Кулесский Роланд : другие произведения.

Между Почему и Как...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья зародилась как расширенный комментарий к "Имени истины" (http://zhurnal.lib.ru/k/kotljar_i/istina.shtml) и является плодом приятных и плодотворных дискуссий с JIrin S. Kotlyyar, так что по-существу это наша с нею совместная статья. Приглашаем к содиалогу всех, кому небезразлична эта тема.


Между ПОЧЕМУ и КАК...

   Риторический вопрос "Для чего нам дано чувство любви..." в "Имени истины" (JIrin S. Kotlyyar http://zhurnal.lib.ru/k/kotljar_i/istina.shtml) поставлен женщиной, и формально, и по-существу. Можно предположить, что в постановке этого вопроса скрыто инициированное самой жизнью стремление женщины освободиться от чувства зависимости перед сильным полом.
   Ниже делается попытка обсуждения такой проблемы в рамках иудо-христианства.
  
   Между Евой и Евой
  
   Согласно Торы, (и христианской Библии, включившей Тору в Ветхий завет) Адам, с одной стороны, был создан по образу и подобию Б-га и, с другой, - из праха, то есть речь идёт о двух Адамах, наделённых существенными отличиями (см. ниже). Это разночтение принято трактовать, как пишет А.Барац со ссылкой на Броера и Соловейчика, как два начала, которые несёт в себе человек, духовное и телесное.
  
   Первый Адам (Бытие 1 27-28)... " И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями),и над скотом, и над всею землёю...". То есть первый Адам был создан "по образу и подобию мужчиной и женщиной" и несёт в себе оба начала. он наделён способностью к творчеству, стремлением уподобится Творцу - преобразовать мир, властвовать над ним, поэтому его интересует "как действует вселенная?".
  
   Второй Адам... "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдохнул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Бытие 2 7)... И взял Господь Бог человека, (которого создал,) и поселил его в саду Едемском, чтобы хранить его и возделывать его...но для человека не нашлось помощника, подобного ему (Бытие 2 15)... И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку.." (Бытие 2 21-22). То есть второй Адам творится из праха как мужчина, от которого женщина производится вторично. Он несёт в себе смирение, не стремится к созданию своего мира, но исследует мир, в котором он вынужден "функционировать", пытается найти самого себя (своё место), поэтому его интересует ответ на вопрос - "почему действует вселенная?".
  
   Таким образом, в Еве находит себя творческое начало первого Адама (назовём её первой Евой, Е1), и смирение второго Адама (вторая Ева, Е2).
   Соотношение творчества и смирения в разных людях, конечно, разные, поэтому в реальной паре женщина часто духовно выше мужчины (именно этот и только этот случай обсуждается в статье, хотя бывает и наоборот), что, вероятно, и вдохновляет феминисток в их борьбе за равенство.
   Я не уверен, что автор "Имени истины" выступает за "равенство", тем более, что подчинённое положение женщины, как считается, - необходимое (хотя и недостаточное) условие устойчивости пары, мужчины и женщины.
  
   Между Почему и Как
  
   Обратившись к "Имени истины", мы окажемся под обаянием постбиблейской Евы, восхищающей, но уже не удивляющей высотой своего духа, на которую, похоже, далеко не все мужчины способны подняться (имеется в виду прежде всего "потенциальные" способности, то есть то, что идёт от генов...воспитание - фактор второго порядка малости, по мнению автора)...
  
   Е2: Для чего нам дано чувство любви...
   ...психология человека накидывает на эту простую по сути своей конструкцию флер эмоций и чувств. Кто скажет, зачем, для чего?
   Е1:  Слушать, прислушиваться - и не только к себе, а в большей мере - к окружающему.    Уметь видеть, замечать, быть Неравнодушными...ведь основа всего - это Любовь
   Е2: ...вступают в действие законы социального бытия. Придуманные - кем? И для чего?   
   Е1 ...уметь дарить радость - и уметь   наслаждаться тем, что дарят - не в этом ли предназначение Жизни?...И не делать больно другим... 
   Е2: И если мужчина устранил себя от этой миссии, миссии продления рода, наполняя себя похотью, стремлением к новым ощущениям, дабы заполнить в себе ту пустоту, что называю я НЕлюбовью, то у женщины просто нет выбора. Того самого, о котором так любят рассуждать философы-мужчины.
   Е1: Теперь же женщина стала действующим началом в жизни, а не только тем, чем её предназначил для жизни Б-г. Я повторю эту свою мысль: женщина действует там, где мужчина рассуждает. Ибо на неё возложена миссия продления рода.
  
   Осуждённый на выбор...
  
