Аннотация: Давно хотела добавить... Доклад-то написан на пять, но там многое фигово. Ага. Спереть, в любом случае, можно)
Молодежные субкультуры.
Вместе с остальными веяниями запада и востока, в Россию пришли и субкультуры, которые мигом захватили молодежь. Мы (я) рассмотрим самые популярные из них, причем постараемся охватить именно русскую молодежь.
Отаку.
Отаку, или же анимешники - это самая мирная и спокойная по отношению к другим, субкультура. По сути - половина анимешников осознает то, что их причислили к этому разряду, очень не сразу.
Отаку занимаются тем, что смотрят аниме.
_________________
Аниме - Японская анимация, отличающаяся от остальной визуальными признаками и разнообразием жанров.
_________________
Постепенно это выливается в интерес к самой Японии, ее культуре, языку и - главное - всему, что косвенно связано с просматриваемым продуктом.
1.1. Язык.
Анимешники имеют свой собственный жаргон, в основном состоящий из немного переделанных японских слов. Так же в нем присутствует незабвенное "Ня", которое может характеризовать что угодно и когда угодно. Значение "Ня" зависит только от тона говорящего. Это может быть и приветствие, и прощание, и отрицание, и соглашение, и т.д. Произошло оно от японского "мяу", так как жители Страны Восходящего Солнца считают, что коты и кошки говорят "ня". Также в жаргон анимешников входят такие слова, как: "кавайно" (от японского "кавай", что значит "милый"), "сугойно" (от японского "сугой", что переводится, как "круто" или же просто выражает высшую степень восхищения), "аригато" ("спасибо"), "неко" (кошка) и "онегай" ("пожалуйста"). К сожалению, на этом словарь среднестатистического анимешника себя изживает.
Злостные отаку любят нагонять на себя кавайность, прибавлением японского суффикса -десу к концу любой своей фразы. Повелось это от аниме "Higurashi no naku koro ni" ("Когда плачут цикады"), где это слово употребляла одна главная героиня.
1.2. Диапазон зараженности и подвиды отаку.
Подвидов отаку очень много. Безусловно - основной контингент потребителей восточного продукта состоит из студентов и старших школьников, но варьируется он от 10 до 40 лет (причем в 2005 возраст отаку курсировал с 15 до 35).
Подвид первый. Отаку начинающий.
Обычно отаку начинающий сам не подозревает о том, что то, что он увидел по телевизору является чем-то особенным. Профессиональные анимешники относятся к отаку начинающим по разному - большинство любит просвещать юных потребителей новым терминам и урокам жизни себя любимых. Другие же смотрят на юное поколение с легкой ненавистью (боясь за чистоту субкультуры и того, что в случае "обнародования" субкультуры люди не поймут ее абсолютной "невинности" и станут сравнивать с запущенными формами эмо, готов или хиппи) и называют их быдло-анимешниками. Отаку начинающий развиваются и постепенно переходят в следующую стадию.
Подвид второй. Отаку увлеченный.
Когда отаку открывает для себя аниме со стороны не какого-то там мультика по телевизору, а конкретно определенной анимации, которой много (и которая почти наверняка такая же интересная, как и все-то, что он смотрел раньше), он становится увлечен до грани.
"Анимешника нельзя уничтожить. Если перекрыть анлим - он будет качать клипы и смотреть аниме на ютубе. Перекрыть скорость - будет качать музыку, мангу и лазать по всем сайтам, где встречается слово "аниме". Лишить интернета полностью - будет пересматривать и перечитывать накопленное. Отобрать компьютер - пойдёт за аниме в какой-нибудь аниме-клуб. Посадить под замок - начнёт писать свои собственные фанфики на бумаге. Отобрать бумагу с ручкой - станет писать их на стенке собственной кровью. Привязать к кровати - будет орать песни из аниме. Если заткнуть рот - сожрёт кляп и снова начнёт петь! А если начать колоть лекарствами, то через некоторое время он придумает сценарий нового аниме. И расскажет его охраннику. Который станет анимешником, выпустит его, и они вместе убегут и выпустят придуманное аниме, которое станет хитом десятилетия. Анимешники не сдаются!"
Примерно так выглядит средняя стадия анимешников. Человек становится почти помешан на созданных мирах, в результате чего страдает бюджет - анимешник увлеченный хочет все и вся, что связано с аниме. Проходит это после насыщения. Или не проходит. Потому что дальше в развитии анимешника происходит разветвление.
Подвид третий. Вариант первый, благоприятный. Отаку пресытившийся.
