Кулесский Роланд : другие произведения.

“портрет Дориана Грея” и Ветхий Завет: завершённость символического вымысла

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.72*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Символика “Портрета Дориана Грея” загадочна и, вопреки некой устарелости (“усталости”) темы, продолжает волновать и искать разгадку. Вероятно, прав А.Аникст, говоря, что этот вымысел красив и что Уайльду этого было достаточно, так что любая разгадка будет правильной для того, кто её предложит...


"Портрет Дориана Грея" и Ветхий Завет: завершённость символического вымысла

   Символика "Портрета Дориана Грея" загадочна и, вопреки некой устарелости ("усталости") темы, продолжает волновать и искать разгадку. Вероятно, прав А.Аникст, говоря, что этот вымысел красиви что Уайльду этого было достаточно, так что любая разгадка будет правильной для того, кто её предложит...
   Ниже автор предлагает свою догадку, которую подсказали обсуждения темы с д-ром Раффи Касимовым.
  
   Под влиянием какой-то качественно напряжённой скрытой жизни портрета проказа порока постепенно его разъедала.
   "Портрет Дориана Грея"
  
   Похоже на то, что сам Уайльд не имел продуманной схемы развития своего символического вымысла.
   А.Аникст
  
   Жизнь портрета
  
   Сюжет "Портрета Дориана Грея" всегда будет завораживать воображение своей иррациональностью, фактически, тем, что мистическое привлекается как модель реального.
  
   Действительно, Дориан получает в подарок свой портрет, отражающий его душевную чистоту, целомудренность и красоту молодости (на момент позирования Дориан несовершеннолетний): "...я состарюсь, стану противным уродом, а мой портрет будет вечно молод. Он никогда не станет старше, чем в этот июньский день...Ах, если бы могло быть наоборот! Если бы старился портрет, а я навсегда остался молодым! За это я бы отдал всё на свете...Душу бы отдал за это!"
   И хотя дьявол не появляется перед ним, как перед Энохом Сомсом (герое одноименного рассказа м. Бирбома), чтоб скрепить договор подписью, но готовность отдать душу получает воплощение в реальности, как если бы дьявол присутствовал " за сценой ".
  
   После самоубийства Сабины Вейн, виной которому был Дориан, он впервые видит изменения в портрете: "Дориан протёр глаза и, подойдя к портрету вплотную, снова стал внимательно рассматривать его. Краска, несомненно, была нетронута, никаких следов подрисовки. А между тем выражение лица явно изменилось... человек на портрете смотрел на него с жестокой усмешкой, портившей его прекрасное лицо".
   Ошеломлённый Дориан достаточно быстро приходит в себя: "... если портрету суждено меняться, пусть меняется...ведь наблюдать этот процесс будет истинным наслаждением... Портрет станет для него волшебным зеркалом. В этом зеркале он когда-то по-настоящему увидел своё лицо, а теперь увидит свою душу...".
  
   Следуя за наслаждением, Дориан идёт от падения к падению, каждый раз с вожделением наблюдая изменения в портрете. Его тайная, не на виду, жизнь наполняется низменными пристрастиями, растлениями, убийствами, при этом дьявольское стечение обстоятельств уничтожает все улики против него, которые могли бы привести его на скамью подсудимых.
   Остаётся лишь единственный свидетель - портрет и в страхе перед случайным разоблачением (если бы кто-то случайно увидел портрет) Дориан пытается его уничтожить. Однако портрет является частью его души и бросаясь с ножом на портрет, Дориан убивает себя.
  
