Мифы и легенды...кто в детстве ими не увлекался? Наверняка, у каждого из нас в книжном шкафу в обязательном порядке наличествовали толстенькие сборники "Сказок" того или иного народа, полными захватывающих дух историями, сюжеты которых словно были почерпнуты друг у друга.
Ну, а чуть повзрослев, многие из нас принимались сочинять и собственные страшилки, где бы непременно фигурировала черная-пречерная рука, старая соседка по подъезду (всенепременно ведьма!) и гроб на колесиках.
Большинство из нас, переболев этой тягой к страшилкам и сказкам в юном возрасте, увлеклось куда более половозрелыми проблемами и начисто позабыло об увлечениях юности. Однако не стоит забывать о тех, кто продолжает испытывать тягу к ужасам и мифам, переступив шестнадцатилетний порог.
В числе оных оказалась и Ольга Вербовая, представившая свой рассказ "Реальная жизнь" на Конкурс Критики, и попытавшаяся совместить мистический флер египетских легенд с грубовато-разухабистой легендой про упыря в Балашихе, приправив все это витиеватой любовной историей. Только ли вкусным ли вышло у Ольги подобное "блюдо"?
Прежде, чем говорит непосредственно о сюжете "Реальной жизни", стоит сказать пару слов о персонажах, на коих весь этот сюжет держится. Главных героев в рассказе двое - журналист Андрей, за неслыханно короткие сроки поднявшийся аж до главного редактора газеты, и любительница египетских мифов Лиза, когда-то активно тусовавшаяся с Андреем среди пирамид, а затем резко шатнувшаяся в экологию и защиту родных лесов.
Собственно, ничего особенного про персонажей сказать нельзя - их будто бы и нет. Посвятив рассказ медленно нарастающему конфликту между Андреем и Лизой, Ольга не позаботилась о том, чтобы наделить их хоть какими-то мало-мальски яркими чертами, дабы они вызывали хотя бы толику эмоций. Увы. Персонажи блеклые и полупрозрачные,и их поступки им под стать - герои действуют будто во сне, еле-еле передвигая конечности. Уже с первых абзацев Андрей производит впечатление полностью бесхарактерного, хорошо управляемого существа: не живет, а плывет по течению, покорно исполняя все приказы вышестоящего начальства, не оживляясь даже на страшный сон про упыря. Будто бы так и надо.
Лиза, позиционирующаяся, как активный борец за экологию, тоже не выглядит особо активной девушкой. Вся ее "борьба" заключается в визите в газету и просьбе опубликовать альтернативный проект строительства трассы. Когда же становится известно о вырубке леса, она опускает лапки и с тяжелым вздохом подчиняется судьбе, мол, так тому и быть. А то, что упырь может вырваться - что в этом такого, авось, пронесет.
Второстепенные персонажи не отстают от главных в плане невзрачности: они сливаются с общим фоном, производя впечатление безликой массы. Нет ни единого героя, которого хотелось бы выделить, а запоминается лучше всего, почему-то, пресловутый упырь, наверное, в силу того, что на нем было акцентировано наибольшее внимание.
Сюжет рассказа, как и было сказано выше, представляет из себя разношерстное "блюдо" из всего, что сумела зацепить фантазия и память Ольги. Египетские легенды мирно соседствуют с городскими преданиями про нехороших кровососущих тварей, где-то плетется параллельная линия коррупции и продажности прессы; тут же Лиза с придыханием рассказывает о своей неземной любви к мужу. Будто бы автору показались интересными и увлекательными несколько сюжетных завязок, она начала их развивать отдельно друг от друга, однако свести в общую картину то ли побоялась, то ли не сумела. Вообще, основной, и самый крупный минус повествования - его обрывочность. События несутся со страшной скоростью, перескакивая на два-пять-десять лет вперед, отчего рассказ превращается в паззл, половина деталей которого утеряна, а еще из половины безуспешно попытались сложить цельный рисунок. Ольга не удосуживается объяснить нам, что происходит с героями в этих самых промежутках, и спонтанно взрослеющие и приобретающие квартиры на Арбате персонажи выглядят странно и неуместно. Претендуя на жанр "хоррор", рассказ соответствует ему весьма и весьма слабо; упырь упоминается как-то буднично и без страха; расправа над ним и вовсе приобретает налет комичности, особенно, при упоминании про грязно ругающийся труп.
Под финал вылезает и вовсе неуместная любовная линия, которую автор начинает вдруг описывать с таким жаром и пылом, что немедленно становится ясно: вот оно - то, ради чего, собственно, все и затевалось. Становится, правда, неясна роль всего сыр-бора с Андреем и упырем, но читателя так и оставляют в недоумении.
Сугубо непонятен и смысл названия. "Реальная жизнь" - чья жизнь имеется в виду? Лизы? Так у нее, вроде бы, и так все вполне себе реально. Андрея? Он твердо стоял на ногах, не верил ни байкам про нечисть, ни сказкам про египетских богов. Может быть, подразумевается конфликт между вымышленным миром мифов и реальным? Но, даже если и так, тема этого конфликта не раскрыта абсолютно. В общем, оставляю смысл заголовка и его связь с содержанием рассказа на усмотрение читателей.
Язык "Реальной жизни"...ничего плохого про него сказать нельзя. Хорошего, впрочем, тоже. Он пресный и не блещет особыми литературными изысками, под стать описываемому сюжету. Иногда создается ощущение, что читаешь не литературный текст, а некую документальную хронику - настолько безжизненно ведется повествование. Диалоги веют сухостью: герои будто вымучивают из себя каждую фразу. Попытка хоть как-то приукрасить текст, добавить в него жизни проскальзывает лишь ближе к финалу, когда основное внимание вдруг заостряется на романтической линии между Лизой и мужем.
К моему великому сожалению, плюсов у "Реальной жизни" совсем немного. У автора не получилось свести воедино параллельные сюжеты, будто относящиеся к разным мирам, однако, если рассматривать каждую сюжетную завязку в рассказе по отдельности, абстрагируясь от остальных, то перед нами возникает вполне себе неплохой очерк о коррупции в сфере российского СМИ/полумистическое повествование о мифах и легендах Египта/городская легенда про упыря/рассказ про трепетную любовь к мужу. Увы, в своем стремлении свалить все яйца в одну корзину и объять необъятное Ольга Вербовая не преуспела.
Итог: 4 балла из 10. Ничем не примечательный, проходной рассказ; из тех, что с легкой руки автора определяются в жанр "хоррор", но никоим образом не пугают и не ужасают читателя. Хотелось бы дать Ольге Вербовой искренний совет: определитесь, в каком жанре Вам все же хочется писать, придумайте полноценную историю, с цельным сюжетом, без каких-то либо "вкраплений". Уверена, у Вас получится неплохо, при условии, что Вы тщательно поработаете и над образностью и живостью языка.