Музей-заповедник "Костромская слобода" находится неподалеку от Ипатьевского монастыря. В этом музее под открытым небом собраны деревянные церкви и часовни, типичные крестьянские дома, в основном конца ХIХ - начала ХХ века, из различных деревень Костромской области. В экспозиции есть мельницы, амбары, погреба, колодцы и другие строения. Можно зайти в каждую избу и увидеть, каков был крестьянский быт Костромской губернии. Заповедник расположился по берегам маленькой речки Игуменки, в водах которой как в зеркале отражается храм Спаса Всемилостливого.
Храм Спаса Всемилостливого.
Вокруг храма стоят небольшие и довольно странные деревянные сооружения - это технические устройства, в них спрятаны фонари подсветки, чтобы не нарушать гармонию пространства.
Здесь можно увидеть еще несколько деревянных часовен и храм Пророка Илии, тоже деревянный.
Храм Пророка Илии
Деревянная часовня
Не удивительно, что эти сельские церкви построены из дерева. В лесном краю это был единственный доступный для крестьян строительный материал. И радует, что эти памятники народного зодчества сохранились до наших дней.
Сама речка Игуменка очень тихая, поросла ряской, кубышками, над ней летает множество стрекоз, а для туристов предлагается в качестве развлечения возможность покататься на лодках.
Но самое интересное - это возможность познакомиться с тем, как жили костромские крестьяне в прошлом. Надо сказать, что это не такое уж и далекое прошлое. О многих особенностях крестьянского быта рассказала нам наша бабушка, которая родилась в этих местах, и здесь прошло ее военное детство.
В Костромской губернии неплодородные земли, и барщины здесь даже во времена крепостного права почти не знали. Работа на земле была уделом женщин, детей и стариков, а мужчины занимались в первую очередь отходничеством: они уходили в Кострому, Петербург или Москву, где занимались самыми разными работами: строили, плотничали, занимались извозом. В результате деревни не были бедными. Дома строились на совесть, так, что в них долгие годы могло жить много поколений.
Есть в экспозиции дома попроще, так называемые пятистенки. В каждой избе важнейшим предметом была русская печь. Она обогревала избу, в ней готовили еду. Топили печь один раз в день. Когда печь протапливали, в специальное место в глиняных корчагах ухватами помещали будущую похлебку или щи, в глиняных же плошках варилась каша.
Посуда была глиняной, изготовленной местными гончарами, или деревянной. В деревянной посуде готовили тесто, квасили кисели, использовали и бочки, тоже с деревянными обручами, а еще были деревянные ковши для воды. Железо стоило по крестьянским меркам недешево. Его нужно было привозить с ярмарок.
Что еще входило в обстановку избы? Полати - высоко расположенный деревянный настил, который шел от стены к печи. На полатях зимой спала вся семья, чтобы было теплее. Лавки, простые, деревянные, также как и столы. Их делали сами, на месте.
В сенях и на повитях можно увидеть различных размеров жерновцы (два плоских обточенных камня с отверстием), которые применяли для размельчения круп и для получения грубой муки, ведь не всегда у крестьянина были деньги и возможность поехать на мельницу. Да и мельницы были не в каждой деревне. Жерновцы тяжелые, есть поменьше, которые можно крутить даже руками за специальную, прикрепленную сбоку деревянную ручку, а есть такие большие, что их, наверное, вращали вдвоем.
В избах у тех, кто побогаче, были ткацкие станки, ведь костромской край с давних времен был знаменит льном и изделиями из него. А те, кто победнее, просились к соседям поработать на станке и за это отдавали какое-то количество ткани.
А почему изба называется пятистенок? В ней кроме основного четырехугольника была еще одна стена, отгораживавшая особую комнату, называемую горницей. Горница не соприкасалась с печью. В ней зимой не жили. Это было летнее помещение, где в любую жару прохладно. В горнице и потолки повыше, потому что в ней не надо сохранять тепло, и сама она побольше размером. Здесь стояли сундуки с одеждой, хранились кое-какие припасы и другие вещи. В старину был интересный обычай: когда крестьянин приезжал из города к семье, он привозил всем домашним подарки: отрезы материи, платки, городскую посуду, ленты и т.д. Все это выставлялось в горнице, и вся деревня приходила повидать односельчанина, а заодно полюбоваться подарками. По ним судили, насколько хорошо устроился человек в городе, достаточно ли зарабатывает, не пропивает ли деньги. Обычай этот сохранялся еще в середине XX века.
Избы бревенчатые, никакой обшивки досками. Бревна толстые, проложены для утепления и защиты от дождей мхом-сфагнумом. Чтобы построить дом, крестьянин летом заготавливал бревна, собирал мох, затем все это сушилось, а строительство начинали только на следующее лето. Мох хранили под крышей.
