Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Что имел в виду Маркс в 11 тезисе в своем труде "тезисах о Фейербаха"? Протесты Гарвардских студентов 1969 года. "новые левые" и протесты студентов Соробнны в 1968 году (Красный Май во Франции/ Майские события 1968 года).)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Разберу: -идею К. Маркса, высказанной им в "Тезисах о Фейербаха", что "философы разными способами объясняли мир, а речь идет о том, чтобы изменить его" (11 тезис); -был ли аутентичный призыв студентов Гарварда, которые во время выступлений 1969 вывешивали плакат с текстом 11 тезиса Маркса о Фейербахе?; -Студенты Сорбонны ("новые левые") несли плакаты "Маркс, Мао, Маркузе". Почему эти движения черпали свои идеи во многом по марксизму?

Ваше отношение к идее К. Маркса, высказанной им в "Тезисах о Фейербаха", что "философы разными способами объясняли мир, а речь идет о том, чтобы изменить его" (11 тезис).


  
   "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.".
  
   Кроме того, что тезис является самым известным тезисом Маркса в приложении "Тезисы о Фейербахе", изданном Энгельсоном после смерти Маркса в книге "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", тезис так же, на мой взгляд, является наиболее неверно истолкованным из высказываний Маркса в целом, там, где "Собственность - это воровство" (что Маркс цитировал Прудона, неблагоприятно для застывание экономике). У меня складывается впечатление, что люди, которые используют эту фразу, имеют в своей голове какой-то извращенный вариант типа "действуй, а после вопросы" (т.е. не разобравшись в эпохе, в персонах/героях, кому адресовано, с чем связанно такая адресация и т.д. работая исключительно "по верхам"). Я могу ошибаться в этом предположении [об 11 тезисе], но это определенно не тот смысл, который имел в виду Маркс в своей совместной с Энгельсом работе "Немецкая идеология", когда он размышлял над трудами ("Сущность христианства", "Сущность религии") Людвига Фейербаха, а затем над трудами Макса Штирнера ("Ложный принцип нашего образования: или гуманизм и реализм", "Единственный и его собственность"). Вместо этого, настоящей целью одиннадцатого тезиса Маркса была осознанная необходимость предоставить некое объективное философское обоснование / легитимацию для участия в актах социальной борьбы (против угнетения, эксплуатации, колониализма и т. д.).
  
   В своей книге "Этические аспекты марксистской мысли" Корнел Уэст (Cornel West) - американский философ, писатель, богослов, литературный критик, актёр, борец за гражданские права и христианский социалист, член социал-демократической ассоциации Демократические социалисты Америки, профессор религиозной философии и христианства в Нью-йоркской объединённой теологической семинарии дает превосходное объяснение размышлениям Маркса об одиннадцатом тезисе. В главе "Принятие Марксом радикального историзма" он говорит следующее: "Запад утверждает, что тезис одиннадцатый не был отказом от рационального диалога, дискурса или дискуссии, а также не призывом к слепой активности.".
  
   Одиннадцатый тезис был заявлен Марксом как желание сосредоточить философское мышление на социальных проблемах в истории, а не вне ее философско-абстрактного, метафизического размышления. Этот тезис сам по себе был неизбежным результатом процесса, начатого ранее в тезисах, прежде всего в тезисах 6 и 7 ("6. Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Фейербах, который не занимается критикой этой действительной сущности, оказывается поэтому вынужденным: 1) абстрагироваться от хода истории, рассматривать религиозное чувство [Gemut] обособленно и предположить абстрактного - изолированного - человеческого индивида; 2) поэтому у него человеческая сущность может рассматриваться только как "род", как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами. 7. Поэтому Фейербах не видит, что "религиозное чувство" само есть общественный продукт и что абстрактный индивид, подвергаемый им анализу, в действительности принадлежит к определённой общественной форме."), где Маркс четко обозначил свой переход от философии к радикальному историзму или к тому, что Запад называет "перейти от философских целей и языка к теоретическим":
  
   "Это означает, что фундаментальные различия, такие как объективизм / релятивизм, необходимые / произвольные или существенные / случайные, больше не будут рассматриваться через философскую линзу. То есть, больше не нужно заботиться о достижении вечных критериев, необходимых оснований или универсальных оснований для философской объективности, необходимости или сущности. Вместо этого любые разговоры об объективности, необходимости или существенности должны быть под описанием, а следовательно, исторически расположенными, социально расположенными и "продуктом" изменяемых, согласованных человеческих соглашений, которые отражают конкретные потребности, социальные интересы и политические силы в конкретный момент в истории. Затем стоящая перед нами задача становится теоретической, а именно, предоставляет конкретный социальный анализ, который показывает, как эти потребности, интересы и полномочия формируют и поддерживают конкретные человеческие условности и каким образом эти условности могут быть преобразованы.".
  
