Кузьмина Людмила Алексеевна : другие произведения.

Три дня в Стамбуле

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Экскурсия по Стамбулу-городу контрастов...

  Планируя отпуск, мы с мужем решили подарить себе романтическое путешествие - поездку в родной Севастополь совершить через Стамбул. Но не просто через Стамбул. Летим из Нью Йорка самолетом и присоединимся к круизу: Севастополь - Стамбул - Севастополь, на теплоходе с красивым названием - "Принцесса Елена".Три дня осматриваем достопримечательности Византии, и этим теплоходом идем в Севастополь. Ну, чем не романтическое путешествие! Сутки по Черному морю, такому любимому с детства. Муж проходил этим маршрутом, возвращаясь из научных рейсов на судне Ак. Вернадский в далекие восьмидесятые. Я никогда не путешествовала теплоходом и не бывала в Турции. Белый теплоход и древняя Византия - заманчиво. Купили билеты и стали бронировать каюту на теплоходе.
   Но наши планы развалились по "не убытию теплохода". Пришлось купить билет на самолет, чтобы лететь из Стамбула в Симферополь.
   Коллеги мужа, Нора и Влад, много лет работают в Турции и муж послал им е-mail. Оказалось, что сегодня они живут и работают в самом Стамбуле! Так нам повезло с гидами. Ребята влюблены в Турцию, знают ее историю, много путешествуют по стране. Договорились, что Нора встретит нас в аэропорту Ататюрка, проводит в гостиницу, покажет "цистерну" и Ай-Софию.
   Загадочное слово "цистерна" заинтриговало. Цистерна, ну что ее смотреть? Да еще и как главную достопримечательность... Похоже, под этим словом что-то скрывается. "Влезли" в интернет. "Стамбул, цистерна"... ага... да это подземное водохранилище! Так мы дома наметили себе план посещения самых - самых достопримечательностей. Ведь у нас будет всего два с половиной дня.
   Гостиницу заказали в центре города, в трехстах метрах от Святой Софии. Интернет и завтрак входили в стоимость номера, и отзывы о гостинице только положительные.
   Вдруг наши планы еще раз затрещали по всем швам. Пепел вулкана, с непроизносимым названием, "закрыл" аэропорты. Я лила слезы и настраивалась отменить поездку. Правда, билеты сдавать не спешили. Решили съездить в церковь и получить благословение. Так и сделали. Пепел посыпал наши головы, но мы верили в благословение и не теряли надежды. Накануне нашего вылета рейс на Стамбул не отменили, значит и наш состоится! Упаковали чемоданы подарками и легли спать. Утро вечера мудренее...
   Утром все было в полном порядке. Самолеты в Стамбул взлетали и садились. Летим!
  Полет длинный, десять часов. Летели над Европой. Погода хорошая и видимость отличная. Внизу различались огни городов Испании, вот под нами Барселона, а вот и карта Италии, "сапог сапогом"...
   Красиво приземлились. По километровым, движущимся дорожкам, вышли в зал и купили визы.
  В аэропорту уже ждала Нора, и начала волноваться, что пропустила нас, не узнав в толпе. Но оказалось, что мы еще вполне узнаваемы.:)
   День первый.
   Площадь перед входом в аэропорт заполнена машинами и людьми, не меньше, чем в Нью Йорке. Нора немного говорит по турецки. Она быстро договаривается с первым подбежавшим таксистом, и мы садимся в желтый кэб. Записку с адресом и названием гостиницы благополучно заложили в багажник такси. Хорошо, что мы, предусмотрительно, послали эту информацию Владу, и он проинструктировал Нору, куда нас везти. Гостиница в районе Султанахмет, в районе всех знаменитейших исторических памятников. Таксист говорил по английски, а "Султанахмет" звучит одинаково на всех языках.
   Приближение города не заметить было нельзя. Улицы стали узкие, машины буквально протискивались в них, карабкались в горку, едва не касаясь друг-друга. В центре, на подъездах к гостинице, вовсе встали. Увидев здание, похожее на фотографию гостиницы в интернете, отпустили такси. Оказалось, чуть-чуть не доехали, буквально пару кварталов. Однако, по улицам Стамбула, с сумками, в горку, когда машины сигналят и почти задевают тебя... ходить пешком, даже опасно. Но преодолели и эти сто метров, зато приметили, в десяти метрах от гостиницы, остановку аэропортера, которым и воспользовались через два дня. Нет худа, без добра!
