Лановой Сергей : другие произведения.

Бабий Яр

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   []
  
  
   - Проходи, Нинуш, только мне на кухню надо, рис на плите. Ты зайдёшь?
  - Да, если не отвлекаю. А ещё если ты не устал.
  - Нет. Заходи.
  - Пахнет вкусно. А я чай поставлю, кто тебе его ещё поставит..
  - Ставь. И рассказывай. Глаза грустные.
  - Видно, да? У нас народ сегодня перепугался, потому что вдруг раздались залпы. Не гранаты, не петарды. Оказалось, приехал президент Израиля. Годовщина Бабьего Яра.
  - Слышал. Говори. Я тут пока.. помешивать надо..
  - Ну, понимаешь, это ведь не единственный случай в истории. И для меня совершенно необъяснимый! Так было уже. Люди стояли в очередь на гильотину. Послушно шли по киевским улочкам на расстрел. С детьми и стариками. Почему? Неужели надежда на чудо в последний момент, или желание ещё несколько секунд подышать воздухом, оказывались сильнее рассудка и кричащего инстинкта "Беги!"?
  Это похоже на какой-то искусственный отбор, на подсчет тех, у кого не хватало сил и смелости вырваться из заграждения, в которое всех загнали. Я как всегда ищу объяснение. Всё-таки я рационалист, мне так трудно поверить в бессмысленность жестокости. Хотя, жестокость со смыслом выглядит еще ужасней.
  - Садись. Не надо.. я сам налью. А ты слушай.
  
  Люди не могли бежать. Они были деморализованы. Знаешь, что это? Это когда мышцы становятся вялыми, как варёная лапша, не давая возможность сильному движению. И мысли в голове были такими же - совершенно беспомощными, как щенята на дороге в свете фар, толкающиеся друг в друга и падающие от невозможности встать на трясущиеся ноги. Это не отчаяние, которое придаёт тебе сил. И не обречённость, когда ты смирился и ждёшь. Это полный паралич воли. Ты смотришь смерти в лицо, тебе очень страшно, ты не хочешь умирать вот так, здесь и сейчас, но ничего не можешь с этим сделать.
  Человек - существо изначально жизнелюбивое, как бы он ни обвешивался черепами или мыслями о бренности всего. Жизнелюбие - оно не в постоянной улыбке и солнечном ветре в твоих глазах. Не в песнях по утрам или в добродушии к окружающим. Угрюмый и хмурый человек, от которого ты не слышала за всю жизнь ни единого слова, так же как и ты может желать жить, и перед кривой улыбкой убийцы вы будете одинаково парализованы абсурдностью мысли, что всё закончилось. Это происходит из-за чувства бездонной несправедливости, нескончаемой физической боли, несоответствия заданной в тебе жизненной информации, в которой, как оказалось, в случае медленно подходящей смерти, ничего для тебя спасительного нет. Это когда человек не отдаёт себе отчёта, что происходит, постоянно пытаясь проснуться, выбраться из этого душного сна, вытащить оттуда свою орущую душу, и выволочь из происходящего кошмара кого-то родного, хватая его за доверчиво протянутую руку. В надежде, что если не счастливый случай или Господь Бог поможет вам, но, может быть, сам палач в последний момент передумает и позволит вам уйти. Так тянулись к своим матерям перепуганные дети в Бабьем Яру, и вообще везде, где происходило что-то подобное, когда ребёнок цеплялся за свою обезумевшую от горя мать, по-детски надеясь, что она сейчас сделает всё так, как было прежде.
  
  Паралич жизни. Это касалось практически всех, кто не хотел умирать. Очень большую их часть. Да, были такие, кто уходил внешне легко и спокойно, болтая смеющейся головой под уверенными движениями ножа мясника. Но это не был покой в обычном смысле слова. Это было пришедшее откуда-то из дурацких собственных дыр осознание, что страшное уже началось. Та же обречённость. И желание, чтобы всё прошло как можно быстрей. Но большинство действительно живых людей из последних сил ищут хоть что-то человеческое в ледяном взгляде напротив, отчаянно надеясь, что страшное шоу всё-таки закончится. И оставит их в живых.
  
  - Ты так смотришь.. глаза усталые.. что с тобой?
  - Голова болит. С самого утра. Ты посиди здесь, а я спущусь вниз, к аптеке, куплю чего-нибудь. Не хочу, как в прошлый раз, трое суток ждать, что пройдёт само. Выпью сразу и приду, ладно?
  - Ладно. Я подожду. Только..
  - Что?
  - Вот так по-разному проявляется любовь к жизни? Одних она вытаскивает из болотной трясины, заставляет идти со сломанными ногами, а других парализует, не позволяя поверить и осознать, что это конец. А можно подготовить себя к смерти?
  - Зачем? Готовиться надо к жизни, учить её, узнавать, различать её формы. А смерть.. никто не знает - что это. Кроме любого рода боли непосредственно перед ней. И будет ли она достойной или нет - дурацкий словесный делёж. Не думай об этом много. Бабий Яр - это не очередная возможность поразмышлять о давней трагедии. Это напоминание. Которых уже было очень много. О том, что за время человеческой истории раздавлено столько воющих от боли судеб, что каждый раз немыслимость повторения чего-то подобного казалась безусловной. До тех пор, пока не появлялся ещё кто-то, берущий на себя право не просто убивать, а делать это с роскошной медлительностью смертельно скучающего человека. Оставляя тебе единственное право - видеть, как превращаются в грязный фарш пришедшие вместе с тобой люди. Но даже это неважно. Не обилие деталей, как это происходило. А сама лишённая любой логики действительность, в которой тебя могут убить просто так. Одним единственным выстрелом в упор.
  - Но за что..
  - За то, что ты живёшь.
  
  
  
  
  Guron Cansado
  
  
  (c) Copyright: Сергей Лановой, 2016
  Свидетельство о публикации N 216100200042
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"