Всем хорошо известна заповедь Божья: "возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22,39). О любви к ближнему говориться в самом Священном Писании, о любви к ближнему высказывались святые отцы, и добавить к сказанному что-либо новое весьма сложно. Но когда рассматривают эту заповедь, обычно обращают внимание только на ее первую часть - "возлюби ближнего твоего", а вторая ее половина - "возлюби... как самого себя", остается в тени. Поэтому возникает вопрос, а нужно ли любить самого себя, и что значит любить самого себя?
Безусловно, любить самого себя нужно, ведь Христос не говорил "возлюби ближнего твоего, а себя не люби". У Иоанна Богослова есть такие слова: "кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1-е Ин. 4,20). Если любовь к Богу проявляется через любовь к ближнему, т.е. любовь к ближнему есть ступень на пути любви к Богу, то и любовь к самому себе есть не что иное, как ступень на пути любви к ближнему. Как человек может любить ближнего своего, если он себя ненавидит? Иначе говоря, без любви к самому себе невозможно любить ближнего, без любви к ближнему невозможно любить Самого Бога.
Но что значит любить самого себя? Что бы ответить на этот вопрос возьмем для примера жизнь двух людей. Первый - это угодник Божий, не важно кто именно, но это человек часто в скорбях и болезнях, постом и бдением иссушающий свое тело, находящийся постоянно в трудах и молитвах. И второй - это обычный современный человек, заботящийся о своем благополучии и, по мере своего достатка, старающийся получше питаться, одеваться, следить за своим здоровьем. На первый взгляд может показаться, как ненавидит себя первый и как любит себя второй. Глубоко ошибется тот, кто так подумает. Давайте разберемся. Для чего угодник Божий переносит все эти труды и лишения? Он борется с грехом, он борется со страстями, воюющими в наших членах, он всею душою стремиться к Богу, и конечная его цель - соединение с Богом, Царствие Божье. Но неужели он стремится попасть в Царствие Божье из ненависти к себе? Конечно же нет, он желает себе лучшей доли, желает себе добра, а значит он любит себя.
А теперь посмотрим на второго человека. Заботится о себе, о своем здоровье, безусловно, нужно и правильно делает тот, кто так поступает. Но если это становится единственной целью и смыслом жизни, то горе такому человеку. Именно к нему, как в притче о богаче и нищем Лазаре, будут обращены слова Авраама: "чадо! Вспомни, что получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь" (Лк. 16,25). Ну и что получается, если человек сам себя приводит к мукам вечным, разве это он себя любит? Да такой человек для себя же первый враг и ненавистник.
Значит, любить себя - это желать себе добра? Не совсем так. Нет ни одного человека в мире, который желал бы себе злое, все хотят себе добра. Просто у людей разные взгляды на жизнь и разные представления о добре и зле. Так угодник Божий считает, что жизнь коротка, и за то время, что нам отпущено, надо успеть подготовиться к встрече с вечностью, с Богом. Другой человек считает, что жизнь коротка, после смерти ничего не будет, и надо успеть получить от жизни максимум удовольствий, что бы умирая, было что вспомнить. Несчастный такой человек, находясь на смертном одре, он будет утешать себя воспоминаниями о тех делах, которые за порогом смерти не представляют никакой ценности и, к сожалению, такой человек до самого своего конца может оставаться в неведении, в греховном обольщении. А облегчать себе смертные муки воспоминаниями о том, что ты когда то провел бурную жизнь равносильно тому, как если бы умирающий от жажды человек утешал себя воспоминаниями о том, что он когда то вдоволь попил студеной воды. Вот и выходит, в одном случае желание себе добра приводит к жизни вечной, в другом случае - к вечным мукам. Следовательно, истинная любовь к самому себе это не просто желание себе добра, а желание соединиться с Богом, стремление к Богу.
