Арсений Лайм
"Поскакали-2": Обзор конкурса "Русская тройка-2010"
Литературное обозрение
День выдался пасмурным. После обзора нереалистических новелл в голове шумело, словно за стеной бил в скалы прибой. Хотелось пить, особенно чая с бергамотом или зелёного с лёгким сладковатым привкусом. Мистер Негати методично мешал ложечкой кофе, устремив мутноватый взгляд в окно.
- М-да, видок у вас, - протянул мистер Пози.
- Да и вы не тянете на архангела, - огрызнулся мистер Негати и продолжил философское созерцание заоконного мира.
- Может, потихоньку начнём? - предложил мистер Пози, после второй чашки горячего чая в его лице появились отголоски розового. Глаза немного повеселели. - Трудно, но надо. Предлагаю для облегчения разбить рассказы на условные разделы. Мне кажется, так будет немного проще структур-р-р... ать. Тьфу! Вы меня поняли.
Мистер Негати печально кивнул.
О любви
- Предлагаю начать обзор с хорошего и доброго рассказа, - предложил мистер Пози.
- И кто там у нас?
- Известный по первому обзору Чваков Димыч, "Голос ангела". Здесь красной нитью через весь рассказ проходит любовь. Людей к своей работе, к своим близким. А также к тем, кого когда-то давно оставили, но забыть не смогли и возвращаются. Рассказ многоплановый - переплелись несколько сюжетов, поэтому не выглядит плоским или просто историей о двух людях, которые воссоединились после многих лет разлуки. Присутствует лёгкий юмор. В общем, я хотел бы видеть этот рассказ в полуфинале.
- У нас есть возможность ему помочь, - сказал мистер Негати, - он же в нашей группе.
- Ага, значит, ставим его в лидеры, - согласился мистер Пози.
- Что ещё есть про любовь?
- Так, что у нас тут дальше. А, Бессонова Ольга, "Люби меня или уйди" , - сказал мистер Пози. - Что ж, вполне интересный рассказ о возникающей между двумя людьми любви. Он - пианист, играющий в клубе, она - приходит его послушать. И так проходит два месяца, пока он не решается сделать следующий шаг.
- И это всё?
- Добротный рассказ, есть в нём и мысли автора и неплохо прописаны характеры героев, но вот не хватает изюминки. Финна просчитывается практически с самого начала.
- Согласен. Ощущение, что он слишком ровный, без всплесков эмоций и неожиданных поворотов.
- Вот ещё один - Лаптиенко Юрий Петрович, "Тоня" , но он о неразделённой любви. Вернее о том, как мы слепы и не хотим видеть того, что нас любят. И одно неправильное решение, принятое в порыве, может перечеркнуть жизнь и вам, и той, кто вас любит.
- Неплохой рассказ, - согласился мистер Негати, - чувствуется сожаление автора по тому, что он упустил любовь, не рассмотрел её.
- Кстати, вот ещё похожий рассказ - Капулянский Петр, "Друзья". Но сразу скажу, что похож с предыдущим только по сюжету, а по стилю написания мне он понравился больше. Как-то пронзительный он что ли. Больше бередит душу, заставляет вспоминать своё, мы ведь дров в юности не меньше наломали.
- Это да, - кивнул мистер Негати. - Боялись своих чувств, признаний. Лучше пусть идёт, как идёт, чем признаться и быть отвергнутым. А потом оказывается, что ждали нас, но также боялись сделать первый шаг. А в итоге так и остались каждый на своём берегу.
- Сначала хотел отнести этот рассказ - Плюс Дмитрий, "Зорька, бедная моя" - в раздел события, но потом подумал, что здесь больше о любви. О любви не главного героя, а о любви двух людей, с которыми его совершенно случайно свела судьба. Вы знаете, последние несколько абзацев мне показались настолько пронзительными и романтическими, что я даже стал завидовать тем мужчине и женщине, имя которой главному герою так и не удалось выяснить.
- Меня поражает, как часто жизнь совершенно неожиданно нас сводит вот с такими людьми. Кроме того, насколько важны принимаемые нами решения. Ведь поехал бы главный герой к другу на автобусе, что бы произошло с той женщиной? Я часто задумываюсь о таких вещах и, мне кажется, что нити судьбы разных людей кем-то переплетаются специально.
