Автором установлено, что известный фильм Григория Александрова "Волга-Волга" содержит скрытую информацию, касающуюся одной из тайн XX века - тайны убийства Сергея Мироновича Кирова. Кроме того, в книге раскрывается связь фильма Александрова с романом Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".
В начале фильма Любовь Орлова предстаёт перед зрителем в венке из маргариток.
Заметьте, что Дуня морщится от поцелуя, словно от боли. Это и не удивительно. Поцелуй на английском kiss, но на немецком kuss, целовать - k?ssen, что на русском напоминает слово укус, кусать. Это и есть подлинная причина её гримасы. Люба прекрасно владела языками.
Букет тех же маргариток будет присутствовать и позднее, уже в конце фильма.
Как объяснить навязчивое пристрастие к этому цветку? Эти же цветы присутствуют и в следующем фильме Александрова "Светлый путь". Букет маргариток дарит Тане Морозовой секретарь парткома Пронина. Вот они лежат на ткацком станке Тани:
Букет тех же цветов дарит Морозовой и комендант общежития Талдыкин в самом конце фильма на ВДНХ:
Здесь несомненный намёк на имя Маргарита.
На следующем кадре видно, что после падения со стога сена Дуня оказывается на чём-то напоминающем матрас - подушку. Вообще, этот матрасик в фильме также малообъясним, как и, внезапно появившийся после разрыва проволоки, призрак - конь на пароме.
В самом деле, что он просто случайно лежал около телеги, и Дуня так удачно именно на него свалилась? Или с собой носила? Или он на стогу лежал?
Ведь куда проще было, причём ни на йоту согрешив против правды, снять Дуню, сидящей на охапке свалившегося со стога сена. Это сделано из соображений удобства для Орловой?
Глупости! Когда было нужно, при съёмках "Цирка" она сидела на раскаленном прожекторами стекле. И сидела ровно столько, сколько было нужно и получила серьёзный ожог ягодиц, который потом долго лечила. Итак, значит не это? Тогда что же могло заставило Григория Александрова погрешить против натурализма и истины? Зачем понадобился матрас?!
Матрас на английском - mattress. Странную любовь к матрасам Орлова проявляет и в следующем её фильме "Светлый путь". Вот они, летят следом за Таней Морозовой:
Циновка, гимнастический мат - на английском mat.
В каждом из указанных слов содержится слог - "мат". Замечу мимоходом, что любовная сцена на стоге сена, начавшись с поцелуев, закончилась в итоге большой руганью. Нет, разумеется, мата не было, но главным образом из соображений цензуры. Но он подразумевался. Коль прозвучали слова "дура" и "канцелярская крыса", то далее по логике должны были быть использованы и нецензурные выражения. Они тем более вероятны, если принять во внимание, что речь идёт о сельской местности в российской глубинке. Настоящая ругань по-русски - это почти всегда мат. Таковы традиции. В любом случае два эти слова связаны ассоциативно. В конце фильма Дуня переоденется в форму МАТроса. И в этом слове тот же слог "мат".
Итак, мы имеем два слова - "Маргарита" и "мат".
Ну что ж, запомним это.
Вернёмся к первым кадрам фильма. Трубышкин целуется с Дуней Петровой на стоге сена. Сено на санскрите - hay. Стог сена на английском - hayrick. Далее, после падения со стога, сено путается в волосах Дуни. Волосы на английском - hair. Обратим внимание на схожесть этих слов. Начнём с сена hay имеет фонетически почти точный санскритский аналог - haya, что означает лошадь, кобылу. Словам hayrick (стог сена) и hair (волосы) созвучно санскритское слово hari, главные значения которого - жёлтый, зелёный, коричневый, лошадь, конь (бога Индры), бог Шива. Другое созвучное слово hariya означает на санскрите - "лошадь красноватого цвета". И конь незамедлительно появляется на кадре сразу после падения Алёши и Дуни.
Вот он:
Заметим, что до падения никакого коня на пароме нет. Свиньи есть, а вот конь, очевидно, просто не поместился на пароме.
Я заметил, что подобные "неувязки" в фильмах Александрова скорее намеренны. Таким способом, он словно бы акцентирует внимание исследователя. Их ещё будет много в этом фильме.
Дуня окликает водовоза дядю Кузю, что бы тот передал о задержке телеграммы-молнии и мы вновь видим коня в кадре, но уже запряжённого в телегу с бочкой воды.
Таким образом, следующее, скрытое в сценах слово - это "Хари". Именно это слово оказывается на смысловом пересечении слов "стог сена", "волосы" и "лошадь".
Конь ещё любопытен тем, что на санскрите по меньшей мере два распространённых слова, а именно - "шйена" и "су-парна" означают одновременно и лошадь и орла.
Фамилия артистки - Орлова связывается с образом коня и со словом Хари.
Кроме того, заметим, что наши герои сели на стог сена, а затем под телегой. Прочие же пассажиры стоят. В словах "сели" и "целовать" похожие корни СЕЛ, ЦЕЛ.