   Вот и гостиница. Регистрируемся, получаем ключи от номера и пароль для интернета. Вахтерша предупредила, чтобы документы и ценные вещи оставляли в номере, в сейфе. Такое предупреждение удивляет, но Нора подтвердила: "Оставляйте, могут ограбить среди бела дня"... Гостиничный номер оказался небольшим, очень чистым, меблированным в восточном стиле. На стене и на полу ковры, столик покрыт скатертью. Вид из окна в гостиничный дворик и на минареты знаменитой Голубой мечети. Наскоро умывшись и заложив паспорта в сейф, спрятанный в платяном шкафу, мы приготовились осматривать достопримечательности. Нора, по-пути, начала рассказывать историю Константинополя - Стамбула и Византийской империи.
   Как и намечали, идем в цистерну. От времен Византии сохранился в центре города, неподалеку от Святой Софии, подземный резервуар с водой - "Еребатан Сарнычи" - "водохранилище храма", построенное в середине шестого века. Интересно, что в его строительстве использовали камни более древних, языческих храмов, но ставили эти камни, с языческими символами, вверх ногами, чтобы показать торжество христиан над язычниками. Да, скажу я вам, сооружение! Это не просто огромное - сто сорок метров в длину и семьдесят в ширину - подземное водохранилище, это "дворец, провалившийся под землю". Построено оно на месте базилики и поэтому носит название: водохранилище Базилика. Спускаемся на пятьдесят две ступени вниз и погружаемся в полумрак, и прохладу. Подсвеченные красным светом, аркады колонн уходят в темноту длинными коридорами. Звуки негромкой музыки и силуэты огромных рыб создают сказочное впечатление. Ощущаешь себя гостем подземного царя. Здесь вмещается сто тысяч тонн воды! Триста тридцать шесть девятиметровых колонн держат свод этого подземелья, они стоят в двенадцать рядов. По виду колонн, они все разные, можно заметить , что большинство, собрано с развалин еще более древних сооружений. В качестве постаментов для двух колонн используются "головы Медуз". Откуда они привезены неизвестно, но с ними связано множество легенд. В греческой мифологии Медуза одно из подземных чудовищ Горгоны. Одна из трех сестер, голова которой украшена змеями, вместо волос, превращала в камень тех, на кого падал ее взгляд. Перевернутое изображение Медузы высекалось на постаментах колонн, чтобы никто, из смотрящих на камень, не посмел его резать. Или их перевернули, "чтобы показать торжество христиан над язычниками" ...
   В середине пятнадцатого века был построен городской водопровод, и османские жители стали предпочитать для питья свежую, проточную воду. Водохранилище было забыто на сто лет. Голландский путешественник Гиллиус прибыл в Стамбул в середине шестнадцатого века, с целью поиска древних памятников Византийского периода. Прогуливаясь в окрестностях собора Святой Софии, он увидел, что местные жители достают воду ведрами из колодцев и в этих удивительных колодцах можно ловить рыбу. Так он выяснил, что здесь находится подземное водохранилище, и нашел вход в него. Гиллиус спустился сюда с факелом и на лодке, обошел всю территорию. Сделал замеры, сосчитал колонны и составил подробное описание этого гигантского сооружения.
   В тысяча девятьсот восемьдесят пятом году, во время последнего капитального ремонта цистерны, были построены прогулочные платформы, в виде переходов и мостиков среди колонн и она открыта для посещений. Как и в древние времена, водохранилище продолжает жить своей жизнью. По акведукам в него стекает вода, в ней плавают рыбы, не обращая внимания на свет, музыку и многочисленных посетителей, блуждающих среди колон, в поисках головы Медузы....
   Выбираемся на свет, пораженные увиденным. Оживленно делясь полученными впечатлениями, направляемся к собору Святой Софии - Ай София, грандиозному и величественному и, безусловно, главной достопримечательности Стамбула.
   После тихой Американской деревни, в которой мы живем последние семь лет, узкие, шумные, многолюдные улицы Стамбула удивляли, и, признаюсь, утомляли, своей пестротой. Чистильщики обуви, с блестящими, словно золотые, скамеечками , многочисленные тележки продавцов жареных каштанов и кукурузы, рыбы и мяса - подстерегали на каждом шагу. Жареные каштаны, известные нам только по рассказам классиков, потому ассоциирующие с Парижем и Одессой, манили их отведать. Проходя через скверик, отделяющий цистерну от собора, покупаем кулечек горячих каштанов. Садимся на скамеечку и "тестируем". Легко счищая слегка горелую шкурку, пробуем - вкус ореха в выпечке. Теперь знаем жареные каштаны - это вкусно! Так, узнав "вкус Европы", входим в Ай Софию.
   "Открытие этого храма состоялось в пятьсот тридцать втором году, при императоре Юстиниане. Говорят, что строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. Для этого были награблены сокровища со всего античного мира. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире, вплоть до постройки собора святого Петра в Риме. Высота Софийского собора пятьдесят пять метров, а диаметр купола тридцать один". Чувствуем себя лилипутами, стоя в центре огромного храма. Здесь крестили равноапостольную княгиню Ольгу, в девятьсот пятьдесят пятом году. Ольгу лично крестил император Константин с патриархом Феофилактом : "И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого". Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом. История ощущается в стенах, мозаике икон и в самом воздухе. Постояв несколько минут в остолбенении, решаемся обойти храм и поднимаемся на хоры. Это целая сцена Большого театра! Огромные иконы, роспись, кажется слышно, как поет невидимый хор: "Аллилуйя. Аллилуйя. Аллилуйя. Слава тебе, Боже".... Стоим так высоко, слова молитвы сразу достигают неба.
   В первый же день завоевания Константинополя, в далеком тысяча четыреста пятьдесят третьем году, султан Мехмед II Завоеватель въехал в город на белом коне. Он повелел превратить собор в мечеть, сотворив при этом, самолично, первую молитву во славу Аллаха. Ислам запрещает изображать людей и животных, и мусульмане принялись уничтожать замечательные византийские фрески и мозаики на стенах и куполе храма. Но, они так спешили, что некоторая часть христианской росписи не сбита, а просто замазана штукатуркой. Благодаря этому часть фресок и мозаик сохранилась. А может не спешили, просто - это чудесная способность икон сохраняться. Новое подтверждение - иконы, обнаруженные над воротами Московского Кремля. К собору были пристроены минареты, но и они не испортили храм.
   С тысяча девятьсот тридцать пятого года, после свержения власти султана, Ай София стала музеем. Здесь ведутся постоянные реставрационные работы, и часть икон очищена от слоя штукатурки. Как живые, они проступают на древних стенах. Особенно поражает изображение Иоанна Крестителя, расположенное под сводами купола и огромные ангелы. Трудно поверить, что это мозаика, а не живопись.
   К достопримечательностям Святой Софии относится и "плачущая колонна", покрытая медью. Говорят, что если положить руку в отверстие и, почувствовав влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется. Загадала, проверим. Удивляет и "холодное окно", где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок, ощущался он и сегодня...
   На выходе из храма я купила икону Святителя Николая, написанную на доске, в строгих канонах православной иконописи. Этот святой всегда помогает нам в трудные минуты.
   Получив первые ошеломляющие впечатления, и падая с ног от усталости, решаем ехать в гости к Норе и Владу. Благо остановка трамвая в десяти метрах. Новенький трамвайный вагон, похожий на вагон московского метро, полупустой и быстрый, довез нас до дома Норы за пятнадцать минут.
   Наши друзья снимают апартаменты на высокой улице, над бухтой, недалеко от своей работы. Из большого окна открывается прекрасный вид на порт. С утра в Стамбуле лил дождь, но к нашему прибытию он прекратился, светило весеннее солнышко и крошечные листики, из едва раскрывшихся почек, нежно зеленым ореолом окаймляли ветки деревьев.
   В центре поражала чистота, опровергая мнение: чисто не там, где убирают, а там где не мусорят. Там где убирают - тоже чисто! Сорят много: семечки, каштаны, кукуруза. Но неназойливые люди с метелками и совками, быстро наводят порядок. В центре нет жилых кварталов. Гостиницы и рестораны, магазинчики, мечети и базары и везде очень чисто. Вот здесь-то, в стороне от центра, мы заметили, что попали в город контрастов. В районе жилых кварталов изрядно замусорено и совсем не убрано.
   Приехал с работы Влад. Признали, что он, тоже, вполне узнаваем. Нора уже хлопотала с ужином, и мы успели съесть все ее заготовки. Решили заказать еду домой, по интернету. Конечно, турецкую. "Кебаб" и гарнир из риса, с острыми приправами. Еду из ресторанов доставляют на "мотиках". Через двадцать минут мы уже обжигались острыми блюдами национальной турецкой кухни, с пивом "Эфес" и коньячком , из зоны беспошлинной торговли турецкого аэропорта "Ататюрка". Первый раз можно было купить товары в этих магазинах не на вылете, а по прилету. В конце ужина Влад предложил отведать турецкой анисовой водки. Пьют ее разведенную водой. При добавлении воды, водка мутнеет и этот "коктейль", цвета разбавленного молока, по вкусу, точно анисовые капли от кашля, противные еще с глубокого детства. Приятели помнили свое первое впечатление от этого напитка, и нисколько не удивились, тому, что мы отказались его "вкушать". Похоже, это специальное изобретение для мусульман, доказывающее, что не зря ислам запрещает алкоголь. Пить такую гадость можно только в знак протеста запрету.
