В Ветхозаветные времена Бог предоставил человеку возможность самому исполнять все Его повеления. Вся воля Божия для человека была записана в Законе, который Бог дал Своему народу, Израилю. В книге Левит 18:4 записано: "Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог ваш". Возьмём, к примеру, ещё одно обращение Бога к Своему народу в книге Левит 11:44: "будьте святы, ибо Я свят". Смысл этих обращений Бога к народу следующий: Я свят, и ко Мне не может приблизиться ничто преданное греху, мерзости и лжи. Я ваш Бог, Я Сам приблизил вас к Себе, поэтому будьте святы и вы.
И уже в Новом Завете мы читаем: "делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех",- послание к Римлянам 3:20. Это означает, что Бог дал Закон Своему народу не для того, чтобы люди оправдывались пред Ним своими делами, но только для того, чтобы они познали через Закон свой грех и перестали грешить пред Богом. Оправдание же человек получает только через жертву Сына Божьего, Иисуса Христа.
В Ветхозаветные времена в Израиле возникло много законнических духовных школ и учений. Самые распространённые из них - секты книжников, фарисеев, законников. Иисус Христос очень отрицательно относился к ним. Вот одна из характеристик Господа книжников и фарисеев: "на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их",- евангелие от Матфея 23:2-4. Книжники, фарисеи и законники стояли на страже Закона и считали себя служителями Божьими. Главное, что отмечал Господь в этих служителях - их лицемерие. Зная высокие требования Закона, они проповедовали предписания Закона для людей, но сами не исполняли их. Такая лживая праведность не устраивает Господа, поэтому Он обращается к нам с такими словами: "Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное",- евангелие от Матфея 5:20. Это очень серьёзное обращение к нам, предупреждающее нас не быть лицемерными и лживыми по отношению к себе и к людям, то есть проповедовать людям такое Евангелие, которым живём сами. Иисус Христос предупреждал Своих учеников: "берегитесь закваски фарисейской",- евангелие от Матфея 16:6. Тем самым Господь призывает нас беречься закваски лжи и лицемерия, чтобы и нам не стать "окрашенными гробами, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты",- евангелие от Матфея 23:27. Иначе говоря, Иисус Христос призывает нас к тому, чтобы наше исповедание не расходилось с нашими делами.
Ветхозаветная заповедь любви гласит так: "люби ближнего твоего, как самого себя",- Левит 19:18. Господь, Иисус Христос, в Новом Завете даёт нам новую заповедь любви: "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих",- евангелие от Иоанна 15:12-13. Итак, прежде всего, Господь обращает наше внимание на пример Своей любви к нам, то есть преподаёт нам стандарт новой, жертвенной любви друг к другу. Это не было пустой фарисейской декларацией делать то, что Он Сам делать не мог. Но как написано: "Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками",- послание к Римлянам 5:8. Однако, и в этой ситуации мы можем сказать Ему: Господи, но разве это возможно для нас? Ты это совершил, отдал Свою жизнь за людей всего мира, но Ты есть Само Совершенство, Господь с неба, а мы - плоть. В евангелии от Матфея 19:25-26 записано ещё одно наставление Иисуса Христа для Его учеников: "ученики Его...сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно". Это снова повод к нашему возмущению: как же быть нам, как нам попасть в Царствие Божие, как спастись и иметь жизнь вечную?
Новый Завет - это Завет благодати Господа, Иисуса Христа. В евангелии от Иоанна 15:4-5 Господь говорит нам: "Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего". Если ветхозаветные фарисеи, книжники, законники говорили людям: делайте, исполняйте, а сами не в состоянии были всё это исполнить, то Господь говорит нам: для того, чтобы исполнять Божью волю - быть праведным, любить всех, быть мудрым, родиться свыше, наследовать Царствие Божие... для всего этого необходимо только одно - пребывать во Мне, ибо без Меня не можете делать ничего. Итак, Иисус не требует от нас исполнения того, что нам не под силу. Дух Святой даёт нам новую духовную установку через Апостола Павла: "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе",- послание к Филиппийцам 4:13. Это означает для нас - мы можем быть совершенными, пребывая во Христе Иисусе.