Пойдем далее.
После падения со стога влюблённые сидят под телегой. Причем оба на фоне колёс телеги. Орлову на фоне колеса телеги мы можем увидеть ещё в фильме "Весёлые ребята". Когда она попадает под катафалк, это колесо едва не переезжает её. Сравним оба кадра.
Сразу видно, что колесо на первом кадре украшено символами, связаннами напрямую с именем нашей героини. Сердечко - эмблема Любви (Камы), как известно. Колесо на санскрите - "чакра". И это действительно совсем небезопасный для шеи предмет.
Чакра
(санскр. cakra = круг, колесо, ср. греч. ??????, слав. коло, русск. колесо, англ. wheel и т. д.) - в индийской ведийской мифологии и ритуале колесо, являющееся в разных обрядах символом солнца. В послеведийскую эпоху Чакра - огненный диск, оружие и постоянный атрибут Вишну (солнечного бога), особый вид метательного оружия, приводимого в вращательное движение вокруг среднего пальца и бросаемого в неприятеля. В мифологических описаниях Чакра изображается в виде круглой огненной массы, мечущей из себя огонь во всех направлениях. Брошенный рукою бога, Чакра умерщвляет нечестивого противника и возвращается обратно в руку пославшему его. На изображениях Вишну всегда представляется с Ч. в одной из четырех его рук. У буддистов имеется также свой символ Чакры, так называемое колесо закона (= Дхармачакра, палийская форма - Дхаммачакка).
Огненный диск бога имеет нечто общее с молнией. Во всяком случае оружием Индры и Шивы была молния. Не телеграмма ли молния, которую везёт Любовь жертве Бывалову?
Кама-чакра - это род мистического круга. На кадре колесо дублирует венец из маргариток на голове Дуни Петровой. Это своего рода тоже чакра - кольцо. Попробуем соединить эти два слова. Мрга-чакра на санскрите буквально - "круг животных", то есть Зодиак. Сама Орлова по гороскопу - Водолей.
В индуизме колесо олицетворяет бесконечное, совершенное завершение и является атрибутом Варуны, а позднее Вишну Колесо - это также время, судьба, или "kala", "неумолимо и непрестанно вращающееся колесо Сансары". Врашение колеса сансары - это круговое вращение, изменение, наступление, динамика. Оно символизирует видимое вращение "небесного свода". Колесо, стилизованное под лотос, символизирует чакру.
У последователей джайнизма есть вечно вращающееся колесо Времени.
Сансара
(санскр. samsara = странствование, течение жизни, бытие) - под этим именем известно общераспространенное у индусов (брахманистов, буддистов и джайнов) учение о никогда не прекращающемся существовании души, вечно переходящей из одной земной тленной формы в другую (метемпсихоз, переселение душ).
В России КОЛО - ХОРО - КОРО - тождественные понятия, связанные с оберегающим значением окружности, как образа Солнца. Эти слова в близком родстве с санскритским "КАЛА" - время, с египетским солнечным богом ХОРом, с персидским ХОР, с греческим ГЕЛиосом, а также с русским КОЛесом и ХОРоводом, КОЛьцом, КОЛобком, КАЛачом и КРугом.
Индийский эпос рассматривает Кала, с одной стороны, как самостоятельное божество, с другой - как ипостась бога Ямы или Шивы. В то же время значение Кала сливается с представлениями о боге смерти Мритью. В ряде интерпретаций Кала идентефицируется с вращением колеса Кала, то есть с человеческой жизнью и судьбой. Пураны трактуют Кала как воплощение энергии Вишну, то есть энергии индуистской божественной триады в целом (Тримутри), через функции созидания, сохранения и уничтожения.
Русское слово СОЛНЦЕ произошло, вероятнее, от санскритского "саu" - светить, как, собственно и латинское "SOL", как и латышское, литовское, прусское "SAUL".
Однако, вернёмся к нашей теме.
Итак , зачем Орловой понадобилось колесо, как главный солнечный символ? Зачем она украсила Колесо - Солнце сердечками, как символами любви?
Санскритское слово "КАЛА" очень близко к "Кали".
КАЛИ
(санскр. Kali - черная) - "Ужасная мать", "Мать-тьма".
1) в ведийскую эпоху один из эпитетов огня - Агни,
2) образ кровожадной богини Кали, супруги Шивы, носящей также имена Парвати и Дурга. Кали покровительница кладбищ, изображается танцующей в кругу привидений; для умилостивления ее нужны человеческие жертвоприношения. Женская ипостась бога Шивы. Изображается главным образом в грозном, устрашающем облике. Наиболее пугающий образ Творца-разрушителя в индуистской мифологии. Кали почитается как могущественная богиня, уничтожающая демонов. Культ её особенно почитается в Бенгалии, где находится главный из посвящённых её храмов Калисхата (англ. Калькутта), что дало название самой бенгальской столице.
