Аннотация: Герменевтика. Часть I: Что понимать под термином "герменевтика"?.Часть II: Место герменевтического метода в моей дипломной работе.
Введение
Долой грань! Будь над гранью.
Бруно Бауэр (1809-1882) является выдающейся исторической фигурой в немецкой классической философии [1], представляющей исключительный интерес для истории атеизма. Место Бауэра не в переулках богоизбранного народа и не в абстрактных высях спасения души, этого эрзаца иудаизма - христианство, а в борьбе с любым проявлением фанатизма. Путь Бауэра лежит от еврейской и христианской догматики, которая разрушила оковы "разума пленительно счастья" гедонизма, себялюбия и любия меня кого-то там Выше, к эмансипации торжества предельно должного действительного, стремящегося через рационализм и деизм обосновать материализм, сохранив при этом собственный атеизм.
В дипломной работе я воспользовался многовековым опытом герменевтической науке. От халдеев (Аврама) до современности.
Герменевтика ставит своей целью построение новой Вавилонской башни [2]. С целью создания культа для всеобщего взаимопонимания путём сокращения противоречий и непониманий между людьми, универсализации и кодификации обществ для минимизации трат жизненных сил людей, и, сохранения природы от варварского уничтожения человеком.
Занятие герменевтикой это занятие полевой и кабинетной работой.
Полевая работа это сбор информации на месте, конкретном участке и в определенное время. Место, например, это страна, область, регион. Конкретный участок, например, это определение определенного: "это здание", "эта нация", "эта семья" и его установление в материуме. Во времени, например, формирование в эпоху определенной общественно-экономической формации о-эко(первобытно - общинный, феодальный, капиталистический, социалистический строй). Эпоха это четкость, рамки, границы, которая отмежевались от растяжимого и превратились в предметное.
Кабинетная работа: изучения итогов полевой работы, накопленного материала, систематизация исследований, обобщение путём синтеза и анализа результатов наблюдения.
Метод исследования, который я применил в своей дипломной работе, был историко-хронологический и историко-философский анализ, сравнительный анализ и психологический анализ.
Историко-хронологический и историко-философский анализ были текстологическими, лингвистическими, герменевтическими и тем самым способствовали достижению истины выяснения хронологии и фактичности термина немецкой классической философии: Бауэр, Маркс, Энгельс, их (взаимо)отношения и "бауэровское пестунство" Маркса, Энгельса, борьба с миражами минувших дней.
Сравнительный анализ позволил определить общее и особенное в структуре и содержании бауэровских текстов. Благодаря углубленному пониманию были выявлены основные типы идей и стремления философа, являющихся важным звеном для истории материализма и атеизма.
Психологический анализ использовался для выявления психологических механизмов и формирования опыта переживания Б. Бауэра, его взаимодействия с собственной действительностью. С помощью психологического метода была исследована фигура, личность мыслителя и роль архетипического содержания немецкого общества (общественного бытия) в период объединения Германии. Речь о войне Шестой коалиции против Франции (1812 - 1814 гг.), деоккупации Священной Римской империи от французского императора Н. Бонапарте, и, в конечном итоге, провозглашение и создание немецким канцлером О. Бисмарком II Рейха в 1871 году.
Часть I: Что понимать под термином "герменевтика"?
Чтобы научиться герменевтике, сначала научись языку твоего исследовательского поля. После задумайся как верней передать все палитры, краски, цвета иного языка на лад своего языка.
Я, как и любое другое существо, начал постигать мир эмпирический, с помощью доступных органов чувств. Эти пять органов чувств (слух, осязание, зрение, обоняние, вкус) порой обманывали меня. Нужен был выход из сложившейся ситуации, поэтому обратился к разуму.
Заметил, что разум иногда подводил меня, как и органы чувств. Осознание, как решить проблему чувственности, так и решить проблему восприятия, был подход с помощью критики критик (осмысления) к себе и к окружающим феноменам (устоявшимся и проходящим явлениям). Помня, что моя рефлексия, взгляд на действительный мир, может оказаться однобоким, прямолинейным и не всеохватывающим, описываю частное в целом. Фрагменты, части, куски бытия примыкают друг к другу, порождают фактичность бытия индивида и бытия человеческого общества.