   Для Маркса теоретические социальные изменения шли рука об руку с пониманием социальных изменений, как неизбежного, по понятию мыслителя действительного, а не абстрактного, идеализированного мира. Таким образом, одиннадцатый тезис является кульминацией этого мышления и дает краткое указание на последствия радикального исторического сдвига для социальной борьбы, сдвига, предполагающего, что повышенное осознание ограничений традиционной философии вскоре сделает эту философию бесплодной, простой слепой и пустой волей, ни к чему не приводящей. Нужно жить реальным, а не вымышленным. На ее месте будет процветать теория истории и общества, способная объяснить свой внешний вид и статус, осознавая парадоксы, которые она не может решить, основанная на постоянно меняющихся личных потребностях и социальных интересах, и манящая к действиям для преодоления определенных условий исторической составляющей и требующая изменения во времени, дабы реализовать новые условия бытия. Таким образом, "Тезисы о Фейербахе" - радикальная историческая точка зрения, позволяющая Марксу перевести философский сдвиг в теоретический, не беспокоя его "философскую совесть".
  

Был ли аутентичный призыв студентов Гарварда, которые во время выступлений 1969 вывешивали плакат с текстом 11 тезиса Маркса о Фейербахе?


  
   Сначала стоит осветить (объяснить) событие 1969 года - выступление студентов в Гарвардском университете.
  
   Гарвардский университет (Гарвард) (англ. Harvard University) - один из самых известных университетов США и всего мира, старейший вуз США. Находится в городе Кембридж (входит в состав Бостонской городской агломерации), штат Массачусетс.
  
   Весенним днем 9 апреля 1969 года около 500 второкурсников колледжа (Гарвард-колледж (англ. Harvard College) - одно из двух подразделений Гарварда) захватили Университетский зал в знак протеста против роли (поддержки) Гарвардского университета войны во Вьетнаме. Студенты потребовали, чтобы Гарвард прекратил свою программу подготовки офицеров запаса, которая предоставляла офицеров для войны. Протестующие считали ее моральным "банкротством" (то есть несостоятельной, дорогой). Президент Гарварда Натан Пьюзи (Nathan Pusey) вызвал городскую и государственную полицию в кампус, чтобы убрать протестующих. На следующий день (10 апреля) перед рассветом около 400 офицеров в защитном снаряжении использовали то, что некоторые позже назовут "чрезмерной/излишней мерой/силой против студентов" (excessive force against the students). Согласно Гарвардской статье "Кримсон", опубликованной на следующий день, "в ходе рейда было арестовано от 250 до 300 человек и около 75 студентов получили ранения" (Harvard a Crimson article published the following day, "between 250 and 300 people were arrested in the raid, and nearly 75 students were injured.").
  
   В ответ на это, 11 апреля, тысячи студентов Гарварда, стипендиатов, младших преподавателей и нескольких старших преподавателей из всех частей университета собрались на стадионе Гарварда, дабы бойкотировать учебный процесс. Требовали митингующих были следующими: 1) отпустить ранее задержанных протестующих против войны во Вьетнаме; 2) провести расследование действий правоохранителей, участвовавших в задержании, чтобы выяснить, действовали ли они в рамках закона или вышли за его пределы.
  
