Аннотация: Философия политики, национальное единство, государственная идея, проект гражданской нации
Неудобные вопросы всем - 4
Некогда была идея создания гипернарода - советские люди. В итоге должны были исчезнуть национальные различия и появиться одна большая нация. Об этом событии торжественно объявил на XXII съезде КПСС Н.С. Хрущев, сказав, что сложилась новая историческая общность. Далее об этом, что вполне понятно, стали говорить постоянно.
В словаре ЈНаучного коммунизма" (1983 год), под редакцией академика А.М. Румянцева, под советским народом понимали Јновую историческую, социальную и интернациональную общность людей, возникшую в СССР на основе победы социализма, преодоления классовых и национальных антагонизмов, сближения различных классов, социальных групп, наций и народностей в результате построения развитого социалистического общества и утверждения теснейшего, нерушимого единства всех классов и социальных слоев, всех наций и народностей, гармонических отношений между ними. Это - социалистический союз, своего рода социальный сплав всех трудящихся нашей страны, имеющих общую Родину - Союз ССР, общее мировоззрение - марксизм-ленинизм, общую цель - коммунизм. Образование исторически новой социальной и интернациональной общности - С. н. означает, что решающее значение у нас постепенно приобретают общие, не зависящие от социальных и национальных различий черты поведения, характера, мировоззрения советских людей".
Там еще много красивых слов можно найти о той радости, которую испытывают советские люди за свой политический строй. Несмотря на всю спорность понятия Јсоветский народ" разговоры про Јсоветскую нацию" велись уже регулярно, подпитываясь хилиастическими ожиданиями светлого будущего. И это было крайне важно, так как для любого большого рассказа - метанаррации, важно его композиционное единство, где есть начало, там должно было быть и логическое завершение. К процессу написания новой метафизики подключились и штатные работники отделов партийной пропаганды, философы марксистско-ленинской формации, политэкономы и советские писатели.
Здесь достаточно вспомнить известного фантаста Ивана Ефремова, описавшего счастливое общество будущего, живущее в эпоху ЈЭры Встретившихся Рук". Какой оптимизм и вера в человека идеального будущего, мира реализованного коммунизма. В этом мире отсутствует политика и царит единый язык.
К созданию нового человека, как известно, приступили еще в первые годы советской власти. Вся система образования с дошкольника и до студента вуза реализовывала план по воспитанию Homo soveticus - новой исторической общности. С позиции потребностей политической системы тоталитарного и посттоталитарного толка это явление вполне объяснимо. Необходимо было добиться максимального единства общества. И системе удавалось длительное время поддерживать иллюзию реализации идеи, которая в итоге выхоластилась и превратилась в пустые фразы. Уже в конце 80-х годов был отмечен рост сепаратизма, а в 1991 году была поставлена своеобразная точка на проекте национального строительства: надэтническая идентичность так и не смогла снять проблемы различия, что и было продемонстрировано в момент распада СССР.
Впрочем, сказанное выше известно и вполне могло бы лежать и пылиться на полке истории, если бы не удивительная способность к повторам в России, где неспособность к обнаружению новых идей или их освоению заставляет судорожно хвататься за идеи прошлого. Образно это явление представил французский историк Жорж Соколофф в книге ЈБедная держава", описав обратное движение в СССР 1970-х годов к Российской империи середины XIX века. Желание стать блистательной Портой явно не оставляет и нынешнее руководство России, нуждающемся в очередном единении своего народа как подданных, а не свободных граждан.
На фоне идеи о народе-победителе сегодня поднимается тема создания российской нации, призванной возродить великую страну. Не важно, что миф не получил своего завершения, оставаясь скорее постмодернистским подобием или симулякром, но иного пока не придумали, тогда как законы жанра требуют немедленных действий. Вот только имперский проект не просто требует всё больших и больших затрат, он способен пожрать себя и тех, кто за ним стоит. Стоило бы вспомнить из собственной истории про народ-богоносец, слинявший некогда в два, максимум - в три дня и оказавшийся на проверку Јсерой сволочью". Но это уже из классиков...