Герменевтика - наука (примыкающая к языкознанию, к филологии - "изучение языка"), занимающаяся разъяснением, объяснением и пояснением языка языком. Кодирование путём декодировки. Каждый человеческий язык кодирован (зашифрован). Кодирование в языке означает: собственные определения, собственные символы и собственную семиотику ("зерна" являющими нашими признаками и знаками). Декодировка родным, материнским языком иного языка, помогает раскрыть мировое бытие.
1. Обратиться к другому языку.
2. Раскрыть смыслы чужого языка (его силлогизмы и его категорий).
3. Перенять заимствованное из иностранного языка для родного языка.
В герменевтике присутствует научный метод, что и определяет её как науку. Научный метод:
"Первое - никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
Второе - делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Третье - располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.
И последнее - делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено" [3].
Часть II: Место герменевтического метода в моей дипломной работе
Связывать, чтобы разъединить. Разъединить, чтобы связать.
Герменевтический метод: ничто не истинно, "нет" поспешности, "нет" предубеждениям, материальная вещественность, типологизация "от простого к сложному" и, наоборот, "от сложного к простому", логичность в суждениях, структурность в суждениях, детальный обзор terre incognito [4] в языке, в письме, и, помнить, что нет конечного в совершенстве.
Мужская герменевтика и женская герменевтика.
Женский ум более критичен, чем мужской ум. Эмоций, как инстинкты, породили разум. Первый человек Лилит выступила против бога [5]. Благодаря чему появился на свет второй человек Адам. Адам из-за чувства одиночества (отсюда и есть что человек это социальное существо, зун политикон [6], политическое животное, как и было в имени Адама сказано: "человек") попросил о создании себе друга, и вот появляется третий человек Ева (женщина может сосуществовать отдельно от социума, более умственно независимо, чем мужчина). Третий человек Ева выступила против бога. Благодаря чему появились четвертый и пятый человек Каин и Авель. Каин убил Авеля и съел его, благодаря чему на свет появился шестой человек, сын Адама и Евы, - Сиф. Каин вступил в отношения с Лилит, а Сиф с Евой, благодаря чему и появилось человечество [7].
Женская герменевтика строится на инстинктах: желаниях и страстях. Мужская герменевтика зиждется на разуме: страхе и робости.
Мой мужской разум велит мне подумать, подумать и не сделать. Но если делать, то качественно.
Когда я ознакомился с учением марксизма, меня заинтересовали вопросы: "Почему? Зачем? Для чего Маркс и Энгельс создали свою теорию и после подтвердили практикой [8]? Что они читали? Как они жили? Кто их учителя?". Так я узнал о профессоре Бруно Бауэре, оказавшем сильное влияние на формирование мировоззрения Карла Маркса и Фридриха Энгельса. По существу Бруно Бауэр являлся научным руководителем Маркса и Энгельса. Выяснил, что в отечественном научном сегменте о Бруно Бауэре практически нет информации! Об ученом, с которым вступали в полемику Маркс и Энгельс в своей работе "Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании" (1845), отсутствует формализованная база в Украине. Бауэр заинтересовал меня своей малоизученностью.
В Западных странах [9] Бруно Бауэр известный и выдающийся мыслитель. Английские, немецкие, французские, испанские и итальянские научные журналы и энциклопедии превозносят Бауэра [10], считая, что именно он "создал" (сделал) Маркса и Энгельса коммунистами.
При написании дипломной работы о Бруно Бауэре для меня источниками служили материалы на немецких и на английских языках.
Алгоритм моей работы был следующим:
1) Перевести.
2) Осмыслить переведенное.
3) Вникнуть и осознать.
4) Передать осмысленное другим.
Мой метод был холистическим (природным, историческим и психологическим). Я исследовал Бруно Бауэра как "незаслуженно забытого ученого", о котором требуется разборчиво и вдумчиво поведать научному сообществу. Исходя из сил и средств, отведенного времени, обобщил в дипломную работу.
