Аннотация: Эстетическая концепция французского историка Ипполита Тэна.
I. Введение
"Действительно, сознание оказывается сознанием только в той мере, в какой оно носит универсальный характер" [1, С. 16].
Постановка проблемы. Исследования модульной работы это обращения к труду французского философа Ипполита Тэна "Философия искусства" и философско-эстетическому наследию, помогающему взглянуть на мировоззрения целой эпохи. Предоставляется возможность постижения аксиологического подхода в изложении философской теории искусств Ипполитом Тэном, которая, возможно, будет играть значимую роль в развитии нынешнего украинского общества. Анализ тэновской философии искусства усиливает понимание украинской культуры, дополняет и расширяет восприятия отечественной эстетики, предоставляя современному украинцу шанс отыскать свой годологический метод форсирования непонятных феноменов творчества конца XIX-начала XX века.
Цель исследования - философия искусства, предложенная Ипполитом Тэном, выступает определенной "прививкой" от тоталитарности и бездуховной коллективитстско-механической корпорации. По мнению Тэна, человеческое мышление не является всеохватывающим, но оно может предугадывать.
Разрабатывая концепцию искусства Ипполита Тэна, появляется возможность фундаментально ознакомиться с академической европейской мыслью конца XIX-начала XX века, что, в перспективе, позволит убрать "белые пятна" из отечественного подхода в изучении данного направления.
Философия искусства - изучение природы искусства, включающей такие понятия, как интерпретация, представление, выражение, а также форму бытия. Философия искусства тесна связана с эстетикой, и её философским изучением красоты и вкуса. Постигая отражения, найденные в европейской цивилизации Тэном, появляется возможность детальней понять quo et que происхождение и развитие человеческого искусства.
Если бы французский мыслитель оказался сегодня с нами, он бы ужаснулся, что такие эпифеномены могут проявляться в повседневности с помощью искусства: подобные творчества, вульгарное и яркое кино и т.д., ибо он был уверен, что искусство служит не для заработка либо обогащения, а для выражения скрытого, не явного в человеке. Искусство является убежищем выдающихся людей. Из этого рождается вопрос: как показать другим чувства, например, "радость" либо "печаль"? Только внешне, когда кто-то увидев, либо услышав, и в его душе проявляются интуитивная симфония, либо какофония, согласованность либо отрицание авторской задумки.
Методологическую основу модульной работы составляет сочетания философско-исторического и системного анализа.
Философско-исторический метод - дедуктивно-индуктивное изучение философии искусства Ипполита Тэна, как средство осмысления поднятых им философских вопросов (основа - подражание - копирование - сотворение - восприятие - действительное отражение природного и надприродного).
Системный анализ - является процессом определения цели и задач, создания определенных категоризаций. Системный анализ выступает методом решения проблем, разбивающим общее на частное, целое на составное, прорабатывая части по отдельности, чтобы снова склеить, сшить, скрепить, скроить, смастерить свою систему.
II.
Ипполит Тэн (Hippolyte Taine, 1828-1893) - французский националист, историк, позитивист. Консервативный мыслитель, считающий, что любая революция - разгул анархии. Чернь всегда бунтует от демагогов, софистов и философов, вредящих государству. Лучшее лечение это избавление от "народных просветителей", передав их функции историкам и правоведам.
В своей научной работе Тэн отдавал предпочтение спинозовско-гегелевским теоретическим спекуляциям [6 С. 21-24].
В своем позитивизме Ипполит Тэн стоял как "полустаропозитивист", следующий традициям основателя этого научного направления, земляка Огюста Конта (1798-1857). Конт, в своем шеститомном лекционном курсе: "Курс позитивной философии" (1830-1842), провозгласил разрыв с философской (метафизической) составляющей. Он считал, что научное знание (онтология) не должно зависеть от "надзнания" (метафизики). Надо заметить, что Тэн выполнял заветы Конта не механически. Ипполит Тэн заявил, что без психологической основы нет науки, нет метафизики. Он утверждал, что все, что окружает людей, зависит от трех элементов:
конкретной расы;
конкретных ресурсов, материалов и уровня труда;
конкретного времени [2, С. 35-37].