На первый взгляд, данная интерпретация образа колеса кажется надуманной, так как не имеет никакого отношения ни к образу нашей героини Дуни Петровой, ни к образу самой артистки Любови Орловой. Но не будем так сразу торопиться с выводами.
Продолжим наше расследование.
Итак, относительно колеса мы имеем ассоциативные связки со словами Солнце и богиня Кали. Заметим, что Кали - богиня танцующая, так же как и наша героиня - Любовь Орлова.
На следующем кадре видно, что после ссоры с Трубышкиным Дуня бросает венок маргариток на свои сапоги.
Займемся сапогами. Слова ботинок, башмак, башмачок на французском звучат одинаково как "soulier". "Сапожный" на французском почти так же - "souliers". Это чем то напоминает прибалтийское и прусское "soul" - Солнце.
На латыни башмак - calceus. (Вспомним "Башмачка" - императора Калигулу и нашу русскую КАЛошу). И снова КАЛА!
В конце фильма Дуня Петрова переодевается в форму МАТроса. Матрос же по английски - sailor. Кроме уже знакомого нам МАТа появляется также слог СЕЙЛ, который близок по звучанию группе слогов СЕЛ, ЦЕЛ, СОУЛ, СОЛ.
А теперь можно подвести небольшой итог. Разобьем, полученные из представленных в сцене образов, слова или слоги в родственные группы.
1. Венок маргариток, Коло Сварога (круг животных Зодиака) - Мрга чакра - имя Маргарита.
2. Мат (ругань на пароме), мат или матрас ( на котором сидит Дуня), матросская форма ( в которую переодевается Дуня) - слог МАТ.
4. Цел (целовать), сел (сидят на пароме), сол (колесо - символ солнца), souliers (сапожный (фр.) (маргаритки на сапоге)), sailor - (матрос (англ.) (Дуня в форме матроса)). - слог Цел или Сел.
На что же всё это похоже? Ещё раз перечислим полученные слоги - слова:
Маргарита, Мат, Хари, Цел.
А ведь была такая знаменитая танцовщица. Её звали Маргарита Целле. Псевдоним же её был Мата Хари.
Экзотическая танцовщица, знаменитая своими скандальными и сенсационными выступлениями в обнаженном виде, Мата Хари прославилась на всю Европу в начале нашего столетия. В 1917 году она была расстреляна французами за шпионаж в пользу Германии.
Вот с кем сравнила себя Любовь Орлова!
Псевдоним Маргариты Целле - Мата Хари означает в переводе с малайского "глаз дня" - или Солнце! Теперь становится понятно, для чего Орлова так настойчиво использовала Колесо, как солнечный символ. Колесо, как символ Сансары и богини Кали, будет нами ещё востребовано. Но об этом чуть позже.
Краткая биография Маты Хари (Маргариты Целле).
Мата Хари. Эта женщина стала легендой еще при жизни. Среди историков нет единого мнения о том, была ее деятельность в качестве двойного агента следствием ее нравственной слабости и цинизма или, наоборот, верхом актерского дарования, ума и способности использовать людей и ситуацию в своих целях.
Впоследствии, переписывая свою автобиографию, Мата Хари утверждала, что ее вырастили жрецы храма в Канда Свани, и душа ее была посвящена богу Сва (Шиве). Из нее готовили танцовщицу, и к тринадцати годам она уже танцевала обнаженной в храме.
Ну, а теперь обратимся к фактам.
Маргарет Гертруда Целле, вошедшая в историю под именем Мата Хари, родилась 7 августа 1876 г. в Леувардене, центре самой северной нидерландской провинции Фрисландии, в семье шляпочника. Она выросла писаной красавицей с отличной фигурой, большими глазами и черными волосами. Вероятно, в юности с ней было немало проблем, если родители отправили 17-летнюю девушку в Гаагу, под присмотр дяди, известного своей строгостью.
Опека со стороны родственника скоро наскучила Маргарет, и она стала искать способ зажить самостоятельной жизнью. Для девушки той поры единственным выходом было замужество. Просматривая газету с брачными объявлениями, Маргарет в качестве возможного жениха выбрала офицера из голландской Восточной Индии, находившегося в отпуске на родине. Маргарет пишет ему письмо. Первая же встреча обнадеживает обе стороны. Имя ее избранника - Рудольф Маклид, он почти на 20 лет старше Маргарет и происходит из старинного шотландского рода.
В июле 1895 года они поженились. Два года они прожили в Голландии, где у них родился сын Норман. Затем капитан МакЛеод был переведен служить на остров Яву в Индонезию, которая тогда была колонией Нидерландов, и взял свою семью с собой. Там у Маргареты родилась дочь, которую назвали Джинн. Там же Маргарета начала флиртовать с молодыми офицерами и плантаторами, вызывая приступы ярости у МакЛеода, и полюбила танцы, которые исполняли танцовщицы в храмах.
МакЛеод пил, изменял Маргарете и часто бил ее. Однажды он даже угрожал ей заряженным пистолетом. Существует версия, которая, правда, не доказана, согласно которой сын МакЛеодов был отравлен каким-то местным солдатом, поскольку этот солдат был сильно недоволен МакЛеодом за то, что тот соблазнил его девушку, которая была нянькой мальчика. Позже Маргарета утверждала, что самолично задушила отравителя. Сделала она это, естественно, голыми руками. МакЛеоды вернулись в Голландию и там развелись В 1904 году Маргарета была уже в Париже, оставив в Голландии и бывшего мужа, и второго ребенка.
Она стала танцовщицей после того, как на сцене увидела номер в исполнении Айседоры Дункан.
В Париже Маргарета познакомилась с Эмилем-Этьеном Гиме, владельцем музея восточного искусства. Именно в этом музее и состоялось дебютное выступление Маргареты в качестве исполнительницы восточных танцев. Выступала она практически обнаженной среди пальм, бронзовых статуэток и колонн, украшенных гирляндами. Утверждали, правда, что Маргарета никогда в жизни не танцевала полностью обнаженной. Она всегда старалась хоть немного спрятать свою грудь, которая была искусана и изуродована МакЛеодом.
К моменту своего дебюта Маргарета стала уже называть себя Мата Хари (в переводе с малайского - "око дня", Солнце). Она придумала себе и соответствующее жизнеописание. Мата Хари утверждала, что ее матерью была 14-летняя индианка, танцовщица в храме, умершая при родах. Ее саму якобы воспитывали жрецы в храме, которые и научили ее священным индуистским танцам, посвященным Шиве. Она также утверждала, что впервые танцевала обнаженной еще в 13-летнем возрасте перед алтарем индуистского храма. Внешность Маты Хари соответствовала придуманной ей легенде. Она была высокой, смуглой, с выразительными чертами лица и бархатистыми глазами.
Выступления Маты Хари вызывали восторг и скандалы в большинстве крупных европейских городов. Мата Хари выступала на сцене Оперного театра Монте-Карло, в миланском "Ла Скала", в венском Арт-Халле. Она стала одной из самых высокооплачиваемых танцовщиц Европы, за десять лет карьеры сколотила солидное состояние. У Мата Хари были самые шикарные апартаменты, самые богатые поклонники, и среди них "шоколадный король" Менье. Известно, что в числе её знакомых впоследствии был рыцарь ордена иоаннитов барон фон Мирбах, что позволяет сделать предположение и об идейной связи танцовщицы с масонами.
Мата Хари соглашалась принимать деньги за оказываемые ею сексуальные услуги. Вместе с тем, ей так нравились люди в военной форме, что она часто спала с солдатами совершенно бесплатно. С МакЛеодом, например, она вступила в интимную связь задолго до того, как стала его женой. Позже у нее было бесчисленное количество любовников в военной форме из самых разных стран и армий, которые в то время находились в состоянии войны друг с другом. Когда секс был результатом делового соглашения с очередным партнером, Мата Хари брала за услуги 7500 долларов за ночь.
Но постепенно ее танцы начали приедаться. Наступил период безденежья. Свое тридцатилетие Мата Хари встретила в Берлине.
В конце июля 1916 года она посетила дом своей подруги актрисы Данжвиль, содержавшей салон, где развлекались офицеры. В тот вечер она познакомилась с мужчиной, которого видела до этого в "Гранд-Отеле" Позже она написала, что он стал для нее любовником, ради которого она "была готова пройти сквозь огонь". Вадим Маслов был капитаном Первого русского особого императорского полка. В это время он прибыл с фронта и находился в отпуске, его полк стоял близ Шампани. Во время своего ареста в 1917 году Мата Хари заявила, что ей нужны были деньги якобы для того, чтобы сочетаться браком с царским офицером.
Первая в истории "звезда" стриптиза решила использовать связи с офицерами разных армий для того, чтобы скопить небольшой капитал, который бы позволил ей выйти замуж за 23-летнего Маслова.
Н 21... Под этим кодом она была занесена в списки германской агентуры. Буква означает страну происхождения агента (Голландия), цифра - порядковый номер вербовки. Вполне вероятно, что Мата Хари так и осталась бы "мертвой душой" в списках, если бы не познакомилась в Берлине с очередным любовником, который оказался одним из шефов берлинской полиции и, естественно, поинтересовался прошлым своей пассии. Германский консул в Голландии и один из резидентов секретной службы Германии Крамер вручили ей в Амстердаме 20 тысяч франков и направили с первым заданием во Францию.
Затем Мата Хари дала согласие работать на французскую разведку, когда ей предложили за это миллион франков (деньги ей нужны для того, чтобы произвести впечатление на отца Вадима Маслова, капитана русской армии которого она страстно полюбила)... Она строила и пыталась претворить в жизнь (иногда очень успешно) грандиозные планы, манипулируя высокопоставленными чиновниками, используя при этом их ревность, жадность и похотливость... Затем за ней начали следить французские агенты в Мадриде...
13 февраля 1917 года - Мата Хари взяли под стражу в отеле на Елисейских полях.