- О, как вас проняло, - удивленно поднял брови мистер Пози.
- Ладно, не ёрничайте. Сам гораздо чаще нюни распускает, - отмахнулся мистер Негати. - Давайте лучше к следующему разделу.
О людях и судьбах
- Предлагаю начать этот раздел с рассказа Виллерс Дженни, "Чмо". Здесь о детстве и о том, как встретились бывшие одноклассники. Получилась милая история с лёгкой интригой. Могу сказать, что судьба зачастую и не такие фортеля выкидывает.
- У меня больших претензий к рассказу то же нет, - ответил мистер Негати. - Взаимоотношения между детьми и их дальнейшее развитие всегда интересно. Конечно, неплохо бы добавить в рассказ перчинки, а то таких историй достаточно много. Хотя, конечно, хорошо, что автор добавил небольшую тайну. Вот только она легко разгадывалась.
- Ганин Владимир, "Поджигатель", - прочитал мистер Пози. - Так, простой парень, который по стечению обстоятельств превратился из спасителя в поджигателя. Ну, перепутал в темноте вёдра - можно было бы только посмеяться. Но для отчётности половина наших тюрем забита такими бедолагами. Автор рассказывает историю немного отстранённо, поэтому, на мой взгляд, она и получается совсем не простой и предлагающей читателям сделать свой выбор. Подумать. Такая простота только подчеркивает, что сюжет не придуманный, а вполне реальный. Такое могло произойти в любой точке страны и с любым человеком. Для таких вот "неудачников" ещё и термин придумали - "жертва обстоятельств".
- Хорошо, так обосновали. Мне особо и сказать нечего. Так что продолжаем.
- Буденкова Татьяна Петровна, "Судьба - Цыганка", - мистер Пози. - Похоже, коллега, вам и здесь ничего не светит.
- В смысле?
- Хороший рассказ, я бы даже сказал, отличный. О непростой судьбе человека, который изливает душу случайному знакомому в поезде. Читаешь и понимаешь, насколько страшна была Великая Отечественная, сколько она беды натворила, людей искалечила. И чувствуется эта боль в рассказе. Изливается через повествование главного героя, душу бередит и заставляет сочувствовать. И ведь не всё в его судьбе-то закончено, не до конца сплетена нить. В общем, заставляют такие рассказы задуматься. Ещё как заставляют.
- Да, убедительно. Тогда я выскажу своё мнение по поводу вот этого, - мистер Негати вытащил из стопки листок. - Грог Александр, "Инвалиды Сашки-снайпера". Автор хорошо нам знаком. Я до сих пор восхищаюсь рассказом "Седой", хотя и читал месяца четыре назад. И этот не оставляет равнодушным. Сколько в этих строках скрывается боли и людских страданий. А немного "холодный", отстранённый стиль повествования только подчеркивает трагизм послевоенного времени. Ведь для героев рассказа та страшная война так и не закончилась. Они уже не смогут вернуться к нормальной жизни. А тема актуальна по-прежнему - мы продолжаем воевать, и искалеченные душой и телом люди живут среди нас.
- Добавлю, что про это надо писать, чтобы не забывали. Надо писать так, чтобы люди задумывались и не оставались равнодушными. И у автора это, на мой взгляд, получается хорошо.
- И здесь я согласен, - сказал мистер Негати. - Нечасто наши позиции так близки.
- Есть ещё о войне - Ветер Северный, "Тени синих гор". Правда, здесь речь идёт о последствиях Афганской войне и связанной с ней судьбой одного из главных героев.
- Интересная прослеживается картина, но вот нарочито грубый стиль и небрежная подача не дали мне сосредоточиться на перипетиях судьбы главного героя. Такое ощущение, что я собирал зеркало из отдельных кусочков. И у меня устойчивое ощущение, что я не всё до конца сложил правильно и понял.
- Тогда вот вам последствия Чеченской войны - Фунт Игорь, "One Way Ticket". Месть главного героя тому, кто подставил его команду боевикам.
- Сюжет не нов. При этом автор использовал для написания рассказа телеграфный стиль - короткие рубленые предложения. У меня сложилось такое впечатление, что я вместе с ним прохожу какой-то уровень неизвестной мне компьютерной стрелялки. Плюс непонятно, чем насолили главному герою остальные участники драмы? Если он такой крутой, как показано в рассказе, почему не разобрался со своим врагом по-тихому и без вот всей этой киношной бойни?
- Ну, тогда бы и рассказа не было.
- Да, согласен. Иногда и мне хочется вот что-нибудь такое написать про себя любимого
- Эх вы, Джеймс Бонд доморощенный, - засмеялся мистер Пози и похлопал друга по плечу. - Лучше читайте книжки. Вот, кстати, Гиткис Валентина, "Горькая правда счастливой судьбы". Что скажете?
- Простенький, без изысков рассказ, действие которого по воле автора перенесено в экзотическую ЮАР. У чёрных родителей на свет появился белый ребёнок. А дальше по законам бразильско-мексиканского "мыла" оказывается, что главный герой тоже приёмный ребёнок. Но и это ещё не всё - семейный доктор всей этой компании совсем не простой малый и поучаствовал в судьбе хозяев очень даже активно. Но все друг друга прощают и сливаются в экстазе семейного счастья.
- Помню, был фильм с Михаилом Евдокимовым в главной роли, где в русской деревне родился чёрный мальчик. Вот это, доложу я вам, экзотика.
- Вам не понравилось? - уточнил мистер Негати.
- Не очень. Столь же странное чувство у меня осталось и от другого рассказа - Скобелев Александр Николаевич, "Starik". Сразу смутило название, которое набрано по неизвестной причине латиницей. Объяснения не нашёл. При этом начало вполне приличное...
- Ага, я это заметил, - кивнул мистер Негати. - Зато с того момента, как начинается рассказ непосредственно про старика, полное ощущение, что за писание взялся совсем другой человек. И ошибки, и другой, совсем детский стиль. Мне кажется, здесь причина может крыться в одном - автор сильно хотел попасть на конкурс и поспешил с рассказом. Это, я думаю, сыграло с ним злую шутку.
- Да, согласен. И предлагаю обсудить вот это - Дигол Сергей Вячеславович, "Не забудьте выключить", - сказал мистер Пози и улыбнулся. - Мне рассказ понравился, живой язык автора и находчивый ум молдавского крестьянина. Печальна, конечно, сама тема - пустеют на бывшем постсоветском пространстве деревни и города, их жители отправляются на заработки за рубеж и домой уже не возвращаются. Но ситуация, описанная в рассказе, сама по себе юмористична и одновременно трагична. Желание поживиться за чужой счёт и подставить за это других - в нас не может вытравить ни перестройка, ни капитализм, ни перезагрузка. Въелось это в нас намертво.
- И не говорите, - согласился мистер Негати. - Рассказ мне понравился, кроме одного момента. А именно диалога главного героя с электриком. Я не приемлю ненормативной лексики в литературе. Хотя понятно, что именно они так и разговаривают, но, знаете ли, слух режет. Да и неприятно это, в принципе.
- Здесь я согласен. Кстати, ещё один рассказ о тех, кто уехал искать счастья за границей - Згодько Наталья Васильевна, "Три Мартини", - мистер Пози задумался и поправил сам себя: - Хотя нет, всё крутится вокруг мартини. Очень интересно получается, как через знакомство с этим напиткам главная героиня прослеживает движения жизни и свой путь. Как меняется её мировоззрение. Эдакий экскурс в наше прошлое, 1990-е годы, от которых и начинается повествование. В общем, прочитал я с интересом.
- И я, - кивнул мистер Негати. - Хотя изначально было какое-то отторжение. Видимо, надоело читать про те годы, которые большинство описывает одинаково и одинаковыми словами. Но ход с мартини, действительно, получился интересным.
- Еще один рассказ, уходящий корнями в 1990-е годы, - Бабичев Николай Павлович, "Мама Роза (цикл Лярва)". К сожалению, ничего особо конкретного по нему я сказать не могу. Он у меня рассыпался, и я не смог собрать его в одну картинку.
- Да, у меня такое же чувство. Рваные кусочки, перескоки. Я не сразу даже и понял, кто главный герой. В общем, что-то определённое мне сложно сказать. А вот ругать я сегодня не в настроении.
- А как вам ещё один рассказ о современных взаимоотношениях - Лавров Илья Васильевич, "Революция зависти"?
