Кулик Вадим Викторович : другие произведения.

Массандровский дворец. Незавидная судьба шедевра

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Крым. Совсем не романтическая история Массандровского дворца. Его называют "маленьким Версалем", сказочным дворцом и шедевром архитектуры. Однако его судьба мало похожа на сказочную

   массандровский дворец [кулик в.в.]
  
  
  * можно посмотреть видео репортажа на моём канале Ютуб, пройдя по ссылке, указанной в конце моей авторской страницы
  
  
  Сегодня мы приглашаем вас посетить один из самых великолепных дворцов Крыма. Маленький Версаль - так его называют многие побывавшие здесь, другие - сказочным дворцом из произведений Шарля Перро. Однако у Массандровского дворца сложилась иная судьба, далёкая от французской истории и совсем не похожая на сказочную. Сегодня мы познакомимся с ней.
  
  Начнём с дворцового парка. Его сложно сравнивать с какими-либо парковыми зонами Крыма. Судьба парка неотрывно связана с историей замка и берёт начало с небезызвестного нам садовника Воронцовского дворца, Карла Кебаха.
  
  Светлейшему князю Михаилу Семёновичу Воронцову принадлежали здесь земли, и он построил на них небольшую дачу, которой вполне довольствовался. Поэтому, Кебаху и было поручено обустройство этого парка. Сразу нужно отметить, что цели делать его изысканным, не было. Ряд причин это объясняло. Во-первых, имение было высокогорным - 365 метров над уровнем моря. Это сказывалось на приживаемости отдельных растений. Во-вторых, здесь были охотничьи угодия князя. Но Кебах, всё равно, вплоть до самой своей смерти в 1851 году, занимался этим парком тоже. Были сделаны террасы и на месте векового грабового леса, появились кедры, секвойи, магнолия, бамбук, и прочие, нередко довольно экзотические, деревья и кустарники.
  
  Через пять лет после смерти Кебаха, заканчивает свой жизненный путь и светлейший князь и его сын, Семён Михайлович Воронцов, принимает решение снести дачу, и на её месте построить замок. И этот замок, в его представлении, должен был быть совсем не такой, как мы его видим. Его проект, по заказу князя делал французский архитектор Этьен Бушар, и в качестве примера Воронцов выбрал дворцы Луары. Эту область во Франции, по течению реки Луары, называют долиной замков и виноградников. Именно французская замковая архитектура конца XV века, в стиле Людовика XIII, послужила прототипом начального проекта Массандровского дворца. Однако воплотиться в полной мере, этому проекту не довелось.
  
  В 1881 году Этьен скоропостижно скончался. Это был первый удар по уже возведённому дворцу. К этому времени были полностью возведены стены и завершена кровля. Второй, и более ощутимый, случился в следующем году. Умер светлейший князь. Он был последним представителем Воронцовых по прямой мужской линии. Его жена, княжна Трубецкая, уехала в Италию, а недостроенный дворец, как, собственно, и парк, остались на долгих семь лет без должного присмотра.
  
  Сейчас вы увидите картину российского акварелиста итальянского происхождения Луиджи Премацци. На ней он запечатлел в 1889 году этот печальный момент. Именно так Массандровский дворец выглядел в это нелёгкое для него время.
  
  Не нужно удивляться такому словесному отождествлению дворца с чем-то одушевлённым. Любое строение, будь то дом, или дворец, имеет свою внутреннюю сущность. Неважно, как мы её назовём, и она не выносит одиночества. Дома, созданные людьми, всё равно, что рождённые ими. Без хозяина, даже самые крепкие, быстро дряхлеют, и перестают существовать. Их можно сравнить с Летучими Голландцами на море. До какой-то поры, смогут держаться на волнах, но срок этот будет недолгим.
  
  Массандровское имение простояло заброшенным семь лет. За это время парк основательно зарос глицинией, а во дворце стали замечать бродяг. Затем, у племянницы Воронцова это поместье выкупил Император Александр III. Начался новый этап жизни дворца, но он завершенности строительства также не принёс.
  
  До нас дошло описание состояния дворца сразу, после покупки. В нём отмечено следующее: "Здание состоит из стен, крыши цинковой, и по всем помещениям положены железные балки. Остальных частей здания не имеется".
  
  Александр III некоторое время размышлял над назначением приобретённого имения и принял решение, в немалой степени учитывая пожелания сына Георгия. Ему очень нравились Массандровские гроты, расположенные рядом с недостроенным замком. Он часто бывал там с матерью, Марией Федоровной. К тому же, Георгий был болен чахоткой, а климат Верхней Массандры благотворно влиял на его здоровье.
  
  Был нанят уже известный своими реставрационными работами Санкт-Петербургский архитектор Максимильян Егорович Месмахер. Именно при его непосредственном участии были выполнены уникальные ремонтные работы в Исаакиевском соборе в 1891 году. Император поручил ему подготовить проект реконструкции, учитывая следующее пожелание: парадные залы должны в нём отсутствовать, все помещения обязательно удобные для спокойного отдыха и оборудованы всеми современными, для того времени, средствами. Сам облик здания не должен казаться аскетичным, и Месмахер создал проект, который наделил дворец всеми указанными качествами и превратил его в то, что мы видим.
  