   Полиция обвинила практически всех арестованных ими в нарушении правопорядка. Администрация университета потребовала снять обвинения, но председательствующий судья постановил, что 35 демонстрантов предстанут перед судом за преступное посягательство на имущество университета. Большинство заплатили штраф в размере 20 долларов. Подавшие апелляцию были оправданы, так как у полиции не было возможности доказать, кто был внутри Университетского зала, а кто снаружи. Трое молодых людей столкнулись с более серьезное обвинение в избиении полицейских. Двое были осуждены и приговорены к девяти месяцам тюремного заключения. Дисциплинарное производство в Гарварде привело к исключению 23 студентов, которые могут подать заявку на реадмиссию (readmission - "повторная госпитализация", т.е. имеют право восстановится в университете) в будущем, и к постоянному исключению еще трех человек.
  

Итоги выступление студенчество в Гарварде 1969 года.


  
   Пострадало 2 полицейских. Верховным судом (его главою Рэймондом Сэнджером Уикинсоном/Raymond Sanger Wilkins) штата Массачусетс нарушений в действиях полицейских во время мер задержания Гарвардских студентов не выявлено.
  
   От 250 до 300 человек были задержаны и около 75 студентов получили ранения. Исключены навсегда из Гарвардского университета три и временно двадцать три студента. 35 студентов будут исправлять свою вину на общественных работах. Трем дадут условное. Двоих посадят на 10 месяцев. В той или иной степени пострадало 141 студент. Остальные (109 студентов), а буду исходить из наименьшего количество задержанных студентов 250, заплатят штраф в размере $20. Общая сумма составит $2180. Что составляет в настоящее время (последние данные по самодевальвации доллара из открытых источников за декабрь 2019 года) $15 517.86. Сегодня это было бы $142,36 на человека. Самодевальвация доллара с 1969 по 2019 год составила 611,83%.
  
  
 []
https://www.statbureau.org/ru/united-states/inflation-calculators?dateBack=1969-4-1&dateTo=2019-12-1&amount=2180
  
  

Был ли аутентичный призыв студентов Гарварда, которые во время выступлений 1969 вывешивали плакат с текстом 11 тезиса Маркса о Фейербахе?


  
   И да и нет. Сначала рассмотрим термин "аутентичный". Что понимают обычно под термином "аутентичный"? "Действительный", "подлинный", "соответствующий подлинному". Разве это именно так? Разберем детальней этимологию термина "аутентичный".
  
   Состоит из двух слов, английского и французского: "authentic" +‎"ity". В английский язык "authentic" был позаимствован из древнегреческого языка, слова "αὐθέντης" (автхентэс). Где первый слог "αὐτός" (автос) означало "само", "само по себе", "подобное" и второго слога с прото-индо-европейского "ἕντης" (гентэс) означало "готовиться", "работать", "преуспевать". Под словом "αὐθέντης" древними греками понималось: "совершение чего-либо", "самоубийство", "абсолюта", "совершившегося само или сделанным самим", "правитель", "сам по себе", "некто либо нечто помогающие".
  
   Во французский язык слог "ity" был позаимствован из латинского языка, слова -"itātem", в свою очередь именительная форма "itās", и из прото-индо-европейского "it". "Itātem" означало: "горький", "верность", "гражданин", "один, одного", "быстро", "едкий". "it" означало: "гриб", "холм", "Лигурию" (Лигурия (итал. и лиг. Liguria) - административная область Италии на северном побережье Лигурийского моря. Лигурийское море (лат. Mare Ligusticum, фр. mer Ligure, итал. mar Ligure, лиг. Mâ Ligure)- часть Средиземного моря между островом Корсика и Лигурией (побережьем Италии)).
  
   В свою очередь слова "itātem" и "it" вошли в обиход латинского языка из древнегреческого, от слова "ηνός " (энос). "ηνός" происходило от "οίνος" и означало "вино", "красного цвета", "любой алкоголь".
  
   Под термином "аутентичный" следует понимать: "то, что бесконечное и конечное, вечное незыблемое и вечно текущие. Нечто странное либо другой некто во мне".
  
   Протестующие студенты вывешивали плакат с текстом 11 тезиса Маркса о Фейербахе "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.". Они имели в виду, что США требуется заниматься собственными проблемами. Тратить деньги на улучшение жизни своим гражданам, а не на войну во Вьетнаме. Маркс, выдвигая 11 тезис, имел в виду улучшение общемировой жизни для всех людей. Американские студенты видели в 11 тезисе политическое воззвание к своим душам saper aude - дерзай, действуй. Маркс же видел, что необходимо отбросить не нужное в философии - эти рассуждения, не приносящие пользы людям, обществу. Маркс желал добиться вдумчивого анализа, необходимого в действительном, реальном мире, а не рассуждать об абстрактном, идеальном, не нужном "мире". В период Вьетнамской войны (официально с 1955 по 1975 года) США потратили 168 млрд. долларов США на войну ($1 202 989 750 692.52 в 2019 г.), что привело к большому дефициту федерального бюджета.
  
