На рубеже 19 - 20 веков в Донбассе, на территории нынешнего Енакиева была многочисленная католическая община. Здесь проживали бельгийцы, поляки, французы, люксембуржцы, голландцы, чехи, немцы, австрийцы, которые трудились на руководящих и квалифицированных рабочих должностях на Петровском заводе и рудниках, некоторые из них открыли и свое дело.
По данным краеведа В. Опольского, в первом десятилетии 20 века в Енакиеве насчитывалось около двух тысяч католиков, а в конце второго десятилетия их количество превысило две тысячи - это больше, чем даже было в Юзовке (нынешнем Донецке). Поэтому сразу же после пуска Петровского завода католическая община решила построить костел. Правда, по сведениям В. Опольского, еще в середине 19 века в этой местности действовал Криндычевский католический молитвенный дом. Располагался он почти в центре нынешнего Енакиева: "К сожалению, даже фундамента не осталось от здания, которое верой и правдой послужило христианам-католикам свыше полустолетия...", лишь "чудом сохранилась литая чугунная лестница, ведшая на хора. Теперь она находится на силовой подстанции шахты "Юный коммунар" [http://enakievets.info/publ/enakievo_kak_na_ladoni/istorija/krindachi/2-1-0-1006].
Римско-католический костел во имя Воздвижения святого Креста начал строиться в 1898 году (по некоторым данным - в 1897 году). Инициаторами его сооружения были директор-распорядитель Петровских заводов и рудников Оскар Биэ и заведующий доменным производством, а спустя некоторое время директор Петровских заводов люксембургский инженер М. И. Оллингер, на завершающем же этапе строительства всяческую поддержку оказывали новый руководитель Петровских заводов и рудников - главноуправляющий Юлий Потье и его жена.
М.И. Оллингер был ревностным католиком. Как мы уже отмечали в предыдущих публикациях, после Петровских заводов он возглавил Таганрогский завод и там тоже стал одним из попечителей местного костела. Есть сведения за 1910 год о том, что М.И. Оллингер являлся действительным членом благотворительного общества при Таганрогском римско-католическом костеле.
В некоторых публикациях год открытия костела в Енакиеве называется 1900-й. Однако справочные дореволюционные издания указывают, что римско-католическая церковь во имя Воздвижения св. Креста, относящаяся к Бердянскому деканату Тираспольской римско-католической епархии, сооружена в 1906 году "иждивенцами прихода". Возможно, служба началась еще в недостроенном костеле в 1900 году, но освящен он был после окончания строительства в 1906 году. На средства католической общины в Енакиеве была открыта школа для детей иностранцев.
Здание костела ныне. Фото Г. Мельничука.
По данным В. Опольского, первым священником костела был о. Габриил Гварамадзе, потом литовец о. Варфоломей Николаюгис.
В 1909 году куратором костела стал Эммануил Симон, а в 1915 году его сменил Пий Эжен Невё - будущий епископ Цитрусский и первый апостольский администратор Москвы. Невё, являясь настоятелем макеевского прихода, окормлял также и енакиевский.
К енакиевскому католическому приходу были причислены Петровский завод, рудники: Горловские, Ясиновские, Веровские, Софиевские и Казакевича, колония Давидово-Орловка, хутора Жданово, Фрез, Терновая Балка, железная дорога от ст. Дебальцево до ст. Ясиноватая и колония Зелингеровка.
Костел действовал и после установления Советской власти в городе. Но в 1924 году газеты развернули мощную антикатолическую кампанию, призывая население разоблачать антисоветчиков в лице ксендзов и активистов костелов [1].
В 1927 году Артемовский окружной админотдел обратился к столичным властям с предложением закрыть Енакиевский католический костел, обосновывая это тем, что костел нуждается в ремонте, а религиозная община якобы неспособна его провести. Такие причины часто назывались тогда при закрытии многих храмов в Украине. А для того, чтобы это выглядело правдоподобно, власть в несколько раз завышала сметы на ремонт, банкротила религиозные организации высокими налогами [2].