Есть в экспозиции и более сложный крестьянский дом, приспособленный для проживания в суровые зимы, которые прежде были здесь нередкими. Особенность такого дома в том, что под одной крышей находятся не только жилые комнаты, но и помещение для скота и так называемая повить - специальное место для хранения сена, саней и инвентаря. Дом делится на две части. Первая - жилая, там есть русская печь, две маленькие теплые комнатки (одна из них одновременно и кухня) и горница. К жилой части примыкает небольшой коридор, а дальше идет двухэтажное сооружение. Первый этаж - это хлев, в нем есть две отдельные двери, одна - для того, чтобы летом выпускать животных в поле, а другая, с противоположной стороны - чтобы выгребать навоз. А второй этаж как раз и называется повитью. В него ведет вход с улицы, снабженный наклонным деревянным помостом. По этому помосту прямо на повить въезжала лошадь, которая везла сено. Сено заготавливали не только в стога, но и сразу же привозили на повить. И в лютые морозы не нужно было ездить за сеном к стогам, которые могли быть поставлены далеко от деревни. Запасов сена хватало до оттепели. Держали в Костромском краю лошадей, коров, овец и коз. Свиней было мало, их не разводили, потому что земля не позволяла вырастить достаточно корма для них. В хлев можно было попасть по лесенке с повити, не выходя на улицу, что позволяло сохранять тепло в морозы.
Тут же на повити хранили летом сани.
Зимой здесь находились плуги, бороны и льномялки. Над тем углом, где в хлеву собирался навоз, на повити находилось отверстие для туалета. Такой дом - настоящая крепость против любой непогоды, да и от лихих людей может защитить.
Крыши у домов были или соломенные, или (у тех, кто побогаче) из дранки (это такие небольшие деревянные дощечки). А окна закрывали снаружи деревянными ставнями. Хотя в те времена в деревнях не было ни красок, ни каких-то отделочных материалов, строители стремились украсить дом.
Резные наличники делали нередко с помощью топора. Их не красили.
Возле крыши проложен выдолбленный в стволе небольших деревьев желоб для дождевой воды. Кстати, дождевую воду раньше собирали в бочки, поставляемые под такой желоб, она считалась очень чистой. Ведь тогда не было загрязнения атмосферы. Никаких громоотводов, конечно, в те времена не знали, но в каждой деревне была по крайней мере часовня, с металлическим крестом, и ставилась она на возвышении. Вот и спасала от молнии.
Интересно еще вот что: крестьянское хозяйство тех времен было полностью безотходным. Навоз шел на поля, старая деревянная посуда - в печь, черепки зарывали в землю, даже сор из избы не выметали, а кидали в печь. Оттуда и пошла поговорка: "Не выноси сор из избы!"
Амбары устроены на столбах, чтобы не заливало припасы весенней водой, чтобы не заметало дверь снегом, и чтобы звери лесные не забрались.
В экспозиции представлены колодцы с воротами, деревенская кузница и довольно своеобразное сооружение - ледник. Ледник - это глубокая яма, обычно устраиваемая возле дома. Внутри ее обшивали досками, чтобы не сыпался грунт. В этот ледник весной помещали лед, который чаще всего кололи на прудах. На деревянных полках, во льду, хранили молоко в крынках, простоквашу, солонину и другие припасы. Сепараторов в деревнях не было, и масло получали из сметаны в простейших ручных маслобойках, а в качестве инструмента для сбивания употребляли сосновую палку-рогульку сучками вверх. Масло получалось горьковатое, потому что собирали сметану в течение длительного времени, и сыворотку не удавалось полностью отделить. Чтобы его использовать в пищу, его топили в плошках, в печи, и тогда, топленое, оно теряло горечь, и было ароматным. Его наливали в глиняные плошки и хранили там же в леднике.
Далеко про не всякий предмет старого быта можно легко понять, для чего и как он использовался. Но в целом экскурсия по слободе позволяет представить себе, сколь непростым был труд крестьянина в прошлом.
А еще на территории музея есть много веселых сказочных персонажей, вырезанных из дерева современными мастерами. Гостей встречает веселый Змей Горыныч, а в тени деревьев, на "Поляне Сказок", сидит в своей ступе Баба-Яга и смотрит исподлобья на приходящих сюда детей и взрослых.
Уроженец Костромского края, писатель и этнограф XIX века С.Максимов, в своей книге "Куль хлеба и его похождения" подробно и очень увлекательно описал подробности крестьянского быта, сельскохозяйственного производства, обычаи и поверья, связанные с крестьянским трудом. Скачать эту книгу можно здесь: