Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Гумбольдтские реформы, или Идея классического университета

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это вступительная статья к работе "Миссия Университета или Идея университета". http://samlib.ru/editors/k/kuznecow_mihail_jurxewich/missijauniwersitetailiidejauniwersiteta.shtml


   "ἔπειτα τοὺς πρεπόντως καὶ δικαίως ὁμιλοῦντας τοῖς ἀεὶ πλησιάζουσι, καὶ τὰς μὲν τῶν ἄλλων ἀηδίας καὶ βαρύτητας εὐκόλως καὶ ῥᾳδίως φέροντας, σφᾶς δ᾽ αὐτοὺς ὡς δυνατὸν ἐλαφροτάτους καὶ μετριωτάτους τοῖς συνοῦσι παρέχοντας· ἔτι τοὺς τῶν μὲν ἡδονῶν ἀεὶ κρατοῦντας, τῶν δὲ συμφορῶν μὴ λίαν ἡττωμένους, ἀλλ᾽ ἀνδρωδῶς ἐν αὐταῖς διακειμένους καὶ τῆς φύσεως ἀξίως ἧς μετέχοντες τυγχάνομεν·" (1).
  
   О миссии университета, или идеи университета, в западном мышлении можно говорить, начиная с V века до нашей эры, с древних греков и их платоновской Академии, аристотелевского Лицея и эпикурейского Сада.
   В связи с бурным ростом индустриализации в конце XVIII века требовались новые решения для прививания культуры необразованным толпам людей. Рост университетов неразрывно связан с ростом экономического благополучия.
   Университетская традиция является одной длинной цепью исторического и культурного развития индо-европейских народов. Современное понимание, что такое университет, это история двухвековой давности, которая эволюционировала на протяжении двенадцати веков. История, котораянавсегда связана со следующими именами: Йоганном Готлибом Фихте (первый ректор Берлинского университета), Фридрихом Шлейермахером (разработавший проект Берлинского университета, принятый королем Фридрихом Вильгельмом III), братьями Гумбольдтами Вильгельмом (старшим) и Александром (младшим), особенно Вильгельмом, усилия которого позволили совершить резкий скачок немецкому образованию, Иоганном Вильгельмом Зювереном (Johann Wilhelm Süvern), который являлся другом, помощником, советником Вильгельма Гумбольдта, Георгом Генрихом Людвигом Николовиусом (Georg Heinrich Ludwig Nicolovius), который являлся собирателем всевозможной литературой для немецких университетов и многие другие.
   Гумбольдтская реформа образования (Humboldtsches Bildungsideal) была частью государственной реформы,идлилась с 1807 по 1850 годы. Государственная реформа носила название: "Прусская реформа" (Preußische Reformen) и проводилась с 1807 по 1814 годы. Впоследствии "Прусская реформа" стала называться: "Реформы Штейна Генриха Фридриха Карла и Гарденберга Карла Августа", или просто "Реформы Штейна-Гарденберга".
   Штейн стоял на консерваторской позиции, требуя подавлять революционные настроения, навеянные французской революцией и французской оккупацией Германии, а Гарденберг утверждал, что прогресс не возможно остановить, буйство революционных масс требуется не ограничивать, а возглавить. Прусский монарх принял решения по-середине: революционеров взять под контроль, но обеспечить им образования за счёт государственной машины, тем самым перевоспитывать, дрессировать ради прусской короны (2).
   Образовательный идеал Гумбольдта привел к появлению незнакомой для германцев образовательной элиты (Weltbürgertum - космополитизации). Идеализация античности, с односторонним и искаженным изображением Греции, побудила поколения становиться гуманистами, чтобы уподобиться мудрым грекам. Но,немцы не стали греками, а остались немцами с нарушенным отношением к мировой реальности. Великая ошибка, что гуманизм и техно (τέχνη) должны были быть приравнены. В часы принятия решения стало ясно, что налет гуманизма сохранился, но что правила гуманности, которые как нормы сосуществования должны укореняться в низинах людей, "необразованных", не укоренилось. Это вызвало брожения, национальное превосходство, что вылилось в шовинистическую идею о расовом превосходстве (3).
   "Η ανόρεχτη δράση φέρνει μέτρια αποτελέσματα, ενώ η αφοσίωση στο στόχο καλύτερα!" (Увлечения древностью приносят результаты, пока целью выступают самоулучшения).
  
  
 []

  
  
   Схема:
   https://drive.google.com/file/d/1iPLJdcRLcFvTPEPnwyIv0iyAAzoWGWwn/view?usp=sharing
  
