Аннотация: Действие движения как покоя есть"КРИК ГЛАГОЛА" Печатное издание 2004г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Гипотеза Сепира - Уорфа фундамент которой покоится на анализе индоевропейских языков, свидетельствует о том, что "структура сложности языка определяется структурой сложности мышления", т.е. язык, в ткани которого и предмет (существительное), и качество предмета (прилагательное), и действие (глагол), и формы этого действия (причастие, деепричастие) есть овеществленное дискурсивно - образное мышление.
Действие как движение есть форма глагольного выражения времени и во времени. Но искусство как выражение "крика глагола" есть состояние покоя как движения.
Аутентичность покоя и движения есть ситуация аналогичная движению Мастера и Маргариты в конце романа Булгакова. В вечной жизни им отказано, но им разрешен покой. Тождество покоя и движения ("тело находится в со-стоянии покоя или прямолинейного равномерного движения") есть на языке Сакии Муни (Будды) - санскирите "НИРВАНА".
Оформление действия движения как покоя и есть "КРИК ГЛАГОЛА" как устойчивого фразеологизма как своеобразной формы золотого сечения, где движение и по-кой взаимнопроницаемы, т.е. выражают нирвану как ис-кусство хадожественного произведения.
Автор настоящих "опытов", безусловно, далек от мысли присвоения столь "высокого статута" собственным произ-ведениям.
На примере конкретного опыта рефлексии (как инди-видуальной мыследеятельности) -действия, автор лишь выявляет и высветляет "художественно оформляемые ситуации" таких фразеологизмов, которые могут служить скромной иллюстрацией примеров литературных рефлексий как гармонизации мысли. А это, по мнению автора, есть непременный путь движения замысла художественного оформления мысли.
1
Ходило счастье на дворе
(рефлексия закатного неба )
Аннотация:
" а в прожитой жизни лишь сотый апрель есть..."
ВЕЧЕРНИЙ ЗАКАТ
Ходило счастье на дворе,
ходило счастье.
Заря вскипала тут и там, заря вскипала.
Заря вскипала тут и там, прорвав ненастье.
День завершал свой целый круг,
войдя в томленье,
Страданья вылились в недуг
и ночь волненья.
А далеко как сенокос
шумело море,
Кипела жалость в криках роз
и пила горе.
И в озарении теней,
грозы и дола
летела стая журавлей
как крик глагола.
2
И свет, и тишина души
(рефлексия сквозного времени)
Аннотация:
" опять!черная булка вчерашней ласки ..."
И свет, и тишина души,
и шорохи лесные
в объятьях солнца золотые
стоят в колосьях спелой ржи.
Ответ за прошлое держи
перед собой. Сквозь прах надежды
рубцы излишества свежи
и их с собой несёт невежда.
А слезы помогают нам
увидеть душу в беспристрастье
И снова прожитым годам
отдать живую власть над нами
сквозь тесный строй былых страстей
и мудрость оценить с летами.
3
В глубине осеннего тумана
(рефлексия архитектуры)
Аннотация:
" из опушенных глаз водостоков ..."
В глубине осеннего тумана
Громадой мост вознесся над рекой,
И шорох шума шлялся непрестанно,
Вгоняя гвоздь в разбуженный покой.
Стоял туман, но в золоте наряда
Глядел торжественно в рассерженных огнях,
Плыл по реке из свежей звени сада созвучий осени, распавшейся на днях.
Вознесся мост. И падали лишь звёзды,
Да сонно-блеклый дождь желтеющих огней,
И темный призрак, прозревая, грозно
зашелестел страницами теней.
Вознесся мост. Но гулко, одиноко
печаль туманную реке опять нести,
Какая цель того, кто там высоко
Всё держит бережно в распахнутой горсти...
4
Вся улица тревожна - чиста - бела
(рефлексия вихря)
Аннотация:
" Дождь обрыдал тротуары ..."
Вся улица тревожна - чиста - бела
сквозь стекла льдистые глядела
на снежный расплескавшийся наряд,
в котором тени томные кружат.
Пустое небо, одолев зевоту,
смотрело в улицу - калейдоскоп,
В отарах снежных рассыпало ноты
и собирало звуки в бесконечный сноп.
Пробрался вечер, залегая тихо
в сугробных складках, пламени домов,
И прокатился обомлевшим вихрем
по бахроме заснеженных столбов.
А ночь, ночь ширится и пухнет
И гаснет светлое, становится всё мглистым,
Но оживает и взывает в духе
всё то, что утром нам казалось чистым.
5
Синее небо. Песочная даль
(рефлексия дон - кихотства)
Аннотация:
" Птица побирается песней ..."
Синее небо. Песочная даль.
Рыцарь на кляче замученной,
Солнцем горячим прогретая сталь,
Лик из морщин крученный.
Каждый бежит по дороге своей,
Падая в бездну бескрайнюю,
Доброе в море злословия лей,
Не сокрывая тайною.
Нет ни лица, ни усов и ни глаз, -
Доброе сердце имеется,
Буря песочная рвётся на нас,
Тьма в наши души сеется.
Рыцари добрые - Свет и Заря
вас обнимают в сполохах,
Мы здесь сражаемся с серостью зря
в будничных пыльных ворохах.
6
Когда ещё звенела тишина
(рефлексия близости природы)
Аннотация:
" Страх орет из сердца ..."
Когда ещё звенела тишина
И лето пило зной на водопое
Я пал в траву и новая страна
Меня окутала страстями и покоем.
Здесь живо всё и мир здесь бесконечен
средь шума зелени травинок и росы,
Но день живых так быстро скоротечен
как звук летящей бархатной пчелы.
Здесь звёзды малые в испуганном миганье,
Здесь пилит беспокойный дровосек,
Здесь шорохи, восстав, спешат за свежей ра-нью,
И странник-жук свой доживает век.
Тот летний день пришёл ко мне сегодня
Сквозь одиночество и светлый эйдетизм,
Мы все всегда в руке твоей Господней
впадаем в прожитый искрящийся лиризм.
7
С заходом солнца в розовом поля
(рефлексия изначальности)
Аннотация:
" звереют улиц выгоны..."
С заходом солнца в розовом поля,
В зеленой мгле торжественны леса,
И птичий хор рассеял песни для
полей распластанных здесь с формою седла.
В корявых тучах ритмы пламенеют,
Листву деревьев пробирает дрожь,
В осенней влажности дороги ржавым сеет
И иногда бросает в крупных каплях дождь.
Я часто вижу осень как сомненье,
Противоречье тела и души,
в котором есть и суть благоволенья,
И разум к изначальному спешит.
Сознание теряет ярость красок,
Но образы блаженны и чисты,
И вся природа не собранье масок,
а ритм из первозданной пустоты .
8
Вечерний час в цехах сталелитейных (рефлексия технологического)
Аннотация:
" лопались люди, сработавшись насквозь ..."
Вечерний час в цехах сталелитейных,
в заснеженном, захламленном дворе
похож на сторожа в кафтане бумазейном, шагнувшим в улицу в скрипучем январе.