Постепенно проходит эйфория потребления аниме-культуры, в самой анимации шутки и сюжеты кажутся штампами, в результате чего активность такого анимешника падает в два раза. В конце концов, пресытившийся анимешник становится совершенно нормальным человеком, изредка смотрящим аниме, но общающийся в основном с все тем же контингентом отаку.
Подвид третий. Вариант второй, неблагоприятный. Отаку злостный.
Несмотря на то, что в своей среде анимешников различные унижения редко возникают, многие анимешники второго подвида становятся еще более нелюдимыми. Постепенно вся энергия и жизнь у них уходит на аниме. Такие отаку живут Интернетом и анимацией очень долгое время, общаясь так же среди себе подобных, но только через сеть.
Подвид четвертый. Нарутовец.
Вещь настолько популярная, что те, кто ее не знают, скорее всего просто не интересуются подобными вещами. Громадная эпопея с настоящими переживаниями и нешаблонными героями сразила в сердца многих людей, даже близко незнакомых с такой вещью, как аниме. И вот, "Наруто" добралось до России.
Как и полагается слишком популярной вещи, многие стали ее ненавидеть. Поэтому среди анимешников смотреть "Наруто" считается позорным делом. Конечно, есть такие, которым глубоко все равно, но все-таки...
1.3 Внешний вид.
Анимешники ничем не отличаются от обычных людей. В основном. Их можно выделить в толпе по японской музыке, доносящейся из наушников, по значкам с анимешными героями на рюкзаках и сумках, и по другим вещам с этой атрибутикой. По отношению к другим субкультурам, анимешники лояльны, среди них нередко встречаются эмо, панки и готы. Любить аниме может абсолютно любой человек.
Отаку очень любят неко-ушки и банданы с символикой "Наруто" - это самая распространенная вещь в России из аниме-костюмов, и купить ее можно по цене обычной кепки. Неко-ушки же представляют собой кошачьи уши. Дело в том, что образ девушки-неко довольно часто прослеживается в аниме-тенденции. Поэтому анимешники, тяготеющие к олицетворению себя в любимых героях и посвящению себя в кавайность, примеряют такие ушки и даже спокойно разгуливают в них по улицам.
В остальном - человека и анимешника спутать трудно.
1.4. Занятия отаку.
Как и всякое течение, аниме создает группы его любителей. К сожалению, в особо небольших городах анимешники редко знают о себе подобных. Но в той же Москве или более крупных городах, анимешники тусуются в больших компаниях, где находят себе друзей и единомышленников. Такие тусовки могут совмещать в себе людей любого возраста - анимешники редко обращаются на вы к своему собеседнику, даже если он старше его на десять лет, среди них все свои.
Маленькие собрания в чьей-нибудь квартире называются анимками - на них присутствуют люди в количестве десяти и меньше человек. Сообщества больше десяти обычно гуляют и это именуется немного иначе. Особо большие компании создают свои клубы. Нередко энтузиасты устраивают масштабные фестивали в больших городах. На такие масштабные концерты съезжаются со всей России и обычно спят вповалку у кого-нибудь из друзей - это вполне обычное явление, кстати, чем-то похожее на эсперантистов. Частенько бывает, что толпа людей занимают маленькую кухню, но всем весело и дружно =)
Обязательной частью фестиваля является косплей. Это почти полное подражание внешности какого-нибудь героя аниме. Начиная с костюма и вплоть до парика. В косплее все равно чаще всего лидируют девочки-неко и "обя" - обычные японские школьники, как с сарказмом называют анимешники самых частых героев аниме. Вполне обычно во время косплея изобразить кросс-пол - иначе говоря, как женщины могут одеться в мужского персонажа, так и мужчины в женского. Последнее происходит очень редко и, чаще всего, в шутку.
В аниме-фестиваль так же входит демонстрация сценок. Чаще всего их устраивают обладатели костюмов - это может быть танец или песня из аниме, комедийный номер, или же демонстрация конкретной сцены аниме.
Самые активные фестивали проводят в Воронеже с 2000 года. Конкретно там начинали с аренды сцены маленького театра, а сейчас проводят фестиваль в большом зале главного стадиона города. Так же популярны "Аниматрикс" и "Тя-но-ю" в Москве и M.Ani.Fest в Питере.
Вне фестивалей журналом "Аниме-Гид" и дистрибьютором аниме на территории Российской Федерации MC-ent проводятся аниме-пати (вечеринки) для продвинутых.
1.5.1 Немного про аниме в Японии.
Отаку с японского переводится, как "фанатик" и объединяет в себе конкретно сумасшедшего любителя чего угодно. Это за территорией Японии оно приобрело другие значения.
