Аннотация: Каждым рейсом любой поезд перевозит из Осени в Весну десятки человеческих "вселенных".
ЕЛЕНА КУЗНЕЦОВА
ПРОЕЗДОМ ЧЕРЕЗ ОСЕНЬ
повесть
Из пункта "а" в пункт "б" вышел поезд. Как водится в любой задачке, он обязательно должен добраться до цели. Только никому нет дела до того, что всякий раз он тащит в своей утробе дополнительные условия - целый ворох разнообразных целей, которыми его отягощают пассажиры. Так и живут вместе некоторое время: они в - нем, он - для них, но совершенно не интересуются друг другом. Зачем? Они доедут до места и понесутся по своим делам, а ему еще обратно путь держать. Хотя, кто его разберет, где путь туда, а где обратно?
- Кишка у меня прямая.
- А башка?
- А вот с башкой фокус вышел.
- Какой фокус?
- А такой, что башка у меня с загибом. Да с таким, что ни одной матке не приснится.
- Как же ты живешь, бедненький?
- Бедно! Это тебе не пришел Хуан к своей Хуане и сделал ей Хуаниту.
Плохо одетая женщина со стертым временем лицом в ответ сочувственно покачала головой. Да и что на это возразить? Особенно в поезде.
Колеса привычно наматывают на ось километры огромного государства, от которого сколько не отрезай - все равно в остатке целая страна - на одной стороне солнце всходит, на другой... А до другой надо еще доехать.
Грязная зеленая змея поезда привычно извивается на осенней земле. Путь у нее неблизкий - из Пекина в Москву: кому домой; кому - в гости; кому - от себя; кому - к себе... Только дорога у всех одна - из весны в зиму через короткое жаркое лето и долгую слякотную осень.
За окном мелькают почерневшие от непогоды фонари и облезлые мерные столбики. Километры за спиной, километры впереди...
1. Нина Заречная, или "Когда взойдет луна"
До поезда три часа, а у нее еще ничего не собрано. Радио негромко что-то бормотало о погоде, но так невнятно, что Нина Михайловна, как ни прислушивалась, ничего не разобрала и чуть не упала, споткнувшись о старый кожаный саквояж. Ближняя стопка книг медленно осела на пол и рассыпалась. Она беспомощно, по-старушечьи, развела руками - как этим справиться? По всей большой комнате беспорядочно валялись коробки, чемоданы, низки книг. На столе с остатками ужина громоздились старинные альбомы, ноты и бумаги. Из дальнего угла на все это безобразие бесстрастно взирал покосившийся громоздкий одежный шкаф с дверью на гвозде.
- Возьмите главное!
Нина Михайловна застегнула нижнюю пуговицу застиранной кофты и укоризненно вздохнула. Вольно им так говорить. У молодых главное - впереди! Туда можно и налегке: билет в зубы, и считай часовые поезда! А ей каково? Дом, как бы подтверждая ее печальные мысли, задребезжал стеклами под ветром.
- Эту развалюху и то жалко. - И дождь, поддакивая, торопливо и согласно забарабанил по старым ставням осеннюю песню - цок-тук-цок-тук...
Руки погладили привычное родное тепло шали. Она была такой древней, что хранила память о юности, надеждах и свиданиях летними соловьиными вечерами - позабытое время! Цвет, данный шали при рождении, был потерян еще Бог знает в каком году. Но как выбросить старую уютную вещь только потому, что она перестала радовать глаз красками? Нина Михайловна потрясла изношенным платом, пыль легкой взвесью покружила и опала на пол рядом со шляпной коробкой. Коробка до верху была забита бумагами. Между пожелтевших сложенных листочков оказался маленький медальон с разорванной цепочкой. Она повертела в руках изящную вещицу. Столько лет прошло, а крышечка раскрылась легко и обнажила чье-то лицо.
Пришлось надеть очки, чтобы разглядеть потемневшее изображение. Знакомые черты лица, глаза... Прямо в душу смотрел молодой мужчина и, казалось, спрашивал о чем-то потаенном, известном только им двоим. Она поднесла медальон близко к глазам, но это не помогло. Как ни старалась, а ничего определенного на ум не пришло. Машинально положила медальон в карман, потом извлекла из коробки шкатулку - пыль веков - и вытерла ее концом шали. Щелкнула пружинка, и распахнулось бархатное нутро. На старинных бумагах еще просматривались водяные знаки. Когда-то Нина Михайловна могла определить по ним, кто пишет - купец или мещанин? Бедные студенты писали на конторской бумаге, она это помнила. А еще помнила, что конторская бумага обычно пахла мышами...