Как это обычно бывает с нами - мы ищем внутри себя различные добродетели, к примеру, хотим быть праведными и начинаем стараться быть праведными, но нас хватает ненадолго - на день или два. А в послании 1-Коринфянам 1:30 написано: "От Него (Бога) и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением". Это означает для нас - пребывая в Иисусе Христе, мы живём с Его мудростью, Его праведностью, освящаемся Им и имеем искупление через Него, то есть прощение наших грехов и спасение.
В Писании сказано: "ибо в Нем (Иисусе Христе) обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти",- послание к Колоссянам 2:9-10. Итак, мы имеем в нашем Господе полноту всего - праведность, любовь, искупление, спасение, Он находится на наших устах, когда мы благовествуем, Он есть наша премудрость, в Нём наша полнота Божества... иначе говоря, в Иисусе Христе мы имеем всё! Нам не нужно искать ничего своего, но искать только одного - Господа, Иисуса Христа, быть в Нём, совершать всё в Нём. Как написано в Деяниях Апостолов 17:28: "ибо мы Им живем и движемся и существуем... мы Его и род". Итак, Новозаветная установка нашей жизни - ищи Иисуса в своей жизни, всё что делаешь, делай с Ним, молись и призывай Его участвовать во всех своих делах, больших или малых. Он Сам сказал: без Меня не можете делать ничего!
В евангелии от Луки 16:16 написано: "Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него". Мы можем прилагать много усилий для преодоления своих несовершенств, а Иисус говорит нам: тебе нужно прилагать только одно усилие - соединяться со Мною в каждом дне твоей жизни. А если мы будем искать свою праведность, то мы обязательно найдём праведность от Закона; и с нами произойдёт тоже, что и с Израилем: "Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией",- послание к Римлянам 10:3. В результате этого будет отпадение от Господа, как это было с Израилем. Ищи только Господа, Иисуса Христа, делай всё в Нём и, имея подобную практику жизни, каждый день пребывая со Христом, мы придём к Его полноте. Царствие Божие - это есть то место, где живёт Бог. Мы станем Храмом Бога живого, когда Он будет жить в нас Духом Святым. Иисус Христос так и говорит: "не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть",- евангелие от Луки 17:20-21. Ищи только одного - присутствия Господа внутри себя.
Иисус Христос провозглашает в евангелии от Матфея 11:28: "Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас....". Эти слова Господа так и следует нам понимать - не старайтесь своими руками достичь своего спасения. Вы будете много трудиться для этого и обременять себя, но ничего не добьётесь. Всё что вам нужно, говорит Иисус: придите ко Мне, сложите к Моим ногам свои грехи в покаянии, получите прощение грехов и покой своей душе. Итак, ищите Господа и найдёте, если будете искать Его всем сердцем своим и всею душею своею, тогда Он поселится в вас, Его любовь будет жить в вашем сердце и вы станете храмом Бога живого, Он будет жить в вас Своею полнотою Божественной природы.
В евангелии от Иоанна 14:6 Иисус Христос говорит про Себя: "Я есмь путь и истина и жизнь". Это означает для нас - когда мы в каждом дне нашей жизни пребываем во Христе, в откровении Его Слова, мы всегда будем находиться на верном пути к Отцу Небесному, никогда не заблудимся и Он обязательно даст нам второе рождение. Сама Божья истина поселится в нас и сама Божественная природа Жизни будет находиться в нас и животворить нас. "Бог есть любовь",- послание 1-Иоанна 4:16 - мы обретём Божью любовь, пребывая во Христе. И тогда мы способны будем любить всех и отдать жизнь свою за друзей своих, как Он, и исполнить главную заповедь в законе: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки",- евангелие от Матфея 22:37-40.
Вспомним учеников Иисуса Христа. Они думали, что так сильно любят своего Учителя и готовы отдать за Него свою жизнь. Но когда пришло время испытания, все они разбежались. Один Пётр был возле Христа, ведь он только что обещал Господу: "если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь... хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя",- евангелие от Матфея 26:33,35. Пётр был самый решительный и отважный из всех учеников Христа, поэтому он был рядом со своим Учителем в трудный момент Его жизни, когда все остальные разбежались. Но и его духовных сил хватило ему до определённого момента. Как и предсказал Господь Петру, его хватило не надолго - до пения утренних петухов.