  Внутреннее обустройство Массандровского дворца, также выполнено по проектам Месмахера, и здесь следует немного рассказать о предпочтениях Александра III, который, собственно, и обозначил, какими проекты должны быть. Патриот, предпочитающий всё русское, но вполне отдающий себе отчёт, что внешние атрибуты императорской власти имеют большое значение, он согласовал внешнюю помпезность дворца, но настоял на скромном внутреннем убранстве. В этом дворце он не собирался устраивать приёмы, а потому, предпочёл видеть здесь небольшие комнаты, невысокие потолки, тёмные тона и неяркое освещение. Месмахер скрупулёзно отразил это в проектах, и ни разу не ошибся. Императору всё понравилось. Единственное дополнение касалось конюшенного и кухонного флигеля. Их предполагалось немного увеличить.
  
  В 1893 году работы по реконструкции начались. Всё, казалось бы, начало складываться для дворца, как нельзя лучше. Александр III любил порядок во всём, и слово у него не расходилась с делом. Но в 1894 году, через год после начала реконструкции, он скончался. Его смерть обозначила в истории дворца начало нового этапа. Великий князь Георгий Александрович Романов, сын Александра III, которому так нравилось имение, и который был болен туберкулезом, отправился в Грузию в надежде излечиться там. Однако чудо не случилось и в 1899 году он умер.
  
  Николай II, ставший императором после Александра III, и принявший присягу на верность престолу в Ливадии, в память об отце решил продолжить работы по реконструкции Массандровского дворца. Однако были внесены корректировки в общий план построек и несколько сокращен общий объём предполагаемых работ. Нужно отметить, что экономить на внешнем облике дворца он опять-таки не стал. Скорее, наоборот, фасады декорировали лучшие специалисты того времени. А вот с внутренними интерьерами особенно не спешили. То есть, работы шли, метлахскую плитку изготовили в Германии, она часто встречается во внутреннем декоре. Резьбу по дереву делали в Петербурге. Работы шли, но сам Николай II не проявлял к ним интереса. Да и саму Массандру почти не посещал. Вы уже знаете, что он любил Ливадийский дворец, а Массандровский, даже после завершения работ в нём, что, кстати говоря, случилось в 1902 году, посещал крайне редко, и в основном, после охоты.
  
  Ещё одна уникальность Массандровского дворца состоит в том, что царствующие особы никогда не оставались в нём ночевать. Более того, как видно, это даже и не предполагалось. В нём были все удобства - вентиляция, отопление, электричество, и в то же время не было элементарного - кроватей. Можно много размышлять над этой особенностью, строить разные догадки, придумывать невероятные истории, но факты таковы. Более того, Сталин, при котором Массандровский дворец назывался не иначе, как "госдача ?3", также бывал в нём только днём.
  
  После революции, до 1929 года, Массандровский дворец был особо не удел. Туда водили экскурсии, что в общем-то, не являлось какой-то пролетарской выдумкой. Ещё в 1902 году, сразу после завершения отделочных работ, его посещение включили в программы экскурсии для всех желающих. Объявление о начале и конце открытого сезона регулярно печатали в газете "Крымский курьер". Программа была завлекательной и предполагала посещение парка, винных подвалов и внешний осмотр замка. Большевики расширили её, и включили осмотр некоторых внутренних помещений, называя всё находившееся там "предметами царского быта". Желающих сходить на такую экскурсию
  было всегда много.
  
  Следующий переломный момент в судьбе Массандровского дворца произошел в 1929 году. Когда власть, наконец, решила исправить многолетнее упущение и заселить -таки пустующие помещения. В нём был организован санаторий "Пролетарское здоровье", и был он рассчитан на 70 коек для больных с особым диагнозом - неврастения с лёгочным туберкулёзом. Этот санаторий стал отделением Ялтинского туберкулёзного института и направляли туда, что называется, буйных больных. То есть, Массандровский дворец превратился, по сути, в изолятор для туберкулёзников - неврастеников. Вот уж поворот, так поворот!
  
  В этом качестве он и оставался немного, не мало, вплоть до оккупации Крыма фашистами, и при них стал государственным имением под номером 40. Управлением же подобными объектами поручили доктору с подобающей фамилией Шик.
  
  После освобождения в 1944 году, Массандровский дворец, вместе с прилегающими территориями, уже не был санаторием, а стал главным зданием института виноделия и виноградарства "Магарач". Произошло ещё одно удивительное перевоплощение. В этом назначении шедевр архитектуры пробыл сравнительно недолго. Осенью 1948 года Сталин отдыхал в Крыму и неоднократно заезжал в Массандровский дворец. Затем, как-то очень быстро, уникальное здание, вместе с прилегающей территорией, было передано в Министерство госбезопасности, и стало опять государственным объектом, на этот раз, под номером 3. В этом качестве он и оставался до 1989 года. Далее, через три года, во дворце был открыт музей, который мы, собственно, и посетили сегодня.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"