Некий Король XX сбегает из своего Малого королевства в результате подлого заговора дядюшки. Его величество вместе с карликом-слугой, единственным человеком, который не бросил его в трудную минуту, пробирается через таинственный лес. Карлик обещает вывести своего господина из леса и провести в Лазурное королевство, где, как он слышал, живет мудрый старец-колдун, который сможет помочь Королю вернуть себе престол.
Сам же главный герой - Король - человек слабохарактерный и капризный, потерявший власть в силу своей инфантильности и легкомысленности. Однако в Заколдованном лесу ему предстоит встретить много разных диковинных существ и даже обрести друга... Причем совсем необычного - некого Болтамуса, представляющего из себя человеческую голову на щупальцах. При первой встрече с ним Король испытывает отвращение, но потом привыкает к этому существу, которое, кстати, спасает его от злобных меченосов - хищных птиц с мечом вместо клюва. Сам же лес хранит в себе много тайн и опасностей, особенно, ночью, но при этом, если путник спит, никакая нечисть не может ему причинить вред. Червяки Блинки, бегающие грибы, Лешаи - все эти паронамальные объекты попадаются на пути путешественников, закаляя характер изнеженного Короля.
К тому же в процессе хождения по чащобам в одну из ночей загадочно исчезает карлик-слуга. И дальше его величеству приходится самому выкручиваться из ситуации и искать дорогу к Лазурному королевству. В итоге, он все-таки благополучно выходит из леса, прощается с уже ставшим ему привычным Болтамусом, и доходит до пункта назначения. За те несколько дней, проведенных в лесу, Король становится более самостоятельным, ему волей не волей приходится принимать решения. В Лазурном королевстве его провожают в замок короля Ачрета Толстое брюхо, мудрого и веселого правителя, при дворе которого приближенные постоянно пируют и не лезут в важные государственные дела. Изголодавшийся Король немедленно приглашается к столу и остается гостить в замке. С ним и там происходят приключения, одно из которых - домогательства некой дамы Милены, положившей на него глаз.
Нетерпеливый Король рвется к Старцу, который мог бы при помощи магии и подсказки лесных духов помочь вернуть ему престол, и Ачрет в скором времени отпускает его туда, но предупреждает, что характер у старика - далеко не сахар. И действительно, гордый и суровый Старец общается с гостем не совсем так, как тому хотелось бы, но ради обещанной впоследствии помощи, ему приходится смириться. Единственной ложкой меда в бочке дегтя оказывается падчерица старика - красивая и загадочная девушка Влада, в которую Король (кстати, сам отнюдь не старый и вполне привлекательный) постепенно влюбляется. Однако и тут ему не везет - у него оказывается конкурент - принц Арт, которого еще раньше занесло к Старцу. Арт ищет свою исчезнувшую мать и Старец обещал ему помочь в этом, но только тогда, когда придет время. А пока молодой человек живет у старика, выполняя его поручения, к тому же ему не безразлична Влада, но он не решается ей об этом сказать. Король и принц воспринимают друг друга в штыки, но более миролюбивый Арт пытается идти на контакт, тогда как оппонент упорно этого не хочет. Король даже предпринимает попытку сбежать из ненавистной лачуги старика, но Влада останавливает его. Вскоре его величеству тоже дают поручения: он вместе с Артом вынужден собирать в поле целебные травы, предназначенные для приготовления лекарств тяжелобольным беднякам. Король капризничает, падает в обморок, дерется с Артом, но страх перед стариком и желание вернуть себе трон, а также крепнувшая привязанность к девушке, заставляет его смиряться и заниматься собирательством, являющимся отнюдь не королевским занятием. Некоторое время спустя Старец посылает молодых людей в город, чтобы они передали приготовленные целебные отвары некому доверенному лицу, который уже в свою очередь разносит снадобья по домам. Король узнает, что все это делается бескорыстно и ничего не требуется взамен, мало того, благодетели (то есть Старец и его люди) остаются инкогнито.