  
 []
https://www.statbureau.org/ru/united-states/inflation-calculators?dateBack=1969-4-1&dateTo=2019-12-1&amount=169000000000
  
  
  

Студенты Сорбонны ("новые левые") несли плакаты "Маркс, Мао, Маркузе". Почему эти движения черпали свои идеи во многом по марксизму?


  
   Для события май-июнь 1968 года характерно огромное стихийное антиавторитарное восстание "ici et maintenant" ("здесь и сейчас") социального, политического и культурного характера, направленное против капитализма, потребительства, американского империализма и, что более важно, против голлистской власти.
  
   В результате столкновений погибли по меньшей мере семь человек и сотни тяжело раненых как со стороны демонстрантов, так и со стороны полиции.
  
   События привели в конечном счёте к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля.
  

Против кого выступали "новые левые"? Против "голлизма". Что такое "голлизм"?


  
   Голлизм - это политическая мысль, вдохновенные идеи и действия Шарля де Голля. Это больше, чем просто доктрина, это прежде всего состояние ума. Прилагательное, позволяющее квалифицировать размышления генерала де Голля, его позиции, его решения и т. д., а так же шаги по их расширению, является "голлизмом". Значение слова "голлизм" со временем изменилось.
  
   Во время Второй мировой войны это было синонимом сопротивления нацистской оккупации. К голлистам относились члены всех французских партий, сопротивлявшихся нацисткой Германии, за исключением, коммунистов. Термин "голлист" обозначает "устойчивый в целом". С 22 июня 1941 г., когда Третий Рейх напал на СССР, коммунисты присоединились к движению Сопротивления. Термин голлист в таком понимании действовал с 1939 по1945 годы.
  
   После освобождения от пронацистского режима правительства Виши термин стал обозначать идею или политику генерала де Голля и его сторонников, в отличие от других политических партий и течений. В таком понимании действовал с 1945 по1968 годы.
  
   После 1970 года термин голлист является ссылкой, с частичными и иногда противоречивыми интерпретациями тех, кто претендует на наследство политики основания V - й Республики (с 1958 года).
  
   Используемое здесь слово "доктрина", безусловно, является чрезмерным. Генерал де Голль был действительно, в первую очередь прагматик , который адаптировал условия действия термина голлизм в соответствии с обстоятельствами, сохраняя некоторые нематериальные принципы постановки целей для достижения. Тем не менее, по каждой из тем (независимость, дипломатия, конституция, социальная сфера, место сотрудников в компании) все ее решения, цели и способы ее достижения составляют политическую доктрину.
  
   Голлизм с самого начала - это философия, несущая "определенную идею Франции". Доктрина голлизма оставила следующие выводы:
  
   - Франция сделала великий вклад в прошлом, была одной из основных стран западного мира. Бывали промежутки эпох, когда от Франции завесил весь мир (например, в крестовых походах с Первого по Девятый, "Grand Siècle" "Великий век" Людовика XIV, огромное влияние французской культуры, музыки, живописи на Европу и главное достояние Великая французская революция 1789 года);
  
   - Франция "ветреная". Франция навсегда останется в искушении вернуться к своим внутренним ссорам (политическим, социальным, интеллектуальным), которые в соответствии с голлистским видением вернут ее на путь упадка.
  
   Следовательно, для того, чтобы взять верх над собой и взять на себя функции главы наций, Франция должна быть постоянно объединена или руководителем, или государством, или проектом и сформирована политическими институтами (баланс политического равноправия и эффективности), экономическим планом и социально-политическим участием полномочий, достаточным, чтобы избежать внутренней борьбы.
  
   Теперь в рамках голлизма остается философия:
  
   - цель - величие Франции, поскольку "послание", которое Франция несет в мире, является гуманистическим;
   - последствие через социальную политику, которая имеет первостепенную цель связывания нации2.
  

Кто такие "новые левые"?


   Новые левые - направление в политике, отождествляющее себя с левой идеей, но противопоставляющее себя традиционным компартиям и социал-демократам ("старым левым").
   Старые, или традиционные, левые (англ. The Old Left, англ. Traditional Left) - термин, определяющий традиционные (сформировавшиеся до 1930-х гг.) направления левой мысли: ленинизма, сталинизма, троцкизма, их вариаций и ответвлений (маоизм, ходжаизм, различные троцкистские тенденции), а также анархизма. Используется в противоположность термину "новые левые", так как теоретические и организационно-практические традиции последних начали зарождаться в 1960-х-1970-х гг.
   Движение возникло в Западной Европе, США и Японии в 1960-х годах под влиянием анархистских и неомарксистских идей, в особенности философии Франкфуртской школы и Герберта Маркузе. Характеризуется критикой исторической роли рабочего класса и институциональных форм сопротивления.
  
   Франкфуртская школа (нем. Frankfurter Schule) - критическая теория современного (индустриального) общества, разновидность неомарксизма. Представители данной школы считали, что буржуазное классовое общество превратилось в монолитную тоталитарную Систему, в которой, ввиду отсутствия пролетариата, революционная роль преобразования общества переходит к интеллигентам и аутсайдерам. Современное общество технократично и существует за счёт распространения ложного сознания посредством средств массовой информации, а также популярной культуры, и навязываемым культом потребления. Тоталитаризм - это практика стирания грани между приватным и публичным существованием. Франкфуртская школа существенно повлияла на различные варианты идеологии левого радикализма.
  
   Герберт Маркузе (нем. Herbert Marcuse 19 июля 1898, Берлин - 29 июля 1979, Штарнберг) - немецкий и американский философ, социолог и культуролог, представитель Франкфуртской школы.
  
   "Новые левые" выражали протест против бездуховности "общества потребления", обезличенности массовой культуры, унификации человеческой личности. Выступали за "прямую демократию", свободу самовыражения, нонконформизм.
  
   Социальной базой "старых левых" был промышленный пролетариат, реже крестьянство. "Новые левые" считали, в том числе в связи с этим, "старых левых" устаревшими, и не имеющими перспектив, по крайней мере относительно стран Первого и Второго миров, в которых пролетариат и крестьянство все больше утрачивали свои позиции, уступая новым типам работников постиндустриального общества. Однако, основная критика старых коммунистических и социал-демократических партий касалась их бюрократизма, догматизма, иерархичности, оппортунизма и претензий на роль единственного авангарда трудящихся классов.
  
   Начав с ненасильственного протеста, к концу десятилетия некоторые "новые левые" перешли к экстремистской деятельности.
  
   Особая субкультура "новых левых" была построена на отрицании существующих ценностей общества. Поэтому их культуру назвали "контр-культурой" - отрицанием культуры.
  
   Они участвовали во всех массовых движениях "бурных 60-х" - за университетские свободы, гражданские права черных и других меньшинств (в США), но наиболее массовый характер приняло движение против войны во Вьетнаме.
  
   С "новыми левыми" был тесно связан бурный рост таких движений, как хиппи, феминизма, защиты прав сексуальных меньшинств и др.
  
   Европейские новые левые впервые появились в Западной Германии, и стали образцом для европейских студенческих радикалов. Немецкие студенты, протестующие против войны во Вьетнаме, часто носили выброшенную военную форму США, и вступали в контакты с американскими уклонистами от призыва в армию и дезертирами. Немецкие революционно настроенные студенты объединялись в Социалистический союз немецких студентов который в середине 1960-х возглавил студенческий активист Руди Дучке.
  
   Руди Дучке (нем. Rudi Dutschke, полное имя Альфред Вилли Рудольф Дучке; нем. Alfred Willi Rudolf Dutschke; 7 марта 1940, Шёнефельд, Германия ― 24 декабря 1979, Орхус, Дания) - немецкий марксистский социолог и политик. Лидер западногерманского и западноберлинского студенческого движения 1960-х годов, ведущий представитель поколения немецких "новых левых".
  
