Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Judenfrage последствия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Труд Бруно Бауэра "Judenfrage" (1843) и его последствия для Германии и Израиля. Это часть работы из серии "Бауэрида".


   Еврейский вопрос актуализировался в Европе, сначала в Великобритании (в 1750 году) и назывался "jewish question", после, в 1789 году, в республиканской Франции - "la question juive", затем на территории раздробленной Германии (после 40-х годов XIX столетия), откуда перенеся в Российскую империю (после середины 50-х годов).
   Теоретическим "вестником" еврейских погромов в Германии явился труд Бруно Бауэра "Еврейский вопрос" (1843), благодаря которому была поднята проблема "Judenfrage". Появилось множество трактатов, памфлетов, газетных статей и книг на эту тему.
   Бауэр поднял вопрос: "как иудеи могут ужиться из-за своей религии с другими?" (1).
   Непосредственными идеологами национализма, на которых повлиял бауэровский труд, были, например, немецкий журналист Фридрих Вильгельм Адольф Марр (Friedrich Wilhelm Adolph Marr, 16.11.1819 - 17.07.1904), немецкий публицист и политик Эмиль Теодор Фритч (Emil Theodor Fritsch, 28.10.1852 - 08.08.1933), немецкий философ и профессор Карл Евгений Дюринг (Eugen Karl Dühring, 12.01. 1833 - 21.09.1921, против него напишет Ф. Энгельс "Анти-Дюринг" в 1878), англо-немецкий писатель, социолог и философ Хьюстон Стюарт Чемберлен (Houston Stewart Chamberlain, 09.09.1855 - 09.01.1927), немецкий историк-востоковед Пауль Антон де Лагард (Paul Anton de Lagarde; 02.11.1827-22.12.1891), французский публицист Эдуард Адольф Дрюмон (Édouard Drumont, 03.05. 1844 - 03. 02.1917) и многие другие.
   Именно благодаря труду Бауэра в Европе стали формироваться еврейские союзы и зарождаться сионизм. Основатель всемирного сионистского союза Теодор Герцль (Herzl Tivadar, 02.05.1860 - 03.07.1904) ответил антисемитскому обществу своим "Еврейским государством" (Der Judenstaat. Versuch einer modernen Lösung der Judenfrage, 1896), где решил противоречия, указанные Бауэром в "Еврейском вопросе". Герцль заявил, что христиане и иудеи не могут сосуществовать вместе, следовательно, иудеям требуется своё собственное государство. Герцль признал правоту Бауэра, что иудеи не могут жить вместе с христианами, как и с любым другими верованиями, ибо это вредит еврейской расе (2).
   Герцль построил свою теорию "боксерского сионизма" на почве воззрений немецкого теологического евангелиста Карла Фридриха Германа (Carl Friedrich Heman, 30.08.1839 - 03.04. 1919), который в 1882 году выпустил книгу, где заявил: "<...> что еврейский вопрос должен решаться самими евреями" (3). Ответ Германа это ответ Бауэру, который заявлял, что евреи не в состоянии решить свой собственный вопрос.
   Произведение Бруно Бауэра "Еврейский вопрос" прозвучало как гром среди ясного неба, из-за которого был созван первый Сионисткой конгресс в Базеле 1897 году. На этом конгрессе Герцлем были выдвинуты следующие цели:
  
   1. Сохранение и соблюдение верного Священного Писания.
   2. Пробуждение еврейского народа от пут иных рас и путь к окончательному решению еврейского вопроса через освобождения от этого вопроса.
   3. Возрождение своего государство и появление своего еврейского национализма, чтобы ударить в ответ другим, не еврейским национализмам (4).
  
   Владимир Ленин критиковал Бруно Бауэра в надежде обьединить всех вместе, независимо от расы и религии. Против такого ленинского положения выступили сиониты-бундовцы (5).
   Бауэр отбросил "Judenmission" (миссия к евреям, греческим евреям), которая предусматривала признание иудеями Иисуса Христа, и пошёл даже дальше, как теолог, придя к мнению, что Христос это больная выдумка апостола Павла (Саула), который возглавил одну из еврейских сект (скорей всего одну из ессеивских сект). Сам Саул был ортодоксальным фарисеем, который до "изобретения" Христа в 34-35 годах нашей эры, боролся против садукеев, бездушных материалистов.
   По Бруно Бауэру "павлицианская" миссия к евреям заключается в следующем:
  
  
 []

  
Схема создания исторической фигуры Христа

  
   1.У Матфея: "(7:21) Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. <...> (10:5) Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; (10:6) а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; (10:7) ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное, <...> (28:18) И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. (28:19) Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, (28:20) уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь".
   2.У Марка: "И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая" (14: 24).
   3.В "Деяниях": "(2:22) Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, (2:23) Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; (2:24) но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его" (6).
  