Я тебя поцелую не в лоб.
Ты будешь лететь,
Как апрель той весны -
Душной, желанной.
На обороте листка ничего не было написано. Близорукие глаза снова пробежались по древним строчкам:
Как апрель той весны -
Душной, желанной.
- Ох! - Она тяжело опустилась на стул, судорожно достала из кармана медальон, раскрыла его и впилась в лицо. - Костенька-Костенька! - Из рукава кофты дрожащие пальцы вынули носовой платочек. - Зачем ты... Что же ты наделал? Зачем не удержал меня? Смешной, милый Костенька... В том, что ты написал, не было любви, да и в жизни, пожалуй... "Люди, львы, орлы и куропатки... все жизни, свершив свой печальный круг, угасли..." Зачем ты дал мне играть в твоей пьесе? Мировая душа... Глупый-глупый... Щепетильный молодой человек. - Нина Михайловна вытерла платочком глаза и поправила выбившуюся прядку волос. - Не в лоб надо было меня целовать... - Натруженные руки безвольно упали на колени. - Как нелепо распорядились мы своими жизнями... И знаешь, Костя, что обидно, я ведь даже не знала. Никто не сообщил. Ни Сорин, ни Маша. Почему ты это сделал? - Она вздохнула тяжело, погружаясь в прошлое. - Ирина Николаевна увезла Тригорина, и сюда больше они не возвращались. Дорн уверял, что видел Аркадину то ли в Ницце, то ли в Монпелье, но она была одна... Неужели тот черный человек мог бросить ее? - Нина Михайловна сняла вмиг запотевшие очки и долго протирала их шалью. - Или они были вместе? Может, Маша что-то напутала? - От напряженных мыслей морщины на лбу собрались в мелкое плиссе. Вспомнились несправедливые упреки Маши, та считала, что именно Нина Михайловна виновата в смерти Кости. - Пустое! - Она решительно встала со стула. Листочки возвратились на прежнее место в шкатулку. - Да и кому нужна была во Франции стареющая актриса? - Губы криво усмехнулись - Холеная, холодная, расчетливая. Однако деньги у нее были. Ирина Николаевна хозяйство вела толково. - Глаза невольно пробежались по комнате. - Не то, что мы все. На себя денег не жалела, только вот Костю держала в черном теле. Странно, сын... Единственный.
Чтобы не заплакать, Нина Михайловна отставила шкатулку и придвинула тяжелый с переплетом из темного ситца альбом фотографий, переложенных пергаментом. На старинных картонках Константин Гаврилович выглядел сурово. А ведь он совсем не похож на мать, как это она раньше не замечала? Кто же... кто был его отцом? Кажется, киевский мещанин. Может, он на отца?.. Она торопливо перелистала несколько страниц, но фотографии отца не было. Странно, почему в семейном альбоме не сохранилось ни одной карточки костиного отца? Или этот? На обороте вынутой картонки еще можно было прочесть выцветшую надпись - Сорин. Она удивилась тому, как хорош был в молодости Петр Николаевич... Странно. А прожил жизнь холостяком. Отчего он не женился? Деньги... Наверное, все дело в деньгах? Да и чего уж теперь... Она аккуратно перевернула пергамент.
Вместо следующей фотографии на странице лежала закладка. Нина Михайловна развернула ее и поднесла к лицу - ваниль. Пряный с горчинкой запах напомнил, что было бы неплохо поесть перед дорогой - кто знает, что ждет впереди? - но пальцы уже осторожно разворачивали старый листочек. Не зря, не зря ей Маша не простила Костю. Она-то его понимала.
- И тебя я, наверное, погубила, Маша... Не будь меня, он был бы твоим, а может, и нет... - Нина Михайловна поднесла закладку к глазам:
Гулять в рассвет, наверное, приятно.
Гулять с тобой - приятнее вдвойне.
Куда отправимся теперь? А вероятно,
В лесок, подальше от всего.
Неожиданный смех вырвался изнутри и взорвался в притаившейся тишине. Она долго смеялась, а потом отчаянно закричала: "Что же ты не повел меня в лесок, Костя? Как же ты меня отпустил? Меня на привязи надо было держать!" Губы скривились в презрительной усмешке. "Я - чайка! Я - актриса!" Собственный крик оглушил. Кровь ударила в голову и болью отозвалась в висках. Сколько лет, а ведь живо все! "Мировая душа"... Она попробовала спрятаться за иронией: "Богема..."