Название моей дипломной работы: "Бруно Бауэр и немецкая классическая философия: от правого к левому гегельянству".
**********
Список литературы
1.Ф. Энгельс (1820-1895) в своем труде 'Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии' (1886). Электронный ресурс: https://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Feuerbach/lfeuerbach.html.
Энгельс провозгласил, что именно на Л. Фейербахе (1804-1872) заканчивается немецкая классическая философия: 'Насчёт нашего отношения к Гегелю мы по отдельным поводам высказывались, но нигде не сделали этого со всей полнотой. Что касается Фейербаха, который всё же в известном отношении является посредствующим звеном между философией Гегеля и нашей теорией, то к нему мы совсем не возвращались' (с. 1). С изданием Фейербаха 'Сущности христианство' (1841) (с. 10) К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс продолжали традицию немецкой классической философии: 'Воодушевление было всеобщим: все мы стали сразу фейербахианцами' (c. 11).
Маркс и Энгельс ответили на книгу Фейербаха 'Сущность христианство' своим трудом: 'Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании' (1845) (c. 11-29).
'Штраус, Бауэр, Штирнер, Фейербах были отпрысками гегелевской философии, поскольку они не покидали философской почвы. После своей 'Жизни Иисуса' и 'Догматики' Штраус занимался только философской и историко-церковной беллетристикой à la Ренан. Бауэр сделал нечто значительное лишь в области истории возникновения христианства. Штирнер остался простым курьёзом даже после того, как Бакунин перемешал его с Прудоном и окрестил эту смесь 'анархизмом'. Один Фейербах был выдающимся философом. Но он не только не сумел перешагнуть за пределы философии, выдававшей себя за некую науку наук, парящую над всеми отдельными науками и связывающую их воедино, - эта философия оставалась в его глазах неприкосновенной святыней, - но даже как философ он остановился на полдороге, был материалист внизу, идеалист вверху. Он не одолел Гегеля оружием критики, а просто отбросил его в сторону как нечто негодное к употреблению; в то же время он сам не был в состоянии противопоставить энциклопедическому богатству гегелевской системы ничего положительного, кроме напыщенной религии любви и тощей, бессильной морали.
Но при разложении гегелевской школы образовалось ещё иное направление, единственное, которое действительно принесло плоды. Это направление главным образом связано с именем Маркса' (с. 30).
Энгельс переосмыслил марксизм, свою жизнь и сумел оторвать марксизм от немецкой классической философии только в 1886 году. 1886 год это год окончания немецкой классической философии? Утверждение спорное, что 1886 г. - 'смерть немецкой классической философии', ибо: 'Длительное время эта работа Энгельса служила одним из главных источников для изучения истории возникновения марксистской философии. Впервые издана отдельной брошюрой в 1888 г. (Штутгарт). В 1892 г. опубликован русский перевод, сделанный Г.В.Плехановым (Женева)' - электронный ресурс: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH8a572a99622378075c348a.
2. Упоминания о Вавилонской башне в Библии, в книге Бытия 11:1-9.
3. Рене Декарт. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. (1637). Четыре правила метода. Электронный ресурс: https://iphlib.ru/library/collection/antology/document/HASH5c76f4968a8ea9f20ccd17
4. Неизведанной земли.
5. Schwartz, Howard (2006). Tree of Souls: The Mythology of Judaism. Oxford University Press. p. 218.
6. Аристотель. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 4. М.: Мысль, 1983. '...<> человек по природе своей есть существо политическое '...<>. Электронный ресурс: http://www.philosophy.ru/upload/iblock/ed0/ed09ecf66041241eed4a713bae481945.pdf.
7. Книга Бытия 1:1 - 3:24.
8. О 'практике' http://www.bbc.co.uk/legacies/work/england/manchester/article_1.shtml.
9. См. что такое 'Западные страны' у английского политика, перипатетика У. Черчилля 'Фултонская речь в Вестминстерском колледже' 1946 г. Электронный ресурс: https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/archives/fultonskaya-rech-uinstona-cherchillya-1946-goda.html.