- Извечное противостояние пролетариата и буржуев. Сколько уже про это говорено и писано, не подсчитать. И этот рассказ начинался обыденно: два мужика выходят с завода и решают, в каком месте им напиться. И ничего не предвещает беды. Но потом события развиваются стремительно и трагически. И если бы это было фантазией автора! На самом деле от таких вот "учителей", которые в душе ненавидят и завидуют всем, кто более успешен, но пытаются учить их жизни, проходу просто нет. И как всегда преступление совершается под хмельком. Без этого "зажечь" у нас не получается. Это только потом мы осознаём и начинаем каяться, но кому от этого легче? Если зло было ДО...
- Кстати, ещё один рассказ о нашей жизни непутёвой - Шифнер Любовь, "Что за глупый скворец?", - сказал мистер Пози. - На примере двух одноклассниц, их коротких встреч, отслеживается все изменения, которые произошли в стране за последние годы, начиная с последних застойных.
- Таких примеров каждый, наверное, может привести десятки, - сказал мистер Негати. - Написано неплохо, но мне показалось слишком уж просто и схематично получилось. Как бы набросок для более серьёзной и крупной вещи.
- Ещё один рассказ из жизни советских проектных институтов или тапа того - Габдулганиева Марзия, "Людочка". В принципе, мне понравилось, хотя рассказ, на мой взгляд, можно всецело отнести к так называемым "женским". Хотя это условно. А речь о женском коварстве, о том, как под обличием милой и доброй девочки может скрываться настоящая мегера и соблазнительница. Кстати, именно этот поворот придал рассказу определённый интерес и неожиданность.
- Угу. Хотя в нынешнее время он смотрится ретро - советское уже постепенно уходит и забывается. Сейчас такое поведение главной героини навряд ли будет восприниматься таким уж вызывающим и попирающим нормы морали.
- Кстати, в подтверждение можно посмотреть этот рассказ - Вербовая Ольга Леонидовна, "Выходной". Он у меня вызвал немного двойственно впечатление, но обо всем по порядку. В частности, прогулка по Третьяковке напомнила мне мои походы по галерее и примерно в той же последовательности. Вот только там ещё был Айвазовский, картины которого меня просто поразили. На иллюстрациях в книгах совершенно не видно той мощи, которая есть в полотнах на самом деле. А Верещагин - это, действительно, сила.
- Кстати, юрты делаются из войлока, поэтому чтобы промочить их дождём - надо постараться. Да и нет пустынь в Киргизии. В отличие от Казахстана, Туркмении и Узбекистана. Хотя соглашусь, что в Киргизии дожди идут, действительно, крайне редко.
- Я продолжу? Так вот, я сначала не совсем понял, зачем столь подробный рассказ о Третьяковке понадобился. И только в финале оказалось, что это требовалось для сравнения двух образов жизни молодых людей. Одни ходят в картинные галереи и размышляют над полотнами и судьбами тех, кто на них изображен, а другие - говорят о пьянках, клубах и сексе.
- На мой взгляд, ход интересный был. Жаль, что автор не удержался от морализаторства. Вот именно в этом случае не надо было делать своих выводов. Просто поставить две картинки рядом, а читатель пусть сам доходит дальше своим умом.
- Кстати, вот ещё один хороший рассказ - Михеев Андрей Игоревич, "Из зимы в лето". Какой-то он светлый и приятный.
- Ага, особенно финал - "Наступал Новый, 1998-й год".
- Так, на мой взгляд, это только придало рассказу реализма. Сами ведь знаете, что жизнь - это не стрела автобана. А так очень милые воспоминания о красивой девушке и курортном романе, который через три года заставил героя вернуться назад, к морю. Так вот обычно начинается любовь, которая может продлиться всю жизнь. Ведь он три года свою подругу не видел, но всё-таки поехал к ней. Не знаю, но приятно чувство после рассказа осталось.
- Я то же особо не нашел к чему придраться. Море, пляж, девушки - убаюкивает.