- Господи! - Ирония оказалась слишком ненадежным барьером, и, чтобы не разрыдаться, Нина Михайловна стала судорожно перебирать вещи в других коробках. Но предательские слезы все равно скапливались в уголках глаз, и она всхлипывала и хлюпала носом. Что-то вынимала из коробок, тут же бросала, даже не рассмотрев, снова вытаскивала какое-то старье и так же оставляла его без внимания. Сейчас ее поведение напоминало действия человека, попавшего в западню и ищущего любое приспособление, которое поможет выбраться из закрытого помещения.
Конец тонкой почти истлевшей ниточки памяти разматывал клубок... Зачем? Зачем ей это теперь, у порога последней двери? Столько лет лежало прошлое, наглухо похороненное в глубине памяти, и вот, на тебе - перед дорогой в скончание, в зиму - оно безжалостно вылезает из всех щелей.
Нина Михайловна металась по флигелю, как раненая птица. Широкий рукав кофты зацепился за что-то белое, торчащее из сундука. Еще не успев понять, что это, она охнула - так перехватило дыхание: "Ах ты, бедная птица. Убил тебя Константин Гаврилович, просто так убил. Ты летала над озером, свободная была... Я - чайка! Да, я - чайка". - Взгляд упал на носовой платок, она поднесла его к глазам - это была Машина работа. Она любила гладью вышивать - платки, салфетки, скатерти, рубахи... В трудное время они помогали выживать. Батистовое и маркизетовое рукоделие хорошо обменивалось на муку, соль, сахар, - гегемон питал странную привязанность к приметам ненавистного и разрушенного им мира. А потом закончились шелковые нитки...
- Когда же это было? - Пальцы нежно погладили выцветший узор. - Кажется, аккурат перед войной... На коричневой старой фотографии взгляд подруги едва угадывался.
Странная она была. Маша. В революцию их спалили казаки... Только они с Машей и осталась.
Потом долго голодали...
Война была...
Скольких поубивало...
Сгинуло...
И неотступно преследовал страх, страх, страх...
Сажали, забирали...
А Маша только Костю вспоминала. Ни мужа, ни сына, ни родителей, только то чудное лето...
Нина Михайловна тяжело поднялась и подошла к окну. Быстрые сумерки почти накрыли озеро, но она угадывала его берега, заросшие осокой и всякой дрянью, отчего чистая вода давно уже превратилась в смердящее болото. Но тогда озеро было, как слеза, - рыбы много ловили, чайки летали.
- Я - чайка! - Она скорбно погладила старое чучело. - Где теперь? - Маша никого не вспоминала. А она? Сама-то часто о сыне думала? Маленьким умер, давно уж. Нина Михайловна потрясла кулаком над головой. - Пусть тебя черти там терзают, всю душу вытравил, смеялся надо мной, бросил с ребенком! Писателишко поганенький! Кто теперь вспомнит, что был такой литератор Тригорин. Ах, Борис Алексеевич, прекрасный беллетрист!
От звука молодого и едкого голоса своего она на миг удивилась и нетерпеливо зарылась в шкатулку. - Где же, где? Вот! Вот он! - Пальцы достали крошечную коробочку медальона. - Швырнул мне на прощание. - Нина Михайловна повернулась к книгам, - Сейчас найду, - и принялась яростно разбрасывать томики из ближней связки. - Она! Она! "Дни и ночи". - Глаза сильно сощурились, пытаясь разобрать выгравированную надпись на медальоне. -Страница 121, строки 11 и 12. "Если тебе когда-нибудьпонадобится мояжизнь, то приди и возьми ее". - И ведь взял, не побрезговал. А потом выбросил, как и этот мой подарок.
- Была чайка и - нет ее! - Она зло бросила книгу на пол. - Сюжет для небольшого рассказа. Нечего это хранить!
Медальон с глухим стуком упал к ногам, она откинула его носком ботинка, и тот послушно покатился к одежному шкафу.Замолить бы грехи тяжкие, помянуть правых и виноватых... Нечем и не с кем. Нина Михайловна медленно перекрестилась.
- Простите меня все, кто можете. - От неудобной позы на краешке стула затекли ноги, но встать она не смогла, казалось, примерзла к сидению. Позвоночник безвольно прогнулся под тяжестью воспоминаний:
России везло на зло.
На зло России везло.