   "<...> предсказанные У. Черчиллем и Д. Фаулзом "империя интеллекта" и "университетское государство" уже более полувека как стали традиционными формами организации символической реальности в США. Лучшим американским университетам удалось на практике реализовать проповедуемый еще Дж. С. Миллем принцип образовательной мозаичности, инкорпорировать в научно-педагогический процесс элементы случайности и неожиданности" (5).
   Макс Шелер высоко оценил гумбольдтские реформы, однако после Позорной войны (I Мировая) он решил пересмотреть иерархию подчинения в университете и "разбить" систему обучения, поэтому написал статью: "Университет и народный университет" в 1921 году (Universitätund Volkshochschule). Университет, по Шелеру, это высокая культура. Не зря человек, который учиться в университете в своё время в Германии назывался: "академиком". Сейчас, после войны, толпы людей хлынули в университет, вначале "разбавив" академические круги своим невежеством, после "утопив" невежеством. Автор предлагает поделить университет на высший и низший. В первом случае, будут заниматься беспредельной наукой, как того требовал основатель современного университета Вильгельм Гумбольдт. Во втором случае, это будут национальные, или общие университеты, которые будут подчиняться университетам, пролетарские университеты, где будут забираться наверх лучшие и преуспевающие, оставляя недоучек для преподавания populus. Тогда, и только тогда, наука изживёт меркантилизм из своих священных стен, - думает Шелер. Не будут взяток, не будет непотизма, ибо труд будет цениться.
   "[Alors seulement vous serez heureux & libres;] mais ne vous flattez jamais de l'être tant que vous tiendrez vos frères dans les fers" ("[Только тогда вы будете счастливы и свободны;] но не надейтесь освободиться, пока будете держать своих братьев в рабстве" - перевод цитаты по В.И. Засулич из "Considérations sur le gouvernement de la Pologne" (Размышления о правительстве Польши)) (6).
   Вильгельм Гумбольдт установил, что такое наука: ""Wissenschaft ist etwas noch nicht ganz Gefundenes und nie ganz Aufzufindendes"" (7) (Искусство никогда не должно быть найдено, науку нельзя освоить). Жалко, что его требования, его категория сегодня втоптана в грязь, как это заметил Терри Инглтон в своем произведении "Медленная смерть университета" от 2015 года (8).
   Инглтон сокрушается, что немцы оказались выше нас, англичан, на порядок, благодаря своей образовательной реформе. Автор сообщает, что сейчас наука это ничто. Наука стала служанкой денег. Пишутся тонны макулатуры по требованию из Лондона ради тонн макулатуры.
   Терри Инглтон ссылается на высказывания Маргарет Тэтчер, в духе Джорджа Ньюмена: "Роль академического образования служению status quo, без изменения и без вмешательства буквы закона, традиции, миграции и человеческого благосостояния. Образование играет важную роль для формирования альтернативного виденья будущего" (9).
   Три главных процесса университета сегодня: наука, образование, администрирование.
   "Образование нужно не только для воспитания граждан. Оно готовит людей к работе и, что куда более важно, к наполненной смыслом жизни" (10).
   Миссия университета сегодня переживает тяжелые времена, декадизм, где руководство университетов обирает, как преподавателей, так и студентов, где руководствоуниверситетов в угоду себе сдаёт помещения университета "частникам", открывают казино и публичные дома, и многое другое является ужасным временем для классического, гумбольдтского университета - так считает Инглтон.
  
***

  
   1. Исократ. XII. Панафинейская речь. Φάσμαgroup -Eduadvisor. 2017. ΙΣΟΚΡΑΤΟΥΣ "ΠΑΝΑΘΗΝΑΪΚΟΣ", 30-32. URL: https://eduadvisor.gr/images/stories/pdf/ProteinomenaThemata2018/Arxaia-adidakto_2018a.pdf. Перевод: " 31. <...>мудрые (справедливые, благородные) это те, кто ведет себя надлежащим образом и справедливо по отношению к своим родным. Те, кто легко переносит доброту и неприятное одинаково спокойно и раздражающее поведение других. Относясь к своим друзьям с максимально возможной снисходительностью (терпением) и умеренностью. Тем не менее, я [Исократ] считаю мудрыми тех, кто всегда властвуют над своими удовольствиями (наслаждениями) и не склоняется перед лицом (никаких) невзгод и относится к ним (невзгодам) как стойкий человек, как это заложена нашей природой, в нас самих".
  
   2. Nipperdey, T. Deutsche Geschichte 1866-1918. C.H. Beck, 1990. - 885 S. С. 33-68.
  
   3. Humboldt's educational ideal and modern academic educati. Univ.-Prof. Dr.-Ing. habil. Dr. h.c. Heinrich Kern, Life Science Krems 26th Annual Meeting of the Danube Rectors Conference, 04. - 06.02.2010, Novi Sad, Serbia. - 6 с. С. 1-3. URL: http://www.drc.uns.ac.rs/presentations/05_DS/03-Prof.Dr.HeinrichKern.pdf.
  
   4. Engelhardt, D. Die Geschichte der GDNÄ. Gesellschaft DeutscherNaturforscher und Ärzte e. V. (GDNÄ). 2020. - C 7. C.1-3. URL: http://www.gdnae.de/wp-content/uploads/2020/04/GDN%C3%84_Geschichte-M%C3%A4rz-2020.pdf.
  
   5. Речицкий В. Символическая реальность и право [текст] / В. Речицкий. - Львов: ВНТЛ-Классика, 2007. - 730 с. С. 23.
   6. Rousseau, J.-J. Collection complète des œuvres. Tome premier: Contenant les ouvrages de Politique. Soc. typographique puis. Genève. 1782. - 568 c. C. 464. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k96105468.
  
   7. Ellger-Rüttgardt, S. Geschichte der Sonderpädagogik: Eine Einführung. UTB, 2019. - 384 с. С. 11.
  
   8. URL: https://marom.net.technion.ac.il/files/2016/07/Eagleton-2015.pdf.
  
   9. Tsilimpounidi, M. Sociology of Crisis: Visualising Urban Austerity. Taylor & Francis, 2016. - 204 с. С. 52.
  
   10. Нуссбаум, М. Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки [Текст] / пер. с англ. М. Бендет; под науч. ред. А. Смирнова; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 192 с. - (Теория и практика образования). - С. 24.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"