Кустов Олег : другие произведения.

Гиперкуб. От автора

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Плейлист "Гиперкуб Олега Кустова" на Ютубе https://youtube.com/playlist?list=PLpSCdvjnL1ouM3UpsXen2ZAPb9ZN_1X1k Аудиокнига на https://youtu.be/MZoqENIQgAA

   []
  
  
  ГИПЕРКУБ
  
  драматическая поэма
  
  
  Я должен поставить себя в историческую судьбу и историческую судьбу
  в свою собственную человеческую глубину. Самой глубине человеческого духа
  раскрывается присутствие какой-то исторической судьбы. Все исторические
  эпохи, начиная с самых первоначальных эпох и кончая самой вершиной истории,
  эпохой нынешней, - всё есть моя историческая судьба, всё есть моё.
  Николай Бердяев. "Смысл истории"
  
  
  
   В 1929 году по просьбе заместителя директора Третьяковской галереи А. А. Фёдорова-Давыдова Казимир Малевич занялся подготовкой к персональной выставке. Работа спорилась. За считанные недели художник воспроизводит развитие мировой живописи -- от наивной живописи и архаики наскальных рисунков и античных полотен к средневековому искусству, прерафаэлитам и барокко. Кисть художника двигается всё дальше от начала, всё ближе к настоящему -- от классицизма и романтизма к реализму и импрессионизму. Он вдохновенно владеет любым стилем. Мазки, точки, линии... Портреты, натюрморты, пейзажи. Полный экспрессии новый век, кубизм, беспредметное искусство, супрематизм. Изображения вещей всё более схематизируются, превращаются в линии и геометрические фигуры и наконец упираются в точку -- чёрный квадрат, абсолютный ноль форм. Всё! Дальше не может быть ничего -- только повторение, вторичное смешение, подражание чему-то известному. А может -- зародыш всех возможностей, выход за пределы известного, открытие новых измерений, осмысление заново.
   "Гиперкуб" и есть это осмысление заново, демистификация истории голосами поэтов. Это одна из возможностей сказать то, что через них могло сказаться, но не состоялось, а может и состоялось, но до нас не дошло во всех смыслах этого слова. Отсюда -- необходимость диалога, который, не подменяя голоса самих поэтов и оригинальных произведений, никогда не останется безнадёжным. В действительности, в постоянном синтезе прошлого и будущего в универсальном порыве жизни, вечно жив тот, кто жив настоящим. Поэты все живы настоящим. С их присутствием язык снова говорит нами, как говорил в золотой и серебряный век.
   Стихи написаны от имени разных поэтов, тем самым вступая с каждым из них в диалог, имеющий форму стилизации. Творческий почерк каждого поэта индивидуален. Одни стилизации драматичны, как жизни и судьбы самих поэтов ('Державный уклад', 'Рабий рынок', 'В заточении', 'Хроники голодомора', 'Последнему другу', 'Колыбельная Ванюше', 'Адская картина'), лиричны ('Завет судьбы', 'Молодые годы', 'Свет серебряный', 'Дар жениха', 'Другая галактика', 'На стремнине') или философичны ('Презрение сует', 'Превечной подруге', 'Суд пророка', 'Закон сохранения', 'Наука конкретного'). Некоторые из стилизаций представляют собой элегии и сонеты ('Благословение Фелицы', 'У камелька', 'Таинственное воплощенье', 'Два начала', 'Ожидание Персеид', 'Парижское тело'), написаны в драматической форме или диалогичны ('Предсказание Мельмота', 'Любовь взаймы', 'Звериный шабаш', 'Голубые погоны', 'Богоносный народ'). Другие -- близки пародии ('Удар чечёткой', 'Последняя копеечка', 'Секретный объект'), подражательны ('Ответ ростка', 'После бала', 'Песенка сердечка', 'Волшебный сон', 'Воспитание воли'), содержат авторскую насмешку и сожаление ('Генерал-палач', 'Имперский дух', 'Темница мира', 'Такая жизнь'), ироничные и шутливые ('Снова думы', 'В альбом', 'Мой визави', 'Идеальный мужчина'), озорные и хулиганские ('Без О', 'Не судьба', 'Опять расхитители', 'Член Союза'). Есть и детские стихотворения ('Мышиный концерт', 'Шурум-бурум'). Одни стилизации следуют, по преимуществу, характерной для поэта стихотворной форме ('Будто сновиденье', 'Моему читателю', 'Баллада соизволения', 'Угол падения'), другие -- строю и содержанию самой мысли, мировоззрению ('Московский хан', 'Слуга языка', 'Поэза изысканности', 'Ванька-взводный', 'Моя гармошка', 'Новый отсчёт'), вплоть до заимствования строк ('Своеволие забав', 'Волшебный сон', 'Шампанское вино', 'Голос гиганта', 'Слава поэта'). Наиболее удачные сочетают форму и содержание ('Русский штык', 'Великий удел', 'Канон Гипатии', 'Складно ладно', 'Осеннее ослепление', 'Трофейное кино').
   Вместе с тем каждая из стилизаций -- диалог с современностью. Это разговор о том, как видится и слышится сейчас, в настоящем, четверть тысячелетия русской поэзии, а с ней -- исторической памяти. Конечно, предлагаемая точка зрения субъективна и, не претендуя на исключительность, значима именно как предложение, постмодернистское по своему духу, дать сказаться тому, что, на взгляд современника, должно прозвучать отчётливо и ясно в поэтическом творчестве вчера, сегодня, завтра. Ведь русский язык много больше того, что последние сто лет называется Россией, как и Россия -- не один только русский язык.
   В геометрии гиперкуб суть аналог трёхмерного куба в четырёхмерном пространстве, тессеракт, октахор, один из шести правильных многоячейников в четырёхмерном пространстве, а если число измерений не оговаривается, гиперкуб это фигура, каждая вершина которой связана определённым количеством рёбер с другими вершинами. Количество этих рёбер, или вершин, определяет размерность гиперкуба. Так пусть же эта размерность не ограничивается рамками общественного строя, исторически не однажды перевираемого революционными преемниками.
   История -- это всегда люди: творческий человек, собеседник, соавтор, готовый войти в воду, в которую входили или по которой ходили предшественники. Предмет кубической формы, при соответственных размерах, вписывается в квадратное отверстие, и тогда этот квадрат, который у Малевича -- чёрен, из конца истории превращается в многомерное начало. Историческое всегда тайна, но это -- тайна несокрытости смысла: "Для того чтобы проникнуть в эту тайну 'исторического', я должен прежде всего постигнуть это историческое и историю как до глубины моё, как до глубины мою историю, как до глубины мою судьбу" (Н. Бердяев. "Смысл истории").
   "Гиперкуб" стилизаций -- драматическая поэма, чьи действующие лица -- поэты, а драму составляет сама история. И чем более угадывается авторский голос в каждой из стилизаций, во множественности шибболета, секрета без секрета, в зашифрованной манифестации шифра как такового, тем ближе эта история настоящему и вне сомнения -- будущему.
  