   Завершённость вымысла
  
   Жизнь оригинала - это жизнь Дориана "на виду", то есть в глазах окруженья, которое не догадывается о его тайне:
  
   Он прекрасен и юн, блестящий музыкант, интерпритатор Шопена и поклонник Вагнера, знаток и коллекционер музыкальных инструментов, обладатель безупречного вкуса и законодатель мод, увлекается дарвинизмом, искатель и знаток древней литературы, коллекционер и авторитет в драгоценных камнях, желанный и почётный гость аристократических салонов, и пр., короче, - предмет зависти и восхищения.
   Как говорит ему лорд Генри, "...вас боготворят и всегда будут боготворить. Вы тот человек, которого ищет наш век...и боится, что нашёл. Я рад, что вы не изваяли никакой статуи, не написали картины, вообще не создали ничего вне себя. Вашим искусством была жизнь. Вы положили себя на музыку. Дни вашей жизни - это ваши сонеты".
  
   Нравственная пропасть между портретом и оригиналом глубочайшая, у читателя возникает ощущение неизбежноости катастрофы, однако не понятно, почему оно возникает, ведь Дориан мог бы вести свою, скрытую от людских глаз, жизнь сколь угодно долго. С этой точки зрения, символическому вымыслу не хватает завершённости. Попробуем найти её в библии.
  
   Ветхий Завет о проказе
  
   Ветхий Завет в части, касающейся обязанностей священников, содержит загадочные по смыслу, тёмные места, с рекомендациями на случай возникновения проказы на доме, стенах и одежде. К примеру (Левит 14 33-45): "...на доме показалась как бы язва....придёт священник осматривать дом...если увидит, что язва на стенах дома состоит из зеленоватых и красноватых ямин...запрёт дом на семь дней...в седьмой день, если увидит, что язва распространилась по стенам дома, то выломать камни, на которых язва и бросить их вне города на место нечистое...и возьмут другие камни и вставят вместо тех камней...и если язва опять появится и будет цвести....то нечист он и должно разломать сей дом... ". Аналогичные описания касаются проказы на одежде и стенах жилища.
  
   Эти места всегда ставили в тупик комментаторов тем более, что нигде в исторических летописях не зафиксированы подобные сверхестественные явления. Подавляющее большинство комментаторов склоняются к тому, что появление признаков такой проказы - предупреждение человеку, что его грехи (которые не видны людям, как в случае Дориана) замечены на Небе и что наказание неизбежно! Если дополнить символический вымысел Уайльда таким развитием, он сможет приобрести завершённость.
  
   Считается, в частности, что разрушение Первого Храма последовало как заражённого проказой молитвенного дома: (Эзра 5 12): "...и разрушил он (Навухаднецар, царь Вавилона) Храм этот...а народ изгнал в Вавилон".
   То есть речь идёт о духовном падении человека или общества и последующем за это наказанием. С этой точки зрения, судьба портрета подобна судьбе Храма, а судьба тогдашних евреев, впавших в язычество, - судьбе Дориана.
  
   Вместо заключение: башня из слоновой кости
  
   Дориан в романе со всеми акксессуарами его жизни (коллекциями, книгами, друзьями и т.п.) живёт в своей башне из слоновой кости, где "святая святых" - комната с портретом. Вход туда - только ему одному и там он - в языческом ритуале поклонения/наслаждения портретом. Изменения портрета, фиксирующие духовное разложение Дориана, - как проказа: "под влиянием какой-то качественно напряжённой скрытой жизни портрета проказа порока (курсив мой) постепенно его разъедала". Здесь Уайльд словно следует Ветхому Завету буквально и, таким образом, становится ясно, что расплата неизбежна, то есть неизбежно разрушение этого "языческого храма".
  
   Стремление построить себе башню из слоновой кости типично и понятно современному человеку, который хочет отгородиться от всего того в жизни, что не согласуется с его нравственными принципами. В такой башне психика защищена стенами принципов и взглядов и в неё допускаются только друзья, коллеги, соратники. Там каждый хранит свой "портрет" как зеркало души. Важно, чтобы эта башня не превратилась в языческий храм "индивидуального пользования" и проказа порока в любой форме, если она появится, должна служить предостерижением, что твой грех замечен и что никакая башня тебя уже не защитит.
Оценка: 4.72*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"