Идея этой статьи родилась затейливо: мои пациенты (они осознают свои психологические проблемы как тяжелейшее заболевание, а работаю я в наркологическом реабилитационном центре) указали мне на образ, к которому я, по их мнению, должен стремиться, проводя психологические тренинги. Так я начал просматривать видеоуроки Вадима Шлахтера в "Контакте". О, я был поражён до глубины души увиденным, тем, как можно упростить мир, заинтересовав в достижении (имеется в виду активная позиция достигать чего либо) самых не обремененных интеллектом членов нашего общества, отбросив все законы морали, оставив лишь одно правило - никогда не признаваться. Просмотрев четыре видеоурока, я так осознал конструкцию построения тренингов Шлахтера:
2) Свести всё многообразие красок мира (в широком смысле слова) до трёх цветов (в узком смысле "цвета" как "краски"): черного, красного, белого и к трём базовым потребностям: безопасность, пища, секс.
3) Вывести следуемых за ним к осознанию крайних противоречивых точек восприятия жизни, скрывающихся за глаголом "поиметь": "либо ты "имеешь" мир, либо он "имеет" тебя".
4) Предложить взамен разрушенному простое руководство к сложному действию: наращивать личные связи и увеличивать свои манипулятивные возможности (манипуляция - косвенное управление другим человеком, или людьми, для достижения корыстных целей).
Так внимающего приводят к состоянию внутренней войны против всего, что его окружает - либо я использую возможности, либо все и всё меня "имеют". Хочу задать вопрос читающему: когда максимально используются резервы человека? Думаю, многие согласятся со мной - в крайней точке выживания. Натуральная война это область крайних точек существования всего.
Вторым посылом к написанию данного текста была очередная, завершающая цикл, телевизионная передача "Проект "Подиум" на "MTV", где русский дизайнер Ирина демонстрировала на нью-йоркском подиуме свою коллекцию из тринадцати черно-серо-бежевых костюмов, вдохновлённая рыцарским образом женщины (1). До меня вдруг дошло, фактически эта талантливейшая женщина использовала на всём протяжении конкурса, который выиграла, принципы, навязываемые своим ученикам Шлахтером. Я не думаю, что они знакомы, но не удивлюсь, если Шлахтер, после моей статьи, будет говорить об этом, манипулитивно повышая свою значимость, необходимую ему для создания образа авторитета. Только авторитет значим для мужчин и женщин без принципов, которые задались целью "поиметь" мир. Ирина же принципиально отказалась от цвета, что я трактую как отражение её внутреннего состояния - состояния войны со всеми. Она пришла на конкурс покорить Америку (где наибольшую значимость имеют достижения) из крайне агрессивного российского общества, и у меня создалось впечатление, что она воспринимает мир в чёрно-белых красках чувств и ментальных обобщений.
Последние пять лет я полюбил "цвет" во всём его многообразии, во всех смыслах чувственного восприятия и для меня стало важно не оценивать мир с помощью глагола "иметь", а полноценно проживать цветные роли, часто навязываемые нам жизнью, не теряя при этом активной позиции в достижении счастливых ролей в непрекращающемся действе, постановщиками (или режиссерами) которого мы сами являемся.
Я хочу поделиться этим с вами.
Для чего нам нужен цвет? Для чего Господь или природа дала нам его? Цвет хищникам без надобности, так как по-видимому волк и собака имеют чёрно-белое восприятие и способность с большим трудом различать зеленый цвет. Красные флажки пугают загоняемого волка возможно своей подвижностью, поскольку именно передвигающийся объект является для всех животных сигналом опасности или они воспринимаются волком, как считает Зворыкин /1935г./, чутьём, то есть посредством обоняния (2).
Наша людская физиологическая основа близка к приматам, дневным животным, питающимся, в том числе, и плодами, для оценки спелости которых крайне необходимо различать цвета. То есть, цвет это изначально чувственное восприятие, связанное с процессом насыщения - получения разнообразного по интенсивности и значимости удовольствия. Можно легко предположить, что чистые хищники более бедны в эмоциях и чувствах. Почему спросите вы? Чувства - это наша сигнальная система, необходимая нам для тонкой оценки окружающего, тонкой для сопоставления данных внутренних рецепторов с незначительными изменениями внешней среды с учётом накопившихся разнонаправленных потребностей (в том числе и чисто психологических). Эмоции же выполняют у нас не только сигнальную роль в социальной жизни, но и роль клапана, сбрасывающего излишнее напряжение нашей нервной системы. Последнее для хищника недопустимо, излишне затратно, напряжение он сбрасывает в схватке, лишняя чувственность замедляет реакцию. Перед атакой хищнику нужен узкий спектр сигналов, запускающих экспрессивное действие либо отменяющих его. Он должен быть нечувствителен к некоторому порогу боли при нападении на жертву, иначе он не сможет поесть (ведь жертва сопротивляется), а еда его относительно однообразна и высококалорийна - мясо.