Она не замечала, что губы повторяют давнюю присказку Миши. Та придумала ее в ту страшную кровавую ночь, когда они, как безумные, выбрасывали вещи из горящей усадьбы, а казаки гоготали, глядя на двух женщин, мечущихся на пожарище в ночных сорочках. Жаркое пламя так явственно заполыхало перед глазами, что она непроизвольно зажмурилась. Но огонь горел внутри, и спрятаться от него было нельзя. Безжалостная память, вырвавшись наружу, медленной пыткой снова перемалывала душу...
Большая комната еще помнила сначала свидания, поцелуи украдкой, а потом долгие вдовьи вечера за бутылкой вишневой наливки с бесконечными пасьянсами, которые любила раскладывать Маша. Нина Михайловна вздрогнула, словно что-то промелькнуло - неуловимое, но важное - и опять принялась пересматривать вещи в коробках. Тут же она видела... Только что. Вот здесь... Нет... Что же это она? Старая стала... "Чайка", - губы презрительно и беззвучно выплюнули давнее прозвание. Она с остервенением перевернула большую коробку и вытащила из кучи сверток довоенной газеты, перевязанный ленточкой.
Она! Это она! Зеленый коленкор тетрадки покрывали серые разводы плесени, разлинованные пожелтевшие страницы были заполнены аккуратным Машиным почерком с ятями:
Каждый прожитый миг
оставляет следы
на опушке моей головы.
И косые лучи
глаз злобливых людей
серебрят одинокий ручей.
Я хотела любить,
я мечтала отдать,
да забрать не нашлось никого.
Половина моя
вся осталась при мне,
но целей я не стала сама.
Для тебя я нашла
тайну искренних слов
и открыла планету тепла.
Но энергией той
и твоей немотой
я уже неутратно полна.
Не отдам ничего,
не приму никого,
и тебя мне не надо уже.
Взгляд не нужен мне твой,
дом не нужен мне свой,
я устала желать в ничего.
Жизнь моя в колесе
калачакры судьбы
завертелась, как белка, волчком...
- Калачакра, калачакра... Что такое? - Нина Михайловна потерла седые виски. Кажется, восточное... Наверное, какое-нибудь колесо времени. Что ей было до этой калачакры? Маша-Маша. Вертится и вертится! Колесу все равно. Это мы стареем, болеем, память теряем...
На самом верху кучи из разбросанных вещей примостилась старая табакерка. Машина табакерка. Она с ней никогда не расставалась. Нина Михайловна вспомнила один из последних разговоров, когда подруга слезно попросила ее положить в гроб коробочку, чтобы итам баловаться ядреным вонючим табачком. И Нина Михайловна пообещала, но когда пришла минута выполнять, она рассудила, что это слишком. Калачакра! Для хороших и для плохих все едино. Одни негодяи тягаются с другими такими же паршивцами, а миллионы кровью захлебываются. Она резко оторвалась от стула.
- Порядок. Предпосылки. Трансформации. Новое мышление. Демократия. Гуманизм с его ценностями... - Случайно, взмахнув рукой от возбуждения, она поднесла табакерку к лицу и громко чихнула от въевшегося в нее запаха. - Истинно! Когда они все нахлебаются этого дерьма и начнут жить по-человечески? - Шаль упала со стола, она подняла ее и стала запихивать в чемодан.
Все старо, как ложь. Просто переделывают мир. Снова переделывают мир. В который раз... Будущим пугают... Слава Богу, она ничего не увидит, у нее нет никакого будущего. Словно в подтверждение этих грустных выводов взгляд упал на альбом с открытой фотографией Кости, и она положила в чемодан и альбом. Да и прошлого уже тоже не будет... Корежили, ломали-ломали... Все сломали. А кто же строить будет? Вот и аркадинский флигель снесут, и никто не вспомнит, что в этой усадьбе жил когда-то приживал Костя Треплев, сын киевского мещанина и провинциальной актрисы. Любил. Мечтал стать великим писателем. Чайку подстрелил... Она печально вздохнула и смахнула старческую слезу.
- Всегда мы так строим: старые камни вынимаем и - на помойку; новое закладываем, учинив пепелище... А память?.. - Потемневшая амальгама зеркала отразила всклокоченные волосы. - Когда последние старики помрут, так и память с ними... У нас научились использовать людей, как пакеты для майонеза: содержимое выдавить, а упаковку выбросить за ненадобностью... - Нина Михайловна согрела зеркало дыханием и начала привычно протирать. - Их разрушили, и они разрушают. Все торопятся стрелять чаек! Я так долго живу, но только теперь постигаю смысл жизни. Вернее, начинаю постигать. Надо остановить это колесо зла. Фортуна должна иметь плюс. Иначе она останется без работы... - Голос задрожал от тихой горечи. - Только это никому не нужно... Нужно, нужно... Что же я хотела... Ох, годы-годы - канитель одна...
