Аннотация: 1. Философия религии как особый тип философствования. 2. Религия межчеловеческой взаимности Л.Фейербах
1. Философия религии как особый тип философствования
Что такое философия религии?
Вся философия религии проходит путь от мифологического к действительному воззрению (от мифа к логосу) и это воззрение обретает "плоть" только через восприятия органами чувств (как отражение) природных явлений, факторов и свойств. Греческая философия актуальная и потенциальная, как политеистических, так и монотеистических умозрений, ибо она суть традиций и верований своих предшественников (египтян, иудеев и вавилонян). Индуистическая философия характеризуется взаимностью и "теснотой" между философией и религией (во многих индуистических конфессиях философия и религия переплетены в один жгут). Китайский образ мысли это моральная философия (например, конфуцианство и даосизм), которая стремиться жить в гармонии с двумя уровнями мироздания, как с человеческим, так и с духовным (сам иероглиф "天", переводится как "небо", означает человека с расставленными конечностями, над которым небо). Греческая философия идёт на "сопротивление" с миром, индуистическая философия льнет согласовать сенсуалистические с пневматическими противоречиями (от аскезы к мокше), а китайская философия - урегулировать и связать воедино собственное "троецарствие" (царство мертвых, царство живых и царство небесное).
Философия религии, в широком смысле слова, означает предметные и допустимые философские установки по отношению к религии и концептуализация природы и её функций (создание теологического - догматического понятийного поля).
Философия религии обосновывает существования бога, его природу, отношения бога к человеку и человека к богу, и включает весь ряд развитий религий.
Философия понимается как абсолютная конечная инстанция, как наука (отмеряющая хаотические закономерности, заставляя служить человеческой природе). В этой связи она должна получать оправдания и санкции, с одной стороны, философского знания (теория-гипотеза-вывод), с другой стороны, общественного мнения. Религия "игнорирует" знания и, частично, общество, беря в своём начале мистический опыт. Философия и религия развивались близко друг к другу, поэтому их взаимосвязь сложно, а, порой тяжело, разграничить. Возникает главная проблема для понятий "философия" и "религия": "Какова проблема соотносительности (самоопределения)?".
Когда говорим о "Философии религии", то "служанкой" для философии будет религия, но, когда о "Религиозной философии", то философия "служанка" религии.
Философия религии, в узком смысле слова, это автономное философское рассуждение о боге и религии, являющееся особым типом философствования.
Философ, как ученый, всегда находится в "нейтральной позиции" по отношению к религии. Он избегает оценочные суждения в обращении к религии.
Основные черты философии религии как особый тип философствования следующие:
1. Объективное познавание к философии религии (философ рассматривает религию вне религии).
2. Рассматривать религию как результат "человеческого продукта", как об этом заявлял Бенедикт Спиноза. Философия религии всегда ищет в человеческом обществе религиозные составляющие.
3. Критический анализ религии. В этой методологической практике религия изучается, чтобы отследить и выявить происхождение, развитие и укрепление религиозного учения, как такового.
4. Очищение и исправление религии в свете "философской истины" (научно-технического открытия).
5. Легитимизация религии и философии. Сам факт существования любой религии является интересным и важным для любого философа. Религия возможно не только как "заблуждение", либо фрустрация (вытеснение) или прокрастинация (сублимация), но и как культурная установка (запреты и дозволения), поэтому любая религия имеет право на существование.
2. Религия межчеловеческой взаимности Л.Фейербах
Немецкий мыслитель Людвиг Фейербах противопоставлял философию и религию, а последнею принижал. Фейербах утверждал, что философия и религия несовместимы.
Любая божественная сущность, по Фейербаху, является самоотчуждением (Selbstzerfleischung) человека от собственной природы. Людвиг Фейербах заявлял, что любая сверхсущность, всякий бог, либо герой, является определенным образом мыслей конкретно-предметной эпохи (логос интегрирован в миф). По этому "образу мыслей" исследователь в состоянии восстановить, либо увидеть или проанализировать, представления определенного времени и пространства.
Фейербах в своём понимании бытия был эмпириком и сенсуалистом. Источник каждой религии (начиная с первобытных суеверий и верований) исходит из человеческого страха и бессилия перед природой, поэтому люди и занялись сотворением кумиров и идолов, чтобы уйти от себя, раствориться в трансцендентном.
Людвиг Фейербах выдвинул тезис, что первично бытие, а вторично человеческое мышление. Философия должна "отбросить" религию, но перед "забытьем" религии, должна заниматься религией, чтобы отследить бытийно-антропологические умозаключения природы - так считал немецкий мыслитель.
Гносеологическая идея Людвига Фейербаха на природу не механистическая, а органическая (любое развитие это от простого к сложному). Человек является венцом природы, поэтому человек должен, по Фейербаху, быть в центре изучения. Людвиг Фейербах утверждал об единстве субъекта и объекта. Нет всеобщего абсолютного-Я, как по Георгу Гегелю, абстрактного духа, мышления, сознания, а имеется конкретная и наглядно-вещественная материя.
Общественная концепция Фейербаха постулирует, что любые верования обязаны быть внутри, в себе (либо в семье) но не во вне, в социуме.
Религия - необходимое зло, ибо всякая религия чувственная и яркая, поэтому она важна, что является явным противоречием в умозрительной системе Людвига Фейербаха. Религия - туман бытия, но освящающая дорогу человека к самому себе.
Фейербах заключил, что требуется спасти человека от самого себя и создать "Новую философию" = "Новую религию". С одной стороны, данная "Новая философия" будет опираться на религию, как чувственное, с другой стороны, на философию, рассматривающую религию с точки зрения онтологической дистинкции (между реальным и не реальным).