Высоко на дереве, на одной из верхних ветвей, лицом к стволу устроился человек. Ухватившись левой рукой за ствол и держа ножовку в правой, он старательно пилил перед собой сук, на котором сидел.
Опилки сыпались на головы людей, гуляющих внизу. Те удивлялись, оборачивались вверх - тогда сыпалось в глаза. Люди чертыхались и спешили отойти подальше. Но не все. Некоторые, отойдя недалеко - только чтоб в глаза не попадало, - кричали человеку:
- Дурак, ты что делаешь?!
Ведь грохнешься
1 же!
Человек что-то бурчал себе под нос - внизу не было слышно - и продолжал пилить.
Под деревом собралась уже немалая толпа народа. Люди на все лады старались предостеречь человека на ветке. Они кричали, махали руками, некоторые кидались шишками.
Кто-то, видимо, попал, потому что человек перестал пилить, посмотрел вниз, на собравшихся, и крикнул:
- А идёте вы все лесом! Поняли?! Лесом!!!
И с удвоенной энергией принялся допиливать сук, ворча вполголоса:
- Господь не допустит. Не допустит!
Народ пожал плечами и пошёл лесом. Кто-то успел отойти дальше, кто-то не очень, когда раздался треск и крик:
- Бог не допу!.. - и глухой удар.
Церковь причислила человека к лику святых. За что? Отцам церкви виднее, но вряд ли за то, что пилил сук. Самоубийц не берут в святые. Скорее всего - за стойкость в вере. За то, что до последнего мгновения верил, что Господь не допустит его гибели. А если Тот всё-таки допустил - значит, у Него свои резоны.
Мало кому удаётся вот так сохранить веру - до самого удара о землю. Да и боги, наверное, тоже не во всём боги, раз бессильны бороться
против глупости
2.
Ну, да Бог с ней, с глупостью, святости она не помеха. Вот с именованием вновь причисленного возникла проблема. Человека звали Николаем, и был уже святой с таким именем. Святой Николай Мирликийский, он же Николай Чудотворец, он же Никола-угодник, он же Санта Клаус. И здесь был источник возможной путаницы.
Конечно, для знающих, кто чем прославлен, нет никакой путаницы, но простые-то верующие в эти тонкости не вникают. Они почитают святых не за то, что те сделали где-то и когда-то, а за то, что можно здесь и сейчас попросить их о помощи в житейских делах. (А попросишь - оно потом натурально легче получается: то ли святой помогает, то ли сам, чувствуя уверенность, лучше управляешься.)
В общем, нужен был какой-нибудь несложный способ различать святых, и тут кому-то из отцов Церкви пришла в голову простая, как всё гениальное, идея:
- А давайте по номерам! Тот был первый - этот, стало быть, второй.
С тех пор вновь причисленного так и называют: Святой Николай Второй.