Аннотация: Впечатления от посещения усадьбы Абрамцево
В приюте искусства (усадьба Абрамцево)
Усадьба Абрамцево возникла в середине XVIII века. Название ее произошло от слова "обрамлять" и это неудивительно, ведь ее и в самом деле с трех сторон окружает река Воря. Первым владельцем этих мест был Федор Иванович Головин. При нем усадьба приобрела тот вид, который и сохранила до наших дней.
Периодом расцвета Абрамцева считается середина следующего, XIX века, когда владельцем усадьбы стал знаменитый писатель и театральный критик Сергей Тимофеевич Аксаков. Да-да, тот самый, которого все дети, да и взрослые тоже, знают, как автора сказки "Аленький цветочек", которую он, кстати, написал для своей внучки Оленьки. А в 1870 году дочь писателя, Софья, продала усадьбу известному промышленнику, меценату и покровителю искусств Савве Ивановичу Мамонтову, и с этого времени Абрамцево прочно ассоциируется именно с именем Мамонтовых.
Главный дом усадьбы
Главный дом усадьбы имеет два этажа, но экспозиция занимает только первый из них. О Сергее Тимофеевиче Аксакове напоминают его рабочий кабинет, голубая гостиная с аксаковской мебелью и семейными портретами и "Гоголевская комната".
Кабинет С.Т.Аксакова
С Николаем Васильевичем Гоголем семью Аксаковых связывала давняя дружба, и он часто бывал у них в гостях в Абрамцеве. Говорят, что в один из вечеров он даже читал им главы из так и не увидевшего свет второго тома "Мертвых душ".
Большая часть экспозиции главного дома связана, конечно же, с семьей Мамонтовых и художниками, членами организованного Саввой Ивановичем Абрамцевского кружка. Сохранились в первозданном виде кабинеты Саввы Ивановича и его супруги, Елизаветы Григорьевны. В красной гостиной центральное место занимает картина кисти Н.В.Неврева "Иван Грозный и Василиса Мелентьевна", где Савва Иванович изображен в образе Ивана Грозного, а Елизавета Григорьевна - в образе Василисы. В Абрамцеве нередко ставились спектакли, режиссурой которых подчас занимался сам Савва Иванович.
Красная гостиная
Здесь же можно увидеть и стол со скатертью синего сукна, на котором руками Елизаветы Григорьевны и дочери Мамонтовых, Веры, вышиты автографы многочисленных гостей усадьбы, среди которых было немало известных и талантливых людей. Членами Абрамцевского кружка были многие выдающиеся художники, и в экспозицию главного дома входит множество эскизов и авторских повторов картин, известные варианты которых являются достоянием крупнейших музеев нашей страны. Кстати, знаменитая картина "Девочка с персиками", для которой Валентину Александровичу Серову позировала Вера Мамонтова, создавалась в Абрамцеве, в столовой главного дома, также сохранившейся в первозданном виде. А начинается и заканчивается экспозиция театральным залом.
Театральный зал
Здесь проходили спектакли организованного Саввой Ивановичем частного оперного театра, на сцене которого окреп талант Федора Ивановича Шаляпина. Автограф великого певца вышит в числе других на скатерти в красной гостиной, хотя хранители музея, по их собственным словам, далеко не сразу об этом догадались.
Кухня находилась в отдельном строении рядом с главным домом, оттуда хозяевам подавали завтраки, обеды и ужины. Сейчас там размещены предметы из собрания Музея Народного Искусства, организованного Елизаветой Григорьевной Мамонтовой, одним из ее сыновей, Андреем и сестрой художника Василия Дмитриевича Поленова Еленой.
Кухня
Далее наш путь лежал в студию-мастерскую, похожую на сказочный теремок.
Студия-мастерская
Мне уже доводилось видеть майоликовые скульптуры Михаила Александровича Врубеля из серий "Снегурочка" и "Садко" по операм Римского-Корсакова на выставке на Крымском Валу в Москве. В студии-мастерской также представлены скульптуры из этих серий, да и другие работы мастера в технике майолики.