Как же реализовать любовь к самому себе на практике, в повседневной жизни? На первый взгляд ответ на этот вопрос очень прост: все, что приближает тебя к Богу, надо принимать и приветствовать, а все, что удаляет от Бога - отвергать и отбрасывать. "Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему" (1-е Пет. 3,11). "Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь добру" (Рим. 12,9). Все те, кто способствует сближению с Богом - твои друзья, в первую очередь, это Сам Господь наш Иисус Христос. Все, кто удаляют или отвлекают от Бога - твои враги, в первую очередь это человекоубийца от начала - диавол (Ин. 8,44).
Но на самом деле не все так просто. Враг рода человеческого принес в мир грех, и этот грех стал преградой между людьми и Богом, посеял вражду и распрю между самими людьми, привел к разделению и вражде внутри самого человека. Человеческая плоть, как взятая от земли, тянется ко всему земному, человеческий дух стремиться к Богу, а душа человеческая мечется между духом и плотью, между землей и небом. Развернуть душу и тело от земного к небесному, погасить пламень страстей, греховных привычек, иначе говоря - победить грех, очень и очень трудная задача, а без Божьей помощи и вовсе не выполнимая. Не враги мы себе - это грех нарушил в нас гармонию, единство души и тела; не враги мы друг другу - это грех разделяет и делает нас ненавистниками; не враги мы Богу - это грех не допускает нас приблизиться к Нему. "Бог есть любовь" (1-е Ин. 4,16). Бог потому и пришел на землю, чтобы устранить всякий грех и беззаконие и дать людям любовь. "Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" (1-е Ин. 3,8). Поэтому нам необходимо любить самих себя, любить своих ближних, и конечно же, любить Самого Бога.
Есть еще один вопрос, который может привести в смущение человека. Если посмотреть на подвижников веры и благочестия, угодников Божьих, то мы видим, что их жизнь являет нам собой пример постоянного самоограничения, каких-то искушений и лишений, скорбей и страданий. Получается так, что путь к Богу проходит через лишения, скорби и страдания? "Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян. 14,22). И нет ли здесь соблазна - если страдаю я, то пусть пострадают и окружающие меня люди, ведь я их тоже люблю и хочу, что бы и они через скорби пришли к Богу. Что на это сказать. Любовь - это не есть страдания, и уж тем более, любовь - это не есть желание страданий своим ближним. Любовь - это скорее сострадание и желание облегчить жизнь своего ближнего. "Любовь не делает ближнему зла: итак любовь есть исполнение закона" (Рим. 13,10). "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Галл. 6,2). И не сами страдания приближают к Богу, а то, как человек их переносит: без ропота, с кротостью и терпением. "Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его" (Иак. 1,12). "Претерпевший же до конца спасется" (Мф. 24,13). Однако люди имеют разные духовные силы к перенесению искушений, и что для одного спасительно, то для другого может быть гибельным. "Кто может вместить, да вместит" (Мф. 19,12).
Откуда же берутся все эти искушения, соблазны и скорби? У всего этого есть только один источник - искуситель или диавол. Ибо "...Бог не искушается злом и Сам не искушает никого" (Иак. 1,13). Все, что есть в мире и жизни человека негативного: теснота, скорби, болезни и смерть - все это есть следствие греха. Но если всего этого так много в жизни угодников Божьих, то неужели они такие грешные люди? Конечно же нет. Ф.М.Достоевский говорил: жизнь есть борьба между добром и злом, и поле битвы проходит через сердце человека. Все мы воины Христовы. И как в обычной армии мудрый полководец никогда не пошлет новобранца на тяжелый участок фронта, так и в нашем случае: на передней линии огня стоят опытные бойцы - святые угодники Божьи, подвижники веры и благочестия. А быть молитвенником, помощником, ходатаем и заступником пред Богом не только за самого себя, но и за всех людей - это большой подвиг, вот и обрушиваются на них темные силы всей своей мощью, с полным набором своих страшных орудий. И если бы не было у нас таких молитвенников, то вся эта масса навалилась бы на наши неокрепшие души, и тогда бы нам всем пришлось очень и очень тяжко. А то, что угодники Божьи ведут аскетический образ жизни, так ведь ни один воин не выходит на битву, если не будет готов духовно и физически. А потому "облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Итак станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекитесь в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите шит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие" (Еф. 6.11,14-17).