   Я боялась, что после бессонного перелета, впечатлений от экскурсий и коньяка мы уснем в трамвае, поэтому торопила мужа. Обсудив программу на завтра и слегка напуганные инструкциями: прижимать к себе сумки, не раскрывать широко кошельки и не говорить по-русски, мы покинули гостеприимный дом наших друзей.
   Вечерний Стамбул сиял иллюминацией. Улицы и уличные рестораны были полны народу. Добравшись до гостиницы мы прослушали клич муллы, почему-то, после заката солнца!? Проверили почту по интернету, приняли душ и уснули, едва прикоснувшись головами к подушкам...
   День второй.
   Утро следующего дня началось для нас в пять часов. Вместо кота Барсика, нахально будившего дома своим мяуканьем, громко закричал мулла и голос его, усиленный репродуктором, подхватили в тысяче мечетей. Но вот прокричали все муэдзины Стамбула, и мы заснули снова, и спали до самого завтрака. Кстати, о завтраке. Очень хороший завтрак, с привычным американским омлетом и множеством сладостей: варенье, мед, орехи, изюм, курага ... всего и не упомнишь.
   Сегодня мы планировали круиз по Босфору, под знаменитыми мостами, соединяющими Европу с Азией, экскурсию по Топкапы, огромному султанскому дворцу, посещение Голубой Мечети - Султан Ахмет, и снова - встречу с друзьями.
   Спустились на набережную бухты Золотой Рог, узнать расписание прогулок по Босфору. Решили, что сначала осмотрим Султанский дворец, устанем и будем отдыхать на корабле, наслаждаясь видами Босфора. За оградой, вдоль улицы ведущей к причалам, длинные кладбища, с беседками над могилами и кипарисы. Пристань рядом с Галатским мостом или мостом Валиде, построенным в тысяча восемьсот сорок пятом году. Несколько раз мост перестраивался и расширялся. Здесь сотни ресторанов и кафе... Но мы не пошли в кафе.
   Вернулись в горку, через парк, расположенный неподалеку от входа в главные ворота Топкапы, бывшую резиденцию великих визирей. В особняк с садом ведут небольшие ворота. Чудный парк, подтверждает славу Стамбула, как города тюльпанов. Из шумной улицы резко попали в удивительно тихое место. Нарушали тишину только пение и щебет птиц, которых тут великое множество. Огромные гнезда аистов, хорошо заметные на еще почти голых деревьях. Длинные дорожки, обсаженные тюльпанами, вели с горки на горку, мимо скамеечек с влюбленными парочками, в укромных уголках, под стенами султанского дворца. И конечно, подтверждая славу города контрастов, одинокий бомж, мирно спящий на зеленой лужайке...
   Долго идем по парку вдоль бесконечной стены дворца, пока не подходим к главным его воротам. Перед нами вход в Топкапы - Сарай или Дворец Пушечных Ворот. Строительство дворца началось сразу после взятия Константинополя, когда Мехмед II начал обосновываться в захваченном городе. Дворец стоит на развалинах Византии, на холме, откуда открывается изумительный вид на Мраморное море, Босфор и бухту Золотой Рог. Первоначально это был административный центр. Строительство Топкапы завершилось в тысяча четыреста семьдесят девятом году. Столетием позже, дворец , на четыреста лет, стал резиденцией султанов, после того, как султан Сулейман волшебно превратил его в свой дом.
   В годы расцвета здесь проживало от четырех до пяти тысяч человек. Сулейман, десятый султан османской империи, управлял ею почти пол столетия, сорок шесть лет, с тысяча пятьсот двадцатого года. Наша землячка Роксалана, сумела стать законной женой Сулеймана и даже влиять на его решения.
   Пусть об этом написано очень много и без меня, все же, мне ужасно хочется, снова и снова, писать и описывать, увиденное и услышанное в Стамбуле....
   Особое место надо уделить фонтанам. Пока водопровода в домах не было, воду брали из фонтанов. В конце семнадцатого века в Стамбуле насчитывалось около десяти тысяч фонтанов! В начале восемнадцатого столетия все дома имели на своем фасаде фонтан, подобный фонтану Ахмета III, расположенному на входе в султанский дворец. На фонтане надписано: Turn the tap with name Allah, the Protector, and Merсiful. Drink the water, and say a prayer for Sultan Ahmet. ( Открой кран с именем Аллаха, Всемогущего и Милостивого. Выпей воды и помолись за Султана Ахмета.) Ахмет III вошел в историю под именем - "Султан Тюльпанов" . Именно он основал первый тюльпанный палисадник и мог часами любоваться им. Его правление оказалось мирным, получили развитие наука, литература.
   На протяжении четырехсот лет средневековый комплекс неоднократно перестраивался, но оставался главной резиденцией султанов Османской империи до середины XIX века, когда ему на замену был построен, стилизованный под Европу, дворец Долмабахче. Каждый, приходящий к власти султан, изменял интерьер Топкапы и возводил новые постройки. Так дворец менялся от века к веку. В отличие от Европейских дворцов, построенных однажды и навсегда, Топкапы "вобрал" в себя века. В результате здесь нет двух построек, воздвигнутых в одно время и все "пристройки" находятся на разных уровнях. Смешение архитектур, но все вместе, четко прослеживает изменение стиля и образа жизни султанов.
   " Дворцовый комплекс представляет собой вытянутый прямоугольник, с двух сторон окруженный морем. По всему периметру его опоясывает стена, по-турецки называемая "Сур-и Султани". Внутри стены он состоит из четырех "дворов" - "авлу". На первом дворе размещалась прислуга и янычары, на втором проходили официальные церемонии. На третьем и четвертом дворах протекала частная жизнь султана и его семьи, а также, проводились менее парадные государственные мероприятия, например, приватные переговоры". Внутри общей стены, дворы снова разделялись стенами с воротами. Помимо внутреннего кольца стен, дворец окружен еще и внешним, частично являющимся византийским. Между двумя стенами находится несколько административных зданий, археологический музей и церковь Св. Ирины , единственная из православных церквей Стамбула, не переделываемая в мечеть. В ней располагался оружейный склад. На оставшемся месте разбит зеленый, ухоженный парк. Со стороны моря проходит железнодорожная линия, как бы опоясывая Топкапы, проходя немного ниже всего, расположенного на холме дворцового комплекса и его стен. Эта железная дорога была первой в Стамбуле и по ней прибывал на вокзал Сиркеджи знаменитый "Восточный экспресс", курсирующий между Османской империей и Европой.
   На входе во дворец встретились с гаремом. Первый и единственный раз. Знаковое место для такой встречи. Султан с сыном, а может и не султан, вел четырех жен, закутанных в чадру и хиджаб, на экскурсию. Наверное хотел показать, как вольно они живут сейчас. Глаза женщин сверкали в прорезях хиджаба. Руки потянулись к фотоаппарату, но.... не сфотографировали.
   Едва вошли в главные ворота и свернули в один из внутренних дворов, как сразу наткнулись на огромную афишу, с портретом царя Михаила. В этой части дворца размещалась выставка экспонатов из сокровищницы Московского Кремля. Конечно, посетили выставку. Медленно ходили по залам, рассматривая иконы, портреты царей, церковную утварь, оружие, одежду. Все богато украшено золотом, серебром, драгоценными камнями. Искусные узоры, удивительная огранка алмазов, изумрудов и рубинов. Так приятно, неожиданно увидеть кусочек своей культуры и интерес к ней в чужой стране.
   Мы обошли постройки Топкапы - Сарая. Посмотрели коллекцию небольшой части его сокровищ. Хотели увидеть кривые турецкие сабли- ятаганы, но увидели только подпись султана, которой он заверял указы, его печать и личные вещи. Видимо, ятаганов у султанов не было. Только золотая и серебряная посуда, мечи и прямые сабли, инкрустированные изумрудами, не хуже русских. Обошли гарем, похожий на тюрьму. Со смотровой площадки полюбовались прекрасным видом на море и бухту Золотой Рог. Прошли вдоль "дивана", где четыре века кряду собирались визири , чтобы обсуждать государственные дела. Заглянули в опочивальню и на кухню. Стало понятно, почему султаны построили себе новый дворец, больше похожий на дворец, чем на сарай. Постройки Топкапы - Сарая капитальные, экзотика - это заманчиво, но им, конечно, захотелось комфорта, горячей воды и газового отопления....
   Подошло время экскурсии по Босфору и надо спешить на пристань. Экскурсионные катера, морские трамваи и прочие плавучие средства наперебой предлагали свои услуги. Предлагающих больше, чем желающих. Выбрали большой теплоход и отчалили в круиз по Босфору. Удобно устроившись на средней палубе, расчехлив фотоаппарат, приготовились любоваться мостами и берегами пролива. Мы не обманулись в ожиданиях, было чем любоваться.