   Бруно Бауэр за выселение иудеев из Германии и подавление "особых" прав крещеных евреев в самой Германии. Герцль, с одной стороны, выступает против всех наций, с другой стороны, за торжество иудеев во всем мире. Ибо в иудаизме от язычников, не иудеев, никогда не будет спасения. Ленин выступал за создание полного атеистического государство, чтобы произвести отчуждения от любой религии (Маркс был похоронен по иудейским обрядам, Энгельс отпет (7)).

Источники:


  
   1. Русский писатель Ф.М. Достоевский так же подымал на повестку дня еврейский вопрос и цель русского племени арийцев: "Всемирность, всепонятностъ и неисследимая глубина мировых типов человека арийского племени, данных Шекспиром на веки веков, не подвергается мною ни малейшему сомнению.
   <...>
   Ведь мы разом устремились тогда к самому жизненному воссоединению, к единению всечеловеческому! Мы не враждебно (как, казалось, должно бы было случиться), а дружественно, с полною любовию приняли в душу нашу гении чужих наций, всех вместе, не делая преимущественных племенных различий, умея инстинктом, почти с самого первого шагу различать, снимать противоречия, извинять и примирять различия, и тем уже выказали готовность и наклонность нашу, нам самим только что объявившуюся и сказавшуюся, ко всеобщему общечеловеческому воссоединению со всеми племенами великого арийского рода. Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, все-человеком, если хотите. О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей. Если захотите вникнуть в нашу историю после Петровской реформы, вы найдете уже следы и указания этой мысли, этого мечтания моего, если хотите, в характере общения нашего с европейскими племенами, даже в государственной политике нашей. Ибо, что делала Россия во все эти два века в своей политике, как не служила Европе, может быть, гораздо более, чем себе самой? Не думаю, чтоб от неумения лишь наших политиков это происходило. О, народы Европы и не знают, как они нам дороги! И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и воссоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону! Знаю, слишком знаю, что слова мои могут показаться восторженными, преувеличенными и фантастическими. Пусть, но я не раскаиваюсь, что их высказал. Этому надлежало быть высказанным, но особенно теперь, в минуту торжества нашего, в минуту чествования нашего великого гения, эту именно идею в художественной силе своей воплощавшего".
   "Что есть Россия?", тема "Еврейский вопрос" из журнала "Дневника писателя" 1877 года. URL: http://flibusta.is/b/378695/read#t10.
  
   2. Пример: "Der Kampf um die jetzige Form der Eheschliessung hat aber die Gegensätze zwischen Christen und Juden in Ungarn vielfach verschärft und dadurch der Racenvermischung mehr geschadet als genützt. Wer den Untergang der Juden durch Vermischung wirklich wünscht, kann dafür nur eine Möglichkeit sehen". С. 12. URL: https://de.wikisource.org/wiki/Der_Judenstaat.
  
   3. " Wenn nun wirklich, der innerste Grund und das tiefste Wesen der ganzen Judenfrage religiöser Natur ist, so geht daraus hervor, daß gründlich , endgültig und befriedigend die Judenfrage von den Juden selbst gelöst werden muß.". Carl Friedrich Heman: Die religiöse Weltstellung des jüdischen Volkes. Hinrichs, Leipzig 1888. Zitiert in: Verein der Freunde Israels (Hrsg.): Judaica: Beiträge zum Verständnis des jüdischen Schicksals in Vergangenheit und Gegenwart, Band 53. Evangelische Judenmission / Stiftung für Kirche und Judentum, Zwingli, Basel 1997, S. VI. URL: http://sammlungen.ub.uni-frankfurt.de/download/pdf/133198?name=Die%20religi%C3%B6se%20Weltstellung%20des%20j%C3%BCdischen%20Volkes.
  
  
   4. The Jubilee of the first Zionist Congress, 1897-1947. - 110 с. C. 64-76. URL: https://ufdc.ufl.edu/UF00072101/00001/68j.
  
   5. "По поводу заявления Бунда". Опубл.: 1 февраля 1903 г. Ленин В. И. Полное собрание сочинений : в 55 т. / В. И. Ленин ; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС - 5-е изд. - М.: Гос. изд-во полит. лит., 1967. - Т. 7. Сентябрь 1902 ~ сентябрь 1903. - С. 95-101.
  
