Рассказ неплохой, порадовали. Но есть несколько вопросов, а так же есть вещи, которые покоробили. Не в техническом плане, а уровнем выше, что уже само по себе хорошо. Есть разница, критиковать отсутствие запятых и языковое бессилие автора, либо же обсуждать формы выражения его идеи.
Итак, тема вторая, от японщины избавились практически, подано не в лоб. Отлично. Единственное что - причем тут рассказ о ронине? Это вы так происхождение Ксении и Алины раскрыли, ну что они демоны, не справившиеся со своим гневом? (И заодно картинка 2, так?). Очень хорошо, не знаю сами вы придумали эту легенду или только художественно обработали. Но, еще раз - зачем ронин, зачем японский антураж? Ведь тогда возникает вопрос, а как этих японских демонов занесло так далеко - и ответа на него нет. Ту же самую информацию можно подать в форме российских городских легенд или уж на самый худой конец - славянской мифологии. Так будет гораздо интереснее.
Что покоробило.
Она давно перестала обращать внимание на эти первые звоночки старости - ранняя седина, морщинки у глаз, вены, взбухшие на ногах... И фигура давно не та - грузная, бабья. Куда делась та девушка, тоненькая и гибкая, словно лоза? Ее мать тоже с этим мучилась, и бабка, видно, такова их порода - и тут уже ничего не поделаешь: или дети, или красота. Но когда речь идет о будущем ребенке, разве могут быть какие-то сомнения? В конце концов, ради чего еще жить, если не ради ее девочки?
Мало того, что это аццкий стереотип, аццкий, и сказано еще словами такими посконными... Вот зачем этот эпизод в тексте? В произведении, тем более таком маленьком, каждое слово, каждая фраза должны работать на художественную задачу. Что вы хотели сделать, для чего здесь этот набор стереотипов из головы Настоящей Женщины?
Далее.
Андрею никак не удавалось унять дрожь. Хорошо, он догадался спрятаться в соседней комнате! Еще секунда, и они столкнулись бы лоб в лоб! Он затаил дыхание, прислушался - из комнаты девочки не доносилось ни звука. Он осторожно повернул ручку. Пути назад не было. Зачем он вообще пришел сюда? Андрей и сам не мог объяснить этого... Но после того, что он увидел во дворе, он был не в силах думать ни о чем другом. Ему хотелось знать, какая же она под маской, не меньше, чем то, какая она без одежды. Мысль, что там скрывается непропорциональное, недоразвитое лицо кретинки, почему-то только возбуждала.
Здесь у опытного чтеца хоррора возникает подозрение, что Алина сама своим демоническим внушением заставила Андрея придти. Ну, там говорится вот, что ей скучно, что ей не с кем играть. В таком случае, надо это подточить, чтобы это было очевидно, и тогда педофильское лобби вас вообще на руках носить будет. Они-то только это и говорят - что дети сами их попросили. А то, что дети на самом деле демоны, с вами никто из педофилов вообще спорить не будет.
Если же это ошибочное предположение, и ничего такого вы не имели в виду, то... Он твердо знает, ЗАЧЕМ он пришел сюда. И без "почему-то" тогда.
Иванце Ждана. Закулисье.
Удушливо у вас получилось. И все эти Николя, Василь Палычи, князья Гнединские... Каково их положение, почему именно они решают вопросы утверждения на роль? Первых двух соблазнителей вы еще разъяснили, а потом вас понесло. Я так же сомневаюсь в исторической достоверности - чтобы при небольшом городском театре была такая куча людей с дублирующимися функциями? И насчет Катиш Лавазиной, да и Родионовой тоже. В начале идет заявка, что у Родионовой "голос не тот" (в техническом смысле), да и Лавазина "верещит старательно, заставляя морщиться знатоков музыки".
Вы понимаете... Есть мифы о ряде профессий, и часть этих мифов имеет под собой основу, но есть и та сторона дела, о которой морализаторы, гневно обличающие пороки, обычно забывают. Экономическая. Все эти негодяи-мужчины, введенные в рассказ только для того, чтобы поиздеваться над героиней - ну кто-то из них явно совладелец театра, и содержит он всю эту ораву женщин и мужчин явно не только для того, чтобы удовлетворять свои сексуальные потребности. И давать роль тому\той, у кого голос не для этой партии или вообще голоса нет, он не будет. Потому что к нему на представление в следующий раз никто не придет, и он тупо разорится.
И вот когда там это мужское совещание, где Ягодиной решают все-таки отказать... У меня окончательно складывается ощущение, что это изложение событий от лица несчастного гения, обойденного этими безнравственными сволочами-конкурентами. А я повидала таких гениев, не из театральной среды, да ну это непринципиально, и как правило... Ну, применимо к данной ситуации, все-таки обычно это "Петь надо лучше".
