Аннотация: Это сценарий детского кино. О мальчишке, который впервые влюбился. о его жизни в провинциальном цирке.
От капли помирает лощадь...
( литературный сценарий подросткового фильма)
автор - Жанар Кусаинова
Вместо вступления
Эта история о нежном возрасте, о взрослении. Она должна быть яркой и пестрой, как юбка цыганки. Много шума и крика, много музыки. По цветовой палитре, моя история должна напоминать индийское кино. Дешевые, но тем не менее сияющие, сверкающие костюмы. Безвкусные, вычурные прически. Безудержный смех и грим. И музыка пульсирующая, фонтанирующая. Эта история - фейерверк.
Закадровый текст - " Цирковая общага - не самое веселое место. Здесь люди без грима кажутся поблекшими, увядшими. Здесь живут герои так и не ставшие народными. "-
В кадре бобслей из коротких планов, как пользуются утюгом. В бобслее участвуют только одинаковые утюги. Эти планы перемежаются с титрами.
Крашенная блондинка (это воздушница) забивает утюгом гвоздь в стену. После чего она вешает на стену фото, на котором она в обнимку с лысеющим брюнетом, воздушником, предварительно поцеловав его лицо на фото.
Камера наезжает на ее влюбленное лицо, затем на его на фото, потом отъезд, мы оказываемся в другой комнате, где воздушник сидит за столом, ест руками курицу, также курицу едят его полная жена, двое сыновей - близнецов, тесть Тимоня, старый коверный. На заднем плане дочь воздушника Настя, плевком проверив насколько горяч утюг, быстро гладит белье. Наезд на утюг, отъезд и мы оказываемся в другой комнате здесь художник Саныч намазывает разными красками утюг и печатает таким образом большие цветы на ватмане.
Опять "переход" при помощи утюга в следующую комнату, здесь Гулливер, огромная, мужеподобная женщина в ярком платье и ярко-накрашенная проверив насколько горяч утюг (при помощи быстрого касания) прикрепляет его к стойке от мясорубки, чтобы утюг не упал, не покачнулся и быстро-быстро расчесывает над ним волосы большой массажной щеткой, проводит длинными концами волос по утюгу.
Опять "переход в следующую комнату" при помощи утюга. Мы в комнате Гришечкина, (ничего не видим кроме его зеркала, увешанного его фото) местного шпрехштальмейстера, птицы Говоруна, проще говоря. Он оборачивает в полиэтиленовую пленку свои фотографии, (на которых он сам) прижигает утюгом пленку по краям и все.
Мы снова "переходим с помощью утюга в следующую" комнату, в которой живет Галка, вокруг бардак и клетка с попугаем на столе ( Галка -- певица-карлица в ярком платье) прибивает утюгом платформы к платформам, так чтобы они были еще выше. Встает на них, отмечает рост на косяке. Отходит, улыбается результату, она стала выше еще на 5 с половиной сантиметра. Но теперь туфли-платформы стали как гири, но Галка не унывает, она довольно улыбается.
И опять "переход с утюгом" и мы в комнате Марка (множество музыкальных инструментов и портретов композиторов на стенах) и его отца, который сейчас берет кусок арбуза, выбирает ложкой мякоть из него, кладет ее в полиэтиленовый пакет и сверху кладет утюг, давит на него. Затем то, что получилось, она выливает в кружку своему сыну Марку, который в это время стоит у окна, пиликает на скрипке, Марк оставляет скрипку, подходит к столу, поблагодарив отца, берет кружку, выпивает.
Опять "утюговый переход" и мы снова в комнате воздушницы, она теперь жарит блины на горячем утюге, они получаются треугольные, под форму утюга.
Комната Митяя. Солидный угол, в котором занимает зеркало, увешанное папиными фото, Гришечкина. Мальчик просыпается, видит, что родительская постель уже заправлена и на столе стоит тарелка, накрытая полотенцем, а также записка "Митя, вымой посуду, вынеси мусор, помой полы. К ужину не жди. Твои м. и п."