   В 1968 в Чехословакии началось социалистическое движение реформ, получившее название Пражская весна, которое впоследствии было подавлено войсками.
  
   Общественно-политическая активность "новых левых" достигла пика во всем мире в 1968 году. В мае 1968 года во Франции волна протестов прошлась по всей стране, в то время как немецкое студенческое движение сделало то же самое в Германии. Схожие события происходили в это время в Югославии, Польше, Турции, Италии и других европейских странах.
  

Почему эти революционные движения черпали свои идеи во многом по марксизму?


  
   С философской точки зрения, несколько авторов оказали важное влияние, по крайней мере, на часть движения, во время и после: фрейдомарксист Вильгельм Райх (freudo-marxiste Wilhelm Reich), чей манифест "Сексуальная революция" ("La révolution sexuelle") появился в 1936 году; книга Герберта Маркузе "Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества" ("L'Homme unidimensionnel", "Одномерный человек"), опубликованная во Франции в 1964 году и переизданная в 1968 году; Рауль Ванигем (Raoul Vaneigem), опубликованный в 1967 году "Договор о том, как использовать жизнь молодым поколениями" ("Революция повседневной жизни") ("Traité de savoir-vivre à l'usage des jeunes générations") и др.
  
   В Высшей нормальной школе (Париж) (l'École normale supérieure de la rue d'Ulm) философ-коммунист Луи Альтюссер воспитал многих французских граждан в марксистско-ленинской идеологий, которые образуют зародыши первых маоистских организаций.
  
   Почему майские выступления студентов Сорбонны черпало свои идеи из марксизма? По сути, молодежь "открыла" для себя идеологию (новые левые), где могла выступить за права: женщин, негров и гомосексуалистов. Только стоит учесть, что у французов в их историческом материализме есть особая черта - это "восставать". Поэтому побунтовать, пограбить, избежать занятий - святое дело каждого молодого француза. Отыграть "свое" взятие Бастилии. Освободить не заслуженно осужденных невинных жертв голлизма. Свергнуть "злое" правительство и установить для всех "доброе" правительство.
  
   Часть радикализированной молодежи с увлечением смотрит на революционные движения третьего мира: Хо Ши Мина, Че Гевара, Фиделя Кастро, которые служат образцом. В то время появление на китайской сцене молодых красногвардейцев (хунвэйбинов) создает впечатление, что молодежь может иметь политическую власть в обществе и бросать вызов авторитету взрослых и властям. Стоит учесть, что эти молодые бунтовщики так же внимательно следили за борьбой, которую вели в Соединенных Штатах движения, что "негры то же люди" (за права чернокожих) или сидячие забастовки, и различные исследования движения хиппи и студентов, которые за свободною любовь и наркотики; особенно в университете Беркли (Калифорнийский университет в Беркли).
  
   В апреле 1968 года, ряд предшествующих громких политических инцидентов (смерть в 1967 году от пули западногерманского полицейского студента Бенно Онезорга во время посещения Западного Берлина главой Ирана шахом Мохамедом Реза Пехлеви и покушение, опять же, со стороны западногерманского полицейского, на главу НСС Дучке в 1968) спровоцировали студентов Немецкого социалистического студенческого движения (Sozialistischer Deutscher Studentenbund) на акции протеста против западногерманских властей. Международный характер студенческих движений позволяет поместить французские события в глобальную динамику общей "Весны народов 1967-1969" годов.
  
   Выше приведенные события послужили началом для противоправительственных действии во Франции, в университете Сорбонне. Французские студенты поддержали своих немецких товарищей. Особенно возмутило французских "новых левых" слова на суде Йозефа Бахманна (Josef Bachmann) западногерманского полицейского (дело было громкое и суд над Бахманном был публичный) стрелявшегося в Руди Дучке: ""Du dreckiges Kommunistenschwein!"" ("Ты грязная коммунистическая свинья!"). "Новые левые" возмутились. Где свобода, равенство, братство? Таков "Западный мир"? Западный мир, где можно стрелять спокойно в человека? Признаться в этом на суде и быть оправданным (в последующим)? Западный мир предлагает бороться против злого "восточного деспотизма" (в лице стран Варшавского договора)?
  
   Французские студенты Сорбонны вынесли на щит покушение на Дучке и вышли на улицы Парижа.
  