   6. URL: https://allbible.info/bible.
  
   7. Как у Сократа: "Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте". Это были последние слова Сократа". URL: https://rfet.ru/course/~mqL9/~fpUH/~fkuM.
  

Ленин, Плеханов и Бакунин о Бауэрах


  

Ленин


  
   "До какой степени доходила у Бауэра резкость деления на Geist и Masse, видно из такой фразы, на которую Маркс нападает: "в массе, а не в чем-либо другом, следует искать истинного врага духа" 10 (121) [90].
   Маркс отвечает на это, что враги прогресса - получившие самостоятельное существование (verselbstandigten) продукты самоунижения массы, но продукты не идеальные, а материальные, внешним образом существующие. Уже газета Loustalot 11 в 1789 г. имела девизом:
  
   Les grands ne nous paraissent grands
   Que parce que nous sommes a genoux.
   Levons-nous!" (с. 18).
  
   "Г-н Бауэр не подозревает, "что действительное светское еврейство, а потому и религиозное еврейство постоянно порождается теперешней буржуазной жизнью и находит свое высшее развитие в денежной системе"" (24).
   "Французская революция породила идеи коммунизма (Бабёф), которые при последовательной разработке содержали идею нового Weltzustands.
   По поводу слов Бауэра, что государство должно сдерживать отдельные эгоистические атомы, Маркс говорит (188-189) [133-134], что члены буржуазного общества собственно вовсе не атомы, а только воображают себя таковыми, ибо они не довлеют себе, как атомы, а зависят от других людей, их потребности ежечасно ставят их в эту зависимость" (27).
   "Маркс высмеивает бауэрову "теорию самосознания" за ее идеализм (софизмы абсолютного идеализма - 222 [155]), указывает, что это - перефразировка Гегеля, цитует его "Феноменологию" и критические замечания Фейербаха (из "Philosophie der Zukunft" 25, стр. 35, о том, что философия отрицает - negiert - "материально чувственное", как теология отрицает "отравленную первородным грехом природу")" (33). (ПСС издание 5 том 29. "Философские тетради").
  
  

Плеханов

  
   "Маркс не первый восстал против идеализма. Знамя восстания было поднято Людвигом Фейербахом. Затем, несколько позже Фейербаха, выступили на литературную сцену братья Бауэры, взгляды которых заслуживают особенного внимания со стороны современного русского читателя.
   Взгляды Бауэров были реакцией против идеализма Гегеля. И тем не менее они сами были насквозь пропитаны очень поверхностным, односторонним, эклектическим идеализмом.
   Мы видели, что великим немецким идеалистам не удалось понять истинную природу, найти реальную основу общественных отношений. Они видели в общественном развитии необходимый, законосообразный процесс и, в этом случае, они были совершенно правы. Но когда заходила речь об основном двигателе исторического развития, они обращались к Абсолютной Идее, свойства которой должны были дать последнее, самое глубокое объяснение этого процесса. В этом заключалась слабая сторона идеализма, против которой и направилась прежде всего философская революция: крайнее левое крыло гегелевской школы решительно восстало против "Абсолютной Идеи".
   Абсолютная Идея существует (если, конечно, существует) вне времени и пространства и, уж во всяком случае, вне головы каждого отдельного человека. Воспроизводя в своем историческом развитии ход логического развития идеи, человечество повинуется чужой ему, вне его стоящей силе. Восставая против Абсолютной Идеи, молодые гегельянцы восстали прежде всего во имя самодеятельности людей, во имя конечного человеческого разума.
   <...>
   Эклектический идеализм братьев Бауэр был основою страшного, можно сказать, отвратительного самомнения "критически мыслящей" немецкой "интеллигенции" сороковых годов <...>
   <...>
   В самом деле, так как Абсолютный Дух только в лице философа и только post festum сознает себя творческим Духом, то его фабрикация истории существует лишь в сознании, в мнении и представлении философа, т. е только в спекулятивном воображении. Г. Бруно Бауэр устраняет непоследовательность Гегеля. Во-первых, он объявляет критику Абсолютным Духом, а себя самого Критикой. Подобно тому, как элемент критики изгоняется из массы, - элемент массы изгоняется из критики. Поэтому Критика видит себя воплощенной не в массе, а в маленькой горсточке избранников, в г. Бауэре и его учениках. Далее, г. Бауэр устраняет другую непоследовательность Гегеля: он уже не довольствуется ролью гегелевского духа, творящего историю лишь в области фантазии и post festum: он сознательно играет роль Всемирного Духа, в противоположность к массе остального человечества; он уже в настоящем становится к ней в драматическое отношение; он сочиняет и творит историю по зрелом размышлении, с заранее обдуманным намерением. По одну сторону стоит Масса, этот материальный, пассивный, неодухотворенный и неисторический элемент истории; по другую сторону - Дух, Критика, г. Бруно и комп., в качестве активного элемента, от которого исходит всякое историческое действие. Акт общественного преобразования сводится к мозговой деятельности критической критики"". (Плеханов Г. В. Т. VII. М. 1923. C. 155-156, 158, 159).
  