Митя равнодушно читает, задумчивый и сонный складывает из нее самолетик, отправляет в мусорное ведро. Там много таких самолетиков.
Тоня садится за ударную установку в цирковом оркестре, со стороны видна только ее голова и руки тонкие, детские.
Митяйка тоже садится за ударную установку, она стоит в углу. Снимает чехлы с тарелок и барабанов, вместо одного из них, на ударной установке прикреплен своей плоской стороной утюг и начинается - пом - пом - пим - пом. В стену стучат, кричат что - то обидное. Но Митяйка не слышит, внимательно бьет свое родное - пом - пом - пим - пом.
Наезд на палочки, которыми играет Митяйка, отъезд и мы видим его маму Тоню, которая играет на тарелках, на барабане, и на всяких там треугольниках и прочей ерунде. И когда она играет, у нее такой же торжественный вид, как у Митяйки.
Поздний вечер. Папа у своего любимого зеркала, по краям которого приклеены его фото и фото Бельмондо. А рядышком с ними - папины фото. Бельмондо в шляпе и папа в шляпе. Бельмондо в бежевом пиджаке и папа в пусть не в бежевом, но зато в коричневом. Бельмондо без галстука, и папа без галстука.
Папа старается походить на Бельмондо.Такая же прическа, такая же, по возможности, одежда. Этот уголок обклеян вырезками из газет о Бельмондо.
Митяйка смотрит как отец серьезный и гордый приклеивает еще одну вырезку, она тоненькая, всего одна строчка, она на картоне, обведена в специальную яркую рамочку.
Приклеив, он гордо поднимает вверх большой палец- О!
В этой строчке говорится об их цирке в Беловодске, и папина фамилия указывается один раз -- "на арене весь вечер был конферансье Гришечкин П. Н." Эта вырезка в специальной рамочке, и фамилия жирно обведена.
Отец, глядя на эту вырезку - Не конферансье, дура! Шпрейхштельмейстер!
Отец сидит со своими фото. И сравнивает все с линейкой, чьи фото больше по размеру, его или Бельмондо. У Бельмондо фото оказалось больше, папа с радостью вынимает ножницы и стрижет его с удовольствием мести, уравнивая под размер своих. И в итоге большие когда - то фото Бельмондо стало маленьким, огрызанным.
Митяйка смотрит на него из своего "ударного угла" насмешливо и с иронией.
Отец этого не замечает - клеит фото, что -то отрезает.
В комнату входит Тоня. Она с авоськами, ей тяжело, она целый день стояла в очереди, устала.
Тоня замечает, как Митяй смотрит на отца. Грустно вздыхает. Митяй вскакивает с места, идет к ней, берет авоськи.
Ночь. Гришечкин уже спит, Митяйка тоже, Тоня стоит в ночнушке, заботливо складывает свои и митяйкины инструменты вместе на одну полку.
Кабинет директора цирка. Масса старых, запыленных, пожелтевших афиш. Петр Иваныч выглядывает в окно и видит серый дождь, листопад, множество зонтов. Петр Иваныч, директор цирка сонно листает какие-то документы, скучающе курит, решает кроссворд. В уголке паук плетет свою полупрозрачную паутинку. На подоконнике стоит жалкий кирпичного цвета горшок с сухими листьями. И вдруг звонок. Петр Иваныч берет трубку.
Петр Иваныч - Я вас але!
Женский голос - Я вас тоже але! (громкий смех) Это Зубова Розалия.
Петр Иваныч, шокирован- Как Зубова?!
Женский голос - Спокойно Зубова. А вы, что, знаете, кто я?
Петр Иваныч - Конечно, вы же народная артистка. Еще бы я вас не знал.
Женский голос - А я к вам на гастроли. Приеду пятого. На неделю.
Петр Иваныч - Не верю. Как вы и в нашу ды... кхм, глубинку?
Женский голос - А вот... Это у меня прощальное турне. Все ухожу из цирка.
Петр Иваныч - Куда?