Власти и пресса представили Н - 21 как самого опасного агента кайзера, а ее задержание - как блестящий успех контрразведки. Ладу потом обронил, что Мата Хари жаждала наказания, в чем якобы призналась ему, сказав, что вернулась в Париж в начале 1917 года, несмотря на то, что рисковала быть арестованной, потому что "виселица всегда привлекала ее". Испанский сенатор, знавший Мата Хари, утверждал, что она стала шпионкой ради "жажды новых ощущений", что бесконечные сексуальные приключения наскучили ей. Подобно наркоману, Мата Хари с каждом разом нуждалась во все более сильных дозах стимуляторов, что в конечном счете и привело ее на путь шпионажа, поскольку только риск, которому она подвергалась на этом поприще, приносил желаемое удовлетворение Как бы там ни было, но в основе истории о шпионке-куртизанке лежит неудержимая страсть к экзотическим авантюрам.
Процесс над Мата Хари открылся 24 июля 1917 года в Париже в обстановке острейшего национального и правительственного кризиса. Французская армия в сражениях не блистала. Напротив, в ней зрел бунт. Страну сотрясали забастовки, а министров обвиняли в измене.
В таких условиях суд приобретал показательно-политический характер, когда участь жертвы была предрешена, публике объявили: Мата Хари, передававшая секретную информацию противнику, несет тяжкую ответственность за неудачи доблестной армии. Военный судья капитан Бущардон называл танцовщицу "опаснейшим врагом Франции".
Все ее попытки рассказать о том, что она служила Франции, с негодованием отвергались "Я невиновна, - заявила Мата Хари на суде. - В какие игры играет со мной французская контрразведка, которой я служила и инструкции которой я выполняла?"
Для самой Мата Хари, наверное, самым тяжелым разочарованием было то, что страстно любимый ею Вадим Маслов, вызванный в качестве свидетеля, в суд не явился. После этого она потеряла всякую охоту бороться за свое спасение. Да и никакая защита не повлияла бы на исход процесса. Он продолжался при закрытых дверях всего два дня и завершился единодушным приговором - расстрел.
Старая монашенка сестра Леонида со скрипом отворила дверь камеры Љ 12 сен-лазарской тюрьмы Парижа. В сырых утренних сумерках был виден силуэт лежавшего на железной кровати человека. Наклонив голову, чтобы не задеть за косяк, в камеру вошел правительственный комиссар в сопровождении нескольких судебных чиновников.
"Наберитесь мужества, - громко сказал комиссар. - Президент Республики отклонил ваше ходатайство о помиловании Настал час казни.."
Резко приподнявшись с кровати, Маргарета Гертруда Целле с усмешкой посмотрела на несколько оробевших мужчин. Неспешно одевшись, женщина написала три записки - своей дочери, другу из МИДа и, наконец, русскому офицеру Вадиму Маслову, который, сам того не ведая, сыграл роковую роль в ее судьбе.
"Не переживайте за меня, - сказала она на прощание сестре Леониде, - я умру с достоинством. Вы увидите прекрасную смерть".
На полигоне военного лагеря в Венсенском лесу 12 солдат - зуавов, вскинув по команде офицера ружья, взяли на прицел женщину, одетую в меховое пальто и шляпку. Она не захотела, чтобы ей завязывали глаза и руки, и перед тем, как офицер скомандовал: "Огонь!", учтиво поблагодарила его, послала воздушный поцелуй группе зевак, которые пришли посмотреть на казнь 15 октября 1917 года.
И тут же пуля, поразившая сердце, прервала жизнь Маргареты Целле, известной всему миру как Мата Хари. Ей был 41 год. Никто из близких не пришел забрать ее тело, которое было передано на медицинский факультет Сорбонны. Там будущие эскулапы использовали его в учебных целях, а затем отправили на захоронение в общую могилу.
Засекреченное досье, в котором содержатся все документы по процессу над Матой Хари, станет по закону открытым только в 2017 году - 100 лет спустя после вынесения смертного приговора. Но уже сейчас известны некоторый показания, свидетельствующие о том, что Мата Хари явно не заслуживала такой участи. Сам младший лейтенант Марне, который столь настойчиво добивался ее расстрела, потом признал, что в деле агента Н 21, собственно говоря, не было никаких серьезных улик. Все основывалось лишь на пустых предположениях и на стремлении списать на германского агента всю вину за собственные промахи.
Что же общего между этими двумя женщинами? Между Маргаритой Целле и Любовью Орловой?
Прежде всего то, что и первая и вторая были фантастически популярны, так что стали символами своей эпохи. Во Франции в продаже были даже сигареты "Мата Хари".
Орлову же называли "Моной Лизой советской эпохи".
И та и другая были танцовщицами. В этом именно и заключался главный талант как Орловой, так и Мата Хари.
Любовь Петровна имела неплохое меццо-сопрано, однако её вокальные данные нельзя было назвать выдающимися. Как пианист она была на среднем уровне. Качество её фортепьянной игры было вполне удовлетворительным для тапера в немом кино, но совершенно недостаточным для профессионального концертирования.