  
  Действие первое, предреволюционное.
  
  Акт 1.
  
  Михаил Ломоносов (1711-1765). Презрение сует
  Гаврила Державин (1743-1816). Благословение Фелицы
  Иван Козлов (1779-1840). У камелька
  Василий Жуковский (1783-1852). Ответ ростка
  Денис Давыдов (1784-1839). Русский штык
  Константин Батюшков (1787-1855). Завет судьбы
  Пётр Вяземский (1792-1878). Снова думы
  Кондратий Рылеев (1795-1826). Державный уклад
  Вильгельм Кюхельбекер (1797-1846). Рабий рынок
  
  Акт 2.
  
  Александр Пушкин (1799-1837). Предсказание Мельмота
  Евгений Баратынский (1800-1844). Своеволие забав
  Александр Одоевский (1802-1839). После бала
  Николай Языков (1803-1847). Волшебный сон
  Фёдор Тютчев (1803-1873). Великий удел
  Алексей Кольцов (1809-1842). Русская песня
  Нестор Кукольник (1809-1868). Песенка сердечка
  Николай Огарёв (1813-1877). Генерал-палач
  Михаил Лермонтов (1814-1841). Будто сновиденье
  
  Акт 3.
  
  Алексей Толстой (1817-1875). Московский хан
  Яков Полонский (1819-1898). На рассвете
  Афанасий Фет (1820-1892). В альбом
  Аполлон Майков (1821-1897). Таинственное воплощенье
  Николай Некрасов (1821-1877). Имперский дух
  Лев Мей (1822-1862). К солнцу!
  Аполлон Григорьев (1822-1864). Любовь взаймы
  Иван Никитин (1824-1861). Престол ума
  Алексей Плещеев (1825-1893). Путник запоздалый
  
  Акт 4.
  
  Константин Случевский (1837-1904). Сатанинские примеры
  Алексей Апухтин (1840-1893). Перед разлукой
  Иван Суриков (1841-1880). На окраине
  Владимир Соловьёв (1853-1900). Превечной подруге
  Иннокентий Анненский (1855-1909). Два начала
  Семён Надсон (1862-1887). Ожидание Персеид
  Фёдор Сологуб (1863-1927). Жизнь бурлит
  Вячеслав Иванов (1866-1949). Слуга языка
  Константин Бальмонт (1867-1942). Моему читателю
  
  Акт 5.
  