Скульптура М.А.Врубеля "Садко"
Именно здесь, в абрамцевской мастерской, я узнала, что скульптурой занимались очень многие выдающиеся художники. Валентин Александрович Серов, например, создал замечательную корчагу для вина. На ее краю, выбравшись из глубин хмельного напитка, устроился чертенок. И неудивительно, ведь пьянство - страшный грех.
Корчага для вина В.А.Серова
Впечатляет и братина в виде птицы, созданная Александром Яковлевичем Головиным.
Братина А.Я.Головина
Недалеко от мастерской расположился необычный экспонат - "Скамья Врубеля", керамический диван работы знаменитого художника. К сожалению, не слишком воспитанные посетители музея-заповедника периодически отламывали от него кусочки на сувениры. Поэтому после очередной реставрации его поместили в стеклянную витрину с целью не допустить разрушения. Тем не менее, сквозь стекло диван можно отлично рассмотреть во всех подробностях и даже сфотографировать.
Скамья Врубеля
В противоположном конце усадьбы есть еще один теремок, кстати, называемый так вполне официально - бывшая баня, построенная в 1877 году. Сейчас там размещается экспозиция, связанная с абрамцевской столярной мастерской, с которой мы также имели возможность познакомиться.
Баня-теремок
Правда, самый необычный из здешних экспонатов является произведением вовсе не столярного искусства. Это печь с изразцами 1874 года, созданная в мастерской А.П.Бонафеде.
Печь, созданная в мастерской А.П.Бонафеде
Храм Спаса Нерукотворного, в сооружении которого принимали участие многие из художников Абрамцевского кружка, является одновременно частью музейного комплекса и действующим храмом. Во время церковных праздников в усадьбу, как во времена ее хозяев, Мамонтовых, приглашают священника и в храме проводятся богослужения.
Храм Спаса Нерукотворного
Храм был построен и освящен в 1882 году, а чуть позже, в 1891 году, ризницу храма по проекту замечательного художника Виктора Михайловича Васнецова перестроили в часовню. В часовне и у стен храма нашла упокоение почти вся семья Мамонтовых.
Могилы семьи Мамонтовых
Душа сказочника, которой был наделен Виктор Михайлович Васнецов, дала о себе знать и в Абрамцеве. По его проекту неподалеку от храма появилась беседка, известная как "Избушка на курьих ножках". Постройка и в самом деле напоминает обиталище сказочной Бабы-Яги. При виде ее так и хочется воскликнуть: "Избушка-избушка, стань к лесу задом, а ко мне передом!"
Избушка на курьих ножках
Рядом с избушкой устроилась половецкая баба XI-XIII в., привезенная Мамонтовым из Харьковской губернии. Еще одна такая же баба стоит в тени деревьев, неподалеку от бани-теремка. Лет двадцать назад, когда мы с бабушкой были в Абрамцеве проездом (возвращались с другой экскурсии), эти бабы жили на вольной воле, а сейчас они, также как и Скамья Врубеля, помещены в стеклянные витрины, похожие на телефонные будки. Не думаю, что их обижали туристы, скорее всего это было сделано для защиты от непогоды.
Половецкие бабы XI-XIII в.
Природа в Абрамцеве действительно сказочная, не зря она привлекала сюда великих художников. Говорят, липовые аллеи здесь появились еще при первом владельце усадьбы, Федоре Ивановиче Головине. Сейчас июль, и в них царит тишина, можно просто погулять и поразмышлять о своем. А кого-то в их тени, возможно, посетит вдохновение и желание творить.
Липовая аллея в Абрамцеве
Некоторые липы, увы, пришлось спилить по старости, а может, и по болезни. Но оставшиеся от них пни не пропадают без пользы. В некоторых, как это нередко водится в музеях-усадьбах, устроены клумбы, другие превращены в удобные кормушки для птиц и белочек. Один такой пушистый живой экспонат повстречался мне у бани-теремка. Видно, что белочки здесь давно прикормленные, совершенно не боятся людей, грызут семечки, не обращая внимания на направленные на них объективы фотоаппаратов.
Абрамцевская белочка
Обратная дорога оказалась нелегкой, тут и там шел ремонт автотрассы, из-за чего образовались многокилометровые пробки. Однако ни они, ни сопровождавший нас во время прогулки по усадьбе дождь, не испортили прекрасных впечатлений от поездки и хорошего настроения.