Однако ответ из Харькова (тогдашней столицы Украины) удивил местные власти: НКВД УССР не санкционировал закрытие костела. Более того, предложил Артемовскому окружному админотделу дать директиву Енакиевскому районному админотделу: предоставить религиозной общине возможность провести ремонт частями. И указал на то, что "к таким вопросам, как закрытие костелов, надо относиться особенно внимательно и осторожно". Казалось бы, в верхах взвешенно, даже по-демократически толерантно относятся к религиозной ситуации в стране. Но такая позиция объяснялась внешнеполитической тактикой СССР в 1927 году, когда советское руководство пыталось наладить отношения с Польшей и Германией. Об этом хорошо знали в НКВД Украины, а на местах были в неведении.
Повiдомлення НКВС УСРР Артемiвському окрадмiнвiддiлу про недоцiльнiсть закриття костьолу в м. Єнакiєво 14 червня 1927 р.
Таємно
Адмiнвiддiл НКВС повiдомляє, що НКВС, розглянувши Ваше подання в справi зачинення костьолу в м. Єнакiївi й приймаючи на увагу, що в цiлому районi є тiльки один костьол, а також досить велику кiлькiсть членiв римсько-католицької громади (392 чол.), не вважає за можливе погодитись з Вашим висновком i санкцiонувати закриття зазначеного костьолу.
НКВС пропонує Вам дати можливiсть рел[iгiйнiй] громадi перевести ремонтування костьолу по частинах, про що дайте вiдповiдну директиву Єнакiївському РАВ. НКВС звертає Вашу увагу, що до таких питань, як закриття костьолiв, треба ставитись особливо уважно й обережно.
Про виконання повiдомте.
Член колегiї НКВС [Гаврилiн]
Ст[арший] iнспектор культiв [Рудiна]
ЦДАВО України. - Ф. 5. - Оп. 2. - Спр. 967. - Арк. 8. Засвiдчена копiя. Машинопис.[3].
Но к концу года снова стали звучать голоса за закрытие костела. Настоятель храма патер Фердинанд Пфлуг в декабре 1927 г. даже вынужден был обратиться в генеральное консульство Германии в Харькове с просьбой помочь отстоять костел. Благодаря вмешательству немецких дипломатов Енакиевский костел на время оставили в покое.
Несколько слов о тогдашнем настоятеле костела. Фердинанд Пфлуг родился 16 февраля 1894 в с. Потемкино Херсонской губернии в семье многодетного немецкого колониста-земледельца. В 1908 г. окончил школу в родном селе. Богословское образование получил в духовной семинарии Тираспольской епархии Римско-католической церкви в Саратове. Окончив ее, в 1915 г. поступил в Санкт-Петербургскую императорскую римско-католическую духовную академию. В 1917 г. Пфлуга рукоположили в священники. Но обучение в академии он не завершил, проучившись лишь три курса, так как в 1918 году большевики закрыли это учебное заведение. Поэтому Пфлуг вернулся в Потемкино к родителям. Осенью 1918 г. его назначили на должность помощника настоятеля костела Успения Пресвятой Богородицы в Одессе, в котором было около 15 тысяч прихожан. Через четыре года он стал настоятелем этого прихода, попав под постоянный надзор со стороны ГПУ. В 1924 г. суд оштрафовал Пфлуга за "нарушение советского законодательства о труде". А в июне 1927 г. его арестовали сотрудники Одесского окружного отдела ГПУ УССР и в течение трех месяцев продержали в тюрьме по обвинению в шпионаже в пользу Германии. Поводом послужило общение ксендза с работниками немецкого консульства в Одессе. Выйдя на свободу в сентябре, Пфлуг получил от прелата И. Крушинского назначение на должность настоятеля римско-католического прихода в Енакиево (тогда город назывался Рыково).
Не закрыли костел и в 1929 году, когда в городе массово уничтожались православные храмы (об этом рассказано в статье "Религиозный бунт" - http://samlib.ru/editors/k/kupcow_a_e/h9.shtml). В июне 1929 г. на собрании коллектива металлургического завода звучали такие требования:
"Мы требуем закрытия польской церкви, еврейской синагоги и закрытия домов всех сектантов" (Фруман).
"Мы потребуем закрытия еще не закрытых церквей всех наций, чем мы докажем, что мы твердо и непоколебимо идем вперед к намеченной цели" (Власов).
"Посредством религиозных организаций к нам просачиваются заграничная контрреволюция и белая эмиграция, но с сегодняшнего дня мы, донбассовцы, этот путь прикроем и не дадим себя дурачить на боге" (Рачеткин).
