Ландауэр Густав : другие произведения.

О поселении. Разговор приверженца поселения с невероятным противником

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


(Von der Siedlung. Gespraech eines Siedlungsfreundes mit einem unwahrscheinlichen Gegner, 1913)

  
  
   Противник: Поселение! Посреди капитализма! Ранее, чем организованное массовое движение пролетариата добилось победы! Вы действительно считаете, что можете щёлкнуть капитал по носу?
  
   Друг: То, что ты называешь капиталом, состоит из многого: во-первых, из земли и природной силы, во-вторых, из человеческого труда и его продуктов, в-третьих, из взаимности между людьми или кредита, и в-четвёртых, из предрассудка. Если ты согласишься с тем, что мы не обязаны разделять предрассудок, которому ты, пожалуй, ещё предаёшься, ты мог бы в дальнейшем понять, что мы, сильные и волевые люди, имеем рабочую силу и кредит между нами, и что нам для начала не достаёт лишь земли и таких продуктов труда, которые необходимы как инструменты, жильё или прочий инвентарь.
  
   Противник: Да, и тут верно, что говорил (Иоганн) Мост: "Сначала нужно насыпать пиявкам мира соль на хвосты, чтобы они исторгнули всё, что проглотили, затем можно и хозяйствовать по-коммунистически".
  
   Друг: Очень жёстко сказано, и для тех, кто не думает, соблазнительно. На самом же деле, пиявкам не потому сыплют соль на хвост, потому что хотят иметь то, что они проглотили, а для того, чтобы они после произведённого опорожнения снова могли сосать кровь! И так оно случалось каждый раз, когда бездушное насилие забирало лишь имеющееся, вместо создания Нового: кровь сосалась снова и по-новому. Но: земля, которая не может быть создана людьми, природа должна быть завоёвана обратно трудящимся человечеством.
  
   Противник: И как вы хотите её завоевать? Посредством монашеского бегства от мира?
  
   Друг: Посредством нашей примерной работы. Мы хотим, если надо, при отказе и лишениях, при отказе от всяческого излишества, показать, что социализм -- это не просто идея для какого-то будущего, но действительность в каждой современности, где люди хозяйствуют во взаимности ради своих потребностей.
  
   Противник: Отказ? Да, от цивилизации, прогресса, от техники хотите вы отказаться. Хотите уйти в деревню и не знаете, что продолжительной жизнью в деревне и её идиотизмом связана невыносимая скука!
  
   Друг: Нет, этого мы действительно не знаем. Но что за вредный способ чувствования и мышления вызывает пролетарская борьбы в "революционном рабочем движении" индустриальных стран, вот это я от тебя сейчас узнаю.
  
   Противник: Мы -- те, кто мы есть. Ты считаешь, безработные больших городов дадут вам спокойно возделывать вашу капусту? Они вас просто затопят, а вас придётся обеспечивать их питанием и одеждой.
  
   Друг: Тогда я хотя бы знаю, где твои товарищи, как ты о них судишь, начнут экспроприацию. В самом деле, есть такие примеры. Вопрос лишь в том, дадим ли мы так с собой поступить.
  
   Противник: Ага, так выглядят ваши свобода и братство! Вы хотите ввести принуждение к труду! Хотите чудовищно отнимать! Так у вас и твёрдые нормы совместной жизни будут, а? Это означает ничто иное, как законы и правительство!
  
   Друг: Проклятье на ваших учителей и льстецов, которые воспитывают в вас мошеннический дилетантизм и аплодируют вам, когда вы только и можете, что жрать и выплёвывать слова! Вы же не знаете, что означает порядок в свободе! Вы только знаете, что значит восстание против несвободы! Вы не знаете, что значит союз и добровольное подстраивание. Не знаете, что кнуты, дисциплина, насилие, государство и правительство только вами и поддерживаются, только вашим недостатком позитивных, создающих порядок в свободе, творчески-социальных сил! Вот если я бы сказал тебе, что мы с этого момента собираемся копить, чтобы справиться с начальными затратами, вот тогда бы ты возопил Zeter Mordio.
  
   Противник: Справиться (Beisteuern) с затратами! То есть вы хотите ввести налог (Steuern)?
  
   Друг: Я же сказал. Предположим, что действительно от долгого пребывания в отдалённых частях страны можно стать идиотом -- позвольте же, наконец, я достаточно уже с тобой пообщался, такой вопрос: В какой же местности пребывал ты в последнее время?
  
   Послесловие: Автора этого короткого фрагмента разговора можно по праву упрекнуть в том, он слишком уж облегчил себе дело тем, что заставил противника говорить измусоленные, давно уже опровергнутые, совсем уже глупые вещи. Но, пожалуй, он будет сполна извинён тем, что мы укажем, что невероятный противник, который столь безутешно закопался в своём городском пролетаризме, что его не мог выдумать ни один заботящийся о репутации спорщик, не является настоящим, так сказать, живым противником. Все существенные обороты, которые были вложены ему в рот, происходят буквально из одной статьи, которую опубликовал "Der Pionier", орган немецкого синдикалистского движения, в своём 33-м номере от 13 августа под заголовком "Эксперимент с утопией"! Выдумать такого противника, чтобы дать своим мотивам выиграть, было бы бесстыдством; связываться с реальным противником такого рода -- всё же стыдно, почему тут и была дана лишь малая проба. Читатель мог понять и сам пожелать, чтобы разговор с этим противником был бы прерван. Мы должны дискутировать о вопросе поселения и начинания более серьёзно и плодотворно, с чего мы вскоре и начнём.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"