Обычно рецензии на этот роман начинают с цитирования авторского послесловия. Я этого делать не буду, так как а) читатель и сам прочтет то, что написал автор; б) на то оно и послесловие, чтобы читать его после романа (Дик, слава Богу, не выносит его в начало, как поступил, например, Дж. Г. Баллард в своем абсолютно бетонном "Бетонном острове"). Итак, без лишних демонстраций возможностей моего чрезвычайно начитанного и, чего уж греха таить, гениального ума перехожу к, собственно, сюжету. Недалекое будущее ("Помутнение" опубликовано в 1977-ом году, действие происходит в 1994-ом), мир разделен на два лагеря: добропорядочные и торчки. Последних становится все больше и больше, органы правопорядка никак не могут справиться с бурно развивающимся наркобизнесом. Хиппи победили? Скорее, проиграли. Корень зла находится в препарате "С", ликвидируя его, теоретически, и можно обезглавить смертоносную гидру. Именно этим и занимается особое подразделение полиции, в котором и работает главный герой, Боб Арктор или Фред. Подразделение настолько законспирировано, что его члены даже не видят лиц друг друга (они носят костюмы-болтуньи; это один из самых параноидальных образов романа). Одновременно они и блюстители порядка, и работающие под прикрытием агенты. Чрезвычайная засекреченность порождает весьма неприятную ситуацию:
Фреду поручают следить за Бобом Арктором (то есть за самим собой), что в конечном итоге (Боб Арктор к тому же сам сидит на препарате "С") приводит к полному раздвоению личности. Но это только вершина айсберга. Описание глюков, обкуренный треп, неразделенная любовь, подробности из жизни охотников на наркоторговцев, философские отступления... Дик демонстрирует себя не только как фантаста, но и как талантливого бытописателя.
Честно говоря, прочитал я этот роман только из-за того, что Голливуд недавно его экранизировал (на отечественные экраны фильм пока не попал). Должен заметить, что до этого Дика не читал. "Помутнение" в большей степени понравилось, чем не понравилось. Крепкая проза, но все же не шедевр. В то же время этот почти автобиографический роман действительно цепляет за душу. Любопытно, что первые глав одиннадцать (большая часть книги) - это как бы пролог. Все самое важное начинает происходить только ближе к финалу. Темп событий нарастает, а последние две страницы заставляют прикусить губу от потрясения. Я бы назвал "Помутнение" - короткой повестью с длинным вступлением.
К моей досаде Дик кое-что так и не объяснил. Где-то в середине запрятана загадка, требующая разъяснений. Или автор забыл, или таков был замысел. Но... Одним словом, будет о чем пофантазировать на досуге.