   Однако, Дучке был поводом, а реальное положение дел заключалось в следующим: Французская республика, в лице ею главы генерала де Голля, в 1965 потребовал обменять принадлежащие Франции доллары США на золото, с связи упадком экономики. Де Голль хотел "оживить" экономику Франции. В начале 1965 года в нью-йоркские порт и аэропорт прибыли грузы долларов, которые Франция прислала для обмена на золото, хранившееся в Федеральной резервной системы США. И США поменяла свой доллар на французское золото.
  
   Выступление студентов Сорбонны имело и другое название "Майские события".
  
   Майские события 1968 года, или "Красный май" или Май 1968 (фр. Mai 68) - социальный кризис во Франции, начавшийся с леворадикальных студенческих выступлений и вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и почти 10-миллионную всеобщую забастовку.
  
   Парадоксально, но кризис мая 1968 происходит на фоне десятилетия беспрецедентного экономического роста. В экономике это было время апогея "Славного тридцатилетия". В это время уровень жизни во Франции стал одним из самых высоких в мире (по доктрине голлизма), что определило формирование потребительского общества в стране. Однако, несколько месяцев, предшествующих маю 1968, продемонстрировали симптомы ухудшения экономической ситуации. Количество безработных в начале 1968 года составило около 500 тысяч человек (из почти 50-тимиллионного населения Франции) и постоянно росло. Среди безработных в первую очередь оказывались представители молодёжи.
  
   Майские события, по заявлению де Голля, были вызваны внешним вмешательством двух полюсов силы: Натовского блока и Варшавского договора (ВД). Первые хотели окончательно разрушить экономику Франции (на момент событии удалось ее только затормозить), но сохранить Францию в зоне влияния НАТО, а вторые - сохранить экономику Франции и расширится на Запад (включение Пятой Республике в сферу влияние Варшавского договора).
  
   В мае 1968 года в парижских университетах начались студенческие волнения, сперва в университете Париж X - Нантер, а затем и в Сорбонне. Их возглавили 23-летний анархист Даниэль Кон-Бендит и 26-летний троцкист Ален Кривин. Движущей силой студентов, помимо общего молодёжного протеста (самый знаменитый лозунг - "Запрещать запрещается" ("Il est interdit d'interdire!")), были различного рода крайне левые идеи: марксистско-ленинские, троцкистские, маоистские, анархистские и т. д., поданные в романтически-протестном духе, свойственном молодежи. Общее название этих взглядов, или, вернее, настроений - "гошизм", первоначально обозначало "левизну" в переводе работы Ленина "Детская болезнь левизны в коммунизме". Практически невозможно определить все политические убеждения студентов, активно принимавших участие в протестах. Особенно сильным было анархическое движение, центром которого являлся город Нантер. Немало было среди деятелей майских событий людей, иронизирующих над левыми и анархистскими лозунгами так же, как и над любыми другими. Студентам сочувствовали и многие левые преподаватели Сорбонны, включая, например, Мишеля Фуко, Жан-Поля Сартра и другие известные представители радикальной интеллигенции. Сами участники событий позиционировали себя как "новые левые".
  
   Через несколько дней беспорядков на стороне протестующих выступили профсоюзы, объявившие забастовку, затем ставшую бессрочной; митингующие (как студенты, так и рабочие и служащие) выдвигали конкретные политические требования. Среди них была отставка де Голля, а также формула "40 - 60 - 1000" (40-часовая рабочая неделя, пенсия в 60 лет, минимальный оклад в 1000 фр.).
  
   Де Голль принял решение назначить досрочные парламентские выборы на 23 и 30 июня. Парламентские выборы ознаменовали окончание конфликта. Премьер-министр Жорж Помпиду призывал в предвыборной кампании к "защите республики" перед лицом "коммунистической опасности" и воззвал к "молчаливому большинству". В результате выборов президентский Союз защиты республики (голлисты) получил абсолютное большинство в парламенте, впервые в истории Франции. Однако, всего лишь через год после этих событий, де Голль проиграл референдум по реформе Сената и местной власти и принял решение уйти в отставку.
  
   Де Голль взбунтовался против НАТО и не был выгоден ВД. Он решил вести самостоятельную политику, но проиграл.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"