Ипполит Тэн расширил своё научное поле, обосновав, что географическая среда, условия существования и национальный (этнический) характер формирует свою исключительную этику, а, из неё уже, эстетику. Ученый утверждал, что все члены социума проецирует в свое творчестве -коллективное бессознательное. Любое творение, переработка природы, является актом творчества (художник, поэт, скульптур). От деятельности творчества рождается наука, как определенный категориально-понятийный аппарат, фиксирующий и формулирующий закономерности своим искусственным языком. Тэн был убежден, что все ранее, первобытное, имело динамичные начала, но после, в его время, конец XIX века, носит декадентский характер лоска, гротеска и потери ориентиров от искусственных надстроек авторитетов. Французский историк считал, что огонь имеется в юных телах, а не в стариковских.
Ипполит Тэн выдвинул гипотезу, что над природой стоят некие высшие силы, бессознательные, влияющие на каждого индивида. Слышавший изменчивость бытия (поэт, художник, скульптор), воплощает идею сверхсил в своем труде. Все наши ощущения являются источником познаний идей. Чем развитей наши органы чувств и умения, тем мы выразительней преобразуем, материализуем их вещественно. Когда человек обретёт власть над самим собой, над своей психологией, прочувствует момент, тогда он овладеет своей физиологией.
Общественный инстинкт цементируется религиозным. По Тэну, наилучший состав цемента - христианство.
Ипполит Тэн ханжески и скептически относился к человеку, заявляя, что он существо не совершенное, дикое, которому требуются "узды" на основании верований (церквей) и законов (государства).
Тэн был уверен, что историю двигают "лучшие люди", коих немного и они продукт постепенного, медлительного накопления. Основа выразительности лучших людей: честь и совесть.
Двоюродный брат (кузен) человеку это обезьяна. Обезьяна не в состоянии приобщаться к искусству, не стремиться производить гегелевское снятие с иными культурами или устройствами спекулятивного гносеологизма с помощью выражения себя через искусство. У неё недостает конъюнктивных способностей (апперцепционных). Обезьяна, как родственник homo sapiens, не ищет духовного, необходимого, неразрывного, неотрывного представления для своего животного и духовного мира, не стремится постичь личностное "Я". Обезьяна существо инстинктивное, всякая моторика механическая, глупая и пустая. Это тупиковая ветвь человеческого семейства, отбрасывающая любые принципиальные чувства, впечатления, ощущения, боясь оставить свой узкий мирок, пугаясь покинуть границы привычного. Тэн пришел к силлогизму, что некоторые люди не далеко ушли от обезьяны и никогда не уйдут. Просвещать нужно раскрывшихся в течение хода истории, с помощью религиозно-культурных "костылей". Искусство является цельным с человеческой рефлексией, влияющим на общественные изменения. Искусство сменит божественный императив, тлетворный и тормозящий, обратившись к "человеческому" восхвалению бытия. Искусство обязано служить "человеческому", а не наказам "божественного".
Чем является эстетика (αἴσθησι) для Георга Гегеля, и, вслед за ним, для Ипполита Тэна? Наука о чувствах, которые прочувствуются, сокрытые от нас в нас, но раскрываются тогда, когда видим наше, или то самое, что кажется нашим. Тэн поддерживал гегелевское разделение философии искусства на три составляющие:
1. идеальная красота как таковая, или собственная, природная красота;
2. различные формы, где идея красоты воспринимается на протяжении истории (для каждого народа, или для каждой эпохи своя красота);
3. различные искусства, сделанные человеком, где встречается красота.
Французский мыслитель стоит на "твердой" почве психологизма. Психологизм является системой восприятия, считающей, что благодаря логике, теории восприятия индивида и при концепции отражения, производится прочитывание бытия. Тэн использует классическое греческое понимание термина "λογική". В греческом понимании, логика является наукой о языке (именование и интерпретация осознанного). С помощью логики понимается двухступенчатая структура:
1. учение о природе (επιστήμη της φύσης);
2. нравоучение (επιστήμης της ηθική).
