Аннотация: Публицистика о кино и не столько о нем...
"Этот текст разбит на части, каждая из которых может существовать отдельно. Поэтому и читать их нужно не перемешивая, поскольку они одинаковые по теме, но совершенно различные в плане направления ветра. Речь не идёт о триптихе, диптихе или словесной квадратуре, нет, здесь разговор лишь о том, чтобы поступающий с разных сторон голос не ломал твою голову, оставаясь внутри ветряной кашей, из которой трудно достать желаемое, даже при твоём согласии с тем, что было услышано. Так всегда происходит, если одну очень ядрёную кашу заливают несколькими различными соусами сразу. Но никто не говорил, что будет легко. Хотя одну тарелку вылизывать легче".
Часть первая. Синематограф
Когда-то был создан замечательный фильм, в котором странный улыбчивый человек привёз ковбоям и головорезам на дикий Запад нечто волшебное по имени "Синематограф". Человека звали Джонни Фёст, и вечерами он крутил для местных жителей чёрно-белое кино, направляя проектор на белую простыню, подаренную одной из работниц местного борделя. Джонни показывал очерствевшим от бесконечной дряни людям совершенно другой мир, полный предупредительности, добродушия, добросердечности, добронравия и даже немножко любви. Будни головорезов изменилась до неузнаваемости. Вместо привычного мордобоя и постоянной стрельбы по стенам, потолкам и чем-то плохо пахнущим ртам, вместо вечно ломаемой мебели и лопающихся от крови синяков под глазами, суровые парни в кожаных штанах стали говорить друг другу хорошие слова и дарить местным проституткам вялые цветы в обмен на их растерянные улыбки. Прежние говнюки зализывали торчащие в разные стороны волосы на голове и вообще где попало, чистили оставшиеся от прежних боёв поломанные зубы, перестали драться по любому поводу и старались не убивать всякого, кто говорил какую-нибудь необдуманную хрень. А если убивать, то не сразу. Пока он не скажет ещё чего-нибудь.
В общем, мистер Фёст совершил чудо. Изменив жизнь ковбойского городка в том направлении, куда люди пытаются идти с начала своего осознания, но почему-то с тех же самых пор их сносит куда-то в сторону каким-то боковым ветром. И в этот раз без такого ветра не обошлось. Потому что в город твёрдой походкой вошёл некий мистер Секонд с таким же киноаппаратом в тележке, аполняя белые простыни города сценами драк, жестокости, крови и кусков человеческих тел. В его фильмах люди друг друга даже ели, но это уже мелочи. И город снова провалился туда, откуда его вытаскивал мистер Фёст с его уже ненужной добротой. А его самого, растерянного и напуганного такой скоростью человеческого разложения, побили и выгнали за всяческие пределы. В общем, всё. Хорошая идея, правда? А теперь перенесёмся туда, где ты живёшь.
На экранах твоего городка идёт масса фильмов на любой вкус первого поцелуя и второго выстрела в упор. Можно увидеть красивую сказку о чём угодно и вполне законченную мерзость о том же самом. Есть фильмы замечательные, они ещё встречаются, но как-то неустойчиво и редко, зато основной поток гремит ширпотребом такого отчаянного мракобесия и пустоты, что поневоле понимаешь, что мистер Секонд пришёл не один. Хотя в сегодняшнем кино ещё разыгрываются старые тревожные мотивы о чём-то светлом, благородном и даже, может быть, святом, чего очень хочется тем, кто не понимает, почему вокруг всё не так, как показывал мистер Фёст. Почему сплошным потоком идут ставшие обычными ленты, полные низости, подлости, запаха страха, кровавого пота, разрезанных лиц, раскорябанных глаз и просто какого-то тяжёлого чувства безысходности, что это ещё не конец и уже готовится продолжение истории о сшитых наживо людях, живородящих монстрах, испражняющихся анусах, усыпанных деньгами и властью главных героях, ебущихся с героями второстепенными. А потом приходит какой-то продажный начальник, покупает, убивает или одним из своих ковбоев сношает чью-то жену, пожизненно усаживая в тюрьму главного героя, потому что фильм надо как-то заканчивать, на доброе нет ни желания, ни ума, а всё злое уже произошло, кино закончилось, теперь можно идти домой или на улицу, раздражённо ковыряя пальцем в ухе. Вспоминая по дороге хорошие слова. И не находя ни одного.