Примат же доставая плоды на ветках, вынужден оценивать степень награды (спелости плода), координировать положение своего тела (выдержат ли ветки?), выбрать стратегию - рискнуть и прыгнуть, либо дотянуться. Учтите, многие приматы, кроме того, хищники, то есть им необходимо иметь в наличии крайне противоречивые стратегии внутри себя. Ну, кто ещё так бурно переживает свои неудачи, эмоционально сбрасывая накопившееся напряжение? Вы видели в телепередачах льва, который бы подпрыгивал и тряс ветками не поймав добычи? Или львицу? Не поймала - всё! Вся экспрессия движения сразу ушла - как выключили! Пожалуй, только человек может дотянуться до эмоциональной раскрепощённости обезьян.
Есть ещё один физиологический факт, указывающий на то, что мы можем быть тесно связаны с оценкой цвета: буквально треть нашего объёма мозга занимают структуры обслуживающие функциональность зрения. А вот обоняние мы в основном утратили, отдав филогенетические отделы, когда-то у наших предков обслуживающие обоняние, для квартирования на их территории третичных ассоциативных областей, которыми мы собственно думаем, в них происходят процессы мышления. И только одна десятая их часть доступна нашему осознанию себя. Думать, что девять десятых этих областей молчаливые зоны, теперь не приходится, хотя относительные потери в них мы можем даже не заметить, но я уверен, что эти области обслуживают подсознание. Но мы не об этом, мы о цвете.
Если примерно сопоставить область нашего мышления (третичные зоны коры) с областями, обеспечивающими движение и тактильное восприятие, а также областями мозга, дающими слуховые переживания собственно с теми областями, которые оккупированы зрительной системой, то окажется, что последние территориально занимают большее пространство, чем названные до этого. И этому есть разумное объяснение. Так, В.Д.Глезер (1993г.) по данным своих опытов /3/ утверждает, что мы внутри своего мозга строим сенсорную модель зрительного мира, которая состоит как-бы из двух частей: из собственно многомерного пространства и схем ситуаций, описывающих пространственные взаимоотношения.
То есть, основа нашего мышления - зрительная модель мира связанная с конкретным предметным мышлением. А собственно мышление или думанье отражает процесс разворачивания модели мира и отслеживание своего положения в ней. А как же слепые? Ссылок не дам, но я наталкивался в литературе на то, что и у слепых выстраивается пространственная модель мира в зрительных областях, но на данных не зрительной системы.
Вообще, многие ученные считают, что вся воспринимаемая нами информация на 80% является визуальной.
А что же даёт нам в этой модели цвет?
Профессор Макс Люшер считает, что цвета представляют визуализированные чувства. Если в этом духе поразмышлять, то получается, что цвет является неким символом нашего состояния, нашего самоощущения, а символика изначально проистекает из коллективного подсознания, из архитипических ситуаций. "Цвет - это своего рода сила резонанса, побуждающая человека колебаться, вибрировать вслед за ней" /4/.
Красный цвет с древнейших времён ассоциируется у человека с кровью, огнём и любовью. Красить губы и ногти красным вошло в моду ещё в древнем Египте. В течение долгого времени красный был цветом, символизирующим силу и власть. Красный, кровавый, флаг был внедрён впервые в римской армии и его поднятие было сигналом к атаке. Красный активирует и возбуждает нас. В древнем Китае красный был цветом счастья, который, по поверью, изгонял болезни и злых духов. Хотя красный изначально мужской цвет, в древней Руси красный символизировал красоту (не забудьте, что Русь и Россия похоже изначально матриархальная область). Сейчас красный цвет всё чаще символизирует политический радикализм. Сигнальный характер этого цвета - гневная решимость, и попытка провокации - вспомните красную шапочку и красные туфельки. Женщина, одетая в красный, хочет быть заметна, чтобы она по этому поводу ни думала, кстати, при беременности любительницы красного перестают его носить. Это цвет экстравертов и свойственен молодости и лидер в привлечении внимания. Восприятие этого цвета амбивалентно: агрессия, сигнал смертельной опасности, кровожадность и, напротив, жизненная энергия, любовь, здоровье. Людей чувствительных красный может отпугивать. Красный - агрессивный цвет, это его основная функция.