  Мирра Лохвицкая (1869-1905). Канон Гипатии
  Иван Бунин (1870-1953). Молодые годы
  Тэффи (1872-1952). Шампанское вино
  Валерий Брюсов (1873-1924). Знаки запустений
  Михаил Кузмин (1875-1936). Свет серебряный
  Максимилиан Волошин (1877-1932). Парижское тело
  Саша Чёрный (1880-1932). Мой визави
  Андрей Белый (1880-1934). Дар жениха
  Александр Блок (1880-1921). Былая слава
  
  Акт 6.
  
  Корней Чуковский (1882-1969). Мышиный концерт
  Давид Бурлюк (1882-1967). 'Без О'
  Велимир Хлебников (1885-1922). Горожане дикобразы
  Владислав Ходасевич (1886-1939). Стансы, стансы...
  Николай Гумилёв (1886-1921). Баллада соизволения
  Черубина де Габриак (1887-1928). Немного красоты
  Николай Клюев (1887-1937). Дело ясное
  Пётр Орешин (1887-1938). К стенке!
  Самуил Маршак (1887-1964). Замечательная книжка
  
  
  Действие второе, революционное.
  
  Акт 7.
  
  Игорь Северянин (1887-1941). Поэза изысканности
  Владимир Нарбут (1888-1938). Угол падения
  Дон Аминадо (1888-1957). Минутная близость
  Сергей Клычков (1889-1937). Не судьба
  Александр Вертинский (1889-1957). Городской сумасшедший
  Николай Асеев (1889-1963). Опять расхитители
  Анна Ахматова (1889-1966). В заточении
  Николай Бурлюк (1890-1920). Семнадцать лет
  Борис Пастернак (1890-1960). Литературный приём
  
  Акт 8.
  
  Осип Мандельштам (1891-1938). Темница мира
  Всеволод Князев (1891-1913). Обрывки строк
  Илья Эренбург (1891-1967). Пора постиженья
  Сергей Третьяков (1892-1937). Хроники голодомора
  Марина Цветаева (1892-1941). Барыня сударыня
  Георгий Адамович (1892-1972). Вспоминая Петербург
  Владимир Маяковский (1893-1930). Удар чечёткой
  Георгий Иванов (1894-1958). Фарфоровый сервиз
  Сергей Есенин (1895-1925). Благодаренье Богу
  
  Акт 9.
  
  Эдуард Багрицкий (1895-1934). Голос гиганта
  Юрий Юркун (1895-1938). Непорочная связь
  Анатолий Мариенгоф (1897-1962). Звериный шабаш
  Раиса Блох (1899-1943). В саду
  Владимир Набоков (1899-1977). Фантомный персонаж
  Степан Щипачёв (1899-1979). Последняя копеечка
  Николай Заболоцкий (1903-1958). Воспитание воли
  Даниил Хармс (1905-1942). Шурум-бурум
  Арсений Тарковский (1907-1989). Суд пророка
  
  Акт 10.
  
  Варлам Шаламов (1907-1982). Враг народа
  Борис Корнилов (1907-1938). Тугое кольцо
  Мария Петровых (1908-1979). Сто лучей
  Павел Васильев (1910-1937). Последнему другу
  Александр Твардовский (1910-1971). Складно ладно
  Ольга Берггольц (1910-1975). Колыбельная Ванюше
  Вероника Тушнова (1911-1965). Другая галактика
  Ярослав Смеляков (1912-1972). Секретный объект
  Павел Коган (1918-1942). 'Когана убило'
  
  Акт 11.
  
  Александр Галич (1918-1977). Голубые погоны
  Борис Слуцкий (1919-1986). Ванька-взводный
  Давид Самойлов (1920-1990). Адская картина
  Юрий Левитанский (1922-1996). Такая жизнь
  Григорий Поженян (1922-2005). Закон сохранения
  Борис Чичибабин (1923-1994). Обуздание страстей
  Михаил Танич (1923-2008). Шансон года
  Булат Окуджава (1924-1997). Слава поэта
  Глеб Горбовский (1931-2019). Богоносный народ
  
  Акт 12.
  
  Роберт Рождественский (1932-1994). Член Союза
  Евгений Евтушенко (1932-2017). Полицейский Моралес
  Андрей Вознесенский (1933-2010). Идеальный мужчина
  Юрий Визбор (1934-1984). На стремнине
  Николай Рубцов (1936-1971). Моя гармошка
  Геннадий Шпаликов (1937-1974). Осеннее ослепление
  Белла Ахмадулина (1937-2010). Наука конкретного
  Владимир Высоцкий (1938-1980). Трофейное кино
  Иосиф Бродский (1940-1996). Новый отсчёт
  
  
  Аудиокнига на https://youtu.be/MZoqENIQgAA
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"