- Только не спать, мы продолжаем. Следующий у нас Inspektorpo, "Сегодня Петр Иванович решил умереть". Немного специфический рассказ, в центре которого оказывается "маленький человек", столь излюбленный классиками русской литературы. Никчемный, ничего не достигший в жизни главный герой в один прекрасный день, подавившись чаинкой, решил умереть. Ну и, естественно, в таких случаях надо вспомнить свою жизнь. И, как оказывается, вспоминать-то нечего. Кроме того, что любил он читать книжки про Конана, представляя себя их героем. И только представляя, ничего не пытаясь изменить в свой вялотекущей жизни. Даже умирая, главный герой больше заботится о том, чтобы его тело нашли вовремя. Ему даже приходится прибить на дверях объявление "Умер", иначе обнаружат его невесть когда. Вот так прошел человек по жизни и даже следа маленького не оставил, только плиту надгробную. Печально всё это и заставляет задуматься. Оглянуться на пройденный тобой путь.
- Очень подробно всё рассказали, мне и добавить особо нечего, - мистер Негати отхлебнул кофе и зажмурился от удовольствия.
- Хорошо. Тогда ещё один схожий рассказ - Валентинов Антон Анатольевич, "Прекрасный мир". Начало мне понравилось. Я уже настроился на рассказ о жителе виртуального мира, который создан Интернетом, о его переживаниях. Интригу добавили его сны. Был введён виртуальный друг, который захотел пообщаться с главным героем в реальности. Но вот то, как рассказ закончился, мне совсем не понравилось.
- И мне. Какая-то реклама самоубийств. Особенно при сравнении снов главного героя и его друга. Да и название рассказа подталкивает именно к этому. Не знаю, закладывал ли автор в своё произведение именно такую идею, но в итоге всё вышло именно так. Я категорически против таких рассказов.
- А вот, на мой взгляд, неожиданный рассказ - Волкова Татьяна Серафимовна, "Впечатлительный", - сказал мистер Пози. - Я был поражён этой историей. И, в первую очередь, тем, как всё обернулось. Вроде бы вполне ясное желание матери спасти сына от армии, но, я думаю, что об этом она будет жалеть всю оставшуюся жизнь. Отмазывать рафинированного ребёнка, пытаясь его представить сумасшедшим - полный идиотизм. И семья была наказана сполна за этот поступок.
- Меня смутило одно, - вступил в разговор мистер Негати. - Это подача истории. Сначала идёт ироничный стиль повествования, который настраивает совсем на другой исход, чем оказалось. Знаете ли, такой стиль сильно подпортил впечатление от трагизма рассказа. И, мне кажется, что ирония здесь немного неуместна.
- А вот рассказ интересный своим построением и особенно финалом - Минасян Татьяна Сергеевна, "Круг замкнулся". Автор создал цепочку из поступков людей и замкнул её в финале на самом первом человеке, который проявил к соседке участие. Интересно, что это породило своеобразную волну, которая вернулась к нему и спасла. И не сказать, что люди совершали какие-то поступки, выходящие за грань обыденности. Просто все немного помогли друг другу, просто проявили участие и вот всё как получилось. Хороший рассказ.
- Согласен, - кивнул мистер Негати. - И, похоже, не мы одни в этом убедились, раз он попал в полуфинал конкурса.
О детях
- Предлагаю начать вот с этого - Грушевая Н., "Синее фа". Миленький рассказ о девочке, которая учится играть на арфе. Описан её путь в музыкальную школу и, судя по всему, речь идёт о советских временах. Про детей так приятно читать всегда. Про хороших и послушных детей, - добавил мистер Пози.
- А по мне рассказ бесхитростный и не имеющий какого-то завершенного сюжета. Так, небольшой фрагмент из жизни девочки, не больше. Нет ни развития, ни каких-то событий связанных с ней. Ну, школа и школа, тысячи детей ходили в нее и учились играть на музыкальных инструментах.
- Нет, вы, пожалуйста, детей не трогайте.
- Причём здесь дети, я о рассказе.
- Ладно. Попробуйте сказать плохо, вот про это - Белянский Павел, "Новорожденные".
- Не надейтесь, не скажу. Этот рассказ получит от меня наивысший балл. Четыре картинки из разных эпох, связанные ниточкой одной семьи ярко показали, что такое дети, которые рождаются от великой любви. И этому не могло помешать ничто - ни война, ни переезды в далёкие страны, ни кризисы. Но этому может помешать развитие технологий и наша, до неузнаваемости изменившаяся жизнь.
- Согласен, хороший рассказ. Вроде бы ничего нет в нём эдакого, а читается с удовольствием и заставляет задуматься, оглянуться на свою жизнь. Ведь каждый может проследить вот так же историю своей семьи и понять, как мир изменился.