Синий цвет, напротив, проявляет стремление к покою и единству, синий это цвет души, цвет добрых духов, именно поэтому мы можем часто видеть оконные рамы покрашенные в синий цвет - неосознанный отсыл к архитипу восприятия. Синий - цвет символ матриархата, традиционно он трактуется как символ душевного покоя, искренности и верности. Синий цвет успокоения и удовлетворения, цвет сладости, нежности, цвет достигнутых результатов.
Жёлтый - самый светлый и самый сияющий из всех цветов. Он лёгкий, сияющий, возбуждающий. Этот цвет создаёт впечатление тепла и уюта, символизирует солнце и деньги. Жёлтый цвет отражает потребность в самораскрытии. Обычно предпочитается людьми, ищущими новых свободных отношений, жаждущих стать счастливыми, свойственен исчезнувшей тревоге, людям, снявшим с себя внутреннее напряжение. У хронических алкоголиков было установлено стойкое неприятие жёлтого цвета. У кого есть надежда, тот выбирает жёлтый цвет, у кого надежды нет, тот этот цвет отвергает и плохо переносит.
Зеленый цвет - символ надежды, в исламе это цвет пророков и самой жизни, это самый жизнерадостный из всех цветов. Этот цвет смесь синего и жёлтого - цвет человеческой борьбы за жизнь, он обладает позитивным успокаивающим действием. Люшер за ним видит твердость, постоянство, упорство. Зеленый цвет синоним безопасности, синоним растительной чащи и самой природывырастившей нас. Зеленый цвет - цвет развития во всех направлениях до предела и даже сверх того.
Оранжевый цвет - цвет насыщения, цвет, который мы познаём в материнском лоне. Для большинства из нас это первый воспринимаемый нами цвет, это смесь жёлтого цвета с красным - очень волнующий и энергичный цвет, это цвет общения и человеческого тепла. Одеяние оранжевого цвета воспринимается двояко: положительно - тепло очага и лучи света, позитивизм вообще, и отрицательно - униформа, навязчивая и броская - униформа цветных революций и дорожных рабочих. За самим цветом чаще символизм открытости сердца и собственного естества. Направление эмоции - познать мир, не отказавшись от себя.
Фиолетовый цвет - активный, навязчивый, громкий мужской цвет воплощает самый кроткий, но и самый рисковый путь к заветной цели. Красный в нём успокаивает лишь тогда, когда его страстное желание удовлетворено, а синий символизирует готовность пойти на компромисс, в фиолетовом цвете эти два противоположных явления сливаются воедино, как мужское и женское. Фиолетовый цвет - это цвет магов, мистический цвет, гармония противоположностей. Это самый таинственный цвет - граница между дикостью и цивилизацией. В этот цвет человечество одевало посредников между человеческим и потусторонними мирами. Беременным свойственно надевать его, любят выбирать его и дети, особенно часто ему отдают предпочтение умственно отсталые, для которых при наружном действии внутреннее естество первично. Если у нас "голубые" (разбавленный синий), то во Франции "фиолетовые". Светлый фиолетовый является лиловым от арабского "лила" - сирень. Фиолетовый цвет ненавязчиво, на подсознательном уровне, сигнализирует о наличии некоторого эротического интереса. Фиолетовый самый частотный цвет фантастического жанра. Фиолетовый - печален, меланхоличен, но при этом полон достоинства. Фиолетовый цвет символизирует чувственность, изменчивость, эмоциональность, чем темнее, тем он строже и упрямее. Лиловый более легкомыслен, доверчив и неустойчив, цвет юных леди и женщин в возрасте последней попытки. Люди с рациональным складом мышления не любят фиолетовый цвет.
Коричневый цвет - небо не знает коричневого цвета, это цвет земли под нашими ногами. Он создаёт впечатление уверенности и прочности, чтобы его получить, оранжевый цвет успокаивают темными тонами, он воплощает витальное (относящееся к жизни). Его обычно связывают с пассивным домашним отдыхом и у этой ассоциации древнее пещерное происхождение, этот цвет даёт иллюзию тепла. Человек, отвергающий коричневый, жаждет прослыть индивидуальностью, но не знает внутреннего покоя. Люди, предпочитающие опиум, чаще остальных выбирают коричневый цвет, этот цвет выбирают люди, считающие, что ситуация, в которой они находятся, неразрешима, так и люди, испытывающие физическую боль. Коричневый сконцентрирован в телесной физической составляющей.
Этот цвет ассоциируется с насыщенным вкусом, зрелостью объёмом и солидным происхождением - он символизирует традиционно великую пользу.