Орлова была безусловно очень талантлива, но лишь как опереточная актриса. Однако у неё почти не было таланта актрисы драматической. Этот недостаток удавалось скрывать во время съёмок в музыкальных кинокомедиях тридцатых, по жанру очень близким к опереттам. Там были песни и танцы на музыку Дунаевского и Кабалевского, которые уже сами по себе были шедеврами. Они выручали её тем, что позволяли в полной мере реализовать свой главный козырь - прекрасные хореографические данные и хороший голос. И ещё её спасало... чисто женское природное обаяние, некий врождённый талант флирта. Ей не было равных в сценах любовной игры и обольшения. Но здесь был виновен более женский инстинкт, а не дар актерского перевоплощения. В сущности, она лишь играла саму себя в жизни. Это было относительно несложно.
Однако, если дар перевоплощения остается с актером пожизненно, половой инстинкт имеет свойство с возрастом угасать, а в определённый момент жизни (после гормональной перестройки) и вовсе превращаться лишь в условность. Так случилось и с нашей героиней.
Последний её удачный фильм, её "лебединая песня" - кинокомедия "Весна". Артистке тогда было 45 лет - критический возраст для женщин. И хотя роль Джанет Шервуд была её любимым образом, следующий фильм "Встреча на Эльбе", мягко говоря, не был творческой удачей артистки. То, что так хорошо удавалось ранее, вдруг как то сразу перестало получатся. И чуткий советский зритель, мгновенно заметил, что "Орлова кончилась...", что она уже никогда не сможет играть так, как раньше.
И причиной были не проблемы с внешностью. В советском кинематографе в то время было немало "бабушек" - талантов, не в том суть.
Да и, кроме того, Любовь Петровна молодо выглядела для своих 47 лет, отличная фигура, плюс пластические операции, плюс гримм и умело выбранное освещение. Но... что-то произошло, и не только с голосом. Она словно разучилась соблазнять мужчин. Исчез какой-то неповторимый орловский шарм и она мгновенно превратилась в занудливо поучающую пожилую советскую партдаму.
Это хорошо заметно по последним фильмам, не относящимся по жанру к комедиям - опереттам. В двух самых последних фильмах "Русский сувенир" и "Скворец и лира" она играла уже откровенно плохо.
Итак, мы пришли к выводу, что одним из главных общепризнанных талантов Орловой, как и Мата Хари был талант танцовщицы.
Третье сходство героинь: равнодушие к детям. Как известно, Мата Хари оставила с первым мужем свою дочь Джину и более, занятая мужчинами и танцами, не вспоминала о ней, словно бы у неё и не было никогда никакой дочери.
Любовь Петровна также была равнодушна к детям. Она не любила детей, и вообще не любила быть беременной, так как это мешало её работе в кино. Известно, что в тридцатых годах она неоднократно делала аборты. Впоследствии судьба отомстила ей тем, что всё её имущество досталось посторонним людям, которые уничтожали всё, что могло бы даже напоминать о ней. Так в 80-х годах, после смерти Александрова погибло многое из её документальных архивов: фотоальбомы, письма, записи, книги, личные вещи.
Четвёртое сходство героинь: и та и другая - коварные обольстительницы сильных мира сего. Но если среди поклонников Мата Хари были лишь шоколадные короли и послы, то Любовь Петровна шагнула куда дальше, став невенчанной Королевой - тайной женой Иосифа Сталина.
"Она брала на себя управление страной, когда Сталин замирал на узком диване Ближней дачи. Она подняля в небо сына Сталина Василия, разлучила с женихом его дочь Светлану. Говорили, что Светлана Аллилуева якобы обожала Орлову и Александрова".
Пятое сходство: связь с разведками. Что касается Мата Хари, то тут, собственно, ничего и не нужно доказывать, о том существует масса документальных свидетельств. Не так просто с Орловой. Советское КГБ как и нынешнее ФСБ не очень то любит публиковать свои даже старые досье и документы. Хотя всё же некие их "крупицы" были преданы гласности и сумели просочиться в прессу. Их очень немного, этих данных.
Удостоверение. (Действительно без срока).
Полковник административной службы Л. П. Орлова является представителем по делам кинематографии и командируется в город Берлин в войска для выполнения специального задания.
Начальникам армий, военным комендантам оказывать полковнику Орловой всяческое содействие в выполнении возложенного на неё задания.
Начальник тыла Народного коммисариата обороны СССР.
Однажды на вечере в Доме Кино выступил генерал КГБ:
"- Теперь уже можно об этом сказать. Для нас всегда было большой честью, что в наших рядах трудился такой замечательный товарищ, как полковник административной службы Л. П. Орлова!"
Это был шок для многих.
Собственно, вопрос заключается не в том, служила или нет Л. П. Орлова в КГБ в чине полковника. Это очевидно и так. Для нас более интересно, с какого года примерно началось это сотрудничество.