О событиях
- Предлагаю начать этот раздел, который я бы назвал ещё байки, с рассказа Нейм Ника, "Забудь о белой обезьяне!", - сказал мистер Пози. - Не против? - Мистер Негати кивнул. - Тогда сразу скажу, что мне понравилось. С одной стороны забавная история, а с другой - поучительная. К тому же имея дело с китайцами, я бы не стал так просто относиться к ситуации с белой обезьяной. Народ они древний и натворили ого-го сколько! И в то же время не прислушиваться к их тысячелетней мудрости - глупо. И своим примером герои рассказа это доказали. Хотя, конечно, обмишурились они по мелочи. Но всё же...
- А вот ещё один рассказ, который можно отнести к байкам - Путятин Александр Юрьевич, "Очень грубый реализм". Написано смешно и с чувством. Я с удовольствием посмеялся и одновременно посочувствовал главному герою этой драмы, которая, похоже, завершилась благополучно для всех её участников.
- Согласен, легко и смешно, а также жизненно. Вот из таких историй потом и рождаются байки, которые пользуются спросом в мужских компаниях на рыбалке или в сауне.
- Так, что у нас тут? Ага, один день из жизни студентов - Поляков Игорь Викторович, "Прожить день". Бр-р-р, а не рассказ получился. Чернуха какая-то. Даже страшно стало оттого, что творится в студенческих общагах.
- Мне не понравилось. Не люблю вот такую чернуху, в которой всё выставлено напоказ и сведено в одно место и время. Конечно, реализма хватает, но вот о чём собственно рассказ? Сплелись судьбы четырёх студентов - один самоубийца и убийца в одном лице, второй - наркодилер, третий - еврей (ну как без них!) и четвертый... А так, сосед просто. В общем, стандартный набор. Есть попытка рассказать об истории каждого, передать их характеры, но вот сам антураж, в котором происходит действие рассказа, на меня произвёл самое негативное впечатление. Из-за него я к написанному охладел практически сразу.
- Соглашусь с вами. Есть интересные моменты, но, в общем, - я против таких произведений.
- А как вам Пик Апачи, "Домашнее задание"? - спросил мистер Негати.
- Вы знаете, в голове крутится, словно я читал нечто подобное. Или мне так кажется. Но самое интересное, что автор очень близко описал то, что я думаю о школьной программе и о классиках русской литературы. Я их в школе не читал, предпочитая фантастику. Зато уже в институте взялся за Достоевского, Пушкина и других. И понял, что в школе их произведения нельзя преподавать. Слишком они сложны для учеников даже старших классов. Не о том мы в то время думали, да и сейчас дети не о том думают. Скучно им и не интересно, вот к чему приводит школьная программа.
- Кстати, кто-то сказал, если хотите, чтобы автора возненавидели, включите его в школьную программу.
- Печально, но это так. И учитель, наверное, нашел интересный выход - знакомить с классиками и героями их произведений через написание книг о вурдалаках. Такие страшилки в школе - самое то. Я сам зачитывался.
- И я, - ухмыльнулся мистер Негати. - Хороший получился рассказ, со смыслом.
- Нашёл рассказ с лёгким налётом мистики - Ширкин Денис Юрьевич, "За облаками". Приятно было прочитать. Люблю рассказы про то, как исполняются мечты людей. Наверное, я слишком романтичен. А тут парню и девушка красивая досталось, и всё в его жизни наладилось. Правда, во всём замешана мистика, которая до конца не объяснена.
- Мне не понравилось то, что вот сидит парень в депрессии, ничего не делает, а потом ему - бац! - нате на блюдечке с голубой каёмочкой счастье. Такое только в фантазиях и бывает. И поощряет тех, кто не хочет палец о палец ударить для исполнения своей мечты.
- Но в жизни должно быть нечто загадочное, что иногда помогает нам, подсказывает. Иначе, - мистер Пози развёл руки - совсем тяжело пришлось бы.
- Есть такое. Но рассказ я не могу оценить на все пять баллов.
- Ой, ну и капризный же вы, - поморщился мистер Пози. - Ладно, идём дальше. Вот - Дарзи Хана, "Цветок моей души". Странно, но и в этом рассказе попахивает мистикой. Повествование ведется от имени ангела-хранителя главной героини. Хотя, наверное, это не более чем приём. Характерная вышла врач, с одной стороны - золотые руки, а с другой - злость на всех и вся. И как может такое уживаться в женщине, которое помогает другим дарить жизнь?
