Сразу после защиты диплома по медицинской психологии незабвенная Ирина Ивановна Мамайчук, моя выдающаяся руководительница по дипломной работе, сватала меня к "особому" профессору в качестве аспиранта. Близкое знакомство состоялось в переполненной преподавательским составом вазовской четвёрке, где я был водителем. Сложность проявилась в том, что Евгений Палыч Ильин сидел на заднем сидении и я периодически, не выдерживая накала страстей, поворачивался к нему лицом, при этом Ирина Ивановна, восседавшая на переднем сидении, ойкала, и в очередной раз меня спрашивала, сколько лет я вожу автомобиль, я отвечал ей, вёл сложный диалог с профессором, бибикал в пробке, нас подрезали и аварийные ситуации раз за разом разрешались благополучно, я в азарте продолжал жать то на газ, то резко притормаживать. Разговор состоялся рваный, как и сама поездка, собственно после неё меня больше не просили подвозить. Ситуация с аспирантурой так и не сложилась, возможно, из-за моей старости (Евгений Палыч настаивал, что все открытия совершаются в молодости) или из-за моей тугодумности, Евгений Палыч быстрее оперирует понятиями, нежели я, или же из-за моей непредсказуемости и явной, для психологов, нестабильности. А, может, я просто не попросился в нужной манере: "Евгений Палыч, будет осознанная тема - попрошусь, ждите, а нет, так не судьба". Но дело не в этой предыстории, а в том, что я с удовольствием хожу на бесплатные лекции строптивого профессора. Почему строптивого? Евгений Палыч любит "выписывать по мордам" китам психологии и не только отечественной и выписывать чётко и аргументированно, вот за это я его уважаю (конечно, жаргонное выражение моё). Вот и 07.12.10 в здании на набережной Макарова на втором этаже в аудитории под цифрой беззаветной любви (13 номер) он прочитал лекцию "о ВОЛЕ", эта лекция и послужила основанием для данного резонирования. Мой профессиональный психологический четырёхлетний стаж уже иногда заставляет сомневаться в некоторых безапелляционных посылах любимого профессора, но страсть к чистой ясной мысли не проходит.
Со слов Евгения Палыча, на западе "воли" как таковой в психологических понятиях нет, подтверждаю: в переводных книжках, по которым шарю, не натыкался, там вместо "воли" выступает "мотивация". Наша нынешняя столица как распахнула рот в сторону запада, с девяностых прошлого столетия, так и не захлопывает, только Питерцы да Рязанцы отечественных достижений не забывают и перед западом не заискивают - своё не менее значимое имеем: "ВОЛЯ" не только "мотивация", но и некая способность преодолевать препятствия. Понятно, что без мотивации сила воли проявляться не будет. И Евгений Палыч со своими студентами "волю" разложил на составляющие, вот, посмотрите и послушайте отечественное триединство в понятии "воля".
"ВОЛЯ" сознательное* и преднамеренное управление своим поведением и деятельностью, в котором выявляются три группы волевых качеств:
1) САМООБЛАДАНИЕ, которое состоит из трёх качеств: смелости, решительности, выдержки;
2) ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ, состоящая из настойчивости, упорства и терпеливости;
3) МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА - это дисциплинированность и честность, мужество, героизм и самопожертвование.
Как бежать дальше по заявленной теме, если не рассматривать проявленные "назначенные"* термины. Приступим, товарищи.
1.1. СМЕЛОСТЬ - любой нормальный человечишко обязан бояться, страх нас защищает (ох, я к этому как-нибудь вернусь более развёрнуто, страх не защищает, он ограничивает, но, ограничивая, ограждает от опасности). По Ильину же смелость и трусость это типологические комплексы. В частности трусость - противоположность смелости, обуславливается слабой нервной системой, подвижностью тревожащих комплексов и преобладанием процессов торможения по внешнему балансу*.
Вот она! Появилась вторая составляющая заданной темы - "ТРЕВОЖНОСТЬ", один из китов невротичности*. Важно осознавать, выраженная тревога формирует страх.
Получается, СМЕЛОСТЬ - характерна сильной нервной системе ограниченной ТРЕВОЖНОСТИ (неподвижной) и преобладанием процесса активации по внешнему балансу.
Спешу заверить читающих, Евгений Палыч эту трактовку не читал, это моя интерпретация услышанного.
Ох, ма! А выводы-то из этого изумительные. Тревожные люди не способны проявлять "смелость", как и люди, обладающие по Павлову слабой нервной системой*. Кроме того, смелость передаётся по наследству. А ещё повышенно тревожные люди соответственно имеют слабую силу воли.
Психиатрия же комментирует ТРЕВОГУ как базовое свойство любой личности. Похоже, это основная нестыковка между Фрейдовскими последователями и незаслуженно забытыми китами советской психологической школы, но оставим её до времени. Что же использовать в себе тревожному человеку, оказавшемуся в неразрешимой бездействием ситуации?
1.2. РЕШИТЕЛЬНОСТЬ - оказывается можно быть смелым но не решительным и наоборот :).