   Длина пролива около тридцати километров, максимальная ширина - три тысячи семьсот метров на севере, минимальная ширина пролива - семьсот метров. Через пролив Босфор перекинуты два моста. Босфорский мост - длиной тысяча семьдесят четыре метра, построен в тысяча девятьсот семьдесят третьем году, и Мост Султана Мехмеда Фатиха - длиной тысяча девяносто метров , построен в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году. ( Не могу без цифр, суровое влияние Америки.) Кстати, Босфор переводится с греческого, как "коровий брод".
   Наш большой, прогулочный катер быстро шел по извилинам Босфора. Холмы берегов то смыкались, то расступались, открывая панораму побережья. Причудливые здания плотно заполнили склоны, подступая к самой воде. Внушителен дворец Долмабахче, о порог которого бьются волны пролива. Зубцы средневековых стен и башен Румели- Гишар, глядящих из Европы в Азию. Вот спускается к самой воде генуэзская крепость с башней Христа. Мечети, деревянные постройки, каменные здания - беспорядочно нагроможденные на склоны Босфора, и мосты. Мосты! Изящные и мощные. Красивые и легкие, похожие на стрелы. Мосты , соединяющие два континента. Проплываем под ними и делаем десятки фотографий. На горизонте, на верху склона, виднелись стройные ряды коттеджей, похожие на современные американские поселки.
   Большие и маленькие корабли, катера и лодки рассекали воды пролива, поднимая волны. Тучи чаек, на которых мы охотились, щелкая фотоаппаратом. Возвращаемся. Теперь шли ближе к Азии. Склоны берега розовые от цветущего "голого" дерева. Розовые цветы каким-то чудом расцветают прямо на голых ветках и стволе дерева. В народе его называют иудино дерево или иудинка. Существует легенда, что Иуда повесился на дереве, все ветви которого были усыпаны розовыми цветками, отсюда и название. Ветер сдувал нас с палубы, пришлось перейти в салон и везде преследовала какая-то назойливая, непривычная моему уху, турецкая музыка.
   Вот уже впереди символы Стамбула. Копья минаретов, среди которых затерялась София. Отсюда она кажется небольшой, как и дворец Топкапы. Он из серого камня, похож на тюрьму за каменной стеной. Как они равнодушны ко всему современному в Стамбуле...
   Закончилось наше почти романтическое путешествие, круиз по Босфору, жаль короткое....
   Отдохнувшие за время морской прогулки, сошли на берег. К вечеру портовая улица стала оживленней. Поток машин, как река, не останавливается ни на минуту. По мосту-переходу через шумную магистраль, "двустороннее" движение пешеходов. Калеки, нищие, или просто попрошайки, оккупировали середину моста. Что-то говорят, в надежде разжалобить богатых путешественников. Местное население отличается от туристов. Узнается "по-одежке". Женщины носят темные, длинные плащи и черные платки, "никабы", плотно закрывающие лоб , шею и плечи. Многие молодые девушки в джинсах, в брюках и тоже в платках, но не в темных, а в светлых и цветных, полностью скрывающих волосы и обвязанных вокруг шеи. Правда, никого не видели в фесках, даже на базарах. Фески головной убор греков. Мужчины одеты по европейски. Только на базарах турки сидят в тюбетейках.
   Спустились с моста и заглянули в гостиницу, чтобы связаться с Норой и Владом. Наши мобильные телефоны в Турции не работали, и мы общались по интернету, через "Скайп". Договорились встретиться около мечети Султан-Ахмет.
   Перед мечетью скверик, с множеством скамеек, как на стадионе. Растут пальмы, похожие на огромные ананасы, и тюльпаны. Тут же, всем сидящим на скамеечках предлагали чай. Слово чай, по-турецки, звучит так же, как и по-русски, может чуть мягче. "Чяй, чяй!" - кричат разносчики. Вокруг очень чисто, хотя лузгают семечки, бросают разовые стаканчики. Подъехали Влад с Норой и мы пошли в мечеть. В Голубую мечеть или мечеть Султан Ахмет.
   "Одним из самых известных и красивых сооружений мира является Голубая мечеть, названная так из-за голубой плитки, украшающей ее интерьер и наружные стены. Султан Ахмет I повелел воздвигнуть эту мечеть в период упадка Османской империи, в начале семнадцатого века. Характерная особенность мечети - наличие шести минаретов. В мечеть ведут три входа: главный западный вход, которым пользуются верующие, вход из внутреннего двора и вход с восточной стороны здания. Свет падает в мечеть через инкрустированные перламутровыми мозаиками окна, многие из которых украшены витражами. Для внутренней отделки использованы изразцы с растительными узорами, изготовленные в мастерских Изника."