- Легко уживается, - ответил мистер Негати. - К сожалению, таких людей много. И здесь их может только спасти одно - умение прощать. Пока она будет переживать в себя эту обиду, пока не отпустит её - такой же злой и останется.
- Есть ещё Бачерикова Вера Васильевна, "Туманная пятница". Рассказ о жизни человека, вернее, об одном её отрезке, за границей, в Италии. Судьба занесла туда главных героев по нужде, но и на чужбине не всё так просто. Вы знаете, рассказ простой и невычурный, но так трогает за сердце. Сразу начинаешь сочувствовать главной героине - вот она жизнь многих миллионов людей! Когда от увольнения с работы зависит жизнь любимого человека, когда надо переступать через себя, когда надо улыбаться, хотя хочется плакать. И, что самое главное, такое могло произойти с главными героями везде - и на чужбине, и на родине. Поэтому рассказ не воспринимается, как повествование эмигранта, пусть и временного.
- Хороший рассказ, - согласно кивнул мистер Негати. - Жизненный.
- Хорошо. А что вы скажете по поводу вот этого - Константин Чиганов, "Христиане"?
- Написано неплохо, но похожие интерпретации на темы религии и христианства я встречал не раз. Ничему я не удивился, ведь о божественном спасении особенно в последнее время написано столько, что и не сосчитаешь.
Кстати, вот ещё один экскурс в историю - Вебер Алексей, "Вольные города ганзейские". Хотя, честно говоря, я не могу поручиться со всей уверенностью, что это сугубо исторический рассказ о Руси. Поэтому с этой точки зрения оценить не могу. Но, на мой взгляд, написано вполне хорошо, читается легко.
- Я вот только не понял сути рассказа, - вступил мистер Негати. - Понятно, что князь бежит от царского гнева, ну и что? Я ещё понимаю, если бы была нарисована картина быта и жизни Руси, но я этого не увидел. Стандартный набор, который можно почерпнуть в любом школьном учебнике истории.
- Опять вы придираетесь?
- Совсем нет. Просто высказываю свои сомнения.
- Хорошо, - мистер Пози внимательно посмотрел на коллегу. - Тогда следующий рассказ, уже из нашего времени - Кашицын Александр Алексеевич, "Западня". В принципе, обычное повествование о том, как подростки и один взрослый катались на лыжах и попали в неприятную ситуацию. Написано просто, читается легко. Можно сказать, что это зарисовка из жизни горожан.
- Мне единственно показалось, что автор не смог справиться с финалом рассказа. Он выпадает как бы из всего сюжета. То ли не додумал до конца, то ли обрезал рассказ именно в том месте.
- Кстати, вот еще один рассказ, который тянет на байку - Леданика, "Са-шу-ля-ля", - уверенно сказал мистер Пози, но потом неожиданно добавил: - Но только на первый взгляд. Мне кажется, что здесь главное - это сложные взаимоотношения между родителями и дочерью. В таких случаях я всегда говорю, что не дай Бог дожить до того времени, когда дети будут мечтать только об одном - как от тебя избавиться. Знаете ли, не самое лучшее завершение жизни.
- Да уж. Но дедок всё-таки хоть немного, но наказал свою дочку. Хотя, судя по всему, уже не по злому умыслу. И вообще, не по умыслу. Видать такая жизнь Сашуле совсем надоела, раз он решил раньше времени отбыть в потусторонний мир. Но только своим сознанием.
- Рассказ о Великой Отечественной войне на примере одного села - Анпилогов Илья Владимирович, "Маленькая деревня на большой войне". Задумка мне показалась интересной, но после прочтения осталось двойственные ощущения. Конечно, я не был в оккупации и не мне судить о том, как описывает её автор. Сейчас много появляется вот таких спорных рассказов, которые расходятся с тем, что мне лично поведал о войне мой дед.
- Мне немного не понравилось, - сказал мистер Негати, - что местами рассказ из художественного превращается в документальную хронику. А иногда даже на откровенное перечисление отдельных фактов. Для такого небольшого объема, на мой взгляд, - это перебор. И сама история могла быть развернутой.
