Дни горбы по ступенькам из погребов тысяча девятьсот восемнадцатого...
И, можно сказать, что горбатей даже чем в приснопамятном Анатолию Мариенгофу тысяча девятьсот восемнадцатом. Тогда, на гребне революционного энтузиазма, возникли имажинисты, обэриуты, расцвела плеяда революционных поэтов, Э.Багрицкий с его героической пионеркой, В.Катаев с пролетарскими фантазиями о гимназистах, блистательные И.Ильф и Е.Петров, опять же одесситы... Россия вставала из рабского плена, поднимала боевые знамена ради Веры, Любви и Добра. И если вера, любовь и добро более не были прежними церковно-приходскими ценностями, то общечеловеческими от этого быть не перестали. Бурно развивалось театральное искусство. Это уже после тов. Сталин (Джугашвили) казнил, по решению Политбюро, В.Э.Мейерхольда и свёл в могилу К. С. Станиславского, но тогда же раскрылся талант М.А.Булгакова, во весь голос явил свой стих В.В.Маяковский, бунтовал Емелька Пугачёв в поэме С.А.Есенина.
Пути творческого поиска играют плохую шутку с театральным зрителем, открывая двери вещам откровенно циничным и проходным. Не могу не вспомнить своего недоумения, вызванного постановкой Д. Черняковым оперы "Евгений Онегин", а потом полного разочарования его же версией "Аиды" в Новосибирском театре оперы и балета. Ведь начинал он в конце прошлого века с "Молодого Давида", и это было интересно и содержательно. Тем более, что в том же театре шли уже удачные постановки Алексея Степанюка "Кармен" и "Риголетто", какие, правда, в настоящий момент, наверное, тоже могли бы оскорбить чувства верующих, будь они католики или протестанты.
Однако дальше театральные эксперименты становились всё более пошлыми и безыскусными, собственно, как само время и люди на экранах электронных СМИ. И вот - "Тангейзер" Рихарда Вагнера пусть в не совсем провинциальной, но всё же глубинке. "Это было чудовищно!!!" - таково мнение музыканта, на которое я полагаюсь: "Это был неструктурированный бред, который, к тому же, очень сильно мешал течению музыки". Далее можно не обсуждать и забыть хиромантию от юного режиссёра, сына директора академического драмтеатра "Красный Факел". Чему его научили додошки, доценты донских и деканы диевы, то он и воплотил. Что взять с парня? Немало подобной ахинеи выливается на головы читателей, зрителей, публики и народонаселения при новом авторитарном режиме.
Но, оказывается, есть ущемлённые... Есть они, родные, ущемлённые не тем, что на границах их страны русский убивает русского, а сценическим действием, поставленным из погребов сынком своего папы и сыном народа и рассчитанным на других таких же, башляющих бабло из бюджета слуг и сыновей из народа. Униженные и оскорблённые, борются ущемлённые за христианские ценности, борются с виртуальной реальностью, с тем, что осталось от театра, с почти что художественным творчеством и вообще со всем, что не имеет отношения к действительности.
Спросите: "А что имеет отношение к действительности?" Скажу: подлинное творчество. Анатолий Мариенгоф, например, звучащий ныне много современней, чем режиссёр-сынок или ущемлённые его горбатой постановкой верующие:
Опять трехдюймовки хохотали до коликов,
Опять артиллерия заграбастывала кварталы в охапку,
И в небе дымки кувыркались красноглазыми кроликами. -
"Я тоже не видела этого спектакля, и не хочу его оценивать, - приводит "Интерфакс" слова Эллы Панфиловой. - Но я полагаю, что какой бы спектакль ни был, это право художника и зрителя прийти на него или не ходить на него и не водить туда несовершеннолетних. Реагировать можно только в крайнем случае, когда есть вопиющее нарушение закона. Данная реакция РПЦ меня удручает". https://news.mail.ru/inregions/siberian/54/society/21501581/
Какой бы спектакль ни был... Пусть так.
Время такое, дни горбы и всё горбатей, и потому самый гробовой и горбатый спектакль разыгрывается сейчас отнюдь не на театральных подмостках. Но с ним РПЦ не борется. Молится. Это уже немало. Пусть так. Только мало, значит, молится, если на высосанную из пальца кухонную пошлятину силы и чувства хватает.
А то, может, как оно было, Мариенгофа с Есениным запретить? А что? Писал ведь, несчастный:
"Кричи, Мaгдaлинa! Я буду сейчaс по черепу стукaть Поленом..."