   Величественное строение. Перед входом стоят секьюрити и следят, чтобы все разулись. В носках, с кроссовками в пакетах, входим внутрь. Женщины в платках, шарфиках или косынках. Тихо, все звуки поглощает огромный красный ковер - от стены до стены. Простые, низко опущенные на длинных шнурах, светильники, кажется, касаются наших голов. Пусто, только любопытные, вроде нас, топчутся у входа. Вечерний свет, через витражи окон, цветными пятнами освещает ковер и посетителей. В женской половине, за решетчатой загородкой, различаются силуэты молящихся. Мусульманкам вход в центральные ворота мечети запрещен, специальная дверь ведет за загородку. В Стамбуле, только в центре, сотни мечетей. Говорят, в пятницу все полны молящимися, мы улетели в четверг и видели мечеть пустой. Тихо-тихо перешептываемся, стараясь не нарушить священную тишину и не мешать молящимся. Обходим мечеть и тихонько выходим. Да, такая мечеть внушает уважение. Строил ее султан Ахмет I, как ответ Ай Софие. Ответ достойный султана.
   Пользуясь знаниями наших гидов, просим показать вечерний Стамбул. Пока не стемнело, идем в сторону знаменитого Гранд базара. Влад ведет покупать сувениры. Нам, и без специального базарного места, Стамбул показался одним большим базаром. Тысяча мечетей и у каждой - базар, все тротуары - базар. В первых этажах гостиниц - магазины, их витрины завешаны коврами или заставлены разной утварью. Но этот базар представлял собой сплошные ряды лавок, лабиринты прилавков. К нашему счастью, он уже закрывался и, напуганные рассказами гидов о том, как на этом базаре не раз отбирали кошельки у наших соотечественников, твердо решаем, что и завтра не пойдем сюда за сувенирами. Прошли мимо здания Стамбульского университета. Первоначально османские султаны поселились во дворце, не сохранившемся до нынешнего времени, на территории нынешнего Стамбульского университета, в районе Баязид, здесь, в центре города. Главные ворота университета, построенный всего-то, двести лет назад, вполне могут сойти за дворцовые.
   Вечером торговцев жареными каштанами, кукурузой, семечками и прочим встречалось больше, чем днем. Они катили тележки и громко расхваливали свой нехитрый товар. Я приметила какие-то мелкие фрукты, похожие на зеленую сливу-алычу. Нора подтвердила: "Да, алыча, зеленая. Та самая, которую мы обдирали и ели с детстве и от которой болели животы." Как ее можно есть взрослым людям, да еще и платить за нее деньги? Но о вкусах не спорят. В Средней Азии, в бывших республиках Советского Союза тоже обожают зеленую алычу! Вошли во двор очередной мечети, Сулеймание, с могилами младших братьев султана. Закон позволял убивать их сразу, после вступления на престол старшего сына умершего султана - чтобы они не могли претендовать на власть. Гарем жен, рожает сыновей, а нужен только один - первый... Здесь же склеп над могилой Роксоланы. Дошли до акведука, красиво освещенного в сумерках. Когда-то он служил водостоком для наполнения подземного водохранилища.
   Пришло время подумать об ужине. Влад и Нора звали к себе, но очень хотелось посетить местный ресторан, еще раз "погрузиться" в Турцию. Положившись на опыт своих гидов, предоставили им право выбора. Взяли такси и куда-то поехали. Как всегда, совершенно застряв в плотной пробке, посреди дороги расплатились с таксистом, и вышли из кэба. Пробираясь среди машин, выбрались на тротуар. Оказалось, что мы уже среди ресторанов. Целые улицы, даже кварталы ресторанов. В каждый нас зазывали, обещая накормить лучше всех. Нырнули в один из их множества. Обстановка, как и ожидали - диваны, обитые красной тканью, ковры, вазы. В меню нет не то, что вина, даже пива. Закон! Но сегодня это нас не огорчило, будем пить чай и кофе. Но, подстерегало и настоящее огорчение: нет воды со льдом и лимоном, такой обязательной в Америке...