Понимаешь, старик.. Фильмы могут быть созидающие, а могут и разрушать. Они в состоянии показать весь горизонт замечательных человеческих чувств, прошедших через любую мясорубку войн и вообще чего угодно. Такими историями была когда-то полна наша собственная жизнь, когда даже сытая горем и смертями лента заканчивалась надеждой на то, что всё было не напрасно. Не напрасным было желание мира, добросердечности, добродушия, добронравия и, конечно же, любви. Была заплачена цена. Дающая зрителю возможность поверить, что хоть она и была чрезмерна, но всё же дала желаемый результат. Однако, есть и другие фильмы. Их гораздо больше. Фильмы-болезни. После которых одним хочется завыть и помыться, а другим вообще не хочется жить. А третьи просто чувствуют, что было взято мало попкорна, надо было взять гораздо больше и добавить к просмотру бутылочку пива. Или две. Да, такие разные реакции. Но ни одной - созидающей, строящей, создающей. Чтобы сказать хорошее слово, сделать хорошее дело или почистить зубы. Сломать - пожалуйста. Зубы, челюсть или судьбу. Легко. А вот создать - это к мистеру Фёсту. А его побили и выгнали, ты помнишь.
Так вот, ты не ограничен в выборе фильмов-болезней. Странно, что люди строят больницы, чтобы лечить всяческие человеческие недуги, но смотрят голимую болезнь, оправдывая это свободой выбора. Только здесь имеется ещё одна странность. Болеть какой-нибудь плохой ерундой неприятно, ненормально и хочется выздоровления. А смотреть черноту, отрыгивая её сгустки в стакан с кофе, считается нормальным. И если в фильме про ковбойский город сюжет представлял один хороший человек и его полнейший антипод, то сейчас антипода не существует. Смотри, что хочешь. Можно всё. Плати деньги, заходи в зал и глотай фильм про Подвиг, либо о том, как всё уже плохо, а будет ещё хуже. Или обычную чернуху без начала, конца и смысла. Антипода больше нет. Хороший фильм про неисправимых грязных головорезов и плохого мистера Секонда сняли зря. И не надо больше переживать за судьбу изгнанного Джонни Фёрста. Ты сам приложил к этому руку. С правом болеть, не подозревая о своей болезни.
Часть вторая. Торжество Справедливости
Хочешь, расскажу ещё кое-что? По части кино. Ты, наверное, заметил, что тебе предлагается куча кинолент, где благородство зашкаливает, честь не имеет пределов, совесть просыпается даже у подонков, а дружба, долг и семейные узы вообще не имеют других толкований, кроме абсолютного. В этих фильмах любая сволочь обязательно получает по роже, негодяй задыхается бессильной злостью, мерзавца оставляют рыдать в собственном дерьме, а главному Злодею просто сносят башку вместе с позвоночником, на котором главный Герой добрыми ногтями наигрывает завершающую мелодию. Видел такое? Красиво. И как-то хочется жить. Но ты не заметил одной мелочи, старик. Самопожертвование, совесть, честь и дружба остаются на экране, уходя куда-то вверх многочисленными буквами титров. И когда ты вываливаешься на улицу, ошарашенный от торжества Справедливости, ты попадаешь в мир, где тебя обматерит водитель, а ты не можешь сломать ему нос, поскольку он его тебе сломает быстрей, а ещё потому, что ты - женщина, и у тебя просто нет возможности обратиться к кому-нибудь за помощью. Ты не надеешься на ушедших друзей, на предавшего тебя близкого человека, а ещё тебя обманул коллега, и ты не в состоянии красиво сбросить его с балкона, потому что за тобой сразу придут и твой фильм на этом закончится. В кино было по-другому, помнишь? Там всё завершилось так хорошо, что весь зал в голос рыдал, и ты тоже давился комом в горле, сдержанно булькая через сопли в мокрый кулак. Или представь, что твоя машина сгорела от рук соседа, и ты знаешь - кто это, но не пойдёшь в суд, поскольку дело затянется на двести лет, без какой-либо уверенности в результате, а тебе не хочется терять столько времени, чтобы не пропустить множество фильмов о Торжестве Справедливости. Поскольку ты уверен, что в кино подонок получит по заслугам, а друзья пожертвуют собой и встанут стеной, предоставляя Герою возможность закончить подвиг и спасти мир от скверны, разрывая всем негодяям их волосатые и липкие от пота кадыки.
Знаешь, если бы преступники и подонки с белого экрана умели думать, они давно поняли бы, что в хорошем кино им вообще делать нечего. Там всегда побеждает Справедливость. У них просто нет шансов против всяческих Суперменов, Героев и вообще Добра. Поэтому единственное, что им остаётся - это царствовать в обычном мире, привычной жизни, с реальными людьми. С тобой, например. Помнишь, как на тебя вчера вылили ведро словесных помоев на глазах у всех? А потом дали в морду по дороге домой. И под конец прямо перед тобой какой-то Очень Важный Человек раскатал своей машиной по асфальту твою женщину, обвинив вас обоих в том, что по тротуару вы шли слишком медленно. Ну что, ты позовёшь Героя или сам таким станешь? И разобьёшь рожу или личико какого-нибудь депутата, мажора, обожравшегося сынка или дочки, неважно - кого, но чтобы их кости хрустели так же, как в недавно просмотренном фильме, где всё было очень похоже, как у тебя сегодня, но закончилось не больницей для тебя и ещё кого-то, а красивым закатом и счастливыми слезами на глазах.