Вторая претензия более глубокая. Хоррор все-таки предполагает присутствие на сцене неких сверхъестественных сил, ну вот хоть кончик щупальца они обычно высовывают (а попадаются и гораздо менее стеснительные ребята). Есть еще ряд неписаных правил жанра, и сейчас мы о них и поговорим. Итак, во время сцены на мосту, когда из воды выглядывает Чио-чио-сан, я решила, что этот демон (Чио-чио-сан) имеет собственное мнение насчет того, кто должен ее играть, кто из актрис больше всех попадает в образ. Что это демон изводит всех конкуренток под корень, помогая главной героине. А Ягодина такая невинная прям вся, ну даже девственница еще, и сама офигивает от происходящих смертей, но продолжает, согласно пословице "На бога надейся - а сам не плошай", добиваться роли доступными ей средствами.
И что же я узнаю? Что Ягодина, которая вся так корчилась от невинности в первых абзацах, к тому моменту уже грохнула Полину. И что всех остальных убила тоже она. Ее мотивировка понятна; хоррор где? У нас конкурс НЕ детектива, а без демонической составляющей это у вас чистый детектив. Последняя фраза рассказа у вас такая:
С ярких афиш на фасаде все также зазывала публику на спектакль мадам Баттерфляй. Ей было всё равно, кто будет следующей жертвой...
Эта фраза возвращает нас к мысли о том, что все-таки существует некий демон, который просто развлекается, приканчивая всех, кто возьмется за эту роль (ну или в каких-то других своих целях, мотивации демона мы знать не обязаны). Т.е. ему\ей все равно, кого следующим жрать. И Ягодину путем аборта прикончил тоже он, и это он (ну или она, демонесса) руками Ягодиной отправил на тот свет всех остальных певиц. Если это так, то этот момент демонического вмешательства нужно заострить, чтобы читатель не смутно догадывался, а все понял еще три страницы назад. И тут еще вот какая штука, я о ней подумала еще в момент появления Катиш Лавазиной. Вы автор, но вы не имеете права переставлять своих героев, будто деревянные пешки. Вы на минутку гляньте на происходящее глазами этой самой Катиш. Меня приглашают в театр на роль, и ТРИ исполнительницы этой роли погибли в течение последнего месяца? Да ну его на фиг, "я на кошках больше заработаю" (с). Так же мне интересно, куда смотрела полиция, ибо принцип quid prodest никто не отменял даже в царской России. Да и люди чуть поумнее кошек - уже после второй смерти у менеджера театра возникли бы вполне очевидные проблемы с наймом персонала на эту роль.
Короче - недостоверно это все и наводит, как это ни банально, на некую мысль о мотивации уже не героев (ее нет), а самого автора.
Но поговорим еще о том злополучном аборте. Похождения Ягодиной начались недавно, и даже если залетела в тот момент, когда лишилась девственности, срок еще очень маленький. Я не разделяю концепции аборта и деторождения вообще как наказания за грех или удовольствие, но вне зависимости от тех концепций, которые я разделяю или не разделяю... вы понимаете, в том гипотетическом городе живет куча женщин, и многие из беременеют, и есть уже набивший руку врач. Вот не знаю я, к сожалению, как был этот вопрос урегулирован в царской России с правовой точки зрения, но у меня есть такое ощущение, что категорически аборт был запрещен уже коммунистами и уже после второй мировой. Так вот, врач, у которого пациентки с маленьким сроком помирают на такой простой операции, он точно так же, как владелец театра, долго не удержится в своем бизнесе.
Есть еще некоторый канон жанра, и формулируется он так: "Хороший человек выживет даже в пасти Ктулху". Т.е. положительные герои не должны погибать. С Ягодиной там все очень сложно (как и с самим хоррором в рассказе), сначала думаешь, экая милая чистая овечка, потом она оказывается опытной интриганкой... Убили-то вы ее за что, автор? В хорроре люди не наказываются за отсутствие свободы выбора, понимаете? В описанной вами ситуации для Ягодиной путь соблазнения всех подряд был единственным путем к достижению цели. В хорроре же сверхъестественные силы если и наказывают распутниц, то не тех, кто развратничал против своей воли. А тех, кто принуждал невинных девушек к разврату. И наказывающий часто бывает страшнее подлого развратника во всех аспектах, как "часть силы, что хочет Зла, но несет благо". Санитары леса не обязаны ходить в накрахмаленных белых халатах.
Подытоживая, скажу - автору так хотелось изобличить пороки, причем всех и вся, что он наплевал на все: на достоверность, на мотивацию, и на сам хоррор. Но хоррор, как и любой другой литературный жанр, не выносит морализаторства. Оно его убивает гораздо вернее клыков и щупалец.
Ечеистов В.В. Самая темная ночь августа.
