Кукушкин Игорь Анатольевич : другие произведения.

Abbey Road - Конец Пути

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статью я написал в начале октября этого года, мне хотелось сделать подарок всем, кто любит "Битлз", их множество. С множественным подарком вышел курьез: он застрял в редакции нашей рижской газеты "Час", поскольку "слишком эмоционален, эссеистичен и не вписывается в формат, хотя статья хорошая". В конце концов, я уверен, подарок дойдет по назначению, так или иначе. А "формат", как тесный мундир, надо по праздникам оставлять в шкафу.


   Abbey Road - Конец Пути.
  
   Сорок лет назад, в октябре 1962 года "Битлз" выпустили первую сорокопятку с Love Me Do и P.S. I Love You, положив начало истории ярчайшего музыкального явления 20го века. Семь лет спустя, тоже в октябре, они выпустили Abbey Road, который стал их лебединой песней. Последний Альбом "Битлз" вышел с большой буквы, поразительно сильный и сложный, эмоционально непохожий на большинство предшествующих их работ. В этом шедевре современного искусства слились воедино и смерть гениальной группы, и рождение новой эры рока. Альбом вобрал в себя разнообразнейшие музыкальные и поэтические идеи и стал произведением, в итоге значащим неизмеримо больше, нежели просто сумма этих идей. Abbey Road не только великий взлет, творческий пик группы, он одновременно и прекрасная человеческая победа Джона, Пола, Джорджа и Ринго над своими слабостями, достойное завершение правдивой истории и великой Сказки рока.
  
   В начале июля 1969 года Пол Маккартни позвонил Джорджу Мартину и сказал, что группа хочет записать новую пластинку. Мартин поначалу отказался: "Я не хотел браться за новый альбом, еще свежи были психологические раны, полученные во время записи Let It Be. Мысленно я поставил крест на работе в студии, группа распалась. Джон принимал сильные наркотики и ни с кем не желал считаться, возненавидел Джорджа и Пола. Бесконечные стычки по самым разным поводам, несколько настоящих драк, работать было невозможно. Я не хотел продолжения кошмара и сказал, что не вижу смысла ничего начинать, но Пол сказал: "Мы хотим записать альбом, как раньше". Мы встретились в студии, как встречаются дома родные люди после долгой разлуки. Все понимали, это последний наш альбом и трудились сообща, и у нас получилась прекрасная работа. Как раньше".
  
   Осенними вечерами приходят к нам старые добрые сказки. Любят они, когда рассказывает их собравшимся друзьям искусный мастер. И созывает друзей песней Соберемся Джон Леннон, достойнейший рассказчик среди великих английских сказочников - Кэррола, Грэйема, Миллна. Соберемся же и послушаем яркую сюрреалистическую музыкально-поэтическую мозаику, выложенную Джоном, его прощальный замысловатый каламбур-с-раскланиванием перед страной, которую он долгие годы с любовью населял образами своей поразительной, неистощимой фантазии, его сдавленное, приглушенное "Ура!" в час расставания с любимыми местами и персонажами - Моржом, Земляничными Полянами, Стеклянными Луковицами, с Небесами, где летает Люси и парит Мистер Бумажный Змей. Здравствуйте и прощайте! Не будет больше у Джона таких песен-сказок, и плывут уже незримо в воздухе строки из его песни "Бог" с сольной пластинки Plastic Ono Band: "мечта умерла".
  
   В 69м “Битлз” заканчивались, они умирали и даже из песен Пола Маккартни ушла, как уходит в дождливую осень долгое ясное лето, всегдашняя его чудная романтическая приподнятость и оптимизм. Тяжесть, тяжесть. Стонет и мечется Джон, сходя с ума в Я хочу тебя, ревет Пол в Дорогая! Где ты, покой души?
  
   Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана... Изучала Джоан на дому мудреную науку - патомефизику, и вдруг стук в дверь. Тук, тук, кто там? Да Маккартни это, Маккартни решил пошалить Серебряным Молотком Максвелла. Веселая насмешливая картинка в трех куплетах с по-детски торжествующей несправедливостью в финале о некоем Максвелле Эдисоне, в первом куплете - студенте медицины, в заключительном - маньяке, пристукнувшем серебряным молотком сначала Джоан, затем преподавательницу и наконец, зазевавшегося судью. Слушатель, воскликни, уподобившись Станиславскому: не верю! Не Маккартни это, слишком мрачно! Мрачный мажор, это по части Рэя Дэвиса и Алану Прайса. И проверка слуха напоследок: во втором куплете на слове behind Пол явно хотел чихнуть, зевнуть, почесать нос или все вместе, взял неверную ноту, и следующее слово writing пропел, фыркнув от смеха.
  
   В преддверии конца “Битлз” взошло солнце Джорджа Харрисона и он расцвел двумя пленительно нежными, чистыми песнями о любви. Фрэнк Синатра назвал его Что-то "одной из величайших песен о любви"; ни поэтически, ни мелодически она не уступает ни одной песне Леннона-Маккартни. Джордж вышел наконец из тени, поверил в себя и обрел душевный покой, о котором молили Джон и Пол. Восходит Солнце Джорджа просто светится оптимизмом и надеждой, в ней живет по-детски восторженное ожидание чуда. Все приходит и все проходит!
  
   Пройдем и мы. Куда? Ну, например, туда, откуда веселые и добрые песни берутся. Плыл как-то Ринго на шхуне, плыл и проголодался, а капитан предложил ему осминога на обед. Ринго отказался и тогда хитрый капитан стал рассказывать ему, прямо как Морж Устрицам, как очень головоногие осминоги, очевидно начитавшись Вольтера, украшают свой сад всякими блестящими штучками и камешками и оттого кушать их весьма и весьма приятно. Съел ли Ринго осминога история умалчивает, а вот история капитана пришлась ему по вкусу, и с небольшой помощью Джорджа он написал веселую и добрую песню о том, как хорошо в Саду у Осминога. И так как сюжет ее "подводный", кое кто считает ее неким продолжением Желтой Подлодки. Почему бы и нет?
  