Женский голос - На пенсию. (и снова смех) Все пока, ждите!
Идут короткие гудки. Петр Иваныч еще держит пораженный трубку, затем вешает ее и курит.
На арене тесно. Она слишком мала, чтобы на ней могли разместиться столько народу.
А именно ...
Галка на арене, включает магнитофон. Садится, проверяет шнурки на роликах.
Неподалеку танцует Ника.
Ника - 1 и 2, 1 и 3, 1 и 2!
Возле нее сидит Митяй, он отбивает рукой на барабане. А сам украдкой любуется ее изящными движениями, тонким лицом, большими глазами. Наконец, он бросает быстрый взгляд на ее ноги. На них туфли с открытой пяткой. Митяй видит, что на ногах у Ники белые пластыри.
Митяй останавливается. Ника тоже останавливается и смотрит на него.
Митяй, глядя на пластыри- Может передохнем минутку?
Галка в тренировочных спортивных штанах, в черной рубашке подъезжает на роликах к стойке, на которой сидят голуби.
Ника - Ты устал?
Митяй кивает. Ника садится рядом с ним. Снимает туфли, растирает ноги.
Митяй - А где Костен? (она пожимает плечами) Ты, блин корячишься здесь, а он...
Ника- Ну, может он еще придет... Хотя ... мне уже по барабану.
Митяй - Ну раз по барабану, то держи...
Ника - А можно?
Митяй - Угу.
Галка проводит перед голубями рукой, и вот они летят на ее руку, садятся на нее.
Митяй кивает, дает ей в руки барабан. Она его крутит в руках, легонько ударяет по нему, прислушивается к звуку, улыбается. Митяйка следит за нею робким нежным взглядом.
Она, увидев, что он смотрит на ее ноги, тихо на мгновение отводит глаза.
Ника - Ничего, я потом белые туфли надену, видно не будет. - Отдает барабан Митяйке.
Ника, полушепотом, нежно - Красивый.
Митяйка - Угу.
Галка подставляет другую руку и вот следующая партия голубей садится на нее.
Ника - Ну, что пойдем работать?
Митяйка, пряча глаза- Угу.
Она встает, идет на прежнее место. Он поднимается за нею, берет свой барабан, начинает отбивать на нем ритм.
Ника- 1и 2, 1и3, 1 и 2!
Появляется Костен, он подходит к Нике, тянется обнять ее, чтобы танцевать вместе.
Ника, строго ему, становясь с ним в пару- Костен, ты чего так поздно?
Костен - Да какая тебе на фиг разница?
Ника, еще строже, отстраняясь- Действительно никакой!
Галка осторожно разводит руки в стороны, и кажется, что это не руки, а крылья. Она едет под нежную красивую музыку, в центр арены и ...
Костен пытается снова встать с нею в пару, но Ника не дается, она уходит от него. Митяй не отрываясь, следит за ними. Он бьет по барабану уже не ладонью, а кулаком.
Галка с голубями на руках, поет басом-
Не забывай меня, мой друг...
А если ты забудешь вдруг...
Она даже не успела допеть до конца, как перепуганные голуби разлетаются в стороны. Мы видим рассерженное и злое лицо Галки. Ей досадно, что голуби в очередной раз улетели.
Цулькинский - Я же сказал, не петь! Голуби боятся! С ними еще работать и работать! А тебе я миллион раз ... только не реви мне тут!
Ника танцует одна, и не смотря на то, что Костен громко, с нарастающей громкостью зовет ее по имени, она старательно не замечает его присутствия.
Ритм все нарастает и нарастает. Барабан звучит все громче и громче. Кулаки все сильнее и сильнее бьют по барабану.
Цулькинский- Все, Галка, хватит, забираю у тебя номер к чертовой матери, пусть лучше его Настя сделает. Насть, сделаешь?
Настя, расстерянно - Ну, раз надо...
Костен, покрутив палец у виска, что-то говорит Нике и Митяйке, но мы не слышим что именно, потому, что в этот момент Митяйка бил по барабану особенно громко.