Часть третья. Забудь, что только что услышал
Да, ты не ослышался. Забудь. Я перечеркиваю всё тебе сказанное смачной матерщиной. Не вслух. Забудь всё, что я сказал. Ты можешь смотреть что угодно, любой понос, любую дрянь, какой бы отталкивающей она ни была. Если тебе хочется, ты вполне вправе затолкать в себя мистера Секнонда вместе с недоеденными кусками какой-нибудь тухлятины из енотовых концлагерей, в случае удачи в их поисках, потому что я про них ничего не знаю. Но тебе можно. Вперёд! Без боязни, что за стенами кинотеатра или выходя из дома ты получишь по роже чьей-либо мокрой тряпкой, вымоченной в злобе. Знаешь, почему? Потому что там, снаружи, на реальном жизненном полотне, не приветствуется царствующая сволочь, не находят себе место низость и подлость, неспособны на долгую жизнь ненависть и злорадство. Их сразу ловят, поворачивают жопой, отвешивают по этой жопе пару мощных ударов красной от божественных проклятий Наковальней Правосудия и вышвыривают всю пойманную нечисть в белую мятую простыню или даже дальше, за неё, в любое мыслимое кино, потому что только там им осталось место. Как в зверинце, зоопарке или кунсткамере страшных и давно ненужных вещей. Понимаешь? Когда в реальном мире работают общие законы, соблюдаются элементарные правила жизни людей, тебе не придётся переживать за то, что какой-нибудь мерзавец, насмотревшись тупого киномусора мистера Секонда, сделает что-либо подобное с тобой. Или с теми, кто тебе дорог. Не сможет. Это кино. Там может быть всё, что угодно. Но не в жизни. Где ты надёжно защищён Правосудием именно потому, что сам, своими руками, не в состоянии и даже не вправе вершить Справедливость.
Глава четвёртая. Не забывай ничего. Никогда
Ещё раз. Чтобы ты понял. Если мир несовершенен, несправедлив и кусает тебя за рёбра - нельзя показывать кино, которое в город привёз мистер Секонд. И без него много дерьма, вонючих ртов и бессмысленных смертей, одной из которых можешь стать ты. Суровым ковбоям, головорезам и обычным людям вредно давать лишний эмоциональный повод для удара в спину или грязного слова, бьющего под дых. Всё это и без того в избытке в обычной жизни. Но в случае молниеносного жизненного Правосудия ты вполне можешь позволить себе смотреть в тёмном зале любую дрянь, не забывая, что всё увиденное останется на экране и в твоём воображении, но никогда не оживёт, даже если бы ты очень этого хотел, по одной простой причине - поймают, развернут жопой, шарахнут по ней наковальней и выкинут куда-нибудь очень далеко и страшно надолго.
А как в твоём мире, старик? Хотя.. знаю. В твоём мире тебя в любую секунду могут обмануть, оскорбить, унизить, заставляют бояться завтрашнего дня и даже сегодняшнего утра, ты слышишь постоянное враньё с любых кресел и любых ртов, откровенное и безнаказанное враньё тебе и всем остальным, тебя трясут, выворачивают и просто убивают, а ты ничего не можешь сделать. Но этого мало. Ты идёшь в кино и видишь там бездарные фильмы, снятые деятельными дураками или денежными дилетантами, которым плевать на твоё мнение, даже в случае, если фильм оставил ощущение тошноты у всех на свете. Они снимут ещё. И ты пойдёшь, купишь билет и будешь смотреть. Мало-помалу забывая про Джонни Фёста. Начиная хвалить то, что видишь. Либо тупо выходя на улицу и усталыми глазами смотря на небо в поисках Супермена или Героя. А может, ожидая реакции какого-нибудь неведомого Бога, поскольку никому из известных до тебя дела нет.
Глава последняя. Кто ты?
Пойдём, я покажу тебе кое-что. Красивый защитный суперкостюм Рыцаря Этой Жизни. И его Справедливый Меч. Есть ещё бейсбольная бита, парочка гранат, настоящий танк и свинцовый дедушкин кастет. Я дарю всё это тебе. Бери и становись Героем. Не в реальном мире, в котором имя для тебя не придумано, а твой подвиг не оправдает ни один суд, даже если ты спасаешь свою дочь, отрубая при этом голову пожирающего её подонка. Нет, не здесь. Но ты можешь сделать это в кино. Во имя Справедливости. Не боясь быть осуждённым. И тебе будут аплодировать спасённые тобою люди. Понимаешь меня? Если безнаказанные Дрянь, Смрад и Гадость встречают тебя на улицах реального мира, просто возьми то, что я тебе даю, и уходи туда, где ты можешь этим воспользоваться. Надери задницу сволочи по имени мистер Секонд. И верни в город странного улыбающегося чудака, изменившего жизнь отребья, головорезов и проституток. И вот тогда, старик, ты можешь вернуться сам. Наслаждаясь совершенным кино на экране далеко не совершенного мира.