БАКУНИН

  
   "Гегеля, роется теперь, как крот под землею; а что он трудится не напрасно, это вы можете увидеть по тем многочисленным обломкам, которыми покрыта наша религиозная, политическая и социальная почва. Вы говорите о разрешении, о примирении! Оглянитесь только вокруг и скажите мне, что осталось живого от старого католического и протестантского мира? Вы говорите о преодолении принципа отрицания! Неужели вы ничего не читали из Штрауса, Фейербаха, Бруно Бауэра и не знаете, что их сочинения есть у всех на руках? Разве вы не видите, что вся немецкая литература, книги, брошюры, газеты, даже сочинения позитивистов бессознательно и невольно проникнуты этим духом отрицания? И это вы называете примирением и спокойствием?!". (Русская социально-политическая мысль XIX - начала XX века: М.А. БАКУНИН / Под ред. А.А. Ширинянца; Сост. П.И. Талеров, А.А. Ширинянц. - М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014. - 324 с. - (Серия: Русская социально-политическая мысль, 22). http://www.philosophy.ru/upload/iblock/d69/d698b2e0e83b1db96339c4aebd3b281d.pdf),
  
  
   "По происхождению г. Маркс еврей. Он соединяет в себе, можно сказать, все качества и все недостатки этой способной породы. Нервный, как говорят иные, до трусости, он чрезвычайно честолюбив и тщеславен, сварлив, нетерпим и абсолютен, как Иегова, господь Бог его предков, и, как он, мстителен до безумия. Нет такой лжи, клеветы, которой бы он не был способен выдумать и распространить против того, кто имел несчастие возбудить его ревность или, что все равно, его ненависть. И нет такой гнусной интриги, перед которой он остановился бы, если только, по его мнению, впрочем, большею частью ошибочному, эта интрига может служить к усилению его положения, его влияния или к распространению его силы. В этом отношении он совершенно политический человек. Таковы его отрицательные качества. Но и положительных в нем очень много. Он очень умен и чрезвычайно многосторонне учен. Доктор философии, он еще в Кельне около 1840 был, можно сказать, душою и центром весьма заметных кружков передовых гегельянцев, с которыми начал издавать оппозиционный журнал, вскоре закрытый по министерскому приказанию. К этому кружку принадлежали также братья Бруно Бауер и Эдгар Бауер, Макс Штирнер и потом в Берлине первый кружок немецких нигилистов, который циническою последовательностью своею далеко превзошел самых ярых нигилистов России.
   <...>
   9 Осенью 1842 года Г, Гервег, уже известный как революционный поэт и радикальный демократ, предпринял поездку в Германию для вербовки сотрудников в журнал "Немецкий Вестник из Швейцарии", который решено было превратить из выходившей дважды в неделю под редакцией Карла Фребеля (см. комментарий к тому 3) газеты в ежемесячник под редакциею Г. Гервега. Эта поездка превратилась в триумфальное шествие. Гервег посетил Кельн, где познакомился и сдру-жился с К..-Марксом, затем двинулся в Дрезден к А. Руге, где познакомился и быстро сошелся с Бакуниным и И. Тургеневым, у которых поселился на квартире, оттуда поехал с Руге в Берлин, где у него установились нехорошие отношения с кружком "Свободных" (Бауеры, Мейен, Штирнер и пр.) вследствие его обручения с дочерью негоцианта Эммою Зигмунд и согласия на аудиенцию у короля Фридриха-Вильгельма IV, что безусловно было политическою бестактностью" (c. 94).
  
   'Государственность и анархия'. http://www.vixri.com/d2/Bakunin%20M.%20_kn.1-3_GOSUDARSTVENNOST%20I%20ANARXIJa%20i%20dr..pdf
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"