Неожиданно она встрепенулась - вспомнила, что забыла упаковать постельное белье. Старенький высокий шкаф, ободранный, но крепкий, давно уже закрывался на большой гвоздь. Нина Михайловна отогнула ржавую шляпку, и из нафталинового нутра водопадом вывалилось тряпье, которые долгие годы запихивалось на полки. Потому и гвоздь был прибит, что замки не выдерживали и трещали под напором накопленных годами вещей. Она всплеснула руками - вот тебе и вспомнила. Разве здесь есть что-то путное? Теперь все это ненужное изобилие придется трамбовать обратно. Конечно, ей не хотелось бы в богадельне спать на казенном белье, но не все ли равно теперь...
- Костя-Костя. - Она открыла медальон. - Кажется, я понимаю Машу. Для нее тогда остановилось время. Все уже случилось. Потом были долгие годы - страшные, тяжелые, опасные. Но в ее жизни уже ничего не происходило, она застыла, когда отгремел выстрел... Как она тогда сказала Тригорину: "Пришлите мне ваши книжки, непременно с автографом. Только не пишите "многоуважаемой" а просто так: "Марье, родства не помнящей, неизвестно для чего живущей на этом свете". Родства не помнящая... И я такая же. И в моей жизни... Разве в моей жизни что-то происходило? То же, в общем-то, ничего. - Она смотрела на лицо в медальоне, и слезы тихо катились по щекам. - Я ведь никого так и не полюбила. И не то, чтобы не было хороших мужчин. Были. Да только очень уж они напоминали купцов или образованных мужиков из вагона третьего класса на Елец. Все бы им сразу, без особых церемоний, напрямки. Грубые. Откровенные... - Прошлое ужасно, только без него еще страшнее. А нынешние? Оторопь берет! Прямо крестовые походы новых миссионеров. Только супротив самих себя. - Виноватая улыбка проскользнула по губам. - Все непонятное для них - варварство. Твоя мировая душа, Костенька, и сегодня... да нет, не новость. Если так и дальше пойдет, красные глаза дьявола и запах серы - ближайшее будущее. Помоги, Господи, не дожить до него!
Нина Михайловна хотела перекреститься, но ее отвлек загудевший далеко - где-то перед станцией - тепловоз. Обычно поезда молча сновали туда-сюда. Она подумала, что, наверное, машинист посигналил знакомым девчонкам на переезде. И почти не ошиблась. Девчонки, действительно, стояли, пережидая состав. Но причина была вовсе не в них. На рельсах стоял запоздалый бык. Он принял поезд за соперника и решил помериться силой. Ему бы пастуха держаться, а он глаза гневом залил и рога вперед выставил. Что оставалось машинисту? Такого только шугануть погромче, а там и плеть пастушья подоспеет.
Недовольный бык зыркнул злым глазом на девчонок - попались бы ему эти свиристелки в чистом поле! - и отодвинулся, освобождая рельсы. Поезд с ветерком загрохотал по переезду. Пастух щелкнул кнутом перед мордой: "Совсем ополоумел - с железкой тягаться?! Что, кровь кипит? Ты бы лучше с телками тешился. А то как дело до дела - так у тебя рога болят!" Бык хотел было промычать что-то в оправдание. Но куда попрешь против кнута, да и холодно уже. Пришлось ему понуро догонять стадо, слушая обидный смех молодых зеленых пацанок.
Шум вдали стих. Нина Михайловна медленно перекрестилась и потащила коробку в глубину комнаты, потом она стала поднимать валяющиеся бумаги и складывать их на столе. Мимоходом потрогала чайник, налила в чашку и жадно выпила отдающую ржавчиной воду. Холодная. Смешно. "Я - чайка!" - Она тряхнула головой, словно смахнула видение. Жизнь кончена, надо уже собираться. А она места не находит от этой малости - как отвековать остаток. Сколько себя помнила, все решала, как ей делать жизнь? А может, надо было просто жить и не задумываться над каждым шагом? Жить, как дышать! Или до мелочей точно просчитывать заранее. Все дело в выборе.
