Аннотация: Теория сексуальности Мишеля Фуко - Повлиявшие на Фуко - Воззрения Фуко на сексуальность
Мишель Фуко (Paul-Michel Foucault, 1926-1984) - французский идеалист, литературный критик, писатель и политический активист. Родился в зажиточной и консервативной семье. При рождении был наречен Павлом, но мать перекрестило его в Мишеля. Фуко закончил иезуитский колледж в Сант-Станисва (1939-1945), где во время учебы увлекся философией.
Мишель Фуко обучался в парижском университете Высшей нормальной школе (1946-1951). В 1948 году пытался покончить жизнь самоубийством вскрыв вены. В этом же году меняет свою ориентацию, становясь открытым геем (в 22 года) (1).
Умер от спида на 57 году жизни.
На Мишеля Фуко оказали влияние: Георг Гегель, Жан Ипполит, Карл Маркс, Иммануил Кант, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер, Гастон Башляр, Зигмунд Фрейд, Фридрих Ницше, Иван Павлов, Федор Достоевский, Жан Пиаже, Карл Ясперс и Луи Альтюссер.
Мишель Фуко изложил свою теорию сексуальности в труде "Надзирать и наказывать" (1975 года) и в четырехтомнике "История сексуальности" (I том - 1976 года, II том - 1984 года, III тома - 1984 года и IV том - 2018 года).
Фуко утверждал, что динамика знаний и власти в отношениях оказала большое влияние на сексуальность. Он пришел к выводу, что власть - это не то, что подавляет сексуальность, а что именно власть, в конечном итоге, создала конструкцию сексуальности. Французский мыслитель считал, что сексуальность, разделенная на два пола, является фактом проявление дренированного механизма людоедского инстинкта.
Мишель Фуко был уверен, что отношения между властью и сексуальностью искажаются, когда сексуальность рассматривается как неуправляемая природная сила, которой власть просто противостоит, подавляет или ограничивает. Вся государственная власть является подавлением либидозной энергии человека. Феномен сексуальности следует понимать как построенный посредством осуществления властных отношений.
Репрессивная гипотеза - это распространенная теория, анализирующая развития наших нынешних представлений о сексуальности. Данная гипотеза предполагает, что в конце средних веков и в эпоху Возрождения, преобладало свободное и легкое отношение к сексуальности. Затем, в XVII веке, буржуазия подавила сексуальность. Репрессивная гипотеза утверждает, что нарождающаяся буржуазия была озабочена экономической продуктивностью и стремилась направить все трудовые силы в нужное русло, чтобы избежать траты энергии на сексуальные занятия. Поэтому, секс вне репродуктивных целей, всеми силами подавлялся. Следовательно, эта теория утверждает, что если мы хотим освободиться, нужно стать свободными и открытыми в отношении нашей сексуальности (2).
Фуко не отрицал, что с подъемом буржуазии действительно предпринимались попытки контролировать сексуальность и то, как люди говорили о сексуальности, но он также указывал, что с семнадцатого века дискурс о сексуальности резко усилился и начал меняться. Вместо того, чтобы быть вульгарным или сосредоточенным на удовольствии гедонистом, вопрос о сексуальности превратился в новый дискурс, сосредоточенный на науке. Это понимание побудило Мишеля Фуко потратить время на изучение знаний и власти. Фуко утверждал, что существует неоспоримая динамика власти, связанная со знаниями. В связи с этим люди, влияющие на знания, обладают огромной властью. Динамика власти для Фуко не является "юридически-дискурсивной", как предполагала репрессивная гипотеза. Власть присутствует всегда в негативной форме, что кто-то во власти ограничивает поведение законами. Фуко был уверен, что это первобытный бессознательный акт, с психоаналитической точки зрения подход, заявляющий, что у нас есть любые желания только тогда, когда мы ограничены от объекта, которого мы жаждем, вожделеем. Психоаналитический метод рассматривает власть только как "юридически-дискурсивную", или как силу подавления, французский же философ предположил, что власть в форме подавления и подчинения - это только часть истории, выразимая. Мишель Фуко, продолжая ницшеановскую традицию, увидел, что власть существует во всех отношениях. Фуко подчеркивал, что даже вытесненное осуществляет власть, и эта власть формирует понятия, а понятия исходят из мифов (например, патриархальности семьи). Важно отметить, Фуко считал что власть не всегда проявляется в негативном, репрессивном ключе, как того требует юридически-дискурсивная точка зрения. Власть, на самом деле, часто созидательна, нужная, воспитывающая, пусть и осуществляет строгую сублимацию.
Мишель Фуко утверждал, что динамика знаний и власти в отношениях оказала большое влияние на сексуальность (3).
Мишель Фуко открыл, что сексуальность является псевдо- конструктом. Фуко стремился возродить античное (греческое) восприятие на сексуальность. Он был уверен, что занятия однополой любовью между мужчинами и женщинами способствует формированию устойчивого психологического барьера. Фуко доказывал, что требуется оставлять потомство, репродуктировать человеческое существо, как необходимость (4). В остальном Мишель Фуко был близок к своему соотечественнику, автору теории либертинажу, Донасье Десаду (1740-1814) (5).