О, Вадим! Доставили. Давно так не смеялась. Благодаря вашему рассказу я неожиданно поняла, как поднялся уровень участников в среднем. Года три назад рассказы типа вашего занимали бы две трети топа. Просто выбирать было больше не из чего. А теперь он такой один. Я не буду смаковать избранные цитаты, потому что можно, в принципе, просто читать весь рассказ подряд.
Обозначив таким образом претензии к стилю
Неровные стены шли уступом, скрываясь во тьме, которую не могли разогнать даже факелы, горящие в конце длинной галереи, метрах в двадцати от того места, где подвязанный за руки, стоял Сергей.
Как говорится, кто на ком стоял?
И языку
Отрезая, почти отрывая с треском и хрустом куски плоти, они наполняли истекающие тёмным соком корзины, и вновь пускали в ход инструмент, более всего похожий на выщербленный по краю кусок камня.
Перейдем к более серьезным вопросам. Иногда бывает так, что человек видит великолепную идею, но выразить ее красиво не может. Это не ваш случай. Из текста совершенно очевидно, что таксидермист вы никакой, из лука никогда не стреляли (и в вас никогда не стреляли из лука), в гомосексуальных оргиях не участвовали. ЗАЧЕМ вы выбрали все выше перечисленное в качестве декораций к рассказу? Чтобы люди, которые в курсе, что при советской власти все фанатики работали на лесоповалах, а лицо без мышц - просто кусок кожи забавной формы, в котором вы никогда лицо не узнаете, что кожа НЕ тянется, что укрыться человеческими останками КАК одеялом физически невозможно, что кровь сворачивается очень быстро, а не фонтанирует еще часа три, что стрелы, воткнувшиеся человеку в спину, просто сломаются, если его перевернуть на живот - да и то, если человека при этом приподнять и с силой бросить на землю - чтобы все эти люди провели вечер, изнемогая от хохота?
Т.е. третья проблема - общая недостоверность фона и деталей, причем в эпических размерах.
Четвертая - аналогична проблеме "Закулисья". Ну, собралась банда подонков, ну, запугала весь город, прикинувшись демонами какими-то - и что? Это материал для уголовного дела и детектива в стиле "Хромой против Бешеного", но это НЕ хоррор. В головах многих современных писателей почему-то живет убеждение, что хоррор=бытовая чернуха. Нет, ребята. Хоррор - это еще обязательный элемент сверхъестественного.
И опять же нарушен канон - положительный герой должен выжить и победить. Этот последний эпизод со стрелой, воткнутой через рот... Это вам пусть квалифицированный психиатр растолкует. Меня от него, блин, трясет в удушливых судорогах. Но по факту герой все равно проиграл, в то время как особого негатива в образе ГГ я не нашла. Ну, нажрался человек... Положительными героя хоррора бывают даже наркоманы. Да и ваш ГГ - он же вчера нажрался, и он специально по объездной дороге поехал.
Ну, и апофигеем стали гоменоиды, конечно. Реконструкторов в словаре нет, но это слово вы почему-то правильно пишете...
Терехов. Седина.
Здесь, как ни странно, мы поговорим о женских образах в литературе. До сих пор им не удается избавиться от родимого пятна голой функциональности, и эталонным примером этого может служить рассказ Терехова "Седина". Ситуация подана с точки зрения романтического героя. А вот если мы посмотрим с точки зрения самой героини, то мы увидим, что этой точки зрения нет. Героиня существует для того, чтобы оставить следы - шарфы, наволочки пастельного цвета, пачку зеленого чая - и эти следы герой будет трактовать, по крупицам создавая прекрасный образ. Особенно четко это просматривается в развязке - если логически пройти до конца, то получится, что героиня ушла из дома и вызвала милицию ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, чтобы познакомиться с соседом снизу.
Ну вот поверьте мне - женщины гораздо более самодостаточные существа, чем многим кажется и хотелось бы думать.
Само фантдопущение - чип, который сохраняет функциональность мозга (или души, неважно) - мне очень понравилось. Великолепен образ седины, которая припорашивает все душевные движения тех, кому не дали умереть. Токсичная помада вызывает сомнения - это же сколько человек пользовались этой помадой? Да фирма-производитель разорится на исках безутешных родственников - не всем же вшивали этот чип. То есть, на мой взгляд, эту тему стоило развить. Не помаду они тестировали, а какое-нибудь оружие, например. Секретная операция ФСБ по созданию супер-солдат или что вам там в голову придет ;). И герой с героиней не сидят на лавочке, взявшись за руки, а раскрывают это преступный заговор, унесший тысячи жизней, и немертвая Богдана мстит за то, что у нее отняли жизнь, и наконец спокойно расстается со своим существованием, удовлетворенная. Справедливость восстановлена ;). Но это то, что написала бы я, а вы написали то, что написали. Это не хоррор, конечно, не страшно ни капли и сверхъестественное не выглядывает на сцену из-за кулис желтым взглядом с вертикальным зрачком. Но рассказ крепко сбитый, грамотно сделанный.