- Эх, ты, вековуха, увяла уже, а снова надо выбирать... Не все ли равно, где мышей топтать. - Она спустила чемодан со стула и попробовала его поднять. - Вот и кончено! Это все, - глаза обвели комнату, - надо оставить. Хлам истории. - Во рту стало горько, как от перца. Она взяла журнал с треплевской публикацией, сложила машин платочек в табакерку и, не удержавшись, расплакалась, перелистывая напоследок тетрадку. - И это оставить... как там у тебя, Маша...
Зачем-то думать
Нам долго привелось.
Моих волос густую шевелюру
Гонял веселый бесшабашный ветер.
А ты прошел и не заметил.
И почему об этом вспоминать?
Мы думали о будущем суровом...
- Не нужен ты мне был тогда, Костенька. Маша, вон, всю жизнь прожила с тобой в сердце. А я так и осталась без тебя. Молодая была, пылкая, недалекая. Чайка... Только ведь за это не убивают. А нас убили. - Чучело чайки в ответ бессмысленно пялилось своими мертвыми черными бусинками. - В общем-то, не птицу ты тогда на озере... Так получилось, что это было будущее. Тебе нужен был какой-то символический поступок... или это отчаяние?.. Но меня, вероятно, нельзя уже было остановить... Что это - звук, запах, блик? Но мы тянемся к запретному... Ведь я была девушка целомудренная, набожная... И любила тебя, Костя. Только страсть повела к другому. А театр - это так, мишура, игрушки запутавшихся людей. Отчего ты мне это не объяснил? Сам, наверняка, не понимал. У тебя-то была и любовь, и страсть, а еще трепетность и нежность. - Нина Михайловна, словно в забытьи, медленно раскачивалась из стороны в сторону. - Как же мне этого не доставало... Потом... Всю жизнь... Будущее подстрелили... - От презрения к самой себе ее даже передернуло. - Великая актриса Нина Заречная! Комедиантка!
В печали глаз моих
Ты растворяешься.
Спою тебе.
О чем? Да просто так.
Уже не хочется желать.
И разучилась я летать.
С тобой вдвоем мне не бывать.
Луны ослепшей не искать.
Твоя смешная мимикрия:
Бегущий взгляд усталых глаз.
Не выносили, не вносили,
Не охлаждали звезды нас.
Седою пеной не качало
В прибое утлые тела.
В моей любви твое начало
Я обнаружить не смогла.
Рифмую губы, руки, плечи.
Хочу с тобою я забыть
О том, что заняты мы вечно
Не теми, Господи, которых хочется любить.
Хочу тебя жалеть и мучать.
И, разрываясь пополам,
Надежду облекать в горючий
Дождь слез и радости обман.
Отдать все то, что я имею,
И не расчитывать ответ.
Я, впрочем, кажется, старею
И вру безбожно на весь свет.
В печали глаз моих
Ты растворяешься.
Пою себе.
О чем? Да просто так.
Маша просто так писала Косте эти письма-стихи до конца дней своих. Аккуратно, мелкими буковками. Церемонные такие строчки, ровненькие. Она так и не выучилась новому алфавиту... Плечи снова затряслись от плача и жалости. Они прожили с подругой долгую жизнь. А что еще оставалось? Одни в целом свете. Вместе не так страшно. Знакомое лицо. Память. Горькая, но память. Своя. И все эти годины с ними был Костя.
- Ты был замечательно талантлив. - Нина Михайловна не видела, что улыбается той своей завораживающей шальной улыбкой, от которой у Треплева кружилась голова. - Надо было только немного подождать, переболеть любовью, написать об этом. Только ты не захотел выздоравливать. Убил себя, не успев никем стать. И я так никем и не стала, хотя пережила тебя намного. К чему мне эти годы? - Она порывисто прижала к груди чучело чайки. - Такая же мертвая, с опилками внутри. Кажется, ты был прав, - ничто не стоит любви.
В потемневшем доме о чем-то тихонько перестукивались старые перекрытия. А может, это были вездесущие жуки-короеды. Недолго, недолго уже осталось. Притаившееся ожидание замерло перед близким прощанием. Нина Михайловна с нежностью погладила ладонью по шершавой побелке - этим стенам уже не стоять. Придут сильные, молодые и сожгут все хламье с веселым треском. Выроют котлован поглубже и, чтобы окончательно стереть их из памяти, зальют водой. Спустя годы в этом новом озере заведутся толстые ленивые карпы, потом рядом построят усадьбу. А еще через триста лет талантливый мальчик Костя подстрелит тут белую чайку. Но девочка Нина...