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ - способность человека быстро принимать решения в значимой для него ситуации и при наличии неопределённости при его решении. Решительность с возрастом не меняется.
Комплекс решительности связан с подвижностью психических процессов и по внешнему, и по внутреннему балансу.
Кроме того, у нерешительных есть свойство перекладывания ответственности на других, а отсюда банальный вывод - демократы имеют типологию трусливых.
1.3. ВЫДЕРЖКА - способность сдерживать свои эмоциональные проявления. Отсюда невыдержанные - это эмоционально возбудимые.
Кто видел эмоционально возбудимых со стабильными интрапсихическими тревожными комплексами? Эмоциональность явна связана с повышенной тревожностью (конечно, мы не имеем в виду социально передаваемую эмоциональность, наличие которой культорологически вполне можно допускать).
2.1. НАСТОЙЧИВОСТЬ - трактуется как способность достигать отдалённой цели, её измерить очень проблематично. Зато
2.2. УПОРСТВО - это достижение поставленной цели здесь и сейчас, вот её как раз измерить достаточно легко.
Вопрос на засыпку, что такое УПРЯМСТВО? Такой знаменитый кит советской психологии, как Рубинштейн, комментировал это свойство психики, как безволие. Психологический словарь в Яндексе содержит следующее определение: УПРЯМСТВО - это поведение индивида, характеризующееся активным отвержением требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный. По сути - это волевое качество, направленное, вероятней всего, на удержание своей завышенной в чём-то самооценки.
2.3. ТЕРПИМОСТЬ - способность человека терпеть неблагоприятные условия. При этом имеется сильная нервная система с инертность возбуждения с преобладанием торможения по внешнему балансу и преобладанием возбуждения по внутреннему балансу. Со слов Ильина лучшим тестом является проба на задержку дыхания - надо измерять время с мгновений желания вдохнуть до собственно вдоха.
У нас остались нераскрытыми только моральные качества, которые явно имеют влияние на проявление силы воли, как их измерить Евгений Палыч не знает. Я же сошлюсь на структурную модель психики Фрейда, по которой утверждается, что СуперЭго - морализорованное начало психики, сдерживает и направляет психические энергии Ит на решение тех или иных задач.
Вот что ещё важно заметить: ВОЛЯ не тождественна волевым состояниям, так как волевые состояния могут быть пережиты и безвольным человеком*(7). При этом на проявление волевых состояний может влиять выраженность в психике первой сигнальной системы или второй сигнальной системы*. При доминировании второй сигнальной системы можно ожидать более проявленных волевых состояний.
Получается, что ВОЛЯ - это сложнейший составной компонент психики, в котором тревога, как минимум, будет влиять на треть внутрипсихических процессов. Тревога вообще появляется при наличии угрозы благополучию организма (не считая базовой тревоги, получаемой при рождении) и по мере её нарастания мы будем терять способность проявлять волевые качества. Поэтому апеллировать к волевым качествам человека, например, при наркомании в ломке, выходит, бессмысленно. В этом случае необходимо понизить уровень тревожности индивида, чтобы после этого призвать его к проявлению хоть каких-то волевых качеств.
ССЫЛКИ:
1) "Сознательное" - не то же самое, что "осознанность", последнее не имеет в себе "намеренности" как активного начала.
2) "Назначенные" - сознательное ограничение понятийного поля используемого термина.
3) "Баланс" - Ильин в своих определениях, которые я не все успел записать, пользуется расслоением личностных характеристик по внешнему и внутреннему балансу. По мне - это правильное (правила можно прочитать в учебнике по психиатрии) распределение процессов, которые происходят внутри психики (интрапсихические) - внутренний баланс и собственно реализация психических процессов снаружи (реализованная экспрессия) -внешний баланс.
4) "Невротичность" - свойство личности, проявляющееся в повышенной раздражительности, эмоциональной возбудимости, тревожности и усилении вегетативных реакций под влиянием стрессогенных факторов. В данном случае я рассматриваю невротичность как противоположность психотическим* изменениям или процессам.
5) "Психотический Процесс (psychotic Process)" - понятие, обозначающее динамические силы, приводящие к клиническим проявлениям психоза; такие силы могут играть определенную роль и при формировании выраженных характерологических расстройств. Наиболее явные признаки психотического процесса проявляются в явлениях 'расслоения' и дезинтеграции личности, такая угроза, связанная с утратой чувства идентичности с собой.
6) "Сильная и слабая нервные системы" - павловская, уже забываемая и часто игнорирующаяся западом трактовка определяющих свойств психики. Считается, что распределяется в поколениях генетическим способом, важно отметить, что существует переходная между ними система слабо-сильная нервная система. Для определения типажа свойственной личности нервной системы используют теппинг-тест.
8) "Первая и вторая сигнальные системы" - первая сигнальная система - это когда доминируют первичные сигналы нервной системы - ощущения, вторичная сигнальная система - психика основывается на ментальных выводах от происходящего.