"Общее собрание металлистов требует от завкома, чтобы: 1. В Енакиевском районе закрыть все без исключения молитвенные дома всех наций и все религиозные ячейки, дабы очиститься совсем..." (Кравченко).
"Вношу предложение, чтобы ускорить дело о закрытии церкви, костела и молитвенного дома. Если можно, то начать на этих днях" (Ковалев).
Но в заключительном слове докладчик Полуничев (видимо, и на этот раз получивший директиву из центра) заявил: "Все Вами предъявленные здесь требования мы вместе с Вами выполним. В первую очередь покончим с попавшей к нам в руки религиозной дрянью и посадим вдохновителей контрреволюционной вылазки во время закрытия церквей на казенный паек подальше от юга, тогда уже возьмемся в порядке очереди за закрытие всего оставшегося и не нужного нам старья - как только вся подготовка к этому будет проделана" [4].
В ноябре 1932 года с новой силой развернулась антикостельная кампания. Прошли организованные большевиками собрания - общегородские, а также в поселках и на предприятиях, в вышестоящие органы направлялись докладные записки и протоколы с требованием закрыть костел. По данным самого костела и по подсчетам местных властей и городского Союза воинствующих безбожников, в Енакиевском (Рыковском) районе тогда насчитывалось от 548 до 1075 верующих католиков (в основном граждан немецкой и польской национальностей). Большинство из них работали на металлургическом заводе и рудниках "Юный коммунар"" ("Юнком") и им. Карла Маркса ("Карл Маркс"). На территории района, вблизи рудника "Юнком" (бывшего рудника Бунге), существовали немецкие поселения - хутор Лесное и Терновая Балка (ныне поселки Лесной и Терновка). Там антирелигиозные активисты особо обрабатывали население.
В докладной записке Рыковского горсовета сказано, что помещение костела "за последние 2 года посещалось с молитвенной целью лишь незначительной частью немецкого и польского населения (50-100 чел.), причем только в летний период, так как в нем отсутствует приспособление для отопления и пришло в негодность большинство оборудования, перечисленного в прилагаемом акте технического осмотра". Об этом же шла речь в докладной записке СВБ: "...костел в продолжении около двух лет почти бездействует и требует большого ремонта, от которого пятидесятка категорически отказалась, а также отказалась вообще от содержания костела" (см. документы).
Союз воинствующих безбожников хвастался, что "немцы, поляки и прочие национальности католического вероисповедания... на всех собраниях" вынесли "единогласные решения о закрытии костела". А Рыковский горсовет отмечал: "...за последнее время из состава пятидесятки [римско-католической общины] выбыло 30 чел. и взамен выбывших никто не вступил". И так было не только в Енакиеве, во многих городах католики вынуждены были голосовать за закрытие костелов из-за угроз увольнения с работы, а то и арестов. К примеру, когда в Мариуполе арестовали патера Вагнера, активисты костела уже не выступали за сохранение храма, а сами "попросили" местную власть организовать там интернациональный клуб [5].
Протокол собрания жителей г. Рыково по поводу закрытия римско-католического костела 30 ноября 1932 г.
Присутствовало: 164 чел.
Председатель т. Кизильштейн.
Секретарь т. Голембиевский.
Повестка дня:
О закрытии римско-католического костела.
С л у ш а л и: Доклад т. Олейникова об антирелигиозной работе и о закрытии костела в г. Рыково.
В прениях выступали 18 чел.
П о с т а н о в и л и: Взять решительный курс по укреплению антирелигиозн[ой] работы, добиться максимального охвата ячейками СВБ, добиться углубленной и систематической антирелигиозной пропаганды.
Требовать перед правительственными органами закрытия костела в г. Рыково, как очага контрреволюционной агитации. (Решение принято единогласно).
Председатель Кизильштейн
Секретарь Голембиевский
ЦДАВО України. - Ф. 1. - Оп. 9. - Спр. 48. - Арк. 30. Оригiнал. Машинопис. [6].
Докладная записка Рыковского горсовета Союза воинствующих безбожников Донецкой области о работе среди католиков 27 декабря 1932 г.
С начала проведения антирождественской кампании со стороны рабочих и служащих нацменшинств Рыковского металлургического завода "Чермет", рудников и прочих организаций были выражены массовые требования о закрытии имеющегося в г. Рыково (почти бездействующего) римско-католического костела, на что союзом безбожников было обращено особое внимание и была проведена среди нацменшинств-католиков следующая массовая разъяснительная работа:
созвано общегородское собрание немцев и поляков, на котором присутствовало 164 чел., и вынесено единогласное решение о закрытии костела, такие же собрания и беседы проведены среди немцев на рудниках "Юнком", "К. Маркс", немецких хуторах Лесное и Терновая Балка. По заводу "Чермет", УКСу и другим организациям всего проведено 6 собраний и 9 бесед. В местах, где имеются немцы, поляки и прочие национальности католического вероисповедания, и на всех собраниях вынесены единогласные решения о закрытии костела (протоколы при этом прилагаются).
Кроме того, была проведена массовая работа по сбору подписей среди католиков, требующих закрытия костела, при чем было собрано подписей: по РГЗ "Чермет" - 111; по УКСу - 48; по рудн[икам] и проч[им] орг[анизациям] - 420; по хут[ору] Терн[овая] Балка - 41; собрание пятидесятки - 30. Всего: 650 подписей. Кроме того, вынесены единогласные решения общих собраний католиков, на которых присутствовало 400 чел.
Из имеющихся представленных бывш[им] костельным советом списков всего по району числилось 548 чел. верующих католиков. Но при проверке этих списков выявилось, что 90 чел. совершенно не дали своих подписей в том, что они являются верующими, и эти 90 чел. были введены в списки без их ведома, умышленно, с целью увеличения состава верующих. Кроме того, при частичной, более тщательной проверке установлено, что в списках верующих католиков были введены некоторые лица без их ведома и сделаны за них поддельные подписи, о чем имеются прилагаемые заявления. Таким образом, установлено, что среди имеющихся подписей на закрытие костела охвачено верующих около 90%.
Принимая во внимание требования подавляющего большинства рабочих, служащих и прочего населения-католиков Рыковского р[айо]на о закрытии костела, а также учитывая то, что костел в продолжении около двух лет почти бездействует и требует большого ремонта, от которого пятидесятка категорически отказалась, а также отказалась вообще от содержания костела.
Горсовет безбожников со своей стороны считает необходимым и вполне законно обоснованным закрытие костела в кратчайший срок.
Председатель горсовета с[оюза] в[оинствующих] безбожников Олейников
ЦДАВО України. - Ф. 1. - Оп. 9. - Спр. 48. - Арк. 13. [7].
Докладная записка Рыковского горсовета Донецкому облисполкому о закрытии костела 17 января 1933 г.
Помещение имевшегося в г. Рыково римско-католического костела за последние 2 года посещалось с молитвенной целью лишь незначительной частью немецкого и польского населения (50-100 чел.), причем только в летний период, так как в нем отсутствует приспособление для отопления и пришло в негодность большинство оборудования, перечисленного в прилагаемом акте технического осмотра.
На предложение горсовета произвести надлежащий ремонт помещения пятидесятка костела и вся община категорически отказались и вынесли свои официальные решения о передаче помещения горсовету, при чем за последнее время из состава пятидесятки выбыло 30 чел. и взамен выбывших никто не вступил.
Точного количественного состава верующих по костелу не имелось, но по предположенным сведениям костельного совета числилось количество верующих, проживающих в разных местах района (рудники, поселки и город) - 458 чел., при чем это количество исходило не только из верующих, а из польского и немецкого населения вообще, при чем во время проведения собраний подавляющим большинством этого населения вынесены решения о закрытии костела и передаче этого помещения под культурные нужды (протоколы собраний при этом прилагаются).
По статистическим данным горсовета за 1930-[19]31 гг. по г. Рыково и его окрестностям числилось всего взрослого населения католического вероисповедания 977 чел., и учитывая прирост населения 10% за один год - 98 чел., таким образом, количество взрослого населения римско-католического вероисповедания на 1 января [19]33 г. составляет 1075 чел. Охвачено собраниями и вынесли решение о закрытии костела 1050 чел., что составляет 98% по отношению всего взрослого населения католического вероисповедания.