Конкретно в Японии, аниме - это массовый продукт, нацеленный на разные общественные массы. Так же очень популярна манга - черно-белые комиксы для любых возрастов. Аниме и мангу создают для детей младшего школьного и дошкольного возраста, для средней и старшей школы, для студентов и студенток, женщин, взрослых мужчин и пожилых людей. Есть аниме для девочек, есть для мальчиков. Они называют "седзе" и "сенэн" соответственно. Есть жанр "сейнэн" - для мужчин среднего возраста. Для женщин так же рисуется седзе, но определяется оно иначе.
Учитывая, что в Японии совершенно по другому относятся к гомосексуальным отношениям, у них распространена манга жанра сенен-ай, где в главных героях оказываются мальчишки или мужчины, взаимно влюбленные в друг друга. Особенно подобный жанр обожают девушки средней школы.
Отдельно хочется сказать про знаменитого Хайяо Миядзаки, который многие годы создает феерические ленты на совершенно разные темы. "Унесенные призраками", "Принцесса Мононоке", "Рыбка на утесе Поньо" - это действительно шедевральные ленты для всей семьи.
1.5.2 Немного про аниме в России.
К нам "это" пришло примерно в году 2005, когда компания MC entertainment заинтересовалась популярными в сети, но неизвестными вне нее анимационными мультфильмами. Она самой первой в России стала выпускать аниме, но - в основном это почти не оправдало своих надежд. Дело в том, что каждый анимешник, живущий вне Японии считает чуть ли не своим долгом смотреть аниме с японской озвучкой и субтитрами. Началось это все из-за того, что раньше аниме со звуком было недоступно. К тому же в Японии очень ценится профессия сейю - актеров, озвучивающих аниме и все остальное. Учитывая, что MC выпускало аниме с закадровым звуком, среди анимешников пошли возмущенные споры. Сейчас очень популярна тема "субтитры или озвучка", потому что несмотря на старания компании и ее последователей, которые отнеслись к работе серьезнее и пичковали диски всевозможными бонусами, включая полноценный дубляж, анимешники размножаются и каждый имеет свое мнение.
Однако, с начала показов аниме по телевизору (все те же 2005-2006 года), анимешников в России стало еще больше. Можно сказать, что дистрибьюторы все-таки добились своего.
1.5.3 Немного про аниме в Америке.
Америка просто обожает подстраивать мир под свои понятия. А еще Америка обожает резать аниме. Непонятно почему, но каждый кадр аниме в Америке старательно рассматривается, и все, что считается некорректным, вырезается. Взрослого аниме в Америке не существует. Даже самый полноценный боевик могут порезать до неузнаваемости, написать новый сценарий, переименовать саму ленту и всех героев, после чего пустить в эфир. Режет цензура и мангу. Точнее, закрашивает. Любые намеки на эротику (которой разумеется нет) заменяются, изымаются и удаляются.
1.6. Различия между определениями "отаку" и "анимешник".
По сути, тем, кто находится вне субкультуры, да и тем, кто в нее входит, все равно, как и кто их называет. Но "анимешник" и "отаку" понятия во многом разные. Особо щепетильные существа могут выйти из себя и рвать и метать, если их назовут "отаку". Потому что отаку - это все-таки фанатик, а анимешник - просто любящий аниме человек.
Примерные действия настоящего отаку:
Итак, настоящий отаку:
- имеет обширную коллекцию аниме и манги, музыки клипов или игр,
- следит за выходом новинок и старается приобретать (или скачивать) их как можно быстрее,
- читает специальные издания об аниме или посещает соответствующие страницы в интернете,
- коллекционирует фигурки любимых персонажей,
- участвует в аниме - фестивалях, косплее и других мероприятиях,
- занимается каким-либо творчеством (рисование, проза, стихи, АМВ и.т.п),
- тратит достаточно много денег на аниме и все что связано с этим увлечением,
- обладает обширными знаниями в области истории развития аниме, может дать исчерпывающую консультацию новичку по разным вопросам, касающимся аниме и манги,
- интересуется историей и культурой Японии (здесь я бы хотела немного оговориться, что степень увлечения может быть различной, от простого прочтения статей, увлечения японской кухней ит.п., до серьезного изучения языка и истории страны и поездок туда.
В целом - все.
Ресурсы Интернета:
Одна тема на форуме www.drawmanga.ru, некоторый ресурс, который я не вовремя закрыла и свой собственный опыт.
Больше никакая информация при составлении данного текста не использовалась.