   Созданный из праха второй Адам несёт в себе животное начало, но быть просто животным человеку не дано, поскольку, каким бы слабым не оказалось духовное начало первого Адама, оно всё же есть. Как формулирует А. Барац со ссылкой на Луцато, "Творец пожелал, чтобы у человека была возможность свободно выбирать между добром и злом, и поэтому создал его независимым в этом от кого бы то ни было...человек сам будет полным владельцем своего блага, как в общем, так и в частном...Человек займёт именно ту ступень, которую он избрал и на которую себя поставил. И будет в этом Собрании высшие и низшие, великие и малые, но только сам человек будет причиной своего возвышения или принижения..."
  
   Очевидно, деградация "мужской сути", когда она бросается в глаза, результат этого самого мужского выбора: "мужчина устранил себя от миссии продления рода, наполняя себя похотью, стремлением к новым ощущениям, дабы заполнить в себе ту пустоту, что называю я Нелюбовью".
  
   Диагноз по-существу верен, однако предпочтения "такого рода мужчин" находятся не между "Любовью и Нелюбовью", а между любовью как духовным началом и сексом - как животным, ибо это совершенно разные чувства.
   ...Возможно, провидчески прав Евтушенко, говоря, что "лучшие мужчины - это женщины".
  
   Любовь и секс
  
   Очевидно, что любовь между мужчиной и женщиной является отражением божественной любви, поскольку человек создан "по образу и подобию мужчиной и женщиной" и не случайно Монтень писал, что "мужчина любит женщину в себе, а женщина - себя в мужчине". Однако, говоря о взаимном влечении мужчины и женщины, можно говорить о животном начале - сексе, и о духовном - любви. Может быть, определив, "что Б-гу, а что кесарю", постбиблейская Ева спокойнее отнесётся к мужчинам, почти находящимся на уровне животного (всё же достаточно редкий случай, как хотелось бы надеяться), и помимо миссии продления рода, возьмёт всё же на себя вину своего женского выбора.
   Кстати, тема выбора сама по себе дискуссионна, я же заметил бы, что женский выбор по сути своей иррационален и интуитивен, что, однако, не снимает вины с женщины, если выбор оказался ошибочным.
  
   Вместе с тем, не все готовы видеть различие между сексом и любовью и лишь последние исследования дают этому основание, а именно:
   "Нейропсихологи из Нью-Йоркского университета провели исследование влюбленных пар и выяснили, что любовь и сексуальное влечение -- это совершенно разные чувства, за которые отвечают разные районы мозга.
Исследование проводилось с
 помощью метода магнито-резонансной томографии, позволяющего локализовать участки мозга, активизируемые в различных ситуациях. Обнаружено, что у людей, которым показывали фотографии их возлюбленных, активизировались совсем не те участки мозга, которые возбуждаются при сексуальной стимуляции. Они даже находились в разных полушариях -- участки мозга, "отвечающие" за чувство влюбленности, в основном сосредоточены в правом полушарии, а те, что реагируют на сексуальные стимулы, -- в левом. При этом, как заявляют нейропсихологи, романтическая любовь производит в мозгу и нервной системе в целом гораздо более сильные изменения, чем секс. Так что распространенное представление о том, что любовь -- это всего лишь "упаковка", или "прелюдия" к сексу, не подтверждается".
  
   Любовь как индикатор идеальности
  
   Остаётся попытаться ответить на вопрос в начале "Имени истины" - "Для чего нам дано чувство любви...".
  
   Единство человека в данных ему душе и теле соответствуют единству двух начал, духовного и телесного. И как душа и тело сужены друг другу, точно так же встречаются мужчина (душа) и женщина (тело), суженые друг другу, как утверждает иудо-христианство.
   Нет иного индикатора/мерила идеальности пары ("степени суженности"), кроме "степени" влюблённости, именно влюблённости, в первую очередь, то есть - духовной полноты, ощущаемой мужчиной и женщиной, когда они вмести, когда они нашли друг друга. (Влюбленность - это страсть. Любовь - вот мерило духовной общности) И можно не сомневаться, что при этом никто "не устранится от миссии продления рода", ведь любовь двоих по-сути,подсознательно ощущаемая, любовь к третьему, их будущему ребёнку, как определил Шопенгауер. В известном смысле можно сказать, что секс продолжает жизнь биологически, а любовь наполняет её духовностью, то есть служит продолжению человеческой жизни.
   Вероятно, можно говорить о "любови-преклонении, когда все отдается только любимому и дитя воспринимается как помеха", но это - исключение, тем более, что в некоторых подобных случаях она/он выполняют некую миссию помимо их воли (как у Модильяни, например), то есть и этот выбор - не совсем их.
  
   Именно для того, чтобы найти друг друга, по-видимому, дано чувство любви в её "узком смысле". Добавим, что - не только найти, но и - не потерять, ибо секс уходит, а любовь, которую часто трактуют как вид энергии духа (в каббале, в частности), не исчезает бесследно.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"