- Вот ещё одна байка, на этот раз из солдатской жизни - Эйдельберг Майк, "Тридцать три несчастья". В принципе ничего эдакого, что могло бы меня сильно удивить, я не прочитал. Всё просто и понятно, ну не заладилось у солдата с утра, вот и приключилось с ним несколько мелких неурядиц и неприятностей.
- И я, в принципе, не сильно вдохновился этим рассказом. Написано вроде бы нормально, но скучно. Нет настроения что ли. Через весь рассказ сквозит какая-то вселенская печаль, так что и не понятно, то ли смеяться, то ли жалеть этого бедного Штольца.
- Вот есть ещё про армию - Печорский Андрей, "Под страхом смерти". Только здесь не про современную. Здесь про ту армию, в которой можно за одно подозрение в измене могли поставить к стенке. Обыграна ситуация с пропажей пленного белогвардейского офицера. Интересно было проследить, как проявились характеры людей в щекотливой ситуации, когда дознание сводится к одному - солдат ставят к стенке. Финал понравился. Но не тем, что офицер вернулся, а тем, что он не видит в солдатах врагов. Дал слово - выполнил. Наверное, на том армия до сих пор и держится, что, несмотря ни на что, такие офицеры в ней не переводятся.
- Сюжет не нов, - отметил мистер Негати. - Написано хорошо, есть интрига, но до конца не зацепило. Хотя одно место понравилось. Когда комбриг говорит, что надо сохранить для будущих поколений графские портреты, чтобы видели, как жирела аристократия. В этой фразе вся горькая правда истории. Как говорится, за что боролись...
О душе
- Тихонова Татьяна Викторовна. "Заметки на полях души". Здесь идёт Осмысление жизни, пройденного пути, воспоминания, которые автор бережно хранит в свой памяти, - каждый из нас рано или поздно приходит к этому. Но что в итоге мы можем вытащить из "рюкзака", который есть наверняка не у всех. "Люблю я вот так с рюкзаком за плечами шагать. Меряя свое расстояние-годы событиями, мгновениями", - пишет автор, словно призывая всех читателей обзавестись собственными "запасами" того, что можно будет перебирать в тяжелые времена, что поможет стряхнуть груз проблем. И тогда можно будет вместе с автором воскликнуть: "Мне нет дела до осточертелостей мелкого. И хочется обнять весь мир. И тогда я могу слышать дыхание счастья в воздухе, и шепот любви в шелесте листьев". Разве это не прекрасно?
- Как такового сюжета в рассказе нет, - вступил мистер Негати. - Автор перебирает свои воспоминания, которые бережно достаёт из своего "рюкзака" и пытается через них обрести душевное равновесие, нащупать, может быть, утерянный путь. Присоединимся ли к этому калейдоскопу воспоминаний? Наверное, каждый читатель должен будет ответить на этот вопрос самостоятельно.
- Я смотрю, вы иногда у меня перехватываете позитив.
- Это не грипп, - скорчился мистер Негати.
- Ладно-ладно, - мистер Пози поднял руки вверх, сдаваясь. - Тогда вот Наумова Надежда Викторовна, "Где все так, как должно быть".
- Странно, что вы решили этот рассказ отнести именно к этому разделу. Обоснуйте.
- Да, на мой взгляд, речь именно о душе человеческой. О том, как оказывается вроде бы собравшиеся пожениться друг другу люди не подходят друг другу именно в духовном плане. Главная героиня чувствует и видит всё по-другому, чем её жених. И она это понимает лишь, вернувшись в свою деревню, туда, где прошло её детство, где так ярко выражена граница между природой и городом. Она романтик, он - прагматик. И героиня понимает, что вместе им идти по жизни будет сложно. Когда не понимают твои душевные порывы...
- не знаю, мне показалось, что парню повезло, что его подружку переклинило до свадьбы, а не после. Вот тогда бы он получил по полной. Да и затянуто повествование, почти никакого развития сюжета. Я откровенно заскучал.
- Вы - мужлан.
- Ой-ой-ой, ранимая душа. Просто цаца, - мистер Негати показал коллеге язык и засмеялся.
- Фу на вас. Хорошо, что обзор закончили, а то мы с вами бы точно подрались.
- Да, закончили, - кивнул мистер Негати. - Теперь пойдёмте получать по шее от авторов.
Бишкек, 10 января - 12 февраля 2010 года.