- Нет, в этот раз девочка Нина станет прекрасной актрисой, - из груди вырвался невольный всхлип, - а мальчик Костя напишет замечательные книги... Вот только Маши не будет...
Губ моих ты целовать не стал.
Слез моих не видел, не пугался.
Поездом уехал и отстал.
И потом уже не возвращался.
Я переберу свою суму,
Где я прячу камни, деньги, письма.
И твои конверты отберу.
И опять начну их перелистывать.
Вспоминать, что было, что прошло.
Сердце рвать в тоске нечеловеческой.
Ты ушел давно. И тяжело
Без остатка вынуть эти встречи мне.
- В этой новой истории Маша будет костиной мамой. И никаких Аркадиных, Тригориных, Дорнов! Только озеро и живые чайки! Жизнь будет легкая и красивая. - Нина Михайловна решительно вытерла слезы и улыбнулась. - Я ничего не возьму с собой. Молодые, они, как всегда, правы, - в будущее, как и в прошлое, надо уходить налегке. Господи! Какая безбрежность! Разве нужен кто-то, когда рядом мерцание воды, таинственность темной ночи, подмостки старого театра и бесприютность луны!
За окном тревожно прокричала какая-то птица. Нина Михайловна выглянула в окно, но увидела только серое небо и старый вяз перед домом. Дождь все плакал и плакал, но, как ни старался, даже ему было не под силу отмыть холодной водой заляпанное страхом месиво прошлого.
Она вспомнила, как после войны на Волге рыбаки взяли ее с собой на ночной лов. Они плыли на остров. Лодка поскрипывала уключинами. Весла легко входили в воду. Мужчины молчали. Зачем было говорить, когда вокруг тишина и простор. Полное глухое одиночество.
Все одиноки.
Все до единого.
Одна луна.
Одно небо.
Одна река.
Один остров.
Одна тишина.
Одна жизнь.
Одна любовь.
Тогда Нина Михайловна любила, или ей казалось, что любит. Она воспринимала себя, как "мы". "Мы объединим эти одиночества", - так она думала тогда. - "Мы объединим их в одно бесконечное вселенское одиночество. Мы превратимся в единое целое. И тогда перестанут существовать луна, небо, земля, река, остров, тишина, я... Будет безразмерное разбегающееся пространство. Одновременно вне времени и внутри него. Не будет больше суеты, мелких постыдных желаний, пакостных поступков, обид! Мир - это я! Я - это мир! Нам не надо лукавить! Мы растворяемся друг в друге!.."
На обратной дороге, когда малиновая заря разогнала туман и разбудила крикливых чаек, рыбаки смачно ругались и согревались сивушным пойлом. Была ужасная несправедливость в том, как легко и походя они разрушили целую вселенную безмерного одиночества. А после глотка обжигающей смеси, которую заставили выпить почти насильно, она не только согрелась, но и потеряла ощущение, что "мир - это я". Не говоря уже о том, что я - это мир...
- Где же я это слышала? - Нина Михайловна нахмурилась, попытавшись вспомнить. Но память, такая услужливая сегодня, ни о чем даже не намекнула. Однако, уже надо было откланиваться, - время стремительно приближалось к поезду. - Прощай, дом. Прощайте, старые добрые тени. Я - не чайка. - Она виновато сложила руки на груди. - Я - не актриса. Извините, я сыграла не в своей пьесе. Костя! - Внезапный надрывный крик сотряс сухонькое тело - Ты застрелился тогда из-за меня! В тот стылый вечер ты убил себя из-за меня! Она бессильно опустилась на стул и, не сдерживаясь, разрыдалась. Плакала целую вечность - взахлеб, надрывно и мучительно. Когда слез не осталось, долго смотрела на чучело чайки ничего не видящими глазами. - Если тебя это успокоит, Костя, я тоже не жила. Убитые чайки не живут. Мы квиты. Я последняя, кто помнит эту историю. Спите все с миром. Простите меня. Я вас простила... Наконец, и за мной зима пришла. - Нина Михайловна собрала в коробку остатки бумаг, туда же положила чучело чайки, поднос с посудой, машину тетрадку со стихами... - Ох, совсем старая стала, чуть было не наступила. - Она сняла со стены небольшую иконку, прижала ее к груди. - Прости меня, Матерь Божья, Святая страдалица Мария!
Хочу я пережить с тобой
И дождь, и ураган.
Прошли года, не стало голоса.
И мы закончили тот наш роман.
Была любовь, плыла заря,
Твои глаза сияли влажным блеском.
А я стояла у окна
И горевала, - что мы сделали.