Если принять во внимание, что во МХАТ она поступила работать хористкой в 1926 году, то очевидно никак не ранее этого года. Вряд ли органы могла заинтересовать девушка, подрабатывающая тапером в кинотеатре.
Временами ей начали давать второстепенные эпизодические роли. Появилась некоторая известность в театральных кругах, появились деньги и влиятельные поклонники с высоким положением. В том же 1926 году она вышла замуж за Андрея Берзина, крупного чиновника из НАРКОМЗЕМа, впоследствии зам. Наркома земледелия Чаянова.
А впереди были годы "Великого перелома", разгром "Коминтерна" и ленинской гвардии большевиков - революционеров, которая вдруг стала весьма опасна для Сталина. И поэтому задачей ОГПУ в то время было получение компроматов на потенциальные жертвы в предстоящих сталинских чистках.
В те времена наследники Романовых - крупные партийцы типа Енукидзе, Кирова и рангом меньше словно помешались на балеринах и актрисах. В этой связи трудно было подыскать более подходящую кандидатуру для агента, чем артистка оперетты, какой была Орлова.
Итак, не ранее 1926 года... Но и никак не позднее 1931 года, и вот по какой причине.
В конце 1930 года был арестован муж актрисы Андрей Берзин, вступивший в ряды оппозиции. В то время ещё не было статьи для членов семей врагов народа, однако возникший интерес со стороны органов к её персоне был весьма, весьма опасен для её жизни и карьеры. Она, как умный человек, не могла не почувствовать, что рано или поздно придут и за женой заместителя наркома. Что же касается её профессиональной карьеры, то с ней можно было сразу и смело прощаться навсегда.
Однако, на удивление, ничего такого не произошло. Она продолжала работать, и более того, ей через год, в 1932 году дали главную роль в оперетте "Перикола". Во МХАТе ходили слухи, что к ней был неравнодушен сын Немировича-Данченко. Хорошо, пусть так. Но совершенно необъяснимо, как могла жена осуждённого, видного оппозиционера, спокойно не только делать стремительную карьеру в театре, но и иметь связь с немецким инженером, с иностранным подданным? Она совершенно открыто жила с ним в номере "Люкс" в "Метрополе" в 1932 - 33 годах, он заезжал за ней в театр на шикарной машине, дарил драгоценности, они допоздна гуляли в очень дорогих ресторанах, словом вели добропорядочный буржуазный образ жизни. И это в то время, когда вся голодная страна замерла в ужасе, когда боялись сказать неосторожное слово даже в кругу своей семьи, когда люди мучались хронической бессонницей от страха быть в эту же ночь арестованными!
Да, она действительно была популярна, но лишь в кругах театралов, страна же её совсем ещё не знала, а потому её арест прошёл бы совершенно бесшумно, не вызвав ровно никакой реакции в обществе.
Объяснение феномену может быть лишь такое: примерно в 1930 или 1931 году Любовь Орлова была завербована в ОГПУ. И все её знакомства и встречи как с иностранцами, так и с советской партийной элитой были лишь частью её работы. Только так может быть объяснено это странное "нарушение законов природы" в вальпургиеву ночь сталинских чисток.
Да, но до или после ареста мужа? Известно, что Андрея Берзина с начала 1930 года подвергали арестам и проверкам многократно в течении всего года. Он завел даже специальный чемоданчик, с самыми необходимыми, на случай ареста, вещами. Иногда его задерживали на три дня, иногда на неделю и более. Окончательно арестовали и судили уже в декабре 1930 года. Вероятнее всего, что в то самое время, когда органы начали проверку Берзина, её, как жену подозреваемого, также вызвали на Лубянку.
Можно предположить, что талантливая перспективная актриса МХАТа, с прекрасной внешностью, под которой скрывался совсем не женский аналитический ум, умеющая прекрасно играть роли не только в театре, но и в жизни, не могла не заинтересовать ОГПУ. Нет, она была совсем не болтлива, характер имела скрытный, она умела хранить тайны. А, кроме того, языки! Она хорошо владела тремя главными европейскими языками - немецким, французским и английским, причем двумя из них - французским и немецким в совершенстве. Надо думать, что для органов она была настоящей находкой.
О её роли в следствии по делу Берзина остаётся только предполагать. Во всяком случае, со времени своего окончательного ареста в декабре 1930 года и до самого конца жизни Андрей Каспарович более никогда не изъявлял желания даже поговорить по телефону с бывшей супругой, не говоря уже о встрече. Хотя он возвращался из ссылки и некоторое время жил в Москве в середине 30-х, во время блестящего триумфа кинозвезды. В свой последний приезд в столицу в 1946 году он встретился, но не с бывшей женой, а с её сестрой Ноной. Но это был скорее акт вежливости. Он уже был смертельно болен и ехал умирать на родину в Латвию.
Что ж, давайте смотреть фильм дальше.