   Влад вслух зачитывал меню и растолковывал, что скрывается под совершенно неизвестными и непонятными нашему русско-американскому уху названиями блюд. Правда, некоторые совпадали с татарскими, знакомыми по Крыму, но узнаваемы только тогда, когда их называл Влад - "люля-кебаб, азу". Выбираем острое и умеренно острое, другого нет. Суп, с диковинным названием, оказался гороховым супом-пюре, но "острее", чем привычно, гороховое харчо. А вот хлеб, в виде огромных, горячих, лепешек, раздувшихся в печке и посыпанных специями , удивил. Выходя из ресторана, мы даже сфотографировали, как его пекут. Вторые блюда у всех были разные и все вкусные. Какие-то турецкие пиццы, приправленные острым соусом, бараньи ребрышки, кушанье из фарша, и овощи: баклажаны и помидоры, чудесным образом приготовленные на гриле. В конце ужина заказали чай и кофе. Наконец-то мы пили турецкий чай из стаканов, больше похожих на большие стопочки или рюмки, без ножки. Чай из таких рюмочек пьют прямо на улице, около своих магазинов и ресторанов, продавцы и зазывалы. Очень вкусный чай. Его не заваривают, а "варят" на пару, в двойных чайниках. Кофе тоже оказался "настоящий", сваренный "по-турецки". Очень крепкий, его подавали с водой и его, действительно, хотелось запивать водой. Так мы получили еще одно впечатление от Турции.
   Дальше направились на "Стамбульский Арбат", очень похожий на Нью Йоркский Бродвей. Стемнело, и улица встретила огнями, лампочками, гирляндами, одним словом: морем света и морем людей, теснящих прогулочный трамвайчик. Смешавшись с толпой, прошли "Арбатом - Бродвеем" фотографируя и фотографируясь. Вышли на площадь Ататюрка. Здесь стоит памятник первому президенту Турецкой республики Мустафе Кемаль. Одни источники пишут, что прозвище Кемаль - "Совершенство" он получил в военном училище за свои выдающиеся математические способности, другие, что еще в школе, третьи что он взял его сам, в честь поэта-националиста Кемаля. Имя Ататюрк - "Отец турок", присвоило ему Великое национальное собрание...
   Ближайшая остановка трамвая находилась около дома наших друзей. Ехать к ним надо на фуникулере. Здесь меня слегка "развели". Слово "фуникулер" вызывало образ кабинок на лыжных курортах. Наивно я спросила, поедем ли мы в такой кабинке. Ну да, ответили мне смеясь. Но подъехал вагончик, вроде трамвайного, только без водителя и действительно, трос поднимал его на горку, к дому. Влад, накануне, купил сладостей, знаменитой турецкой пахлавы, и заманил нас ее отведать.
   Сели перед открытым окном. Вид на ночной порт даже красивей, чем днем. Виднелись огоньки, обозначающие силуэты мостов над Босфором. Огни кораблей, их дрожащее в воде отражение.... И сладости, тающие во рту.... Жалеем, что не ели их все три дня. Расстались в полночь. Следующий день в Турции - выходной, и ребята собирались ехать куда-то вглубь страны. Мы тепло попрощались и спустились к трамваю.
   Ушли в небытие времена, когда после заката солнца женщинам запрещалось выходить в город, и улицы Стамбула пустели, и ворота в город закрывались. Несмотря на поздний час, Стамбул продолжал свою жизнь. Открыты магазины и рестораны, улицы горели огнями и прохожие, не спеша, или как мы, спеша, то ли возвращались домой, то ли выходили на прогулку. Разница во времени клонила в сон.
   День третий, короткий. :(
   Утро последнего дня пребывания в Турции не началось на рассвете, мулла не закричал в пять и мы проспали почти до девяти. Надо было спешить завтракать и на базар, за сувенирами. Дети не поймут, если не привезем им в подарок нечто восточное, экзотическое. Прощай Стамбул, город контрастов. Город мечетей, могильных белых столбиков, с золотыми надписями, в тиши кипарисов, базаров, диванов на улицах, манящих курить кальян, пить чай или кофе и мечтать, мечтать....
   Заказали аэропортер и на ближайший базар у ближайшей мечети. Утренний базар встретил неожиданно пустыми рядами диванов, около стоящих на улице столиков кафе. Но в торговых рядах все лавки открыты, и хозяева пили свой утренний чай из рюмочек, встречая покупателей у входа. Глаза разбегались от пестроты сувениров, кувшинов, ковров, чайной посуды, кальянов, футболок, кошельков, фесок, тюбетеек и прочей ерунды. Решили купить "полезные" сувениры , чтобы не забросить их через год на чердак. Турку, для варки кофе "по-турецки", кружки, майки... Базар, прямо на глазах, заполнялся людьми. На площадь перед базаром, постоянно прибывали автобусы с туристами. Огромные, двухэтажные автобусы. Уже стояла очередь за футболками на площади. Быстренько обошли прилавки полупустого базара, купили "полезные" сувениры, торгуясь, как положено на настоящем базаре, и, не устояли против экзотики.
   Феска с кисточкой и женские шляпки с "вуалью" будут пылиться в комнатах детей....
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"