Чёрный цвет - один из двух первых цветов, выделенный человечеством (если судить по первобытным языкам), чёрный цвет - символ отрицания во всех культурах, сумма всех пигментных цветов даёт черный. У Люцифера два официальных цвета - черный и красный. Черный символизирует агрессивное насильственное притязание на власть. В общем же он символ пессимизма, потерь и несчастий. Чаще всего чёрный цвет выбирают люди, испытывающие сильное, невыносимое психическое давление с кризисным обострением. Но, одеваясь в чёрное, человек демонстрирует своё желание быть "другим", сознательно отделиться от мира. Кроме того, чёрный тончит - скрывает излишнею пухлость. Чёрный преображает лежащие рядом цвета. Чёрный цвет всегда выражает конфликт, он всегда ассоциируется с конечностью и неразрешимостью. Здоровые жизнерадостные дети отвергают черный. Черный цвет появляется там, где жизненная сила заменяется теоретической. Физиологическое действие его - стагнация, принуждение. Кто не любит чёрный цвет, тот не любит отказывать себе в чём-то. Несмотря на это, чёрный цвет эротичен. Чёрный - это абсолютное начало и абсолютный конец.
Белый цвет - второй из первых цветов, выделенных человечеством - это сумма всех световых волн. Белый означает начало всех возможностей и бегство от их последствий, это цвет абсолютного "да". Белый кажется человеку не правильным цветом, а скорее состоянием. Истолкование белого цвета зависит от нашей жизненной позиции. Белый цвет является выражением бегства и освобождения от всякого сопротивления, мы с ним сталкиваемся первый раз при родах, когда появляемся на белый свет, ослеплепляемся им, какое бы освещение при этом ни было (конечно, роды в тёмном подвале мы не берём в расчёт). Белый цвет символизирует распад физического тела. Белый накрепко связан с представлением о мудрости. Интересно, что, имя "Люцифер" переводится как "приносящий свет", но он отделился от Бога, и стал воплощением конфликта духа с плотью. И теперь поклонники "приносящего свет" становятся почитателями вечной чёрной ночи. Путь истины и путь познания всегда белого цвета. Белый цвет означает начало и гармонию.
Серый цвет - ни яркий, ни светлый, ни тёмный - он абсолютно не возбуждает и не имеет психологического воздействия - это граница мира, он символизирует тень, обман, привидения. Серый - цвет проблем и нищеты или незаметности. Серый это старение, увядание. Серый делит мир на две части - цветные тона и чёрно-белая гамма. Серый цвет это отстраненная погружённость.
Серебряный цвет - это блестящий серый цвет или грязный оттенок испачканного белого цвета, серебро соответствует женскому полу, луне. Это цвет -интроверт, направлен внутрь, в нём некая скрытность и приглушённость эмоций, он насыщен прохладой и упругой силой, которая гнётся, но не ломается, эта сила подобна каплям, которые камень точат, прокладывают себе дорогу везде. Символ серебра - лунная ночь, когда делаются сердечные дела.
Итак, модель нашего мира внутри нас цветная, и к разным частям этой модели мы, похоже, относимся как к разным цветам. Цветом мы сигнализируем окружающим о подсознательном в себе, о наших приоритетах и потребностях.
И, если по Шлахтеру, мы оставим себе только черный, красный и белый цвета, то мы неосознано выберем насилие, страсть как простое удовлетворение и бесчувственное знание.
Неужели вы хотите жить в чёрно-серых тонах, окрашенных редкими сполохами пожаров?
Увы, так живут хищники, у них только два полюса - либо ты, либо тебя, и они обречены - любого хищника рано или поздно съедают...
P.S. Предпринимались попытки соотнести язык с цветовой палитрой. Так, "тёмному" гласному "У" соответствовал тёмно-синий цвет; звуку "О" - ещё более тёмный коричневый, гласный "А" соотносили со светящимся, энергичным жёлтым цветом, "И" - с красным, а "Е" - со светло-зелёным в тёмной каёмке.
Ссылки с комментариями
1) Ведущая телепередачи "Проект Подиум" - Хайди Клум, режиссеры - Эли Холцманн, Тони Сакко, Пол Старкман, США, 2005г. Двенадцать дизайнеров, двенадцать моделей соревнуются в своём профессиональном мастерстве в условиях дефицита времени, ограниченные конкурсным заданием и финансированием, проживающие изолированно в своём закрытом мирке под вездесущим надзором камер.
Смею заметить, подобные телепередачи формируют мировоззрение уже нашего российского общества.
2) http://ovolkah.ru/118/
3) В.Д.Глезер "Зрение и мышление", СПб, "Наука", 1993.
4) Г.Браэм "Психология цвета", М., "Астрель", 2009.