И уже после Своего воскресения, Иисус Христос спросил Петра: "Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?",- евангелие от Иоанна 21:15. В этом месте Писания Христос спрашивал Петра о жертвенной любви (на греческом языке - агапе, "γαπάω"), то есть речь шла о любви готовой отдать свою жизнь за Него. Пётр ответил: "Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя",- евангелие от Иоанна 21:15. В своём ответе, Пётр употребил слово люблю с другим значением (на греческом языке - филео, "φιλέω"). Это слово означает любовь чувственную, любовь настроения. Людям обычно свойственна именно эта любовь, любовь человеческая. Пётр раньше думал про себя, что он имеет жертвенную любовь и готов пойти на смерть ради своего Учителя, но увы... Всё произошло иначе - ему так только казалось. Вы думаете, что мы лучше Петра?.. Не обольщайтесь! Природа жертвенной любви - это природа любви Божьей, и Господь хочет, чтобы у нас была природа Его любви, жертвенной любви, готовой отдать себя не только за друзей своих, но даже и за своих врагов, поэтому так важно нам пребывать в нашем Господе, Иисусе Христе, чтобы исполнить Его волю во всём.
Далее Иисус Христос сказал Петру следующее: "Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною",- евангелие от Иоанна 21:18-19. Смысл этих слов Господа состоит в следующем: ты, Пётр, раньше жил и ходил везде, куда ты хотел. Но наступит момент в твоей жизни, когда Я умолю Отца и Он даст вам Другого Утешителя, Духа истины; и с этого момента ты будешь жить во Мне, а Я в тебе. Ты уже не будешь ходить там, где тебе хочется, но пойдёшь, куда Я поведу тебя. И с этого момента в тебе, Пётр, будет жить Моя любовь, и только тогда ты сможешь прославить Меня своею смертью. Итак, истинная любовь, когда мы готовы жертвовать собою ради других людей, приходит к нам от Господа, когда Он живёт в нас Своею любовью.
Вспомним ещё один Библейский пример Савла, ставшего впоследствии Апостолом Павлом. В книге Деяния Апостолов 9:1 записано о нём, как он дышал угрозами и убийством на учеников Господа. И этого гонителя Церкви Христовой Господь останавливает и обращает на новый путь жизни. Савл становится Апостолом Иисуса Христа. И уже позднее Апостол Павел пишет о себе и o своих сотрудниках в послании 1-Коринфянам 6:11-13: "Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, - говорю, как детям, - распространитесь и вы". Савл дышал угрозами и убийством христиан до своего обращения, но впоследствии, мы читаем: его сердце наполнилось любовью Господа к людям. В послании к Филиппийцам 1:8 записаны слова Апостола Павла, нового творения в Господе: "Бог - свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа". Это стало возможным после того, как Сам Господь стал жить в сердце Апостола: "и уже не я живу, но живет во мне Христос",- пишет о себе Павел в послании к Галатам 2:20.
То что предлагали фарисеи, книжники, законники, - это была мёртвая религия. Они возлагали на плечи людей неудобоносимые и тяжелые бремена закона, а сами даже не пытались это исполнять. Иисус Христос, наш Господь, имеет в Самом Себе жизнь; и Он не посылает Свои слова на ветер и не предлагает нам исполнять то, что было бы для нас невозможным. Он родился в этом мире для того, чтобы на примере Своей жизни показать нам верный путь жизни, который вел бы нас в Царство Небесное. Определив Себя, как путь жизни, Он предлагает всем нам стать на этот путь и жить в Нём.
Итак, Иисус Христос не наставляет нас пустыми наставлениями, но предлагает нам Самого Себя: пребудьте во Мне, ибо без Меня не можете делать ничего. Теперь главная задача для людей в Новозаветные времена - отойти от греха, удалиться от господствующего в мире растления похотью и искать своего Спасителя, приближаться к Нему всем сердцем своим, всею душею своею, всем разумением своим, чтобы жить в Нём и иметь всю полноту жизни в Нём. В евангелии от Иоанна 14:23 записаны слова Иисуса Христа: "кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим". Любовь к Господу мы проявляем, как выразился Сам Иисус, послушанием Ему. Итак, научись будь послушен Ему, но не делай это, как жертву повинности. Господь говорил фарисеям: "если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы ",- евангелие от Матфея 12:7. Научись быть послушным Господу из любви к Нему, такой любви, какую имеешь. Мы имеем обетование - Он придёт к нам и будет жить в нас. И да благословит тебя Господь, чтобы ты стал обителью Бога Живого, Храмом Святого Духа и имел полноту Божества телесно в Иисусе Христе. Аминь!