Кащенко. Ночная охотница.
С данным аспектом понимания хоррора мне уже приходилось сталкиваться, и я вижу, что необходимые разъяснения надо будет, все-таки, включить в правила конкурса в следующем году. Вал этих рассказов впервые захлестнул конкурс, когда мы жестко потребовали привязать место действия к России, а время - к современности.
Хоррор - это не бытовая чернуха, и автор здесь, в принципе, сумел грамотно вписать мистический элемент в сугубо реалистическую ткань повествования. Демон чеченского происхождения в облике маленькой девочки, не очень ново, но сделано хорошо. Респект. Однако есть вот еще какая проблема. Хоррор, бывает, используется для обнажения социальных противоречий, и это получается иногда очень хорошо. Роман Стивена нашего Кинга "Под куполом" начинается вполне с социального конфликта - девушка пристает к сменщику, он отказывает ей (да-да, мужчина вовсе не является похотливым самцом по умолчанию, которому только волю дай; мужчина тоже может не хотеть секса - вообще или с данной представительницей противоположного пола), и тогда девушка обвиняет его в том, что это он пытался ее изнасиловать.
Но в фокусе романа вовсе не это, а некие дети, которые решили накрыть смешных жучков банкой и посмотреть, что с ними будет.
В "Ночной охотнице" же основное пространство произведения отдано социальному и подростковому конфликту. И сделано это очень топорно. Описывая такие вещи, автор, с моей точки зрения, не имеет права принимать сторону кого-то из своих героев; надо просто описать, как это происходит. Читатель сам решит, кто ему ближе и кто прав; не надо для него разжевывать твердую, как гранит, философию и практику, и вкладывать эту кашку ему в рот. Мы все здесь уже взрослые, но срыгивать умеем ;). В рассказе Кащенко классовая ненависть прет, как пар из кипящей кастрюли. И обжигает. Помимо классовой ненависти, мы видим так же миф об Идеальном Папе, от которого многим, имевшим реальных отцов, просто скулы сводит. Если же говорить о подростковом конфликте (тоже замешанном на разнице доходов родителей), то когда вы ставите перед собой такой задачу, почему бы не глянуть, как это делали классики? "Чучело", "Кэрри" из ненашего... А, так же мы видим цветущий буйным цветом комплекс по отношению к "хорошим-приличным-умытым-красивым девочкам", которые на самом деле и есть истинные гнойники порока. Ну так неправда это, понимаете? Да, внешне приличные девочки бывают стервами. А бывают и нет. Я вот тоже любила в школе сидеть дома и читать книжки, и денег у меня особо на наряды не было. Но вот почему-то у меня были вполне нормальные отношения с главной красавицей класса, которая встречалась со взрослыми парнями и проводила ночи на дискотеках. Мы вместе с Леной ходили на ушу ;). Каких-то близких отношений между нами не было, слишком разная у нас была жизнь, но относились мы друг к другу с симпатией, очень дружески. Автор же подает свое видение ситуации как единственно возможное между такими людьми, и от этого коробит.
Все это закономерно привело к угасанию собственно хоррорного элемента; что за демон, откуда, почему, почему он такой высокоморальный - уже просто ни осталось ни места, ни времени, ни сюжетных возможностей, чтобы все это выпукло обрисовать.
Что тут можно посоветовать... Поменьше пафоса, побольше объективности, побольше "выпуклости" героям. И не завидуйте вы, ради бога, тем, кому третью машину некуда поставить. Да, среди нуворишей много хамов. Но деньги эти ох какие были нелегкие, это раз, и зависть сжигает душу - это два. Зачем вам обгорелая душа? ;)
Аруй Трава. Красная Хозяйка.
Общая тенденция этого конкурса такова, что зарисовки удались в целом больше, чем рассказы. Единственное, что хотелось бы посоветовать. Есть такая штука - единство материалистического и магического объяснений. Т.е., в данном случае материалистическое объяснение - это, например, солнечный удар. Оно должно быть как-то обозначено, понимаете? Человек впал в транс и провалился в страну каких-то духов. Очнулся, "гипс" ;). Потому что сейчас это все очень размазано, нечетко. Свист электрички заставляет подумать, что героиня очнулась на рельсах - вы же этого не хотели сказать? Или хотели? ;))
А так - атмосферненько, жутко в меру. Необъясненность самой Хозяйки очень правильна. Лицо-маска уже набило оскомину, но это уже специфика конкурса; в принципе, художественная задача решена неплохо и более оригинально, чем в других конкурсных текстах, где авторы тоже решали вписать маску с картинки в текст повествования. От японщины избавились категорически, респект.