инсектоид. Не знаю, с какой планеты.
- Большой?
- Ростом повыше тебя будет. А потом он попробовал мне мозги вправить...
- В каком смысле?
- В прямом. Перепрограммировать хотел. На боевого робота. А я не поддался. У нашей серии мозги хоть и примитивные, но зато надёжные. Я его прибор дистанционный закоротил, и самого его током дёрнул.
- Значит, ты всё-таки немного поддался. Ты же робот, и не можешь причинять вред разумному существу. А ты его ударил током.
- Я несильно, - невинно сказал Тумблер. - Пусть не лезет. Я ж личность всё-таки. А он злодей. Между прочим, три закона роботехники далеко не везде действуют. Например у злодейских боевых роботов закон один - приказ хозяина. Командира то есть.
- Боевые роботы - давно вне закона, - сказала Алиса.
- На Земле - да. А Галактика-то большая. И законы во многих местах разные. Вот хозяин корабля, к примеру, содержит в заточении массу древних высокоорганизованных кибермашин. Доверия мне он не внушает.
- Как он выглядит?
- Он, как бы сказать, со щупальцами...
- Кальмар! - воскликнула Алиса.
- Нет, скорее веллантеллиец. Тоже зловещая личность, - многозначительно произнёс робот. Всё время возится с древними устройствами, и думает, что может заглянуть в душу каждого. Если бы он был на это способен, ему не надо было бы курочить моих тонко устроенных собратьев, он и без этого мог бы узнать, что они умеют и хотят делать. И не держал бы он их в запасниках, а отпустил бы к людям. Я как узнал, хотел в Общество Защиты Уникальных Механизмов сообщить, да передатчик здесь неисправен.
- А что это за тонко устроенные собратья?
- Я же говорю - древние устройства. Не роботы, которые умеют всего понемногу, как я, а почти живые существа, которые могут делать что-то одно, но очень хорошо. Он их по всей Галактике собирает. Корабль у него был ими набит, как мой горбовик камнями. Он его на Ситонее оставил, а сам взял с Карантинного кольца, считай - со свалки, "Ангодеган", переставил на него двигатели, перегрузил всю кибертехнику. И улетел к Бессмертной планете. Они на грузовом модуле на неё спускались, привезли оттуда что-то.
- Секрет бессмертия?
- Этого я уж не знаю.
- Инсектоид с ними летал?
- Нет. С ним был один ситонеец, и с вероятностью ноль семь - один человек.
- Почему - с вероятностью ноль семь? - спросила Алиса.
- Я время от времени связываюсь с корабельным Мозгом. Он ситонов опознаёт безошибочно, всё-таки столько ходил с ситонейским экипажем. Он ведь внутри их системы работал, в поясах астероидов, а потом стал не нужен. Людей он опознаёт неуверенно. Инсектов и прочих - тем более.
- А ситонеец - он лиловый, да?
|