Принимая во внимание просьбу собрания пятидесятки костела, а также требования 1050 чел. рабочих и служащих католического вероисповедания и 27.000 чел. прочих национальностей, кои требуют закрытия костела и церкви, Рыковский горсовет вынес свое решение о закрытии костела и передаче помещения для культурных надобностей.
Выписка из решения президиума при этом прилагается.
Зам[еститель] пред[седателя] горсовета Разуменко
Секретарь горсовета Мартынов
ЦДАВО України. - Ф. 1. - Оп. 9. - Спр. 48. - Арк. 6. Оригiнал. Машинопис.[8].
В январе 1933 года Всеукраинский центральный исполнительный комитет дал согласие на закрытие Енакиевского костела, что незамедлительно и было сделано.
Повiдомлення Донецькому облвиконкому i Риковськiй мiськрадi про згоду ВУЦВК на закриття костьолу у м. Риково 21 сiчня 1933 р.
Секретарiят Президiї ВУЦВК не суперечить проти вилучення з користування рельгромади римсько-католичного костьолу в м. Риковому на пiдставi ст. 373 Адмiн[iстративного] кодексу УСРР.
Т.в.о. завiд. Секретарiяту Президiї ВУЦВКу [Кривохатський]
Iнспектор в справах культiв [Катунiн]
ЦДАВО України. - Ф. 1. - Оп. 9. - Спр. 48. - Арк. 1. Копiя. Машинопис. [9].
В октябре 1933 г. органы госбезопасности арестовали патера Ф. Пфлуга и обвинили его в разведывательной деятельности в пользу Германии. Сломленный в застенках ГПУ, патер Пфлуг вынужден был дать "признательные" показания и на себя, и на других католических священников (как добивались в то время нужных показаний - хорошо известно).
Анкета арестованного настоятеля Енакиевского костела патера Ф. Пфлуга 15 октября 1933 г.
АНКЕТА ОБВИНЯЕМОГО
1. Фамилия Пфлуг
2. Имя и отчество Фердинанд Иосифович
3. Год рожд. 1894 г.
4. Место рожд. с. Потемкино Высокопольского р[айо]на Д[непро]-петров[ской] обл[асти]
5. Адрес г. Рыково, Межевая ул., д. № 175
6. Профессия священ[н]ослуж[итель]
7. Профсоюзная принадлежость -
8. Место службы и должность или род занятий г. Рыково, священник Римско-католической церкви
9. Социальное положение священ[н]ослужитель
10. Социальное и политическое прошлое из семьи крестьянина колониста-кулака
11. Гражданство и национальность СССР, немец
12. Образование
13. Партийность б/п № бил[ета] -
14. Категория воинского учета не состою
15. Имущественное положение не имущий
16. Состояние здоровья здоров
17. Сведения о прежних судимостях и нахождении под следствием в 1924 г. судим за нарушение правил кодекса закона о труде - присужден к 150 руб. штрафа. В 1927 г. был под следствием [в] Одесск[ом] ГПУ
18. Члены семьи (степень родства, место службы и должность или род занятий и адрес) - перечисляются: отец, мать, сестры, братья, сыновья и дочери мать Марьяна - 70 лет, с. Потемкино, на иждивении брата Франца; брат Франц - 37 лет, рабочий Мясотреста около Каховки; брат Рафаил - 26 лет, тоже там; брат Антон - 43 г., в ссылке в Сибири; брат Иосиф - 35 лет, в ссылке в Сибири; сестра Тереза - 34 г., в Люксембургском р-не замужем; сестра Мария - 29 лет, в с. Потемкино
Подпись обвиняемого Пфлуг
1. Особые внешние приметы обвиняемого___________
2. Ст[атьи] обвинения 54-6 и 54-11 УК УССР
3. Особые замечания__________
Подпись лица, снявшего анкету.
Анкета заполнена в Рыковском отделении Донецкого областного отдела ГПУ УССР. [10].
Постановление Донецкого облотдела ГПУ УССР о предъявлении патеру Ф. Пфлугу обвинения в разведывательной деятельности в пользу Германии 9 ноября 1933 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ (о предъявлении обвинения)
Город Сталино, 9 ноября, нач[альник] 2-го отделения Особого отдела Донецкого областного отдела ГПУ УССР - Бугославский, рассмотрев следственный материал по обвинению гр[аждани]на Пфлуга Фердинанда Иосифовича в преступлениях, предусмотренных ст. 54-6 УК УССР,
н а ш е л:
что произведенными следственными действиями установлено: Пфлуг Фердинанд Иосифович занимался разведывательной деятельностью в пользу Германии. На основании ст. 126 УПК и руководствуясь ст. 127 УПК УССР, привлечь гр[аждани]на Пфлуга Ф.И. в качестве обвиняемого, предъявив ему обвинение по ст. 54-6 УК УССР, о чем копией настоящего постановления сообщить областному прокурору.
Нач[альник] 2-го отделения ОО Бугославский
"Согласен": нач[альник] Особого отдела Ушаков
"Утверждаю": вр. нач[альника] Доноблотдела ГПУ УССР Заславский
Обвинение по ст. 54-6 УК УССР мне предъявлено, содержание ст. УК разъяснено:
Пфлуг
ДА СБ України, Луганськ. - Спр. 19286. - Т. 4. - Арк. 51. [11].
Протокол очной ставки между арестованными патерами А. Вагнером и Ф. Пфлугом 19 ноября 1933 г.
ПРОТОКОЛ ОЧНОЙ СТАВКИ,
произведенной 19-го ноября 1933 г. в Особом отделе ДО ОГПУ между обвиняемыми Вагнером Адамом Касперовичем и Пфлугом Фердинандом Иосифовичем.
Очную ставку проводят нач[альник] 2 отд[еления] ОО ДО ОГПУ Бугославский (допр[ашивает] Пфлуга), уполном[оченный] ОО УВО ГПУ УССР Левин (допр[ашивает] Вагнера).
Вопрос обвиняемым Вагнеру и Пфлугу: Знаете ли Вы друг друга и каковы Ваши взаимоотношения?
Отвечает обв. Пфлуг: Присутствующего здесь патера Вагнера я знаю примерно с 1914 г. по совместной учебе в духовной семинарии. Оба мы католические патеры, по национальности немцы. Общность[ю] идеологии, воспитания и политических убеждений, а также совместным участием в работе немецкой контрреволюционной организации обусловлены наши дружественные взаимоотношения.
Отвечает обв. Вагнер: Обв. Пфлуга я знаю с 1914 г., лично знаком с ним с 1918 г. и тесно связан с 1931 г. В остальном я целиком подтверждаю показания обв. Пфлуга.
Вопрос обв. Пфлугу: Когда, в какую именно контрреволюционную организацию вербовал Вас Вагнер и какие дал конкретные задания?
Ответ: Летом 1931 г. ко мне в г. Рыково приехал Мариупольский патер Вагнер и завербовал меня в члены немецкой шпионско-повстанческой организации. При вербовке Вагнер поручил мне сбор шпионских сведений о рыковских заводах, ближайших шахтах и немколониях; вести националфашистскую пропаганду среди немцев-колонистов и вербовать надежных людей для создания диверсионно-повстанческой ячейки. Я спросил Вагнера, верит ли он в безопасность существования и работы указанной к[онтр]- р[еволюционной] организации. Вагнер ответил, что, несмотря на свою многочисленность, организация хорошо законспирирована, т.к. состоит из целиком проверенных людей и руководят ею опытные германские разведчики. Кроме того, организация использовывает испытанные методы конспирирования еще во времена существования т.н. легальных немецких националистических союзов в СССР.
Вопрос обв. Вагнеру: Подтверждаете ли Вы показания обв. Пфлуга?
Ответ: Да, подтверждаю, целиком и полностью.
Вопрос обв. Пфлугу: Говорил ли Вам Вагнер о связи с Германией и каким путем эта связь осуществлялась?
Ответ: Да, говорил. При вербовке Вагнер говорил мне, что ему удалось возобновить связь с находящимся в Германии Ламбоем через немца - доктора химии, являющегося в г. Мариуполе представителем иностранной фирмы, экспортирующей товары из СССР. Частично связь с заграницей осуществлялась через капитанов иностранных пароходов, приходящих в Мариупольский порт.
Вопрос обв. Вагнеру: Подтверждаете ли Вы показания обв. Пфлуга?
Ответ: Да, подтверждаю, целиком и полностью.
|