В городе его величество вновь планирует побег, но у него ничего не получается: он натыкается на разбойников и, спасаясь бегством, вновь возвращается к Арту. Король уже не так враждебен к своему "коллеге", однако пытается держаться гордо и высокомерно, чем скорее забавляет, нежели раздражает того. Молодые люди передают корзины с травами незнакомцу в маске, который приглашает их пойти с ним и посмотреть, как происходит весь процесс помощи беднякам. Таким образом, "товарищи по несчастью", также надевшие маски, присутствуют при излечении больных: видят их слезы, радость и благодарность. Король проникается увиденным и размышляет над всем этим на обратной дороге. Однако как следует все обдумать не получается, так же, как и дойти до дома: по пути на Арта и Короля нападают разбойники, те самые, что встретились его величеству еще с утра.
Разбойники захватывают путников в плен в надежде взять за них выкуп, но затем решают их казнить. В темнице горе-путешественники знакомятся с говорящей на жаргоне крысой - Максом, которая затем помогает им сбежать. Единственный путь к спасению - через окно. Однако опять-таки все непросто: оказывается, под окном крутая скала, сорваться с которой легче простого. Но "товарищам" терять нечего - они вылезают в окно, пытаются спуститься, но срываются и шлепаются в пропасть. Но на этом история не заканчивается! Их спасает Ачрет (кстати, именно он является тем самым незнакомцем в маске, к тому же выясняется, что он - сын Старца). Но самая страшная тайна заключается в том, что Король и Арт оказываются братьями по отцовской линии! Причем об этом никто не знает! Это ввергает обоих в шок, но потом в них все же пробуждаются родственные чувства. Ачрет ведет братьев обратно к Старцу, уже готовому (по знаку духов), ответить на все интересующие гостей вопросы. А их накопилось немало!
Оказалось, что и колдуны могут ошибаться! Вот и Старец терпит неудачу - несмотря на то, что он помог братьям встретить друг друга, им снова суждено расстаться. Причем отправиться в Малое королевство, чтобы свергнуть нехорошего дядюшку, должен кто-то из двух братьев - однако, если это сделает Король, то Арт больше никогда не увидит свою мать. Так как именно дядюшка держит ее у себя в плену и успеет надежно спрятать перед приходом Короля. Если же Арт пойдет свергать дядюшку (который даже и не знает об его существовании)- ему удастся отыскать мать и с честью править. А третьего варианта духи не дали: либо так, либо этак. Королю приходится проявить благородство: отказаться от своей мечты вернуть себе престол ради того, чтобы Арт нашел свою мать. Тем более, выяснилось, что у младшего брата даже больше прав на престол, нежели у него самого. Но на этом разочарования его величества не заканчиваются: корыстная Влада, оказывающая знаки внимания обоим молодым людям, в итоге выбирает Арта и хочет вместе с ним править королевством. Король остается с разбитым сердцем и без королевства, зато с изменившимся к лучшему характером и чистой совестью.
Арт и Влада улетают на драконе в Малое королевство, получив напутствия и заклинания тоже выбитого из колеи Старца. Король же вдруг решает пойти в Заколдованный лес, чтобы навестить своего единственного друга - Болтамуса. Старец исподтишка благословляет уходящего гостя. Теперь ему суждено стать королем леса.
Вторая сюжетная линия (идущая параллельно): описание того, что происходит в Малом королевстве, пока Король путешествует. Дядюшка - герцог Дурашибальд не теряет времени даром и с помощью интриг и злодейств наводит в королевстве тоталитрарный режим, который еще больше не устраивает жителей, чем ничегонеделание предыдущего правителя (то есть Короля). Дурашибальд, помимо других нехороших поступков, держит в плену бывшую жену своего брата (мать Арта). Он не знает, что она не является матерью Короля... Да и вообще история весьма запутанная (но в процессе всей этой истории вроде все становится понятным: она раскрывается постепенно и не такая запутанная, как может показаться при прочтении синопсиса. Это не Санта-Барбара)! Еще немаловажный момент - Дурашибальд серьезно болен, но об этом никто не знает. Его мучают мигрени и голоса.
Здесь же появляется потерянный в начале истории слуга-карлик: он портит некоторые планы тирана.
Линия про Дурашибальда заканчивается его нехорошими предчувствиями, которые в полной мере сбываются.
Основная мысль: показать, как меняется характер человека под воздействием обстоятельств. Эгоистичный и ленивый Король превращается в благородного и смелого человека. Во всяком случае, виден какой-то прогресс. Его самая заветная мечта не сбывается, но он понимает, что есть нечто более ценное, чем власть и престол.