   Почему же, почему? Да Потому что, когда Йоко Оно играла Лунную Сонату Бетховена, Джон послушал, подумал и попросил ее сыграть аккорды выровот-нашировот, вот и вышло Потому что. Стихи очень красивые, в них есть невинность ребенка, радующегося простым и вечным вещам - голубизне неба, свежести ветра и теплу солнца. И грусть, оттого, что мир - круглый. (Так и хочется добавить: и оттого, что люди слишком часто тоже круглые, но по другому поводу).
  
   А на обратной стороне этой допинкфлойдовской луны - двадцать дивных минут "карманной симфонии" из фрагментов незавершенных песен Пола и Джона. И начинается она с денег. Деньги, деньги, дребеденьги... Ты никогда не даешь мне денег - плач в трех частях о несчастной любви и отсутствии настоящих денежных знаков, а не бумажек их заменяющих. Вторая часть, повествующая о мрачных перспективах выпускника колледжа без гроша в кармане - О, это дивное чувство - некуда деваться! исполняется фирменным голосом Маккартни а ля Lady Madonna и Back In The USSR. И заключительная, отчаянно Сладкая Мечта: утереть слезу, сесть в лимузин, наплевать на все, дать по газам да и уехать с любимой в новую жизнь.
  
   Постой паровоцци, не стуканто колеццы... В 1980 году Леннон заявил: "Король Солнце - фуфло". Совершенно очевидно, что он имел в виду Людовика XIV, а не свою песню, заканчивающуюся потрясающе мелодичной бессмысслицей из итальянских, испанских и португальских слов. Любителям докапываться до сути Джон разъяснил: "Да баловались мы, баловались. Распевали quando para mucho, Пол со школы помнил пару слов по-испански, ну и разошлись". Но, позвольте, должен же быть смысл, как же без него? Смысл появляется, если в конце фразы "Уно уно уно уно моменто" пропеть с чувством волшебное слово "сакраменто".
  
   Не любили Битлз ничего пресного, а любили Сержанта Перца и Злого Мистера Горчицу, которые проживали в Англии, придуманной Джоном Ленноном. Злюка Горчица получился из газетной статьи о старом скряге, прятавшем деньги куда только можно и куда только нельзя, а портрет его сестры Пэм позволила Джону списать с себя бомжиха из Гайд-Парка, которая для удобства все свое носила с собой в полиэтиленовом мешке. И дался же Джону этот полиэтилен! Еще один кулинарно-поэтический рецепт от Леннона: берется одна стародавняя поклонница "Битлз" с ливерпульских времен, по прозвищу Полиэтиленовая Пэт. Еще берется эксгибиционистка, наряжавшаяся в полиэтиленовый мешок. Смешать обеих, добавить острот по вкусу и получится Polythene Pam.
  
   Она вошла в открытое окно ванной комнаты - ну и что? Твоя ванная комната, ты и разбирайся, кто вошел, зачем и причем здесь серебряная ложка. А, снова Маккартни, ну и славно тогда, что ложка, а не молоток. Лучше и не пытаться связно истолковать весь текст от начала до конца, Пол слишком глубоко зарыл собаку. Великолепная и одна из наиболее запоминающихся песен на альбоме, демонстрирующая способность Маккартни играть словами не хуже Леннона.
  
   Когда-то еще можно было вернуться домой, когда-то... Спи дорогая, не плачь, я спою тебе колыбельную и приснятся тебе Златые Грезы. А нам - Нести Свой Крест до конца, но нести крест "Битлз" осталось совсем недолго, вот уже начинается Конец последнего Альбома. И простое, но мощное, впечатывающееся в мозги соло Ринго на ударных, и вот уже Джордж, Джон и Пол ведут дуэль на трех гитарах и бьется тонкий пульс клавиш и гитарные завитки, как белые, разлетающиеся в разные стороны птицы, и последняя строка, заключительные слова которой подхватывает оркестр и несет бережно на своих сильных, любящих руках. И летит и звенит в воздухе великая эпитафия Великой группе: "И в конце Пути тебя ждет столько любви, сколько ты ее отдал."
  
   "Это все, что останется после меня, это все что возьму я с собой..."
  
   Все же последнее слово предоставляется Ее Величеству. Однако от кого она так далеко спряталась? Ах, от Злого Мистера Горчицы и Polythene Pam, меж которых ее неосмотрительно поместил поначалу Пол. В столь дурной компании Ее Величество терялась, а чтобы случайно она совсем не потерялась, инженер звукозаписи перенес ее в самый конец пленки, и позже Пол решил, что там ее почетное место.
  
   Ее Величество - красивая девчонка
   Глотну для храбрости - в любви признаюсь ей
   Ее величество - премилая девчонка
   И очень скоро согласится быть моей.
  
   Именем Ее Величества премилой девчонки Сказка и заканчивается. Конец одного щемяще прекрасного Пути и начало четырех новых. Это было неплохо, это было совсем неплохо, это было здорово, великолепно, потрясающе и черт-дери-как-хорошо! И идут вечной веселой солнечной осенью по Аbbey Road Джон, Ринго, Пол и Джордж. Идут, окруженные огромной любовью, потому что всю свою любовь вложили в музыку и подарили ее миру, и он стал гораздо лучше. Cпасибо, друзья!
  
   P.S. - I Love You.
  
   Игорь КУКУШКИН
   =============================================
   Стихотворный перевод Наталии Нечипоренко, г. Вильнюс.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"