"Моя музыка, - говорил о себе С.В.Рахманинов, - это плод моего характера, и потому это русская музыка".
Малайзия, Куала-Лумпур, башни-близнецы. В 1992-98 гг. государственная нефтяная компания "Петронас" потратила на их строительство 800 млн. долларов. Башни со шпилем высотой 451 м возводились на мягком известковом грунте, сваи вколачивались на глубину более ста метров - пока что это самый большой бетонный фундамент в мире. Для строительства башен использовались материалы, производимые исключительно в Малайзии, - малазийцам пришлось специально разработать особо прочный и одновременно эластичный бетон, что говорит об уровне технологий в некогда аграрной стране. Небоскрёбы получились вдвое тяжелее аналогичных стальных. (См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Башни_Петронас)
Одновременно с открытием близнецов Петронас в холле торгового центра, построенного в основании башен, в столице Малайзии появилась филармония со своим симфоническим оркестром. На своё пятнадцатилетие в 2013-м году афиша филармонии радовала именами П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, С.С.Прокофьева. Удивляла и эта любовь к русской музыке, и сам факт создания среды для классической музыки в далёкой мусульманской стране. Это ведь надо было не только симфонический оркестр к себе выписать, но сделать посещение его концертов модным, престижным, - публику воспитать. А это задача образовательная, гуманитарная, на уровне правительственных программ просвещения и культурного развития, требующая для своего решения тех самых пятнадцати лет и соответствующего содействия средств массовой информации. Очевидно, что за прошедшие пятнадцать лет Малайзия сильно продвинулась не в одном только промышленном и техногенном строительстве.
"Безвременье спустилось чёрной тенью, Безмолвные рождались поколенья, Бесславные восславились пророки", - писал я в венке сонетов, увидевшем свет перед самым путчем августа 1991 г. "Transitus" быстро "устарел", подумал я тогда: отныне будут новые поколения, право выбора и свобода слова, свободный рынок и гражданское общество. Оказывается, время бесславных володиных, сурковых, сусловых, вышинских и ежовых, при которых лишний раз не стоило высовывать нос из дверей, отнюдь не миновало с 1937-м или с 91-м.
"Именно сейчас эти марши, пикеты и митинги создают граждан на завтра, - пишет Сергей Шаров-Делоне на закрытой для российских пользователей интернет-странице Еженедельного Журнала. - Чем темнее и глуше безвременье - тем вернее создают. Точнее, тем вернее мы делаем себя сами, выковывая каждый из себя самого гражданина - одно это деланье стоит того, чтобы выходить. И ещё надо выходить, чтобы почувствовать рядом плечо таких же, как мы - это всем нам очень скоро понадобится, как воздух". http://www.ej.ru/?a=note&id=27343
Чтобы быть свободными, понадобится и плечо, и всё богатство русской культуры, покоряющей мир не силой оружия, но открытым сердцем. Ведь единственное, что старался делать Сергей Васильевич, сочиняя музыку, - это просто и прямо выражать в звуках то, что у него на сердце. "Я - русский композитор, - констатировал он, - и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка". https://ru.wikiquote.org/wiki/Сергей_Васильевич_Рахманинов
В прошлом году, когда над станицей Луганской уже рвались бомбы, я вновь посетил Петронас. Что же любовь к русской музыке? Прошла? Я поспешил к филармоническим кассам увидеть афишу.
На афише над концертной программой крупными буквами значилось Rachmaninoff forever.