ПРЕДИСЛОВИЕ в поэтическому сборнику Алексея Курганова "Modua vivendi, или Рифмоплётство - не порок...", выпущенному 20 мая 2015 года издательством Altaspera Publiching (Канада, Торонто)
Я назвал предисловие к этому сборнику именно так, а не иначе, продолжив название собрника по аналогии с известной фразой из когда-то очень популярного советского музыкального фильма "Ах, водевиль, водевиль!": "Любопытство не порок, а такое хобби!". На мой взгляд, это название совершенно точно соответствует самой атмосфере представляемых текстов - и это радует. Сегодня и в жизни вообще и в литературе, в частности, слишком много "серьёзности". Оглянитесь вокруг: у нас в России сегодня практически нет сатириков, кроме тех, из советских времён, от которых за версту несёт нафталином (поэтому и не называю их конкретных фамилий. Зачем обижать этих довольно милых и, по сути, совершенно безобидных людей!). В это смысле, стихи Курганова не просто сатиричны, а СОВРЕМЕННО сатиричны, и сатира его, как правило, довольно едка, порой даже цинична, что говорится, на грани фола. Имеет ли он на едкость и цинизм право, как автор? Безусловно. Ему, как говорится, видней, что получать от читателей - пинки или пряники.
Теперь собственно по сборнику. Это более восьми десятков (!) стихотворений любовной, пейзажной и гражданской лирик. Оригинальность (причём, думаю, совершенно оправданную) им придают посвящения и эпиграфы. Именно благодаря посвящениям и эпиграфам предлагаемые тексты приобретают ЗАКОНЧЕННОСТЬ, более того - какую-то ТЕАТРАЛИЗОВАННОСТЬ, что играет лишь на руку авторскому стилю. Нравится такая подача текста читателю или нет - вопрос личностный. Всё как у Островского в "Бесприданнице": " Одному нравится арбуз, другому - свиной хрящик".
Ещё одно наблюдение. Читая стихи Курганова, я поймал себя на довольно занятной мысли: каждый человек, который начинает заниматься литературным творчеством ( и это неважно - прозой или поэзией), рано или поздно, но обязательно задаёт себе вопрос: а кто я, собственно, в литературе? Конечно, приятно ощущать себя вторыми Пушкиным или Лоркой, Достоевским или Хемингуэем! Ещё приятнее, если тебя так называют другие. Странно, но, судя по всему, Курганов к таким почётным сравнениям не стремится. Его стихотворные тексты с большой натяжкой можно сравнить с губермановскими "гариками", но такое сравнение достаточно условно. Больше того: он и поэтом-то себя не считает ( и, кстати, этого мнения о своих поэтических способностях не скрывает). "Сочинитель рифмованных строк" - вот определение, которое его полностью устраивает - и не примите это за некое творческое кокетство! Это не кокетство. Это совершенно осознанное представление своего места и самого себя в литературно-сочинительской иерархии.
Может показаться странным, но Курганов своими внешне совершенно легкомысленными "рифмованными строками" пусть не на все "сто", но всё же отвечает на вопросы о глубинной сути поэтического творчества. Читая его тексты, поневоле вспомнишь двух наших великих поэтесс - Марину Цветаеву ( "Самое ценное в жизни и в стихах - то, что сорвалось.") и Анну Ахматову ("Когда б вы знали, из какого сора/ Растут стихи, не ведая стыда.../ Как одуванчик у забора, /Как лопухи и лебеда.").
Всё. Что я хотел сказать о новом сборнике НЕпоэта Алексея Курганова, я сказал. Будете ли вы его читать после моего мнения - дело ваше. Я прочитал. Мне понравилось.