"Я поняла, в чём заключается наш "особый путь". Вот в чём: каждое поколение вынуждено начинать с нуля.
Деревянная Россия целиком выгорала каждые 25-30 лет - и погорельцам всё приходилось начинать заново. На языке современной экономической социологии это называется "декапитализацией поколений".
В XX веке, провозгласив строительство коммунизма, страна унаследовала не имущество предков, а это несчастье. Пожары в прямом и переносном смысле слова раз за разом приводили к утрате материального, социального и культурного капитала. Боюсь, что и сейчас происходит то же самое". (Фейсбук, 7 апреля 2017 г.)
Кривая общественного развития вырисовывается простая: это круг декапитализации, государственного террора и рабской психологии, краткое описание которой может быть дано афоризмом "Настоящий россиянин должен за свою жизнь построить Ротенбергу дом, родить сына-ополченца и извиниться перед Кадыровым".
Конечно, есть исторические причины. В коллективной монографии "Социокультурные основания и смысл большевизма" показано, что большевизм это архаизация страны по образцу допетровских времён - тех времён, когда крестьяне окончательно были лишены свободы и стали собственностью феодала (до 1861-го), а затем - феодального, играющего в социальную общину государства (с 1927 по 1974 гг.).
И вот после 1999 года, после полутора десятка лет усилий вытащить общество из этого застоя рабьей психологии, власть была захвачена группой лиц отнюдь не с историческим масштабом мышления. Путиномика, собственно, есть тот самый государственно-монополистический капитализм в канун, если не социалистической, так социальной революции. Это не значит, что события обязательно будут кровавыми - таковыми их могут сделать только упорно загоняющие нацию в тупик деканы диевы, доценты донских и прочие лицемеры.
Как им это удаётся? Втягивать россиян в войны, экспроприации, депортации, оправдывать бесхозяйственность и нищету, *реновации и государственный терроризм удаётся путём разжижения мозгов некоторой части российского населения, в которой стадное (отнюдь не коллективное) начало преобладает над индивидуальным. Отчасти поэтому "всенародный одобрям-с" известен как "вата".
В "кодексе ватника" Владимир Гаврилюк определяет основные признаки этой достаточно обширной социальной группы (Фейсбук, 8 апреля 2017 г.):
- ностальгия по СССР и советчине;
- ненависть к внутренним и внешним "врагам, развалившим великую державу", которую "все боялись";
- ненависть к "западу", в особенности, к США и вообще ко всему "либеральному интернационалу";
- преклонение перед Иваном Грозным и Сталиным как перед вождями, олицетворяющими "сильную руку";
- признание права вождя репрессировать и уничтожать любое число реальных или мнимых противников;
- предпочтение движений и партий фашистского толка - НОД, СЕРБ, КПРФ;
- поддержка политики ограничения политических, экономических и личных прав и свобод граждан, преследования инакомыслящих;
- сексизм и гомофобия.
Всё это древнее, дремучее мироощущение язычника - старая, с трудом переваримая, но привычная архаика. И если не выбраться из неё, будут снова декапитализация, рвань, лизоблюдство, проклятия врагам, не дающим построить светлое будущее, силовики и террористы, а может, и террористы-силовики.
И тогда снова и снова, семья за семьёй, поколение за поколением непрестанно сжимающейся-расширяющейся в границах страны мужья будут повторять своим подругам, что, словами А. Мариенгофа: