Глава о самосохранении индивида или о том, что такое собственность.
Самосохранение индивида - это мир частной собственности, которая, скрыто или явно, присутствует при любом общественном укладе, это то, что помогает частному человеку защитить себя от внешней среды, от других людей, помогает выжить, получить преимущество.
Собственностью может быть собственное тело и тело постороннего человека, ею могут быть другие предметы и явления внешнего мира, что возможно при непротивлении многих своекорыстию одного. Поэтому мир частной собственности - это отношения людей между собой, правила, по которым они играют. Нельзя сказать, что определенный вид собственности принадлежит определенной эпохе, он в ней только преобладает. Капитал имел место задолго до массового прихода буржуазии, использование своих знаний, физической и психической мощи известно бог знает с каких времен.
Собственность заставляет работать, позволяя не работать - такой парадокс.
Внешний мир может быть общим, а может принадлежать одному. Частная собственность нужна не потому, что она эффективна, а потому что люди работать не хотят. Паразитизм присущ людям. Таково свойство органики. Ей нужно просто сохранять себя с минимумом усилий, затрат энергии. Разум у живых существ был направлен на это, имел изначально прикладное назначение и по факту все еще таким остается. Можно восхищаться человеческим интеллектом, но часто он тратится, мягко говоря, на весьма странные вещи. С позиции животного надо пить, есть, размножаться и искать подходящие условия для этого. Внешний мир тут, так или иначе, используется любым живым существом. Возникнув, проявившись как внешнее продолжение тела, необходимое для выживания, внешний мир человека, как результат его труда, деятельности и усилий, присваивался им. По-другому не получалось отсортировать, отсеять, отделить полезную деятельность от бесполезной. Иначе результат рисковал размыться, а источник его исчезнуть. Полезные дела давали преимущества, бесполезные - нет. В той степени, в какой это было выгодно, обладатель собственности делился ею с окружающими или использовал преимущества от владения ею - паразитировал на собственности.
С другой стороны, все тот же паразитизм органики провоцировал внешнее вторжение, агрессию, дележ, перераспределение жизненных благ, то есть насилие над обладателем собственности и, в конечном счёте, провоцировал ответное насилие, чтобы это внешний паразитизм минимизировать. На балансе взаимного насилия людей возник институт частной собственности, основанный на общем договоре и поддержанный институтом одобряемого насилия над нарушителями договора - государством.
Нет плохой или хорошей собственности, нет плохого или хорошего государства, как нет плохих и хороших людей от рождения. Люди такие, какие они есть: как себя ведут, так о себе заявляют. Поэтому утверждения о том, что полезно для страны и людей: капитализм, либерализм, социализм, патернализм, язычество или христианство, частная собственность или собственность государства, - несущественны и ни о чем не говорят. Все зависит от обстоятельств. Есть люди: верующие, собственники, чиновники и праздношатающиеся, которые сознательно или не отдавая себе в том отчета, действуют во благо или во вред миру, себе и другим людям. Они обременены обязательствами перед родными и близкими, обременены своими пороками и заблуждениями, а потому до конца не свободны в своем выборе. Тем не менее, он у них есть.
Верующие обременены своей верой - это понятно. Собственники обременены своей собственностью, потому что собственность - это эксклюзивное право на часть внешнего мира будь то вещи, идеи, люди или институты как сочетание всех составляющих внешнего мира людей вместе.
Имея что-то в собственности от внешнего мира, имеешь право на всё остальное в той мере, насколько ценно для окружающего то, что имеешь. Одинаково имеешь и обязательства. Собственность нужна для того, чтобы люди ценили то, что она им дает и, следовательно, ценили через нее внешний мир и работали на него, исходя из логики сосуществования целого, без которого обособленных частей, в чьей-то собственности, просто не будет. Таким образом, достигается баланс. Человек заинтересован в собственной части внешнего мира людей. Целое заинтересовано в благополучии части. Всё потихоньку совершенствуется и не остается без призора.
Наемный труд основан на частной собственности на свое тело, на продаже своих способностей, умения и усилий. Одно дело работать для себя, другое - для других. Пролетарии имеют не то, что создают, а то, что взамен получают. Бывают условия, при которых наемные работники получают меньше, чем создают. (На этом основаны представления о несправедливости и эксплуатации). Бывает, что по разным причинам, они получают больше, чем заслуживают. Пролетарий может стать ремесленником и сам продавать продукт своего труда.
Цена продукта - цена проблемы. Это не стоимость товара, не затраты труда, ни, тем более, полезность. Наркотик может быть полезен только в медицине. Вино не стоило бы столько и не получило бы такое распространение как эксклюзив, если бы люди могли занять свои эмоции чем-то ещё. Конечно, цена - нужный инструмент, элемент обмена, взаимоотношений людей в процессе обмена. Но без людей цены не существует, это - субъективная категория. Да, она отражает затраты труда, полезность товаров, но с тем же успехом может отражать их вредность и любое другое свойство, связанное с людьми: например, их ожидания или заблуждения. Вспомните классический пример с библией у Карла Маркса.
Цели такой нет - вознаградить за усилия людей или решить их проблемы. Цель - распределение ресурсов для сохранения и развития их тел и их внешнего мира. По логике внешнего мира было бы лучше всего нам в этом деле принимать рациональные решения, при этом отказаться от роскоши, дворцы не строить и наркотики не принимать. По логике отдельных людей было бы рационально не тратить усилий вовсе, сделать себе приятное, конкурентов устранить, всё присвоить или, на худой конец, поделить поровну. Целесообразность инвестиций здесь продирается через людские заблуждения - через флуктуации безумных спекуляций и необъяснимого альтруизма.
Право собственности распространяется на весь внешний мир человека и точно так же, как пролетарий продает право на использование своего тела и разума, капиталист торгует правом на использование своего капитала, латифундист - своей земли, рабовладелец торгует рабами, а русский помещик крепостными крестьянами. Они могут использовать то, что имеют. Всё дело в мере, в пользе от того что имеешь: больше даешь или забираешь?
Конечно, лучше иметь что-то, чем не иметь ничего. Мелким собственникам повезло меньше, чем крупным землевладельцам, рабам меньше, чем рабовладельцам. Иногда раб имел больше власти, чем большинство свободных. Раб - это существо полностью бесправное в каменоломне и, иногда, влиятельное при дворе.
При этом любой собственник - сам раб собственности. Все мы - рабы собственного тела. Можно, конечно, записаться в рабство и тогда заботиться о теле будет новый хозяин. Использовать его - тоже.
Роль собственности в жизни её обладателя менялось в зависимости от обстоятельств, от возможностей присваивать возможности окружающих. Изобретатель колеса получил мало, если вообще что-то получил, но не окружающие люди оказались виноваты в этом, а обстоятельства, для которых человеческого понятия справедливости не существует, а есть целесообразность при условиях, которые на данный момент есть. В те далекие времена 'пролетариям было нечего терять, кроме своих цепей'. Сейчас, когда обладатели прав получают несоразмерные суммы за изобретение, спортсмены и актеры - за вполне бессмысленные действия, понимаешь, что мир с тех пор сильно изменился и горевать о судьбе пролетариата, по крайней мере, отдельных его представителей, не приходится.
Здесь один шаг до паразитизма. Патент на изобретение колес сейчас позволил бы любому из нас стать миллионером, только исходя своего 'естественного права'. Сравните с правом монарха править - тоже своего рода патент, который он передает по наследству детям. Попытки рантье, ремесленников, пролетариев, капиталистов, латифундистов, рабовладельцев, работников творческого труда свой паразитизм закрепить - это попытки сформировать социальный строй и государство, их паразитизм защищающее. Дело за возможностями.
'Естественное право' частной собственности только тогда живо, когда не абсолют. Оно не может им стать. Обладание естественной или искусственной монополией позволяет иметь больше власти и денег, чем при конкуренции со стороны других людей. Конкуренция сдерживается также внешними ограничениями, в первую очередь, экономическими возможностями участников или отсутствием вакантных рабочих мест. Кто-то не в состоянии оплатить себе учебу, кто-то в состоянии себя проллобировать или общество может выдержать только десяток профессиональных поэтов и одного претендента на трон. Прокормить можно тысячи, выдержать без риска междоусобиц только одного. Монополизм из корысти успешнее там, где есть монополизм места. Кандидаты излишни не потому, что нехороши собой, а потому, что на данном месте может расположиться только один человек. Единство воли ради экономии сил и средств.
Наследственная монархия выросла на политической стабильности, которая возникла на стабильности наследования властных полномочий. Когда вреда от монархии стало больше, чем пользы, ее стали ограничивать. Коньюктура политического базара, именуемого демократией, за счет притока свежих сил рождало куда более продвинутые варианты, чем монаршее семейство. Когда методы для достижения равновесия конкурирующих групп на политическом рынке были изобретены, монархия успокоилась в нише эксклюзивности: стало гарантом конституционного порядка, как в Испании, символом национального самолюбования, как в Англии, или психологической икебаной, как японский император.
Социализм тоже не исключение с его номенклатурой и живущим славным прошлым пролетариатом. Была какая-то польза, по началу, от всеобщего образования, вовлечения в городскую жизнь, индустриализацию на фоне известных всем 'перегибов', затем основательный вред перевесил, а достоинства отошли в историю.
Вместо прямого участия граждан в политике (как в Древней Греции) в современных демократиях участие опосредованное, через куплю-продажу голосов и предвыборные обещания. Чтобы демократия заработала, каждому гражданину нужно стать самостоятельным в жизни, нужен индивидуализм в экономике, нужен рынок. Помимо самостоятельных избирателей, нужен отбор конкурирующих кандидатов на выборные посты, их надо где-то растить, надо выстраивать их зависимость от окружающих, иначе они будут ответственны только перед собой, а это, считай, безответственность и тогда различие между ними - это их личные черты, их вкусы: рубить головы или сажать на кол.
Есть ответственность перед силой, которая привела наверх, будь то абстрактная воля проголосовавшего народа или конкретные интересы партии сторонников. Безответственность порождает авторитаризм. Авторитаризм - в безответственности власти, тоталитаризм - в жестком детерминизме, то есть, продиктован обстоятельствами, которые, к сожалению, от воли людей на данный момент не зависят.
Это может быть 'диктатура пролетариата' в отсталой стране - плод идеала, идеального учения о правильной жизни. В исламском государстве само идеальное учение, сама правильная жизнь по канонам мусульманской религии подразумевают диктатуру Корана. Нет пока такой идеи, которая убедила, подчинила бы себе всех граждан без тоталитарного государства, не может быть теократического государства без папы и инквизиции, а коммунизма без Политбюро и КГБ.
Политика - это способ выживания. Идейная политика - для выживания общества. Безыдейная политика - для выживания отдельного лица, персоны. Идейная политика должна стоять или на общем недовольстве или общем одобрении. Безыдейная политика - на использовании власти для профита частного лица. Митинги на площади и 'интриги в коридорах власти' тоже могут быть небесполезны. Можно прийти к власти с улицы или путем интриг, но невозможно сохранить власть помимо интересов общества, не убивая его.
Обычное состояние политика - это способ предпринимательства, блуждания между заработком на жизнь и использованием идей, циркулирующих в обществе, это - удел профессионалов, которые тоже могут иметь идеалы и защищать свой образ мыслей, а также выражать интересы правых, левых, зеленых и оранжевых, то есть той или иной части общества бескорыстно или за деньги.
Место в политике, как и на рынке труда, зависит от способностей и от обстоятельств. Благодаря своим неповторимым природным или благоприобретенным качествам, личный дар бывает редок и к нему особое отношение. Есть также в политике возможность искусственного ограничения предложения, монополия, эксклюзив. Многие виды деятельности стали предметом обладания замкнутых групп, занятием для ограниченного круга людей. Общество становится сословным потому, что не хочет быть открытым либо в силу объективных, либо субъективных причин.
Единое руководство обществом подпирается единой идеей для общества и воплощается в конкретной личности. Это упрощает жизнь граждан и дает оправдание централизации власти, оправданию всех и всяческих помазанников и разнообразных элит. Идея 'голубой крови' - законченный союз корыстной выгоды и объективной необходимости стабилизировать жизнь людей, иногда просто ее замариновав.
Если монополизм места не нужен и даже вреден, необходимы титанические усилия и насилие, чтобы замкнуть всё на себя. 'Нельзя назвать доблестью убийство сограждан, предательство, вероломство, жестокость и нечестивость: всем этим можно стяжать власть, но не славу'. Так или иначе, малочисленность - дурная шутка, люди думают, что они - элита, что не случай, корысть или беспринципность подарили им место, а исключительно их исключительность. Скорее всего, они не изменятся - получится та самая стабильность, которая проходит только со сменой поколений. Смерть - первый безотказный фактор прогресса, доставшийся нам от природы. 'Естественный отбор' - второй.
Государство - та же частная собственность чиновников, депутатов, судей. Её роль и влияние оценивается в контексте других ролей и должна контролироваться. Все революции и реформы - это переход, адаптация общественных отношений, в том числе отношений собственности, к новому типу работы внешнего мира человека. Сначала рабство, где главный ресурс - рабочая сила и собственность на рабов, затем - земля, поскольку прогресс в ремеслах и сельском хозяйстве вытеснил рабский труд. Потом капитал - накопленное богатство уже не в виде соборов и поместий, а виде средств производства всякого богатства. И наконец - знания о внешнем мире - виртуальный внешний мир, способный изменять и конструировать реальный мир в лучшую для людей сторону.
Существование частной собственности - всего лишь дань инстинктам индивидуума, и насколько той или иной разновидности частных собственников удается управлять последствиями инстинкта своими, совместными или сторонними усилиями, настолько их частная собственность имеет смысл и право на полноценное существование, превосходство, преимущество. Всё имеет начало и конец. Чтобы быть собственником и не потерять собственность, нужно соответствовать - голый паразитизм неуместен. Отношения людей в сообществе, включая отношения собственности, развиваются в их внешнем мире через эволюцию, отбор и самосохранение сообществ. Кто выжил, опередил или победил соседей в процессе выживания - тот и прав.