И мы пошли в зарю, и в дождь,
Не замечая грязи и ненастья.
Мое закланье и твои желанья
Остались там под утро высыхать.
И солнца луч на все смотрел из поднебесья...
Так с иконкой в руке Нина Михайловна низко поклонилась на четыре стороны старому дому и, не оглядываясь, тихо притворила за собой дверь...
.
2. Невечная весна
Нифонт Иосифович улыбнулся одними губами и не стал открывать глаза. Да и зачем? Вагон неспешно постукивал старыми колесами, дух от изношенного одеяла перестал досаждать, а поддерживать беседу со случайными попутчиками совсем не хотелось. Он любил поезда, когда впереди не один час пути, когда можно говорить вдохновенно - обстановка располагает к долгим и откровенным разговорам. В пути случайному соседу по купе можно рассказать не только собственную жизнь, но и самые затаенные мысли поведать. Поделиться тем, что под страхом пытки самому близкому и то бы не проболтался. Самолет что? Туда-сюда в суете, не успел присесть, как уже время подоспело выгружаться. Ни тебе поговорить, ни выспаться, ни отдохнуть: сел со своими проблемами, с ними же на другом конце страны и вышел. Нет ощущения пространства, которое позволяет оставлять заботы дома.
А в поезде все основательно, неспешно, хорошо. Но только хорошо в хорошем поезде - с чистыми спальными вагонами, уютными ресторанами, вежливыми и предупредительными проводниками. Так вот. Однако все это осталось в той - другой - жизни. А в этой... Он невольно тяжело вздохнул. И вздох получился томительный, похожий на всхлип.
- Мучается мужик.
- А кто теперь не мучается... - Женщина неопределенного возраста, похожая на бомжиху, медленно перекрестилась и принялась очищать сваренное вкрутую яйцо. - Будешь, милок, или кишкам своим прямым не доверяешь?
- Можно попробовать. - Пожилой мужчина в большом не по размеру пальто не хотел показывать, что на самом деле кишки у него давно застоялись от отсутствия работы, даром что прямые, и потому нарочито медленно освобождал сизый белок от плотной пленки. Рядом сидящий усохщий старичок тоже развернул на столике сверток. В затхлом воздухе купе резко запахло дешевой кровяной колбасой. Нифонт Иосифович почувствовал, что тоже хочет есть, но решил переждать трапезу случайных попутчиков.
Кажется, с каждой следующей каплей дождя приближался вечер - так быстро опускались сумерки на облезлую спину поезда. За тонкой перегородкой, отделяющей в плацкартном вагоне одно купе от другого, спорили два замшелых охотника. Спорили они давно и, похоже было, что спор их длился еще со времен взаимной молодости. Ни в одном вопросе за всю дорогу они так не сошлись общим мнением: ни вид оружия, ни патроны, ни амуниция, ни бабы, ничто, кажется, не способно было привести их в согласию. Мужики брызгали слюной, чуть не хватали друг друга за грудки. Поначалу пассажиры пытались их урезонить, но, когда стало понятно, что у горе-охотников такая беседа своеобразный вид спорта - соревнование на силу глотки, отступили и переползли в другие купе. Тем более, что у мужиков на двоих был один пес неизвестной породы, который хоть и выглядел тощим и старым, однако был огромным со злыми голодными глазами. Любопытства к посторонним он не проявлял, но кто его - зверя - знает, что у него на уме. Будешь держаться подальше - останешься целей. Пес время от времени поднимал голову шумно водил носом - чуял, видно, еду - и устало снова опускал ее на стертые лапы.
- Вона, смотри, чего пишут, - бородатый охотник выковырял из щели клочок газетной статьи, - "с эрогенными зонами надо быть поаккуратнее, сначала лучше изучить и посоветоваться со специалистами". Это что же за штуковины такие - эрогенные зоны?
- Дай-ка сюда, - напарник протянул к клочку газеты заскорузлую руку, - а кто его знает, кто они такие эти эрогенные зоны, может... А, во! Энто же черные дыры!
- Кто такие?
- Они в космосе все в себя втягивают.
- И нас?
- И нас давно пора, а то зажились, загадили все.
- Не знаю, как там, в космосе, а тут вы определенно загадили. - Проводник подходил к мужикам уже в третий раз. - Платите за собаку. Мало что центнер весит, так еще и без намордника, всех пассажиров распугали!
- А я за суку платить не намерен, - набычился исследователь космоса. - За кобеля - пожалуйста, а за суку - нет таких правил платить.