Ипполита Тэна, возможно, определить как перипатетика, который пользовался особым, самобытным историческим подходом от простого к сложному, он следующий:
Анализ - поиск исторической фактериологичности из документальных источников в документах;
Классификация - выявление исторических фактов по категориям от произведений человеческого разума (искусство, религия, наука), произведений человеческих ассоциаций (политических и социальных структур) до произведения человеческого труда (экономических основ);
Обобщение - осуществление авторских классификаций, суммирование категорий по ряду сходных архетипичностей и фактов в виде простых формул;
Соединение, либо заключение гипотез, или своих практических суждений, теоретическое их установление в логических взаимоотношениях между разными антропологическими и хронологическими категориями, дефинициями, произведя абсолютный синтез, что любое произведение, сделанное человеком является рассказом, сказкой.
В 1880 году Ипполит Тэн написал лекционный курс, озаглавив его как "Философия искусства" [3].
В своем труде Тэн поднял вопросы:
1. Изучение природы искусства, каковы её понятия?
2. Как интерпретировать искусство?
3. Какие бывают условия искусства, представления и выражения?
4. Какую форму обретает искусство?
Тэновский лекционный курс впервые был прочитан в 1865 году. Затем, в последующие годы дополнялся новыми главами:
Философия искусства (1865) - Введение
Отдел первый - 7 лекций.
Отдел второй - 10 лекций.
Философия искусства в Италии (1866) - Введение + 6 лекций.
Об идеале в искусстве (1867) - Введение + 3 лекций.
Отдел первый - 6 лекций.
Отдел второй -5 лекций.
Отдел третий - 5 лекций.
Философия искусства в Нидерландах (1868) - Введение.
Отдел первый - 3 лекций.
Отдел второй - 4 лекций.
Философия искусства в Греции (1870) - Введение.
Отдел первый - 5 лекций.
Отдел второй - 3 лекций.
Отдел третий - 3 лекций.
Профессор истории Тэн начинает своё исследования от платоновского мимесиса (μίμησις, природному подражанию) до современного технэ (человеческому видоизменению природы и себя). Он утверждал, что современное искусство теряет свою связь с природой и онтическим, генуинным началом. Обновление следует искать, обратившись в прошлое, с целью интеграции наработок греков и римлян в "дикое" отечественное (французское) сознание и общество. Ипполит Тэн считал, что все народы проходят определенные шаги от подражания окружающей среде до упадка, безжизненности своего ума. Ученый был уверен, что этап "надлома" для Франции наступил.
Тэн думал, что спасение для Франции это обращение к эстетическому учению эмоционализма, а не имитационизму или формализму.
Эмоционализм - это эстетическая теория искусства и критическая теория искусства, делающая акцент на выразительных качествах. Согласно этой теории, самое главное в произведении искусства - яркая передача настроений, чувств и идей [5, C. 1-19].
Имитационизм - это эстетическая теория искусства, которая судит о произведениях искусства, основываясь на том, насколько они реальны. Имитатор сосредоточен на создании искусства, которое выглядит как можно более реальным, и считает, что художественный успех может быть достигнут только путем точного воссоздания изображения [4, C. 108-109].
Формализм - это эстетическая теория искусства, строго соблюдающая предписания стиля или внешних, уделяющих заметное внимание к аранжировке, стилю, или, художественным средствам (как в искусстве или литературе), обычно с соответствующим снижением акцента на содержании [7, C. 1-12].
III. Выводы
1. Предмет философии искусства является не идеей благого представления, ибо благо всегда вне физического, а вечным становлением и раскрытием человеческой природы.
2. Ипполит Тэн утверждал, что мышление это осуществления и схватывания оснований для реализации искусства.
3. Бытийный мир, по Тэну, является верификацией конкретного климатическо-географического пространства, народа и эпохи, как маркер, поверх всех времён.