Прежде всего заметим, что оба коня так или иначе связаны с водой и с рекой. И это не случайно. Собственно появлению коней предшествует авария на пароме. Кстати, и слово паром на санскрите означает лошадь. Если быть точнее, то param-para - средство перевозки, в частности лошадь, которая тянет повозку. На деле в фильме паром тянет проволока. Итак, первая "связка слов" это лошадь - проволока. Вторую связку озвучивает лоцман. Он говорит следующее: "Река то у нас спокойная, а вот проволока..."
В этот момент проволока рвётся и далее следует появление на пароме "лошади - призрака". Остаётся определить как этимологически связаны слова: лошадь - проволока - река.
Сразу отмечу, что приведённый ниже текст озвучивает лишь одну из возможных гипотез автора относительно "порванной проволоки".
Начнём с того, что Волга не всегда имела такое название. Древнее имя реки - Ра (бог Солнца, как и у древних египтян). В глубокой древности, река, соединяясь с Доном, впадала в Азовское море, что делало её необычайно ценной в плане судоходства, так как она позволяла путешественнику сравнительно легко перемещаться с большим грузом через Азовское и Чёрное моря практически в любую страну мира.
В "Книге Велеса" по этому поводу содержится запись: "Ра-река - великая, она отделяет нас от иных людей и течет в море Фасийское". Название Фасийское море происходит от реки Фасис, ныне именуемой Риони, которая, как и в древние времена, по-прежнему течет в Черное море.
Кроме того, этот факт имеет косвенное подтверждение и в Свято-русских Ведах. Согласно им бог Дон являлся сыном Дану и Ра. Он же был отцом русалки Роси (поэтому Росью, или рекой Раса именовали Волго-Дон). Было бы странно две реки, впадающие в разные моря, называть одним именем. Очевидно именно Волго-Дон, или река Раса дала название всей стране.
Заметьте, что о впадении Волги в Каспийское море ни в "Книге Велеса", ни в Святорусских Ведах, написанных в глубокой древности, упоминаний нет.
Если учесть, что на территории Древней Руси тогда было очень мало дорог, и главную её достопримечательность составляли дремучие, трудно проходимые леса, населённые медведями, значение реки трудно переоценить, особенно если принять во внимание длину, изгибы и охват огромных территорий (за счёт притоков) от Селигера до Урала и далее до Чёрного моря.
Слово Ра на санскрите имеет несколько значений - приобретение, осуществление, огонь, любовь, любовная игра, скорость, движение, яркость, блеск.
Любопытно, что одно из значений древнего названия реки совпадает с именем Орловой.
В дальнейшем Ра изменила своё русло, направив часть своих вод в Каспий. Сменив русло, она сменила и своё название.
В средневековье реку называли Атиль, Атал или Итиль, что на арабском значит "река".
Этому есть подтверждение у греческих историков. Птолемей и Помпоний Мела полагали, что она имеет два устья: одно в Каспийское море и другое в Азовское.
А вот соответствующая выдержка из "Хронографии" византийца Феофана (671 г.): "В северных, по ту сторону лежащих частях Евксинского Понта есть так называемое Меотийское болото, в которое впадает великая река... по имени Атал". Подтверждением гидрографического положения Волги, описываемого Феофаном, служит распространение позднейших морских и речных отложений на юге Восточноевропейской равнины. Характер аллювиальных осадков наглядно свидетельствует о том, что Волга некогда через Сарпу и Маныч действительно направлялась в Азовское море, затем отвернулась от него, какое-то время ветвилась по степям Калмыкии и только затем пошла по своему современному руслу.
Заметим сразу, указанные изменения происходили не в отдаленные геологические эпохи, а в историческое время. И, разумеется, переход волжских вод к Каспийскому морю не произошел мгновенно. На протяжении длительного времени Волга являлась рекой двух морей. На то, что она имела два рукава, указывал в X веке армянский летописец Моисей Хоренский. В том же столетии арабский географ Масуди писал относительно похода русов 913 года: "Они вошли в канал, оттуда проникли в рукав реки, по которому поднялись до самой реки Хазар (Волги - М.К.), а по ней спустились до города Итиль, прошли его и достигли устья реки и места впадения ее в море Хазарское (Каспийское - М.К.)". Вполне вероятно, бифуркация Волги сохранялась до XIII в., т.к. на "Карте мира" 1154 г. ее отметил географ Идриси. В его изображении основной поток Волги под названием Атал впадает в Хазарское (Каспийское) море, а ее ответвление так и именуется: "река Саджину, т.е. рукав реки Атиль". Подобное положение отражено и на "Малой карте" того же ученого в 1192 г.
К XIV в. отмечается значительный подъем уровня моря, одной из причин которого можно уверенно считать углубление долины Волги, образование колена у Волгограда и появление нового русла до Каспия. В условиях резкого повышения речного стока наступает трансгрессия моря, под водой оказывается ряд поселений на западном и южном побережье.
Заметим, что средневековое название Волги Атал похоже на санскритское слово "Атала", что переводится как:
1. безграничный
2. ад
3. бог Шива.
Я допускаю, что это может быть простым совпадением. Однако это совпадение Александров вполне мог превратить в некий знаковый символ.