Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Итальянский платоник Агостин Стюк

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Посвящается памяти "забытого" платоника и гуманиста эпохи Возрождения. В честь "борца за христианскую веру" (Eugubinus), создателя, мечтающего о "Вечной философии" и "Реставратора Рима" А. Стюку.


   Агостин Стеуко (Стюк/Стюэхус/Стьок) (лат. Agostinus Steuchus или Eugubinus/ Эвгубинус) (1497 / 1498-1548) - итальянский гуманист, исследователь Ветхого Завета, папист и антиквар. Родился в городе Губбио, в провинции Умбрии.
  
   Этимология и значения слово Eugubinus.
  
  
   Слово "Eugubinus" состоит из частей "еu" - "εὖ" (с др.гр. лучший, хороший) + "gub" - сжигать, побеждать, проглатывать +"inus" - добавляется к основанию существительного (особенно имени собственному), образуя прилагательное, например, владеющий, находящий. Из этого следует этимология латинского слово Eugubinus, например, - "Самый лучший уничтожитель" или "Добрый покоритель/искоренитель", или "Наилучший из истребляющих" и т.д. Папа римский присуждал такой когноним (прозвище), скорей всего, прозелитический настройным и доверенным лицам.
  
  
   В 1513 году Стюк вступил в конгрегацию (союз) Ордена Августинских канонов (Austin Canons) Сан-Сальваторе в Болонье, и поселился в монастыре Сан-Секундо, одном из домов ордена в Губбио. В 1524 году он отправился в монастырь к матери в Болонье. Стюк посещал в Болонском университете курсы иврита, древнегреческого языка и риторики. В 1525 году Орден направил его в монастырь Сант-Антонио-ди-Кастелло в Венецию, где благодаря знанию библейских языков (иврита и древнегреческого) и своей гуманистической текстовой критике Священного Писания был назначен ответственным за библиотеку монастыря, подаренную Канонам кардиналом Доменико Гримани (Domenico Grimani). Подаренные книги кардиналом братией были многие из собрания агиографов и критиков библейских, еврейских и философских произведений, и ранее принадлежавшая Пику делла Мирандоле.
  
  
   В течение следующих нескольких лет (1529-33) Стюк написал серию полемических работ против Лютера и Эразма. Стюк обвинил Эразма в содействии разжиганию протестантского восстания против Церкви. Эти работы показывают стойкую поддержку Стюка традиций и практики Церкви, в том числе резкую защиту папской власти. Часть его произведении за этот период включала в себя основной набор аннотаций к Пятикнижию, названный им "Veteris testamenti ad Hebraicam veritatem recognitio" ("Ветхий Завет и еврейская точка истины"), в котором он использовал иврит и греческие рукописи из библиотеки Гримани (Grimani Library). Кардинал Гримани перед смертью завещал практически всю свою коллекцию Венецианской республике. Стюк использовал перевод ветхозаветного текста Иеронима Стридонского, корректируя его труд "Вульгату" ("Biblia Vulgata" "Общепринятая Библия"). Объясняя текст, он никогда не отклонялся от буквального и исторического значения. Интересным противопоставлением этой работы гуманистического библейского толкования была синкретическая философская работа, которую он написал в этот период, которой он дал название "Cosmopoeia" ("Космопоэзия").
  
   Его полемические и экзегетические труды привлекли внимание папы Павла III и в 1538 году папа сделал Стюка епископом Чисамо (bishop of Chisamo) на острове Крит и библиотекарем папской коллекции рукописей и печатных произведений в Ватикане. Хотя он никогда не посещал своего епископства на Крите, Стюк активно исполнял свою роль библиотекаря Ватикана вплоть до своей смерти в 1548 году. Находясь в Риме, он писал аннотации Ветхого Завета к Псалмам и к Книге Иова, всегда полагаясь на еврейские источники, чтобы помочь аннотировать и исправлять тексты.
  
   В 1540 году Стюк опубликовал крупную работу под названием "De perenni Philophia" ("О вечной философии"), в которой пытался показать, что многие идеи, изложенные мудрецами, поэтами и философами классической античности, находились в существенной гармонии с христианством. Со времен Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандолы эта мысль (вечная философия) была распространена в мысли эпохи Возрождения, которая распространилась из Италии во Францию и Германию. "О вечной философии" является первой книгой в Европе посвященной этой теме.
  
   Стюк верил, что римский католицизм, основанный на Евангелиях, является истинным скрытым ядром языческих верований. Как замечает немецкий, римско-католический священник и теолог Теобальд Фройденбергер (Theobald Freudenberger - 1904-1994, в своем труде "Augustinus Steuchus aus Gubbio, Augustinerchorherr und päpstlicher Bibliothekar (1497-1548) und sein literarisches Lebenswerk. Münster 1935" Августин Стюк из Губбио, августинианский каноник и папский библиотекарь (1497-1548) и творчество его литературной жизни. Мюнстер 1935") что
  
   "...если [древний] отрывок действительно отказывается вписаться в его систему [Стюка], он искренне обращается к автору и убеждает его отеческим образом прийти в себя [вызывал дух автора]".
  
   Эта работа (De perenni Philophia) имеет небольшое полемическое преимущество, поскольку Стюк выдвинул ряд своих аргументов, чтобы поддержать несколько теологических позиций, которые недавно были поставлены под сомнение в Италии реформаторами и критиками традиционной католической веры.
  
   Его перспектива была описана итальянским философом Марией Муччилло (Maria Muccillo):
  
   "Стюк предлагает свою "вечную философию, которая вся пронизана платонизмом. В 1540 году, накануне Собора в Тренте в момент, когда после протестантской Реформации шансы на восстановление единства христианского мира, казалось бы, были исчерпаны и самый идеальный - дорогой многим сторонникам так называемой "католической реформы - тесного взаимопроникновения гуманистического и католического духа начинает ослабевать. В этом историческом / религиозном контексте работа Стюко принимает значение отчаянной последней попытки, осуществленной средствами исторической эрудиции, воссоединения и примирения раздробленного христианского мира ... [Это] представляет собой, возможно, одну из последних попыток использовать гуманистические идеалы в интересах католической реформы". ("Platonismo, ermetismo e Prisca theologia" "Платонизм, Эрметизм и Вечная Теология" стр. 7-8).
   Более подробно о Стюке Маччилло написала в своем труде "La prisca theologia nel De perenni philosophia di Agostino Steuco" "Вечная теология в труде "О Вечной философии" от Агостино Стюко".
   Как римский гуманист, Стюк также глубоко интересовался классическими руинами Рима и поддерживал, направляя усилия Павла III. Мечты папы римского (на которые повлиял Стюк) были восстановить историчность города и обновить, и всегда обновлять Рим по требованию времени. В этой связи следует особо отметить серию коротких речей, которые он написал и, возможно, произнес на папском дворе, призывая Павла III обновить акведук, известный как Аква (вода) - Девы (Aqua Virgo - одиннадцатый акведук древнего Рима), для обеспечения Рима достаточной пресной водой и как основной ключ к возрождению самого города.
  
   В 1547 году Павел III послал Стюко для участия в Трентском соборе, где он мог рассчитывать на сохранение папских прерогатив и власти. Он умер в 1548 году, в возрасте 53 лет, в Венеции, в период приостановления работы Собора. В 1591 году его кости были перенесены в скит Сант-Амброджио в Губбио, где и покоятся поныне.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"